Творческий проект: "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!"
проект (старшая группа)

Остапенко Елена Николаевна

Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Без движения ребенок не может вырасти здоровым. Так появилась необходимость ввести в жизнь детей проект «Я здоровье берегу- быть здоровым я хочу!» Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dolgosrochnyy_zdorove.docx301.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №4

 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Проект

«Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу

в старшей  группе.

http://ds107.edu-ukhta.ru/media/upload/2016/05/06/hqvpkn.jpg

 Разработала:

Воспитатель

 Остапенко Е.Н.

г. Ессентуки, 2021

              Содержание

                       Пояснение

Название проекта

«Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!»

Тип

Долгосрочный

Вид

Физкультурно-оздоровительный

Участники проекта

Педагоги, дети, родители.

Целевая группа

Воспитанники старшей группы

Сроки реализации

с 1 сентября 2021 по 31 мая 2022г.

Цель

Сформировать у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

 Задачи

 

 

 

 

- создать условия для развития и реализации потребности детей в двигательной активности;

- организовать интегрированные виды образовательной и игровой деятельности;

- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями;

 - создание здоровьесберегающей среды.

Ожидаемые результаты

1.Снижение уровня заболеваемости

2.Повышение уровня физической готовности

3.Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Работа с родителями

Совместная физкультурно-досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки), организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни, анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Актуальность проекта:

Современный век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная — проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни — одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Здоровье детей катастрофически ухудшается. Это вызвано рядом факторов:

- Плохая экологическая обстановка; влияние электроприборов (телефоны, телевизоры, компьютеры, игровые приставки, планшеты).

- Значительное ограничение двигательной активности.

- Нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества.

Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Без движения ребенок не может вырасти здоровым. Так появилась необходимость ввести в жизнь детей проект «Я здоровье берегу- быть здоровым я хочу!» Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ПРОЕКТА

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

 с детьми

Самостоя-

тельная деятель-ность детей

Взаимодей- ствие со специалистами ДОО

Взаимодей-ствие   семьей

- гибкий режим дня и организация режимных моментов;

- утренняя гимнастика;

- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе ;

- подвижные игры, спортивные эстафеты;

- динамические паузы;

- прием детей на улице в теплое время года;

- оснащение спортинвентарем спортивного уголка  в группе.

Индивидуальная здоровьесбере-гающая работа,

подвижные игры, праздники и развлечения,

коммуникативные игры,

 игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.

 

Игры детей в спортивном уголке, на спортпло-щадке , на прогулках.

консультации логопеда,

-педагога-психолога,

 -музыкальн-ого руково-

дителя,

 -медицинс-кого персонала

 

Совместные спортивные праздники и развлечения, изготовле-

ние нетра -

диционного спортивного оборудова-ния.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

 

Конкурс «Нестандартное оборудование своими руками».

Папка – передвижка «Вместе с мамой, вместе с папой»

Беседа на тему «Как приучить ребенка делать зарядку»

Дни открытых дверей. Просмотр занятий по ФИЗО

Консультации:  «Профилактика    и    лечебная  физкультура при  плоскостопии  у   детей» ,  «Укрепление  здоровья  детей   в   зимний  период»,  «Как  защитить  здоровье  ребёнка  в  весенний  период»

 «Роль семьи в воспитании двигательной активности»,   «Берегите   осанку», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка», «  Помогите  ребёнку  укрепить  здоровье»  «О здоровье  всерьёз».

Совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия:  «В крепкой семье здоровые дети », «Вместе поиграем», «Наши папы»,  «Веселый стадион».

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

 

День недели

Формы работы

Сентябрь

Утро

Оздоровительная утренняя гимнастика

      Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Игра »Запомни, на каком месте игрушка»

Цель: развивать зрительную память, внимание.

Игра «Похожий-непохожий»

Цель: учить сравнивать предметы, находить сходства и различия.

Пальчиковая гимнастика «Сколько у меня игрушек?»

Чтение стихотворений об игрушках

Игра малой подвижности «Найди, где спрятано»

Цель: Развивать память, внимание, ловкость, ориентировку в пространстве.

Прогулка

Подвижные игры: «Зайцы»

Цель: развивать умение быстро бегать, увертываться от ловящего.

«Ловишки с мячом»

Цель: учить передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

Игра – имитация «Заводные игрушки»

Игры со спортивными игрушками.

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

       Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Сюжетно-ролевая игра »Детский мир»

Цель: упражнять в составлении описательного рассказа о предмете, активизировать словарь; воспитывать навыки взаимодействия.

Ручной труд:  игрушки – самоделки

Художественное творчество «Моя любимая игрушка»

Цель: развивать детское творчество, фантазию.

Вечерняя прогулка: самостоятельная деятельность детей, подвижные и спортивные игры.

Октябрь

Утро

Оздоровительная утренняя гимнастика

      Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Ситуативный разговор «Моя любимая игра» (выяснить в какие игры дети любят играть; какие дворовые игры они знают)

Словесная игра «Испорченный телефон»

Дыхательная гимнастика «Ёжик»

    Цель: развитие носового дыхания, улучшение кровоснабжения верхних дыхательных путей, способствование профилактике простудных заболеваний

Упражнение «Кто больше соберет игрушек ногами»

    Цель: развитие психомоторных функций, ловкости; оздоровительные  задачи – легкий массаж стоп, возбуждение активных точек на стопах.

Прогулка

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

       Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Новогодний праздник  «Снежный переполох»

Вечерняя прогулка: самостоятельная деятельность детей, подвижные и спортивные игры.

Ноябрь

Утро

Оздоровительная утренняя гимнастика

      Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Дидактическая игра “Разрезные картинки” (материки)

     Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях; составлять его, используя зрительное соотнесение; развивать аналитико-синтетическое мышление, активировать словарь.

Дыхательная гимнастика «Дыхание»

    Цель: развитие носового дыхания, улучшение кровоснабжения верхних дыхательных путей, способствование профилактике простудных заболеваний

Игра “Горячо – холодно”

    Цель: активировать детей, развивать внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве.

Настольные игры – путешествия с кубиком и фишками

    Цель: развивать воображение, восприятие, мышление, закрепить счёт, учить детей заниматься совместной деятельностью, считаясь с интересами, мнением других детей.

Зрительная гимнастика «Про медведя»

    Цель  предупреждение зрительного утомления у детей во время занятий.

Прогулка

Наблюдение за снегом

     Цель: закрепить знание свойств снега; научить измерять его толщину, рассмотреть составляющие снега.

Хоровод “Гори, гори ясно”

       Цель: закрепить движения хоровода, развивать воображение, ритмичность.

Поисковая игра “Следы на снегу”

      Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; закрепить знания о зимних явлениях природы, активизировать речь, развивать воображение, память.

Печатание на снегу

     Цель: развивать фантазию, точность движений, чувство ритма при составлении рисунка, сосредоточенность, речь.

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

       Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Психогимнастика “Путешествие в зимний лес”

     Цель: развивать воображение, выразительность движений; закрепить представления детей о зимних явлениях в природе; развивать крупную и мелкую моторику, эмоциональные реакции, закрепить правила поведения в лесу.

Беседа “Что мне больше всего понравилось в путешествии на лыжах”

     Цель: систематизировать знания детей, полученные за день, активировать память.

Игра – путешествие “Новогодние приключения в сказочном лесу” с фишками

      Цель: научить детей играть по правилам, воспитывать честность, уважительное отношение друг к другу.

Художественное творчество «Лепка человека»

 Цель: развивать детское творчество, умение лепить человека.

Вечерняя прогулка: самостоятельная деятельность детей, подвижные и спортивные игры.

Декабрь

Утро

Оздоровительная утренняя гимнастика

      Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Игра «Собери картинку» (новогодняя тематика)

      Цель: упражнять в составлении целого из частей.

Загадки о зиме, зимних забавах и развлечениях

      Цель: развивать слуховое внимание, быстроту мышления

Пальчиковая гимнастика «Наша семья», «Зимняя прогулка»

     Цель: Развитие пальцевой моторики

Прогулка:

Катание с горки на санках.

Игра хоккей.

Подвижные игры: «Два Мороза», «Чье звено скорее соберется»

Цель: Развивать быстроту движений, ловкость, увертываемость, дружелюбие к сверстникам.

 

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

       Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Чтение художественной литературы: Ирина Гурина «Зимние забавы»

Дыхательная гимнастика «Насос»

    Цель: развитие носового дыхания, улучшение кровоснабжения верхних дыхательных путей, способствование профилактике простудных заболеваний

Художественное творчество «Бусы для Снегурочки»

Цель: развивать творческое воображение, умение воплощать свой замысел в рисунке; навыки работы с красками, кисточками.

Новогодний праздник  «Снежный переполох»

Вечерняя прогулка: самостоятельная деятельность детей, подвижные и спортивные игры.

Январь

Утро

Оздоровительная утренняя гимнастика

      Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Дыхательная гимнастика «Часики»

    Цель: развитие носового дыхания, улучшение кровоснабжения верхних дыхательных путей, способствование профилактике простудных заболеваний

Беседа «Береги свои глаза»

      Цель: расширять знания и представления  для чего беречь глаза.

Пальчиковая гимнастика  «Этот пальчик самый сильный…»

      Цель: Развитие пальцевой моторики

Чтение: К. Чуковский «Айболит», пословицы.

д/и «Для чего, что нужно» - подбирать картинки с изображением предметов для личной гигиены.

Прогулка

Катание на санках, лыжах.

Подвижные игры «Два Мороза», «Льдинки, ветер и мороз», «Кто ушел?»

Игры эстафеты «Передай льдинку», «Попади в цель»

Цель: Развивать ловкость, выносливость, быстроту движений, меткость.

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

       Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Сюжетно-ролевые игры «Мы спортсмены», «Поликлиника»

      Цель: закреплять знания о профессиональных действиях; воспитывать навыки взаимодействия.

Вечерняя прогулка:

самостоятельная деятельность детей, подвижные и спортивные игры.

Февраль

Утро

Оздоровительная утренняя гимнастика

      Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Рассматривание иллюстраций знакомых сказок.

Настольный театр «Заюшкина избушка», «Колобок».

Цель: Совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй; способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами.

Подвижные игры «Хитрая лиса», «Сделай фигуру»,

малой подвижности «Найди и промолчи»

Цель: Развивать быстроту движений, ловкость, смелость, координацию движений.

Просмотр кукольного спектакля «Пых».

Прогулка:

Изготовление цветных льдинок

     Цель: Закрепить знания свойств воды замерзать на морозе, приобретая форму ёмкости, развивать воображение, фантазию.

Подвижная игра “Два Мороза”

     Цель: развивать ловкость, учить распределять роли.

Игра “Сказочная фигура, замри”

     Цель: развивать фантазию, творчество в придумывании сказочных фигур.

“Сказочный лес”. Украшение цветными льдинками деревьев на участке.

     Цель: развивать творческие способности, эстетический вкус; закрепить знания детей формы и цвета, качества льда; активизировать словарь.

Подвижная игра “Сказочные ловишки”

     Цель: упражнять детей в беге в разных направлениях; развивать ловкость.

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

       Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Игра «Сказочная путаница»

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту мышления; закрепление знаний о сказочных персонажах.

Художественное творчество «Обложки любимых сказок»

Цель: учить передавать в рисунке замысел, сказочные образы; совершенствовать приемы рисования.

Игра «Передай мяч»

Цель: Упражнять детей передавать мяч друг другу разными способами (сверху, снизу, сбоку)

Вечерняя прогулка: самостоятельная деятельность детей, подвижные и спортивные игры.

Март

Утро

Оздоровительная утренняя гимнастика

Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Беседа: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

Дидактическая игра «Полезно-вредно»  

Цель: рассмотреть картинки и классифицировать их (продукты питания).

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: развитие носового дыхания, улучшение кровоснабжения верхних дыхательных путей, способствование профилактике простудных заболеваний.

Игра “Лото” 

   Цель: активизировать словарь; закрепить классификацию (овощи, фрукты).

Прогулка

Подвижные игры «Ловишки », «На санки»

Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них

Игра малой подвижности «Игровая» (по подражанию)

Конкурс «Лепим фигуры из снега»

Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами; закрепить знания о свойствах снега.

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

 Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Загадывание загадок об овощах и фруктах

     Цели: развивать слуховое внимание, быстроту мышления

Изобразительная деятельность “Нарисуй любимый фрукт”

     Цель: развивать воображение, творческие способности, изобразительные умения, речь; активировать словарь.

Вечерняя прогулка: самостоятельная деятельность детей, подвижные и спортивные игры

Апрель

Утро

Оздоровительная утренняя гимнастика

      Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Игра «Я расту»

      Цель: формировать представления о возрасте человека; знакомить с некоторыми элементами периодизации возраста.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

    Цель: развитие носового дыхания, улучшение кровоснабжения верхних дыхательных путей, способствование профилактике простудных заболеваний

Познавательно — игровая программа « я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»

Цели: учить заботится о своём здоровье, развить интеллектуальные способности, совершенствовать двигательные навыки.

Прогулка

Наблюдение за ветром

     Цель: развивать наблюдательность, интерес к явлениям неживой природы, их особенности в зимний период года, активизировать словарь.

Подвижная игра “Зайцы, ёлочки, пенёчки”.

   Цель: упражнять в беге в разных направлениях, умение действовать по сигналу, развивать внимание, ловкость.

Поисковая игра “Найди клад” (санки)

Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание, ориентировку в пространстве.

Игры с санками “Эх, вы, сани, мои сани”

Цель: упражнять в катание на санках, в разных направлениях, создать положительный эмоциональный настрой.

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

       Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

 «Святки и святочные увеселения»

       Цель: Продолжать знакомить детей с народным календарём, формировать знания о рождественских традициях.

Вечер загадок и отгадок

Цель: Развитие логического мышления детей посредством загадок, развитие слухового внимания и быстроты мышления.

Вечерняя прогулка: самостоятельная деятельность детей, подвижные и спортивные игры.

Май

Оздоровительная утренняя гимнастика

      Цель: Формирование осознанного положительного отношения детей к здоровому образу жизни.

Познавательная беседа «Заботимся о своем здоровье»

Цель: Помочь понять детям, что здоровье надо беречь, надо заботиться, чтобы его сохранить. И каких ситуаций нужно избегать, чтобы не нанести вред.

Зрительная гимнастика «Листочки»

    Цель  предупреждение зрительного утомления у детей во время занятий.

Дыхательная гимнастика «Часики»

    Цель: развитие носового дыхания, улучшение кровоснабжения верхних дыхательных путей, способствование профилактике простудных заболеваний

Игры «Кому, что нужно для занятий спортом», «Назови спортсмена», «Подбери слово»

    Цель: закреплять умение группировать предметы по смыслу, упражнять в образовании, употреблении и правильном произношении слов.

Прогулка

Народная игра «Взятие снежного городка» (заранее построенного на прогулках

      Цель: создать бодрое, жизнерадостное настроение, расширять знания детей о Р.Н.И. в которых отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству

Спортивный досуг «Ярмарка»

     Цель: Продолжать знакомить детей с народным фольклором. Закреплять навыки игры в русских народных играх «Горелки», «Мешочек», «У медведя во бору», «Баба - Яга». Закреплять знания детьми пословиц, поговорок, считалок. Воспитывать выдержку, внимание. Развивать интерес к Р.Н.И.

Вторая половина дня

Оздоровительные мероприятия после сна: бодрящая гимнастика (комплекс №8 «Поездка»);  босохождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп); воздушные ванны.

       Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

«Едем в зоопарк»

Цель. Развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.

Материал. Обручи, стулья, мел.

Ход. Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою клетку-обруч, в клетке может быть и несколько зверей. Не занятые в роли дети встают за ведущим, садятся в поезд и едут на прогулку в зоопарк. Приехав и прогуливаясь по зоопарку, ведущий, подходит к клетке, спрашивает: « Какой зверь проживает в этой клетке? Сидящие там звери должны показывать движения, мимикой. Звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты отгадывают зверей. И так от клетки к клетке. Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.

Большое место занимают блочные игры, например школа мяча, проходит по одной неделе:

«Мастер мяча»

Цель. Укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Материал. Мячи по одному на каждого игрока.

Ход. 

Вариант 1.

Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого игрока назначают «Мастером мяча».

Ведущий объясняет, что у игроков получилось живое кольцо и теперь игроки должны выполнять задания. Игроки, выполнившие все задания правильно, побеждают.

Задания.

Исходное положение - встать лицом в круг, руки с верёвкой внизу. По команде инструктора руки с верёвкой поднять вверх, праву (левую) ногу отставить на носок назад – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 4 раза.

И.п. то же. Перебирая руками верёвку, передавать её вправо ( влево) по кругу ( по 2 раза в каждую сторону).

И.п. то же, руки вверху с верёвкой. На счёт 1-2 наклониться вперёд, положить верёвку на пол – выдох; вернуться в и.п. – вдох. Повторить 4-6 раз.

Большое значение уделяется развитию вестибулярного аппарата и равновесию, используются такие игры: «Ласточка».

Цель. Тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук. Ведущий показывает, как нужно стоять « ласточкой». Затем ребёнок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны. Туловище несколько наклонено вперёд, голова поднята.

Игра. Ведущий держит ребёнка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более одной секунды, затем опорная нога меняется.

«Гимнастика для ёжика»

Цель. Укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход. Ведущий показывает детям, как ёжик делает гимнастику. В положении лёжа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперёд, те группируются, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Дети показывают, как ёжик делает гимнастику. Выполняется 5-6 раз.

Также используются игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и профилактики плоскостопия в комплексах при выполнении общеразвивающих упражнений.

Например,

1.И.п., стоя в обруче. Ходьба по обручу носками, пятками.

2.И.п. – стоя, мяч перед собой. Вращение мяча пальцами рук от себя, к себе.

Оздоровительные игры для профилактики утомления

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал.

"Цапля".

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты.

Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли".

Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

"Уши".

Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.

В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

"Скоморохи"

Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.

Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

 "Тачка"

Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и "превращается" в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и "везет". Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему "хозяину". Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами. Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.

"Кошка"

Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре "Кошки — мышки".

Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

 "Гуси".

Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.

 "Раки".

Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

 "Великаны".

Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.

 "Бег в бумажном колпаке".

По сигналу дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего "Старт" дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

 "Шарик".

Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) — выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга. Игра способствует развитию статического равновесия.

 "Послушный мячик".

Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков. Игра способствует сплоченности детей.

 

"Бой петухов".

Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами — выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными "петушиными" данными. В игре развивается динамическое равновесие.

 

Перечень игровых упражнений

1.      «КАЧАЛОЧКА»  Перекаты в группировке лежа на спине. Повтор 3 раза. Для мышц рук, ног, туловища,  развития силы и гибкости.

2.      «ЦАПЛЯ»  Стойка на одной  ноге, поочередно. Для мышц ног, развития координации.

3.      «МОРСКАЯ ЗВЕЗДА»  Лежа на животе – руки иноки в стороны, прогнуться. Для укрепления мышц ног, рук, спины.

4.      «САМОЛЕТ»  Сед  ноги вместе на полу. Поднять ноги вверх, руки в стороны. Удерживать позу 5-8 сек. Повтор 3 раза. Для укрепления мышц живота, ног, рук.

5.      «ПОТЯГИВАНИЕ»  Лежа на спине. Потянуть левую ногу пяткой вперед, а левую руку над головой, потом сменить , затем – двумя ногами и руками вместе. Растяжка мышц.

6.      «АХ, ЛАДОШКИ, ВЫ, ЛАДОШКИ»  Встать прямо, соединить ладони за спиной, вывернув их ,расположить пальцами вверх. Удерживать позу. Медленно опустить руки, встряхнуть кистями. Упражнение для осанки.

7.      «КАРУСЕЛЬ»  Сидя углом на полу. Повороты вокруг себя, помогая руками. Для мышц ног, рук, живота.

8.      «ПОКАЧАЙ МАЛЫШКУ»  Сидя, поднять к груди стопу , обняв ее руками . Покачать «малышку» , касаясь лбом колена и голени. Сменить ноги. Развивает гибкость суставов ног, создает чувство радости.

9.      «ТАНЕЦ МЕДВЕЖАТ»  Стоя, полуприседания с покачиванием в стороны, руки на поясе. Укрепляет мышцы ног.

10.    «МАЛЕНЬКИЙ МОСТИК»  Лежа на спине, упор сзади на локтях, удерживать позу, спина прямая. Повтор 3 раза. Для мышц рук, живота, ног, развития силы и гибкости.

11.    «ПАРОВОЗИК» сидя  на полу, ползание на ягодицах, вперед и назад. Для укрепления мышц ног, ягодиц.

12.    «КОЛОБОК»  Группировки в положении сидя и лежа на спине. Для мышц плечевого пояса, живота, спины, гибкости.

13.    «НОЖНИЦЫ»  Лежа на спине, поднять ноги и выполнять скрестные движения. Повторить 3 раза. Для мышц живота, ног.

14.    «ПТИЦА»  Лежа на животе, руки вверх-в стороны, прогнуться. Махать руками – отдых. Повтор 2-3 раза. Для мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, для развития гибкости.

15.    «ПЛАВАНИЕ НА БАЙДАРКЕ» Сед согнув ноги на полу, руки вперед. Лечь на спину и подняться без помощи ног. Повтор 5 раз.  Для мышц спины, живота, ног.

16.    «ВЕЛОСИПЕД» Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги. Улучшает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.

17.    «ГУСЕНИЦА»  Стойка на четвереньках, подтянуть колени к рукам, не отрывая их от пола, переставить руки вперед как можно дальше. Повторить. Для укрепления мышц рук, ног, туловища.

 

Физкультурная команда «Вместе поиграем»

         Подвижные игры очень важны для всестороннего (физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового) воспитания дошкольников.

         Важная роль в организации и проведении подвижных игр с детьми отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил.

         Организация и проведение

         Родителям и детям предлагается создать физкультурную команду «Вместе поиграем». Выбирается день, когда родители смогут прийти в детский сад и поиграть вместе с детьми.

         Во время встреч родители могут наблюдать за организацией и проведением игр. И в дальнейшем проводить игры самостоятельно.

         Также вниманию родителей можно предложить картотеку игр, составленную воспитателем с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут брать ее домой, чтобы подробно ознакомиться с предлагаемым материалом.

         Результаты

         Данная форма работы способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми в летний период.

Методическая разработка «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

Двигательная активность это очень важная ступень в развитии.  От организации физического воспитания детей, зависит, каким будет ваш ребенок — активным, общительным, веселым или он будет все время просиживать у телевизора.  Условия современной жизни неумолимо ограничивают  двигательную активность детей. Дети много времени проводят  в малоподвижном состоянии, играют в компьютер, смотрят телевизор. Это все неблагоприятно влияет  на здоровье ребенка, ведет к полноте.    Ребенок не проявляет никакой познавательной активности, желания играть со сверстниками. Поэтому я считаю, что родителям и воспитателям необходимо приобщать ребенка к спорту, туризму и т.д.

Немаловажно сказать про оздоровительные мероприятия. Мы организуем различные виды закаливания, но и вам уважаемые родители нужно заняться этим вопросом, самое простое и незатратное это босохождение очень актуальный вид закаливания в теплое время года. Еще очень полезно для растущего организма такой вид оздоровления как «Сон с чудо-подушками» это травяные подушечки с которыми дети спят.

В детском саду для достижения  мы  используем различные формы работы по двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурное занятие в зале и на воздухе, час двигательной активности, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, физкультурные досуги и  праздники, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту.  Особенно важно ребенка переключать с малоподвижного вида деятельности на подвижный.

Одним из видов двигательной активности детей является утренняя гимнастика, или как еще мы говорим зарядка. Зарядка предназначена для того чтобы все дети получили заряд бодрости на целый день.

 

Роль семьи в воспитании двигательной активности

Занимаемся с детьми утренней гимнастикой  ежедневно.

Утренняя гимнастика включает в себя упражнения, как с предметами, так и без них, уже разученные на физкультурных занятиях, и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки, как на месте, так и с продвижением, общеразвивающие упражнения и танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям, начиная со второй младшей группы, являются физкультурные занятия, которые планируются и  проводятся, согласно сетке занятий, три раза в неделю: два занятия в физкультурном зале инструктором, одно круглогодично на свежем воздухе. Физкультурное занятие проводится в первую половину дня. Физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Не всем детям легко даётся освоение основных видов движений, поэтому после занятий на прогулке, согласно циклограмме планирования работы вне занятий, воспитатели проводят индивидуальную работу с такими детьми.

Во время занятий на воздухе мы закрепляем основные виды движений, которые  разучивали на предшествующих физкультурных занятиях.

Продолжительность занятий на воздухе соответствует по времени занятиям, проводимым в физкультурном зале.  Физкультурные занятия на воздухе состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

В теплое время года мы сами планируем время проведения занятия (в начале, в средине или в конце прогулки), учитывая погодные условия. В холодное время года физкультурное занятие проводим в конце прогулки за 20 – 30 мин до захода в помещение.   Все занятия по физической культуре мы стараемся подобрать по различной тематике.

В дни, когда физкультурные занятия не проводятся, мы планируем и  проводим в первую половину дня на прогулке час двигательной активности. Как и физкультурное занятие на воздухе, час двигательной активности проводим в начале, в середине или в конце прогулки, в зависимости от времени года. Можно проводить час двигательной активности в любой день во вторую половину дня. Час двигательной активности включает в себя игры-эстафеты, спортивные игры и упражнения, различные виды бега, упражнения в основных движениях, подвижные игры.

Мы все понимаем, как нелегко детям находиться  в полном покое. Поэтому во время каждого малоподвижного занятия обязательно проводим физкультурные минутки длительностью от 1,5 до 2 минут из 2-3 общеразвивающих упражнений. Главное назначение физкультминуток – активный отдых. Важно, чтобы она сняла утомление, но не перевозбудила детей.  Ежедневно  во всех возрастных группах проводится 2-3 физкультминутки в зависимости от вида и содержания занятия.

       Один раз в неделю проводятся спортивные развлечения.  В программу включаются знакомые  игры – эстафеты, игры – забавы. Основное назначение досуга – организация активного отдыха.

 Физкультурные праздники мы проводим различные, приуроченные к большим праздникам. Последнее время нашей традицией стало приглашение детей из школы на наши праздники. Праздник это особое событие для детей, в заключении праздника всех детей ждет сюрпризный момент.

В заключение хочется процитировать слова Жан Жака Руссо:

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении».

Наша  с вами задача заключаются в том, чтобы правильно организовывать время провождения наших детей, ведь чем больше вы будите привлекать ребенка к спорту, физкультуре, ведь это не только полезно и важно для здоровья,  но и очень сплочает семью. Необходимо организовывать совместные семейные походы, играть в совместные спортивные игры, другими словами пытаться всеми способами привлечь ребенка к спорту.

 

Логопедическая гимнастика «Ежик»

Разминка

Воспитатель выстраивает детей на ковре в зале. Дети стоят прямо, спины выпрямлены, руки свободно опущены, дыхание ровное спокойное.

Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте про кого она.

У меня в иголках шерстка и в норе запасов горстка,

Лучше ты меня не трожь, я — колючий серый … (хором) Ёж!

Воспитатель проводит разминку: прямая ходьба, ходьба по кругу, бег или прыжки, затем спокойная ходьба и потягивания. Упражнения делаются по 10-15 секунд.

Базовая часть

Воспитатель для проведения артикуляционной гимнастики надевает на руку куклу ёжика: Посмотрите, ребята, а вот и ёжик.

Ёжик: Здравствуйте, дети. Чувствуете, как пахнет в лесу?

Как я нюхаю? Дышу носом, а выдыхаю ртом.

Воспитатель управляет ёжиком: Ребята, понюхаем вместе (дыхательное упражнение шумный вдох носом, выдох через рот)

Молодцы, садимся на коврик, покажем ёжику как мы умеем играть пальчиками и язычком. (Дети садятся в круг, воспитатель ведёт занятие)

Важно! Достаточно 3-5 упражнений по выбору воспитателя, который обязан ориентироваться на состав группы. Во время рассказа простой истории о ёжике сделать Трубочку, Скамеечку, Бублик, Иголочку, Заборчик, Часики, Качельки и другие. Причем упражнение Скамеечка, в котором произносят глухой звук Ф – Ф – Ф делается несколько раз между другими упражнениями. Скамеечка быстро расслабляет артикуляционные мышцы, восстанавливает темп дыхания.

Заминка

Во время заминки необходимо снять возникшее мышечное и нервное напряжение у детей. Рекомендуемые упражнения:

Ёжик загорает – все ложатся на коврик на живот, через 15-20 секунд переворачиваются на спину.

Ветер – лежа на спине, дети поднимают руки и ноги, двигают ими в воздухе, создавая «ветер» в течение 10 сек.

Домой – все встают, говорят «До свидания» ёжику. Воспитатель заканчивает занятие.

Дидактическая игра "Похож - не похож"

Цель: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Упражнять детей в классификации предметов.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Называет три предмета одним общим словом.

Игровое действие. Поиск похожих предметов.

Бросание и ловля мяча.

Ход игры

Заранее подготавливаю различные предметы и размещаю их на столе. Напоминаю детям о том, что их окружает много предметов. Разных и одинаковых. Похожих и совсем непохожих.

- Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры: нужно найти, выбрать два похожих предмета и сесть на место, затем должен рассказать почему он взял эти два предмета, в чем их сходство. Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

 

Литература

1.     - Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /

2.     - Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./

3.     - Физическая культура дошкольника /Т.В. Кудрявцева/

4.     - Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Расту здоровым. Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений /В.И. Зимонина – М, ВЛАДОС, 2003 г./

5.     - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./

6.     - Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г./

7.     - «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» И.Е. Варенин, С.Г. Кудрявцева

8.     - «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина

9.     - «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова

10.   - «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушина

11.   - «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько

12.  - «Скороговорки и чистоговорки» О.А. Новикова

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/01/s_58b6703ea09b1/576413_2.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий КВН «Праздник здоровья « Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу"

Всё самое нужное, полезное и познавательное даётся дошкольнику в игровой форме....

День здоровья с детьми 5 – 6 лет «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу!»

Сценарий проведения дня здоровья с детьми 5 – 6 лет «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу!»...

СЦЕНАРИЙ КВН «ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ» « Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Я ХОЧУ»

Сценарий КВН «Праздник здоровья»« Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»...

Сценарий КВН «Праздник здоровья «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу» /подготовительная к школе группа/

Сценарий КВН «Праздник здоровья «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу» /подготовительная к школе группа/...

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Я ХОЧУ» старшая группа

Проект физкультурно-оздоровительной направленности. Работа по реализации проекта направлена на становление ценностного отношения к здоровью, способствует физическому развитию детей, раскрывает эффекти...

Конспект дня здоровья "Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Я ХОЧУ" (старшая группа)

Целью проведения дня здоровья в ДОУ является закреплять знания о некоторых особенностях организма человека, о назначении отдельных органов, условий их нормального функционирования. Понимать значение у...

Проект в старшей группе "Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу!"

Цель проекта: формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:Способствовать формированию потребности здорового образа жизни, ответственного...