Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»
рабочая программа (старшая группа)

Дементьева Лариса Юрьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дополнительная образовательная Программа физкультурно-спортивной направленности, составлена с учетом Программы оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой и направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 Рабочая программа  дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши» для детей подготовительного возраста   5-7 лет составлена на основе программы дополнительного образования  физкультурно-спортивной направленности «Крепыши».

Рабочая программа  ориентирована на использование учебно-методического комлекта: «Здоровый малыш» под редакцией  З.И. Бересневой, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 Рабочая программа рассчитана на 36  периодов  непосредственно образовательной деятельности   (1  раз в   неделю), длительностью – 30 минут.

Программа рассчитана  на детей в возрасте 5-7 лет.  Дети принимаются в группу по результатам медицинского осмотра.

  Цель: профилактика плоскостопия  как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Задачи: сохранять и укреплять здоровье детей;

формировать правильную осанку и развивать все групп мышц. Исправление имеющейся деформации стопы;

укрепление мышц, формирующих свод стопы;

формирование и закрепление навыка правильной  ходьбы.

развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость);

формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.

воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;

воспитывать чувство уверенности в себе.

  

 Формы работы с детьми: содержание Программы  включает в себя работу: 

·         профилактика  и коррекция плоскостопия у детей.

Содержание занятий по профилактике нарушений осанки и профилактике плоскостопия включают: ходьбу, бег, упражнения на равновесия, лазание, дыхательные упражнения, прыжки,  игры. Занятия проходят в игровой форме и  содержат игровую мотивацию.

Методика составления комплексов оздоровительных периодов НОД состоит из трех частей:

- подготовительная часть; - основная часть; - заключительная часть.

В подготовительную часть включают общеразвивающие и корректирующие упражнения, соответствующие нарушениям плоскостопия. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений.

 В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия.

 Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений  конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.

С целью профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются без обуви.

Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.

 

 Ожидаемые результаты:

- Формирование правильной осанки, укрепление сводов стопы

- Умение удерживать равновесие и предмета на голове

- Умение  захватывать пальцами ног предметы и пере­кладывать их с места на место

- Сформированность навыка ходьбы на месте, не отрывая носков от пола

- Укрепление организма ребенка в целом

- Сформированность у детей желания ежедневно заниматься физическими упражнениями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

1.Консультация «Причины плоскостопия»

2.Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

3.Практическое занятие с родителями  «Обучение элементам массажа  стоп»

4.Оформление странички здоровья: «Профилактика плоскостопия», «10минут для здоровья ног»

5.Презентация «Плоскостопие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_krepysh.docx63.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

дополнительного образования

физкультурно-спортивной направленности

«Крепыши»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

воспитатель Дементьева Лариса Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020- 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дополнительная образовательная Программа физкультурно-спортивной направленности, составлена с учетом Программы оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой и направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 Рабочая программа  дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши» для детей подготовительного возраста   5-7 лет составлена на основе программы дополнительного образования  физкультурно-спортивной направленности «Крепыши».

Рабочая программа  ориентирована на использование учебно-методического комлекта: «Здоровый малыш» под редакцией  З.И. Бересневой, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 Рабочая программа рассчитана на 36  периодов  непосредственно образовательной деятельности   (1  раз в   неделю), длительностью – 30 минут.

Программа рассчитана  на детей в возрасте 5-7 лет.  Дети принимаются в группу по результатам медицинского осмотра.

  Цель: профилактика плоскостопия  как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Задачи: сохранять и укреплять здоровье детей;

формировать правильную осанку и развивать все групп мышц. Исправление имеющейся деформации стопы;

укрепление мышц, формирующих свод стопы;

формирование и закрепление навыка правильной  ходьбы.

развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость);

формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.

воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;

воспитывать чувство уверенности в себе.

  

 Формы работы с детьми: содержание Программы  включает в себя работу: 

·         профилактика  и коррекция плоскостопия у детей.

Содержание занятий по профилактике нарушений осанки и профилактике плоскостопия включают: ходьбу, бег, упражнения на равновесия, лазание, дыхательные упражнения, прыжки,  игры. Занятия проходят в игровой форме и  содержат игровую мотивацию.

Методика составления комплексов оздоровительных периодов НОД состоит из трех частей:

- подготовительная часть; - основная часть; - заключительная часть.

В подготовительную часть включают общеразвивающие и корректирующие упражнения, соответствующие нарушениям плоскостопия. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений.

 В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия.

 Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений  конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.

С целью профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются без обуви.

Следует отметить, что для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.

 Ожидаемые результаты:

- Формирование правильной осанки, укрепление сводов стопы

- Умение удерживать равновесие и предмета на голове

- Умение  захватывать пальцами ног предметы и перекладывать их с места на место

- Сформированность навыка ходьбы на месте, не отрывая носков от пола

- Укрепление организма ребенка в целом

- Сформированность у детей желания ежедневно заниматься физическими упражнениями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

1.Консультация «Причины плоскостопия»

2.Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

3.Практическое занятие с родителями  «Обучение элементам массажа  стоп»

4.Оформление странички здоровья: «Профилактика плоскостопия», «10минут для здоровья ног»

5.Презентация «Плоскостопие»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

План

Цель НОД

Содержание  НОД

1

1.09

1.Развитие ловкости, координации движений, укрепление мышц и связок

 

2. Совершенствовать прыжки на одной ноге

I часть.  Корригирующая ходьба «Наши ножки идут по дорожке»

II часть. Комплекс упражнений «Весёлый зоосад»

·         Прыжки по узкой дорожке на двух ногах

·         Стоять на одной ноге, на другой держать косичку

П\и  «Здравствуй- догони»

III часть. «Я прошу свой пальчик»

2

15.09

1.Упражнять в ползании по гимнастической скамейкой

 2. Развитие ловкости, координации движений, укрепление мышц и связок стоп.

I часть.  Корригирующая ходьба «Наши ножки идут по дорожке»

II часть. Комплекс упражнений «Весёлый зоосад»

·         Стоять на одной ноге,на другой держать косичку

·         Ползать по скамейке

П\и   «Рыбалка»

III часть. «Я прошу свой пальчик»

3

22.09

1. Общее укрепление мышц туловища и конечностей, развитие быстроты реакции

 2.Учить сохранять равновесие

I часть.  Корригирующая ходьба ««На дне рождения»»

II часть. Комплекс упражнений    комплекс «Утята»

На набивном мяче (равновесие)

Вход на скамейку и сход с нее по наклонной доске.  П.и  «Загони льдинку»

III часть««Я прошу свой пальчик»

4

29.09

1. Упражнять в прыжках

 2. Общее укрепление мышц туловища и конечностей, развитие быстроты реакции и внимания.

I часть.  Корригирующая ходьба ««На дне рождения»»

II часть. Комплекс упражнений «Комплекс «Утята»

Вход на скамейку и сход с нее по доске,Прыжки из круга в круг

П\и «Ядро барона Мюнхаузена» 

III часть• ««Я прошу свой пальчик»

5

6.10

1.      1.Упражнять подлезать по-пластунски;

 на четвереньках под дугами

2. Упражнять прыжках  из обруча в обруч

3.Укрепление мышц, формирующих свод стопы

I часть. Корригирующая ходьба «На дне рождения»

II часть. Комплекс «Утята»

Подлезать по-пластунски; • на четвереньках под дугами

Прыжки   из обруча в обруч на двух ногах меняя расстояние

п\и «Вернись на место»

III часть. Релаксация «Сон на берегу моря»

6

13.10

1. Укрепление мышц и связок стоп, развитие ловкости.

 2. Учить сохранять равновесие

I часть. Корригирующая ходьба «Гибкий носок»

II часть. Комплекс «с мячом»

Через мостик шагом и бегом,  На балансире. П\и «По своим местам»

III часть. Игра• «Делим тортик»

7

20.10

1. Укрепление мышц и связок стоп, развитие ловкости.

 2. Упражнять в прыжках

 3. Учить сохранять равновесие

I часть. Корригирующая ходьба «Гибкий носок»

II часть. Комплекс «с мячом»

·          Прыжки через косички на одной ноге,  На балансире

П\и «Бой петухов»

III часть. Игра• «Делим тортик»

8

27.10

1. Укрепление свода стопы, мышц туловища, развитие чувства равновесия.

 2.Упражнять• ходьбе прямо ,боком

по канату

I часть. Корригирующая ходьба «Балерина »

II часть. Комплекс «Котята»

«Танец» на канате: • ходьба прямо, боком

Прыжки  через канат справа и слева на двух ногах

П\и «По кочкам»

III часть Игра• «Делим тортик»

9

3.11

1. Укрепление свода стопы, мышц туловища, развитие чувства равновесия.

 2. Упражнять в лазании по бревну.

I часть. Корригирующая ходьба «Балерина »

II часть. Комплекс «Котята»

•         Прыжки через канат справа и слева на двух ногах

•          Лазанье по бревну на носках. «П\и «Бездомный заяц  »

III часть. Игра• «Делим тортик»

10

10.11

1.Формирование навыка ходьбы по уменьшиной плоскости.

 2.обучение умению сохранять равновесие, развитие координации движений

I часть. Корригирующая ходьба «По следам »

II часть:   Комплекс «Загадки»

•         ходьба по дорожкам с отпечатками стоп, с изменением расстояния шага, параллельно лежит канат. по ребристой доске, положенной на пол

•         «Кто дальше прыгнет?» (в длину с места). п\и «По своим местам»

III часть. Ходьба с подражанием животным

11

 

 

 

 

 

 

17.11

1.Формирование навыка ходьбы уменьшиной плоскости.

 2.Обучение умению сохранять равновесие, развитие координации движений

I часть. Корригирующая ходьба «По следам »

II часть. Комплекс «Загадки»

•         По скамейке с ограниченной поверхностью, посередине  присесть.

•    На четвереньках по скамейке с мешком на спине.

п\и «Космонавты»

III часть.. Ходьба с подражанием животным

12

24.11

1.      Формирование навыка ползанья по уменьшиной плоскости

2.       развивать сообразительность.

  3. Упражнять в прыжках

I часть. Корригирующая ходьба «Обезьянки »

II часть. Комплекс «Королевство птиц»

·         ползать  на четвереньках, с опорой на ладони и ступни

·         «Кто выше прыгнет?» (через предметы)

п\и «Вернись на своё место »

III часть. Ходьба с подражанием животным

13

8.12

1.Укрепление мышц и связок

стоп. Развитие чувства равновесия, координации движений.

 2. Воспитание выносливости, решительности.

I часть. Корригирующая ходьба «Обезьянки »

II часть. Комплекс «Королевство птиц»

Ходьба по ребристой доске

«Кто выше  прыгнет?» (через предметы)

п\и «Ловишки с ленточками  »

III часть. Ходьба с подражанием животным.

14

15.12

1. Формирование навыков лазанье по шведской стенке.

 2.Развитие чувства равновесия, координации движений, воспитание выносливости

3.Учить  прыжки с разбега

I часть. Корригирующая ходьба «Пожарные на учении»

II часть. Со снежками» (с малым мячом)

Лазанье по шведской стенке ,переходя на другие пролеты по диагонали

Прыжки с разбега через планку

п\и «Пожарные на учениях»

III часть. «Вдогонку за градом»

15

22.12

1.Формирование навыков прыжков через планку.

2.Развитие чувства равновесия, координации движений, воспитание выносливости, решительности.                        

I часть. Корригирующая ходьба «Пожарные на учении»

II часть. Со снежками» (с малым мячом)

·         Прыжки с разбега через планку

·         Сохранять равновесие  по ограниченной плоскости с полуприсе даними касанием носком ноги пола

п\и « Лиса в курятнике»

III часть. «Вдогонку за градом»

16

29.12

1.Развитие ловкости, координации

вижений, укрепление мышц и связок стоп,

2.      обучение умению прыгать на скакалке.

I часть. Корригирующая ходьба «Волшебная скакалка

II часть. КОМПЛЕКС  (со скакалкой)

Прыжки через большую скакалку «Часы пробили ровно.»

ходьба по скамейке, посереди  пролезать в обручем

п\и «Спрятанный пятак»

III часть. «Вдогонку за градом»

17

12.01

1.общее укрепление мышц

туловища и конечностей,

2. развитие быстроты реакции и внимания.

3. формирование правильной осанки при ходьбе по канату.

I часть. Корригирующая ходьба «Волшебная скакалка»

II часть. КОМПЛЕКС  (со скакалкой)

ходьба по канату

ходьба по скамейке ,посередине пролезать в обруч

п\и «Дни недели»

 III часть. «Вдогонку за градом»

18

19.01

1.Развитие координации движений,

2.Обучение умению ориентироваться в пространстве и различным приёмам игры в мяч.

3.Развитие координации движений

I часть. Корригирующая ходьба «Забавы зимушки-зимы»»

II часть. Комплекс «с большим мячом »

Ходьба по канату;

захват и подтягивание вверх.

Через «горку» (гимнастический мат и бум)

п\и «Собери горошины»

III часть. Аутотренинг «Ручеёк»

19

26.01

1.      Сохранять равновесие при ходьбе по канату,

2.      Обучение умению ориентироваться в пространстве и различным приёмам игры в мяч.

I часть. Корригирующая ходьба «Забавы зимушки-зимы»»

II часть. Комплекс «с большим мячом »

Бросить и ловить мяч парами, стоя на скамейке

по канату; • захват и подтягивание вверх.

п\и «Мишка косолапый

III часть. Аутотренинг «Ручеёк»

20

2.02

1.Формирование чувства равновесия,

улучшение координации движений,

 2. Укрепление опорно-двигательного аппарата,

3.укрепление мышц стоп

I часть. Корригирующая ходьба» Мой веселый звонкий мяч»»

II часть. Комплекс «Матрешки »

На четвереньках, толкая мяч головой.

Прыжки «Пингвины»

           П.и «Собери коврик в складку»

 III часть. Аутотренинг «Ручеёк»

21

9.02

1.Развитие ловкости,

2. Обучение умению сохранять равновесие,

3. Укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение общего тонуса мышц

I часть. Корригирующая ходьба» Мой веселый звонкий мяч»»

II часть. Комплекс «Матрешки »

Прыжки «Пингвины»

Стоять на набивном мяче. Перешагивание через мячи, положенные на скамейку

           П.и «Зайки  »

III часть. Аутотренинг «Ручеёк»

22

16.02

1.Укрепление связок и мышц стоп, тренировка разносторонней координации движений, зрительной, слуховой

 2. Развитие чувства равновесия

I часть. Корригирующая ходьба «Веселые туристы»

II часть. Комплекс «Юные художники»

Прыжки в высоту с места «Достань шишку»

Ходьба по ограниченной опоре с хлопками под коленями

П\и «Ладушки - ножками»

III часть. Психогимнастика Туристы

 

23

23.02

1.Тренировка быстроты реакции, скорости, ловкости движений.

2.Обучение умению ориентироваться в пространстве

3.Упражнять ходьбе по ограниченной опоре

I часть. Корригирующая ходьба «Веселые туристы»

II часть. Комплекс «Юные художники»

Ходьба по ограниченной опоре с хлопками под коленями

Прыжки в высоту с места «Достань шишку»

п\и «Пробеги по канату»

III часть. Психогимнастика Туристы

24

2.03

1.Развитие координации движений (в том числе пальцев ног).

2. Обучение умению ориентироваться в пространстве  и  расслабление мышц туловища.

I часть. Корригирующая ходьба «Силачи и акробаты»

II часть. Комплекс (Без предметов)

Прыжки из приседа: «Ракета». На одной ноге между предметами.

Из положения сидя по-турецки, руки за головой - встать без помощи рук;

п\и  «Веер»

III часть. Психогимнастика Туристы

25

9.03

1.Развитие координации движений.

 2.Развитие ловкости, чувства равновесия.

 3.Укрепление мышечного корсета позвоночника, укрепление мышц стопы

I часть. Корригирующая ходьба «Силачи и акробаты»

II часть. Комплекс (Без предметов)

Ползание по гимнастической скамейке подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами.

Из положения сидя по-турецки, руки за головой - встать без помощи рук.

п\и  «Пингвины»

III часть. Психогимнастика Туристы

26

16.03

1.Развитие ловкости

 2.Укрепление мышц и связок стоп. Развитие координации движений

3.Обучить мягкому приземлению при спрыгивании

I часть. Корригирующая ходьба «Мамины помощники»

II часть. – Комплекс «На фитболах»

Пронеси мяч на теннисной ракетке, огибая кегли.

Спрыгивание со скамейки, высота 30 см.

п\и « Мы  идем за грибами»

 III часть.Психогимнастика «Поливаем цветочки»

27

23.03

1.Развитие чувства равновесия, координации движений

 2. Воспитание выносливости, решительности.

3. Упражнять в лазании по гимнастической  стенке

I часть. Корригирующая ходьба «Мамины помощники»

II часть. – Комплекс «На фитболах»

Лазанье по гимнастической стенке до погремушки, спуск по другому пролету.

Спрыгивание со скамейки, высота 30 см.

п\и «По  лесенке»

III часть. Психогимнастика «Поливаем цветочки»

 

28

30.03

1. Упражнять в лазании по гимнастической  стенке до самого верха.

 2. Развивать мышцы стопы.

  3.Воспитывать двигательную активность

I часть. Корригирующая ходьба « Страус»

II часть. – Комплекс «с обручем»

Лазанье по гимнастической стенке до погремушки, спуск по другому пролету

Пронеси мяч на теннисной ракетке, огибая кегли

п\и «Квартиры менять»

 IIIчасть»Самомассаж»

29

6.04

1. Укрепление мышц и связок стоп. Развитие координации движений

 2. Упражнять в умении прыгать в длину

I часть. Корригирующая ходьба « Страус»

II часть. – Комплекс «с обручем»

В длину с места через «ручей»

«Ласточка» на балансире. п\и «Не урони мяч» 

IIIчасть»Самомассаж»

30

13.04

1.Упражнять в умении.и прыгать

 2. Учить сохранять равновесие

 3.Укрепление мышц и связок стоп

I часть. Корригирующая ходьба «На арене цирка»

II часть. Комплекс «Загадки»

Прыжки через предметы разной высоты и ширины толчком двух ног

Удерживать на голове надувной мяч. (Равновесие)

п\и «Собери горошины»

 III часть. Релаксация «Сон на берегу моря»

31

20.04

1.Упражнять в лазании по гимнастической стенке

 2. Укрепление мышц, формирующих свод стопы

 3. Воспитывать чувство уверенности в себе.

I часть. Корригирующая ходьба «На арене цирка»

II часть. Комплекс «Загадки»

Прыжки через предметы разной высоты и ширины толчком двух ног

Лазанье по гимнастической стенке п\и «Пожарные на учениях»

III часть. Релаксация «Сон на берегу моря»

32

27.04

1.Упражнять подлезать по-пластунски;  на четвереньках под дугами

 2. Учить сохранять равновесие

 

I часть. Корригирующая ходьба  «Турпоход»

II часть. Комплекс «Утята »

Встать и сесть без помощи рук, удерживая мешочек на голове.

Подлезать по-пластунски; • на четвереньках под дугами

п\и «Ловишки с хвостиками»

III часть. Релаксация «Сон на берегу моря»

33

4.05

2.      1.Упражнять подлезать по-пластунски;

 на четвереньках под дугами

2. Упражнять прыжках из обруча в обруч

3.Укрепление мышц, формирующих свод стопы

I часть. Корригирующая ходьба «Турпоход»

II часть. Комплекс «Утята»

Подлезать по-пластунски; • на четвереньках под дугами

Прыжки  из обруча в обруч на двух ногах меняя расстояние

п\и «Вернись на место»

III часть. Релаксация «Сон на берегу моря»

34

11.05

1.Укрепление мышц, формирующих свод стопы

2.Учить лазить по веревочной лестнице.

3.Учить сохранять равновесие

I часть. Корригирующая ходьба «На арене цирка»

II часть. Комплекс «Юные художники»

Удерживать на голове надувной мяч.

По веревочной лестнице. п\и «Качели на ступнях»

III часть.  Релаксация «Лентяи»

35

18.05

1.Упражнять в прыжках.

 2. Обучение умению ориентироваться в пространстве  и  расслабление мышц туловища.

I часть. Корригирующая ходьба «На арене цирка»

II часть. Комплекс «Юные художники»

Обезьянка лазает по деревьям» (между тумбами деревянная лесенка)

Кто быстрее?» (до погремушки прыжки). п\и «Футбол паучков»

III часть.  Релаксация «Лентяи»

36

25.05

1.Развитие ловкости, координации движений, укрепление мышц и связок

 2. Развитие быстроты реакции и внимания.

I часть. Корригирующая ходьба «Идем в зоопарк»

II часть. Комплекс «с гимнастической палкой »

Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове

Бег «Змейкой» на носках. п\и «С одной ножки – на другую»

III часть.  Релаксация «Лентяи»

 

 

Материально – технические обеспечение

 

Подбор физкультурно  – спортивного оборудования определяется задачами кружка «Крепыши», с целью  обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического развития  дошкольников.

Целесообразный подбор и рациональное использование в процессе занятий будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.

Наличие разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий кружка «Крепыши»

 

 

Тип оборудования

Наименование

Доска с ребристой поверхностью

Коврик массажный

Скамейка гимнастическая

Модуль мягкий

Для  катания, бросания, ловли

Кегли

Мяч для массажа

Мешочек с грузом малый

Скакалка

Для ползания лазанья

Дуга большая и малая

Канат с узлами

Канат гладкий

Стенка гимнастическая

Для общеразвивающих упражнений

Мячи разных размеров

Обручи

Палка гимнастическая

Нестандартное оборудование

Шишки,   шарики  из фольги,  морские камушки,   персиковые косточки,  дорожка «Здоровья»

 

 

Методическое обеспечение Программы включает в себя:

 Примерные комплексы упражнений;

Комплексы специальных упражнений;

 Игровые самомассажи;

Релаксационные комплексы;

 Комплекс психогимнастики;

Примерные конспекты занятий.

Литература:

Гамбурцев Г.А. Гонометрия человеческого тела - Москва; медицина; 1975

Милюкова И.В.Евдокимова Т.А. Полная энциклопедия для лечебной гимнастики. 2003.

Клюев М.Е. Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с детьми дошкольного возраста. Учебное пособие; Рига 1997

Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Москва 1982.

Пенькова И.В.

Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе воспитания. Москва 2000.

Новосёлова Р.А.
Якунина Г.В Журнал 
"Инструктор по физкультуре", № 3, 2009.

Минских Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984. 
Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед. 1974. 

Осокина Т.Ы., Тимофеева Е.А., Фурміна Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981.
Фонарева Н.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просвещение". 1971.

приложения

1.Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

1 «Перекаты с пятки на носок». И. П. Сидя на стуле, руки на поясе. Выполнять перекаты с пятки на носок. Повторить 10 раз.

2 «Развести пятки в стороны». И. П. Сидя на стуле, стопы на полу, руки на поясе. Развести пятки в стороны, вернуться в И. П. Повторить 5-6 раз.

3 «Стопы на внешнее ребро». И. П. Сидя на стуле, стопы вместе, руки на наружной стороне коленей. Поставит стопы на внешнее ребро, руками оказывать незначительное сопротивление. Повторить 5-6 раз.

4 «Сгребать песок». И. П. сидя на стуле, руки на коленях, пятки на полу. «Сгребать песок» всеми пятью пальцами. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Далее «отгребать песок» пальцами по тому же принципу.

5 «Массаж мячом». И. П. Сидя на стуле, руки на поясе. Массажный мяч зажат между стопами. С надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

6 «Круговые движение стопой». И. П. Одна нога на мяче, руки на поясе. Выполнять круговые движения стопой, массируя её, затем сменить положение ног. При движении надавливать стопой мяч. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

7.«Перекатывать мяч стопой ног к другой ноге». Руками не помогать. И. П. Сидя ноги врозь, руки на поясе. Массажный мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

 8.Разминка для стоп (необходимо снять обувь).Показ упражнений. (И. П. сидя на стуле, необходимо снять обувь).

1. Перекаты с пятки на носок и обратно.

2. Поставить ногу на внешнюю, затем на внутреннюю сторону стопы.

3. Вытянуть ноги вперед, слегка приподнять их от пола: круговые движения стоп.

4. Поставить ноги на пятки: сильно-сильно поджать пальцы и расслабить 

2.КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СТОПЫ

Комплекс «Веселый зоосад»

1. «Танцующий верблюд»И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

2. «Забавный медвежонок»И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево.

3. «Смеющийся сурок»И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 - и.п.

4. «Тигренок потягивается»И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди.1-2 - выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4

5. «Обезьянки-непоседы»И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки -произвольно.1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 - сесть; 7-8 - вернуться в и.п., сохраняя при этом правильную осанку.

6. «Резвые зайчата»И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.

Комплекс мячом

1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2. И.п. - то же.Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3.  И.п. -тоже.Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

4. И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками.1-2 - ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4

5. И.п. -то же. 1-2 - ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-6 - движения ми стоп поворачивать мяч вправо-влево; 7-8 - и.п.

6.   И.п. - сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны. Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Комплекс «Загадки»

Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно - два занятия, чтобы стиму лировать мыслительные процессы у детей.

1.«Месяц»За домом у дорожки висит пол-лепешки.(И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.)

2. «Солнце» В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.(И.п. - то же.Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, ле вой стопой и двумя стопами одновременно.)

3. «Туча» По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось - и она расплакалась.(И.п. — то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.)

4. «Молния» Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.(И.п. - то же. Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.)

5.  «Дождь» Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.  И никуда я не иду, покуда он идет.(И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой, затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу)

6.  «Радуга» Крашеное коромысло над рекой повисло.(И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопа ми одновременно.)

«Со снежками» (с малым   мячом)

Ходьба с мячом, зажатым в ступнях ног. Прыжки, зажав мяч между ступнями ног.(И.п. - сидя на полу, мяч в ступнях ног.Бросать и ловить мяч ступнями невысоко. Руками стараться не касаться.)

 И.п. - сидя на скамейке «Катайте мяч» - поочередно каждой ногой.

И.п. - сидя на полу, напротив друг друга. Бросать мяч друг другу.

Ходьба в полном приседе, зажав мяч в коленях ног.(И.п. - сидя, ноги врозь. Перекатывать мяч стопой ног к другой ноге. Руками не помогать).

«Со снежками» (с большим мячом)(«Мюнхаузен на луне». Ходить, зажав мяч в коленях ног).

«Играйте мячом ногами». (И.п. - сидя на полу, напротив друг друга. Бросать мяч друг другу, зажав его стопами.

«Пингвин с мячом». Прыжки с набивным мячом, зажатым в стопах ног.)

«Футбол в ворота».( Ведение мяча ногой в прямом направлении и затем попадание в ворота. Ведение мяча ногой между предметами.)

«Футбол в парах».( Передача мяча ногой друг другу, остановка только стопой ноги. Стоя на набивном мяче, руки на поясе или за спиной:) а) медленный перекат стоп на наружные края стоп; б) стоя на одной ноге, медленно поднять другую и удержать равновесие.

«Юные художники»Воспитатель загадывает загадки, а дети ,сидя на скамейке, перед которой лежит лист бумаги и карандаш, рисуют отгадки, зажав карандаш в пальцах ног.

Комплексы игровых упражнений для профилактики плоскостопия и коррекции осанки

 Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин) Начиная тренировку, журавли ступают ловко.

 Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин) Мишка важно так шагает, на бок лапы расставляет.

 Ходьба с перекатом с пятки на носок(до 1 мин) Вышли гуси на прогулку и идут по переулку.

 Ходьба по гимнастической палке прямо и боком( по 30 секунд) Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.

Легкий бег на носочках(40-50 секунд) По узенькой дорожке, бежали наши ножки.

 1 . Упражнение. «Эквилибристы»- Сохранять равновесие стоя на набивном мяче, руки в стороны.( 1 мин)

Мы на шарике стоим и по сторонам глядим.

2 . Упражнение. «Цыплята»- И.П. о.с.руки на поясе .  Присесть на носочках(8-10 раз) темп свободный.

Как цыплята мы на травке, ищем зернышки в канавке.

3.  Упражнение. « Лыжные тренировки»- И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища.   Левая нога стопой скользит по правой голени. Тоже правой ногой по левой голени. Вот мы ножки разомнем и потом в поход пойдем.

  4.  Упражнение. «Разминка»- И.П. сидя на стуле, одна нога на колене другой.  Круговое вращение стопы влево, вправо (по 30-40 секунд) Дружно стопы мы вращаем, их разминку начинаем.

5. Упражнение. «Раскатаем тесто»- Катание стопой пластмассового шарика. Раскатаем тесто ловко, словно лепим мы морковку.

6. Упражнение. « Куры на насесте»- Приседание на гимнастической палке, опираясь на стул.

На насесте куры спали и во сне цыпляток звали

1.  Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног. (1-1,5 мин)

 2.  Кто быстрее  пальцами ног соберет коврик в складки. (по 4-5 раз)

 3.  Подвижная игра «Котята и щенята»: ходьба на четвереньках. (2-3 раза)

 4. Ходьба и бег на носочках. .

 « СБОР УРОЖАЯ».

 Ходьба на пятках переступая через кубики на полу. (0,5 мин)

Вырос в поле урожай, поскорее собирай Едут детки маленькие, по дорожке ладненькой,

По кочкам, по кочкам, по пням и пенечкам. Легкий бег на носочках (0,5 мин)

По дорожке по прямой, полетели мы стрелой!

Ходьба по гимнастической палке  вдоль и поперек, руки в стороны (30-40сек)Тут горка, там овраг - покороче сделай шаг!

1. Упражнение. « Прокати»- сидя на стульчике. Катание ногой массажного мяча.( по 10-15 сек каждой ногой).

Вот пузатый кабачок- отлежал себе бочок.

 2. Упражнение. « Подтяни»- сидя на стульчике. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом  500 г (по два раза)

 Репу дружно все тянули, чуть корзину не перевернули.

3.Упражнене.   « Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание и бросание предметов стопами ног (8-10 раз) темп произвольный. Мы арбузы собирали и в машину их кидали.

4. Упражнение. «Захвати»- сидя на стульчике. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание  их с места на место.(30-40 сек). Все собрали огурцы, вот какие молодцы!

5. Упражнение. «Согни»- сидя на стульчике, между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях(6-8 раз) темп произвольный. Помидоры дружно рвали и по ведрам рассыпали.

6. Упражнение.  «Удержи»- сидя на стульчике ,согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватить карандаш, приподнять его и удерживать (5-10 сек) Лук собрали и горох-урожай у нас не плох!

1.  Ходьба четвереньках, подталкивая перед собой головой  набивной мяч ( вес 1 кг, 5-7 метров)

 Тыквы круглые сорвали, по одной перекатили.

2. Лазание по гимнастической лестнице  знакомым способом, не пропуская реек (2-3 раза) темп  произвольный.

 3. Подвижная игра «Зайцы в огороде»- впрыгивание в круг с последующим выпрыгиванием из него.

4. Ходьба на наружной стороне стопы.5. Ходьба и бег по ребристой доске.

Едем, едем мы домой, на машине грузовой, ворота отворяй, едет поля урожай!

Упражнения из разных положений тела, рекомендованные для профилактики и коррекции плоскостопия

Упражнения из исходного положения стоя

1. И. п.- основная стойка стопы параллельно, приседания и вставания.

2. И. п.- основная стойка, носки внутрь, пятки врозь- приседания.

3. И. п - стопы параллельно - поднимание на носки.

4. И. п - основная стойка, носки внутрь, пятки врозь - поднимание на носки.

5. И. п.- основная стойка - поочередное поднимание на носки с поочередным отрыванием пяток от пола.

6. И. п.- основная стойка, стопы параллельно - переход в положение стоя на внешних сводах стоп с возвращением в исходное положение.

7. И. п.- основная стойка, руки на пояс - поднятие на носок одной ноги с максимальным поднятием бедра второй (поочередно левой, правой).

8. И. п.- руки на пояс - поочередное поднимание на носки, одновременное поднимание на носки (тянуться вверх).

9. И. п.- руки на пояс - перекат с пяток на носки и обратно -с носков на пятки.

10. И. п.- руки на пояс, носки вместе, пятки врозь - упругие подъемы и опускания пяток (5-8 раз).

11. И. п. - Стоя на рейке гимнастической стенки, руками взяться за рейку на уровне пояса - приседания и полуприседания (рейка под серединой стопы).

12. И. п.- основная стойка, палка под серединой стопы - стойка на гимнастической палке.

13. И. п.- стоя на нижней рейке гимнастической стенки - лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны (рейка под серединой стопы).

14. И. п.- основная стойка - мяч зажат между ступнями, в прыжке перебросить мяч вверх партнеру.

15. И. п.- руки на пояс - поочередное отведение левой, правой ноги на носок вперед, в сторону, назад.

16. И. п.- руки на пояс, поднять согнутую одну ногу, поворот туловища в сторону опорной ноги, то же в другую сторону.

17. И. п.- основная стойка - стояние на гимнастической палке (палка под серединой стопы).

18. И. п. - Лазание по канату с помощью ног (канат захватывать серединой внутренних сводов стоп).

Упражнения из исходного положения сидя.

1. И. п.- руки сзади в упоре, ноги прямые - сгибание и разгибание стоп, круговые движения.

2. И. п.- руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях - развести колени, пятки вместе, пальцы сжимать в «кулак».

3.И. п.- руки сзади в упоре, ноги прямые - серединой стопы левой ноги проводить вверх и вниз по голени правой и наоборот.

4. И. п - руки сзади в упоре, ноги прямые на ширине плеч - приведение стоп внутрь и отвода наружу.

5. И. п.- руки сзади в упоре, ноги прямые - разогнуть стопы, сжимая пальцы ног «в кулак», напрягать мышцы.

6. И. п.- руки сзади в упоре, захвата различных предметов пальцами стоп (карандаши, чурки, скакалки и - др.).

7. И. п.- руки сзади в упоре - перекатывание стопами палки вперед и назад.

8. И. п.- руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях - отвод пяток врозь, пальцы вместе.

9. И. п.- руки сзади в упоре (в парах) – отталкивание стопами ног мяча друг другу.

10. И. п.- сидя на полу «по-турецки», встать с опорой на наружный край стопы.

11. И. п. - Ноги прямые, руки сзади в упоре, сгибая ноги, свести подошвы стоп вместе, подтянуть к себе, выпрямить.

12. И. п.- руки сзади в упоре, мяч зажат между, стопами ног, сгибание и разгибание ног с мячом.

13. И. п. - Руки сзади в упоре, мяч зажат между ступнями ног - согнуть ноги, выпрямляя, поднять вверх и опустить.

14. И. п.- руки сзади в упоре, развести колени, сжимая пальцы «в кулак».

Упражнения из исходного положения лежа на спине.

1. И. п.- ноги согнуты в коленях, колени и носки вместе; пятки врозь - поочередное отрывание пяток от пола, одновременно отрыв пяток от пола.

2. И. п. - Ноги прямые, слегка разведены, поочередное и одновременное оттягивание носков стоп (пальцы поджаты).

3. И. п.- ноги согнуты в коленях, стопы разведены, прижаты ступнями друг к другу - разведение и сведение пяток.

4. И. п.- ноги прямые - сжимание пальцев ног в «кулак».

Упражнения из исходного положения лежа на животе.

1. И. п.- руки за спину, ноги прямые, носки вместе, пятки врозь - прогибание туловища с одновременным вытягиванием носков.

2. И. п. - Ноги прямые, носки вместе, повернуты внутрь, руки согнуты, переход в упор лежа с опорой на пальцы ног

Упражнения, выполняемые лежа

«Веселые ножки». Руки за голову, отводить и приставлять ноги, не касаясь пяткой пола, носок на себя, стопу удерживать вертикально. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп медленный, средняя амплитуда движения.

«Строим два моста: большой и маленький». И.п.: согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Вернуться в и.п., то же другой ногой. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.

«Велосипед».  И. п.: руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу, вернуться в и.п., то же левой ногой. Повторить по 4 раза, темп средний, полная амплитуда движения.

«Маятник часов». И.п.: стопы касаются стены или стоп партнера, одновременные повороты стоп вправо-влево. Стопы держать строго вертикально. Повторить 6-8 раз, темп средний.

«Танец жука, лежащего на спине». И.п.: ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременно сгибать и разгибать руки и ноги и произносить «ж-ж-ж». Звуки произносить на выдохе. Повторить 3-4 раза, темп средний.

«Паровоз». И.п.: лежа на боку. Сгибать и разгибать ноги в колене; носок на себя. Повторить 6—8 раз на каждом боку, ускоряя и замедляя темп.

«Чей шарик больше?». И.п.: лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола, описывать круг в одну, затем в другую сторону передним отделом стопы. Повторить 8 раз каждой ногой, темп средний.

«Я на солнышке лежу». И.п.: лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком. Попеременно сгибать и разгибать стопы. Повторить 8-10 раз, темп средний.

«Хвост самолета». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. Согнуть ноги, колени в стороны, стопы соединить подошвами друг к другу. Вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз, темп средний

Упражнения с обычным или массажным мячом (от занятия к занятию диаметр мяча уменьшается)

«Шагающий на мяче». И.п.: лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче. Попеременно перекатывать мяч стопами вперед-назад. Повторить 6 раз, темп медленный.

Лежа на спине. Удерживать мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и.п. Повторить 8 раз в среднем темпе.

Лежа на спине или сидя на стуле, ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону. Все время удерживать стопы на мяче. Повторить 4-6 раз в каждом направлении.

Массажный мяч между стопами. С надавливанием выполнять массаж стопы. Повторить 10-12 раз, темп медленный.

Упражнения, выполняемые сидя на полу, руки в упоре сзади

Носки на себя, согнуть ноги, поставить стопы только на пятки, носки не касаются пола. Вначале выполнять попеременно, затем одновременно обеими ногами. Повторить 8-10 раз, темп средний.

Платочки лежат на уровне коленей. Согнуть и взять платочек у левого колена, вернуться в и.п., то же левой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой.

Игры для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину" Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры. Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"Оборудование: палочки длиной 20 см.Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной Оборудование: машина с веревочкой. Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину" Оборудование:палочки (фломастеры,карандаши различной длины).Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор" Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью" Оборудование: бумага, гуашь, кисти.Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину") Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад" Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"Оборудование: платочки (салфетки). На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

 профилактика плоскостопия.

."Сделай правильно"Дети свободно располагаются на площадке. По команде воспитателя дети бегают, танцуют, прыгают или ходят с различным положением стоп или на четвереньках и др., обязательно под музыкальное сопровождение. Выключается музыка и воспитатель называет детям положение, которое они должны принять. Воспитатель отмечает детей, которые допустили ошибки, и поправляет их.Название положений, которые дети принимают по команде воспитателя: "Оловянный солдатик" (основная стойка); "Осанка" (правильная осанка);  "Фигуристка" (стоя на правой ноге, левую отвести назад, согнуть в колене, удерживая руками стопу, локти выпрямить, прогнуться); "Лечь" (лежа на спине, руки за головой, туловище должно лежать ровно); "Чипполино" (присед, спина прямая, руки вверх);"Носочки" (стойка на носочках, руки на поясе, локти отвести назад); "Загораем" (лежа на животе, руки под подбородком, ноги сгибаем и разгибаем в коленях). Положения эти используются по мере запоминания. Все указанные положения необходимо удерживать 3-6 сек., хорошо напрягая мышцы.

 "Собери камушки" Дети делятся на 2 команды, которые выстраиваются напротив друг друга у противоположных краев площадки. У каждой команды маленькое ведерко своего цвета. По залу, воспитатель, рассыпает мелкие камушки. По команде "Марш!" дети бегут собирать камушки, захватывают пальцами одной стопы камушек и несут его в ведерко. Игра заканчивается, когда все камушки будут собраны. Подсчитывается количество камушек в обоих ведерках. Выигрывает команда, собравшая большее количество камушков.

"Найди правильно след". По залу хаотично раскладываются ортопедические стельки. По сигналу воспитателя дети должны выбрать правильно стельки для правой и левой ноги и встать на них: пятки вместе носки врозь, с правильной осанкой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

 «Гусеница».1. Ноги согнуты, стоят на полу. Сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы  от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

2. Максимально согнуть стопы, носки на себя, перекатиться на носки и подтянуть пятки. Повторить 8 раз, темп медленный.Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально. Соединить большие пальцы ног, развести в стороны, мизинцем коснуться пола. Повторить 3-4 раза.Пальцы стоп широко расставить и сжать. Повторить 10-12 раз. То же, но удерживать согнутые пальцы, считая до 6. Проверять степень работы всех пальцев. Повторить 4-6 раз, темп медленный.

Руки на поясе. Перед ребенком большой лоскут ткани, собрать пальцами ног ткань под средний отдел стопы и затем, отталкивая ткань, вернуть ее в и.п. Повторить 4 раза, темп средний.

«Кто сильнее?». Взять пальцами стоп шарф, поднять ноги и тянуть шарф в разные стороны. Повторить 3-4 раза, темп средний правую ногу.

МАССАЖ  СТОПЫ НОГ

Для массажа удобно использовать массажный коврик или массажный ролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка;

2) составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассжа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем  вводная и основная части проводятся сидя, заключительная - стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

И.П. сидя на стуле.

1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.

2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.

3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.

4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.

5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.

6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.

И.П. стоя.

1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.

2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.

3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.

10 минут гимнастики для ЗДОРОВЬЯ НОГ

Время в секундах.

30: катайте бутылку средней частью стопы.

30: катайте бутылку внешним краем ступни.

30: катайте бутылку внутренним краем ступни.

60: ходьба на носках.

30: катайте бутылку внешним краем ступни.

30: катайте бутылку внутренним краем ступни.

60: ходьба, наступая всей ступней, пальцы наружу.

60: ходьба, наступая всей ступней, пальцы внутрь.

30: ходьба на пятках, пальцы наружу.

30: ходьба на пятках, пальцы внутрь.

60: встаньте на всю ступню. Приседайте, сгибая колени.

30: встаньте на внешние края ступни. Приседайте, сгибая колени.

30: встаньте на внутренние края ступни. Приседайте, сгибая колени.

30: ходьба на пятках, пальцы приподняты от пола.

60: подскоки на носках.

Итого: 10 минут.

             Игровое занятие «В гости к царю обезьян»

Ребята,  сегодня мы отправимся в гости к царю обезьян. Обезьяны  могут всё делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.

1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.

2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.

4. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.

1. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.

2. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

3. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

4. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.

5. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

6. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.

7. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх. Вдох. И.П. выдох.

1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.

2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И.П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсяд, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.

3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.

4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И.П. Сидя.

5. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты.  Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.

6. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И.П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в  - выдох, И.П. - вдох.

7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.

8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.

9. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.

10. Забираются по веткам дерева выше и выше. Лазание по шведской стенке.

11. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.

12. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.

13. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.

14. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы. Массаж стоп на массажерах.

15. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.

16. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»

Рабочая  программадополнительного образованияфизкультурно-спортивной направленности «Крепыши»        Составитель:...

Рабочая программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности по оздоровительному плаванию для детей 4-7 лет

               Рабочая программа  по оздоровительному  плаванию предназначена для детей дошкольного возраста. Ее основная задача - комплексное ...

Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности для дошкольников 5-6лет с ОВЗ «Здоровый малыш».

Важное значение в коррекционно - воспитательном  процессе в   дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование...

Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»

Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»...

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «Спортивная карусель» (кружок для детей 3-4 лет на 2022 -2023 учебный год)

Программа дополнительного образованияфизкультурно-спортивного направления«Спортивная карусель» (кружок для детей 3-4 лет на 2022 -2023 учебный год)...