Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр
статья (младшая группа)

Кочкарова Эльза Жавитовна

Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx61.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр

Ученые – нейробиологи и психологи , занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей , давно доказали  связь между мелкой моторикой руки и развитием речи

. Дети у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг , особенно те его отделы , которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь.

Развитие моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика , но с ним не буду разговаривать , то и печь малыша будет недостаточна развита. То есть необходима развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор,  стимулируя вопросами и просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки , которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому , развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук -  это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

- различные игры с пальчиками , где необходимо выполнять те или иные движения  в определенной последовательности :

- игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых)

- игры, где требуется  что – то брать  или вытаскивать , сжимать – разжимать , выливать – наливать , насыпать – высыпать , проталкивать в отверстия  и.т.д.

- рисование карандашом (фломастером, кистью  и.т.д)

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и.т.д.

Мелкую моторику рук развивают так же физические упражнения .  Это разнообразные   висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и.т.д.) Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша , развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть ,лучше  осваивает упражнения , направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук , нужно не забывать о том , что у малыша две руки . Старайтесь все упражнения дублировать : выполнять правой рукой , и левой . Развивая правую руку , развиваем развитие левого полушария мозга. И наоборот , развивая левую руку , мы стимулируем развитие правого полушария.

Вся наша система образования  направлена  на развитие левого полушария – ориентировано на изучение языка , математики , анализ , изучение языков . А искусству и музыке уделяется крайне мало времени  как второстепенным дисциплинам .при таком подходе правое полушарие , образно  говоря , атрофируется из – за неиспользования .кроме того , большая часть людей с младенчества активно пользуется правой рукой , игнорируя левую  , что тоже создает перекос  в сторону левого полушария . Замечено , что левши, более творческие люди , поскольку у них достаточно хорошо развитию правое полушарие, лучше чем у сверстников.

Пальчиковые игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

      Пароход

 Две ладошки прижму, (ладошки в виде кораблика)

 И по морю поплыву. (ладошки качаются на волнах)

Две ладошки друзья, (ладошки в виде кораблика)

Друг без друга им нельзя. (ладошки качаются на волнах)

Паруса подниму, (поднять руки вверх)

И по морю поплыву. (ладошки по волнам)

 А по бурным волнам Плывут рыбки (вращение руками – мотор)

Тут и там. (правая рука в сторону, левая в сторону).

             Салат

Мы капусту рубим, (ребром правой ладошки бьём по ладошки левой руки)

Мы морковку трём, (кулачком правой руки трём о ладошку левой)

 Мы капусту солим, (кончиками пальцев солим)

Мы капусту мнём. (левая рука жмёт правую).

            Цветок

 Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка)

 Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается)

Ветерок чуть дышит Лепестки колышет (движение пальцами)

Наши красные цветки Закрывают лепестки (ладошка закрывается)

 Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо)

И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щек

Музыкальные пальчиковые игры 

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. 

«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. (1)

Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).(2)

Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять. 

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, 
пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). (3)

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. 
Действия аналогичны первоначальным. (1)

«ЖИРАФ»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
Хлопаем по всему телу ладонями. (1)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрстка везде

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять    

(выбрасывать пальчики из кулачка),

Вышли пальцы танцевать

(свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс

(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),

Указательный - в припляс

(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),

Средний пальчик - поклонился

(средние пальцы сгибаются и выпрямляются),      

Безымянный – притаился

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ   с карандашами

. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Подъемный кран

Поднимание карандаша с поверхности стола  одним пальцем

положи карандаш не край стола . Попробуй поднять его подцепив  снизу одним пальцем. а теперь выполни это упражнение другими пальчиками

Карандашик поднимаю

Крепко пальцем прижимаю

вертолет

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.

возьми тонкий , длинны карандаш и покрути его. Пусть он вращается быстро – быстро как винт вертолета

Отправляется полет

Наш красавец вертолет

Качалочка

Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве  Прокати карандаш между пальчиками постарайся его не уронить .

Карандаш не отдыхает

Между пальцами гуляет.

Су-Джок терапия

Массажный шарик Су-Джок позволяют воздействовать на зоны и точки соответствия каким-либо органам, расположенные не только на пальцах, но и на ладонях.

Массаж пальцев Су-Джок шариком оказывает благотворное влияние на организм в целом: усиливает обменные процессы, нормализует аппетит и сон, снимает усталость и стресс, улучшает кровообращение, поднимает жизненный тонус. Таким образом, подобный массаж обеспечивает не только механическую стимуляцию, но и коррекцию энергетического состояния.
Су - джок - не простой мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему.
Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.
Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:
Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Текст сказки:

Жил - да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку ( улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку ( ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много…как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

         Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

«предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

повышают общий уровень организации мышления ребенка.

Использованная литература :

  1. Пальчиковые игры. Раннее развитие. Л. Данилова.
  2. Су – джок терапия для всех / Ольга Платонова
  3. Е. Пименова «Пальчиковые игры».
  4. Е. Шмелева. «Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 3-5 лет»
  5. При подготовке были использованные ресурсы сети Интернет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр!

Формирование у детей представления о лесном жителе еже,его внешнем виде,образе жизни,питании....

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второги и третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной ...

Презентация на тему "Развитие речи детей раннего возраста с испольванием пальчиковых игр"

Презентация на тему "Развитие речи детей раннего возраста с испольванием пальчиковых игр"...