Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста
консультация

Наталия Анатольевна Харитонова

Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_fizkulturno-ozdorovitelnaya.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение прогулки

с детьми раннего возраста

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка проводится всегда, до 4 часов в день, за исключением неблагоприятных условий (температура выше +30 градусов летом, ниже -15 градусов с усиленным ветром – зимой). При небольшом дожде ее можно организовать на веранде. В этом случае с детьми проводим спокойные, малоподвижные игры, для которых не требуется много места, читает, проводим беседы.

— Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна. За это и люблю летний период работы.

— В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой.

Важно помнить, что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский).

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Важно рационально организовать этот момент.

КАК ПОДГОТАВЛИВАЮСЬ К ПРОГУЛКЕ Я.

Участок перед прогулкой обязательно обследую на наличие опасных предметов. Так же зимой предварительно расчищаем от снега, а летом в жаркую погоду  опрыскиваю водой для предотвращения образования пыли. Песок тоже подготавливается, увлажняется, а так же периодически поливаю кипятком с марганцовкой.

На прогулке используем игрушки, которые хорошо поддаются санитарной обработке (пластмассовые, резиновые, яркие краски которых не блекнут на солнце).

Игрушки рекомендуемые для игр на прогулке: мячи, обручи, кегли, шары, коляски и каталки для кукол, санки, легковые и грузовые автомобили можно привязать за веревочку, самолеты, вертолеты, корабли, телефоны. Наборы игрушек для игр с песком, снегом, водой разных цветов и размеров. Книги для чтения и рассматривания и т.д. Игрушек зимой меньше чем летом: это лопатки небольшого размера, ведерочки, куклы в зимней одежде, саночки для них, машины. Санки детские лучше использовать воспитателю для катания детей во избежание несчастных случаев.

Весь материал должен храниться в специально отведенном месте. Также необходим отдельный инвентарь для обработки.

Участок украшаю в зависимости от сезона (гирлянды, флажки, шары, цветы, осенние листья, снежинки, цветные льдинки и т. д.).

Перед выходом на прогулку с детьми проводим гигиенические процедуры.

Используем фронтальный метод одевания детей, берем стульчики ставим на ковер в группе, снимаем сандалии и  одновременно дети надевают сначала колготки, штаны, кофты, уже переходя в приемную - обувь, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при этом забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

 Процесс одевания воспитатель и помощник воспитателя осуществляют совместно с детьми, предоставляя детям возможность самим сделать то, что они могут и умеют.

На прогулку идем  по подгруппам.  

— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

· Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.

· Я заранее планирую и продумываю содержание прогулки, вызываю у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные воспитателем подвижные игры и игровые упражнения. У детей раннего возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводим ежедневно с целью закрепления двигательных навыков. С помощью игр успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Игры в течение прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, желания детей.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Структура прогулки. В нее входит 5 компонентов:

1. Наблюдение.

2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Главное - сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.

 Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, повышается двигательная активность, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные и волевые качества.

· Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни начинаю прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываю малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует провожу также в теплые дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами или игры с текстом (подражание действиям воспитателя, различного вида имитации). Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке от 6 до 10 минут. Каждый месяц разучиваем 2-3 подвижных игры. Помимо подвижных игр на прогулке организую и спортивные развлечения (упражнения).

·Заканчиваю подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

· Не допускаю длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует активнее вовлекать в подвижные игры.

· Во время прогулок организую индивидуальную работу с детьми (по физо на развитие движений).

· Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

· Примерно за полчаса до окончания прогулки организую спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.  

В летний период проводим игры с песком, водой, используем дорожки здоровья. После прогулки в группе умываем ноги и проводим закаливание контрастной водой, поливаем ножки.·

Прогулка является наиболее доступным средством закаливания и оздоровления детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Прогулка является надежным средством профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита. А так же имеет большое значение для физического развития. Прогулка влияет на умственное развитие ребенка. Во время веселой, познавательной прогулки дети получают много новых, ярких впечатлений и знаний об окружающей среде: о том как поют птички, как капают капельки с сосульки, как греет солнышко, появляются проталины и т. д. Из наблюдений на прогулке они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между разными явлениями, устанавливают зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, возникают вопросы, на которые ребенок должен обязательно найти ответ. Все это развивает наблюдательность, оживляет воображение детей, расширяет представления об окружающем.

Для трудовой и самостоятельной деятельности детей выделяется отдельное время. Соединяя все элементы прогулки  делаем прогулку познавательной и привлекательной. На прогулке дети получают новые эмоции, впечатления, знания.

Правильно построенная прогулка интригует детей и они всегда хотят гулять.

Запрещается:

· Оставлять детей одних, без присмотра.

· Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

· О каждом несчастном случае с ребенком немедленно информировать руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация безопасного проведения прогулки с детьми дошкольного возраста

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста на прогулочных площадках...

Презентация на тему" Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста"

Краткие основные моменты организации прогулки с детьми раннего возраста...

Презентация "Организация и проведение прогулок с детьми раннего возраста"

Презентация для воспитателей работающих на группах раннего возраста "Организация и проведение прогулок с детьми раннего возраста"...

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста

laquo;День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья.»Г. А. Сперанский...

Консультация "Особенности организации и проведения прогулки с детьми раннего возраста"

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжи...