Каталог подвижных игр и игровых упражнений для детей с нарушением речи 5-7 лет
картотека (старшая группа)

Бабинцева Наталья Алексеевна

«Движение руки всегда связано с речью и способствует ее развитию» В.М.Бехтерев

Речь человека – это его визитная карточка, недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал»

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Так же известно, что формирование движений происходит при участии речи, так как она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, пословиц, поговорок, способствует совершенствовании динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

- совершенствовать  функцию  дыхания  в   процессе  выполнения

 физических упражнений;

- развивать моторику мелких мышц кисти;

- развивать координационные способности;

- формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

- формировать фонематический  слух  при  помощи  физических

 упражнений  в процессе игры;

- формировать четкость  артикуляции  в процессе выполнения

физических упражнений;

-формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

 

Подвижные игры:

«Повар и котята»

Выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче кегли – сосиски. Повар регулирует внутри отмеченного пространства – кухни. Дети (котята) идут по кругу вокруг кухни и повара со стихами:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает украсть сосиски

С последними словами котята забегают на кухню, стремясь схватить сосиску. Повар «осаливает» котят, они застывают в застигнутой позе.

Игра продолжаются до тех пор, пока все сосиски не будут «украдены» у повара.

«Воевода»

Дети по кругу перекатывают мяч от одного к другому, сидя на коленях, при этом произносят:

Катится яблоко в кругу хоровода,

Кто его поднял – тот воевода.

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч, - воевода. Он встает и говорит:

- Я сегодня воевода,

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч между двумя игроками и говорит:

- Раз, два – не воронь,

И беги, как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч.

2 вариант. Воевода поднимает мяч, не вставая с места, а 2 игрока справа и слева бегут по кругу, навстречу друг другу, стараясь раньше дотронуться до мяча. Тот, кто побеждает первым, катит мяч по кругу. Игра продолжается.

«Волшебные превращения»

По считалке выбираются двое водящих, остальные дети образуют большой круг. Предварительно договариваются, герои какой сказки начинают игру (Иван-царевич и Кащей Бессмертный, волк и заяц и.т.д.). Игра ведется под музыку: заяц бегает – волк догоняет. Чувствуя, что волк вот-вот схватят его, заяц быстро становится перед одним из игроков. Тот должен быстро придумывать себе образ (например, охотника). Охотник догоняет волка. Он тоже может поменяться с другим игроком (например, дядя Степа-милиционер). Он догоняет охотника, имитируя свист. Охотник может превратиться в дерево, а дядя Степа в дровосека, и т.д.

Правила: дети должны не только придумать героя, но и создать похожий образ.

«Хитрая лиса»

Дети идут по кругу приставными шагами, руки за спиной, произнося:

Ходит, бродит вдоль села

Плутовка – рыжая лиса.

Как ее нам увидеть?

Лап плутовки избежать?

Инструктор незаметно кладет в руки какого-нибудь ребенка в круге маленький шарик, и после этого ребенок становится лисой. Дети хором говорят:

Хитрая лиса, где ты?

Хитрая лиса выбегает в центр, показывает шарик и говорит: «Я здесь!» играющие разбегаются по площадке, лиса их ловит, дотрагиваясь до убегающего рукой. «Осаленные» дети превращаются в лисят и становятся в середину зала. Победителем считается лиса, «осалившая» большое число играющих.

«Путанка» («Наше тело»)

Дети становятся лицом к инструктору.

1 вариант. Ведущий называет и показывает части тела.

2 вариант. Ведущий только называет. Дети должны быстро показать.

3 вариант. «Путанка». Ведущий называет одну часть тела, а показывает другую. Например, говорит: «Голова», а показывает локоть. Дети должны правильно показать только то, о чем говорит ведущий. Побеждает тот, кто не ошибается.

 

«Отгадай животное»

Дети делятся на 2 подгруппы. Одна надевает маски зверей и придумывать движения, не соответствуюшие маске. Другая подгруппа отгадывает загаданное животное по движениям. Потом команды меняются местами. Выигрывают команда, которая даст больше правильных и быстрых ответов

 

Методическая литература

1.Карягина, Н.В. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: (Метод, пособие). / Н.В. Карягина, Л.Х. Цеева, В.Г. Левченко. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. - 92 с.

2.. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи. / О.В. Клезович. - Мн.: Аверсэв, 2005. - 152 с.

3. Климова, Е.В., Гребенникова, И.Н. Особенности занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения осанки и дефекты речи // Адаптивная физическая культура. - 2009. - №2 (38) - С.6

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katalog_dlya_detey_s_narusheniem_rechi.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Каталог подвижных игр и игровых упражнений для детей

с нарушением речи  5-7 лет

Инструктор по физической культуре Бабинцева Н.А.

«Движение руки всегда связано с речью и способствует ее развитию» В.М.Бехтерев

Речь человека – это его визитная карточка, недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал»

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Так же известно, что формирование движений происходит при участии речи, так как она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, пословиц, поговорок, способствует совершенствовании динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

- совершенствовать  функцию  дыхания  в   процессе  выполнения

 физических упражнений;

- развивать моторику мелких мышц кисти;

- развивать координационные способности;

- формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

- формировать фонематический  слух  при  помощи  физических

 упражнений  в процессе игры;

- формировать четкость  артикуляции  в процессе выполнения

физических упражнений;

-формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

Подвижные игры:

«Повар и котята»

Выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче кегли – сосиски. Повар регулирует внутри отмеченного пространства – кухни. Дети (котята) идут по кругу вокруг кухни и повара со стихами:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает украсть сосиски

С последними словами котята забегают на кухню, стремясь схватить сосиску. Повар «осаливает» котят, они застывают в застигнутой позе.

Игра продолжаются до тех пор, пока все сосиски не будут «украдены» у повара.

«Воевода»

Дети по кругу перекатывают мяч от одного к другому, сидя на коленях, при этом произносят:

Катится яблоко в кругу хоровода,

Кто его поднял – тот воевода.

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч, - воевода. Он встает и говорит:

- Я сегодня воевода,

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч между двумя игроками и говорит:

- Раз, два – не воронь,

И беги, как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч.

2 вариант. Воевода поднимает мяч, не вставая с места, а 2 игрока справа и слева бегут по кругу, навстречу друг другу, стараясь раньше дотронуться до мяча. Тот, кто побеждает первым, катит мяч по кругу. Игра продолжается.

«Волшебные превращения»

По считалке выбираются двое водящих, остальные дети образуют большой круг. Предварительно договариваются, герои какой сказки начинают игру (Иван-царевич и Кащей Бессмертный, волк и заяц и.т.д.). Игра ведется под музыку: заяц бегает – волк догоняет. Чувствуя, что волк вот-вот схватят его, заяц быстро становится перед одним из игроков. Тот должен быстро придумывать себе образ (например, охотника). Охотник догоняет волка. Он тоже может поменяться с другим игроком (например, дядя Степа-милиционер). Он догоняет охотника, имитируя свист. Охотник может превратиться в дерево, а дядя Степа в дровосека, и т.д.

Правила: дети должны не только придумать героя, но и создать похожий образ.

«Хитрая лиса»

Дети идут по кругу приставными шагами, руки за спиной, произнося:

Ходит, бродит вдоль села

Плутовка – рыжая лиса.

Как ее нам увидеть?

Лап плутовки избежать?

Инструктор незаметно кладет в руки какого-нибудь ребенка в круге маленький шарик, и после этого ребенок становится лисой. Дети хором говорят:

Хитрая лиса, где ты?

Хитрая лиса выбегает в центр, показывает шарик и говорит: «Я здесь!» играющие разбегаются по площадке, лиса их ловит, дотрагиваясь до убегающего рукой. «Осаленные» дети превращаются в лисят и становятся в середину зала. Победителем считается лиса, «осалившая» большое число играющих.

«Путанка» («Наше тело»)

Дети становятся лицом к инструктору.

1 вариант. Ведущий называет и показывает части тела.

2 вариант. Ведущий только называет. Дети должны быстро показать.

3 вариант. «Путанка». Ведущий называет одну часть тела, а показывает другую. Например, говорит: «Голова», а показывает локоть. Дети должны правильно показать только то, о чем говорит ведущий. Побеждает тот, кто не ошибается.

«Отгадай животное»

Дети делятся на 2 подгруппы. Одна надевает маски зверей и придумывать движения, не соответствуюшие маске. Другая подгруппа отгадывает загаданное животное по движениям. Потом команды меняются местами. Выигрывают команда, которая даст больше правильных и быстрых ответов

Методическая литература

1.Карягина, Н.В. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: (Метод, пособие). / Н.В. Карягина, Л.Х. Цеева, В.Г. Левченко. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. - 92 с.

2.. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи. / О.В. Клезович. - Мн.: Аверсэв, 2005. - 152 с.

3. Климова, Е.В., Гребенникова, И.Н. Особенности занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушения осанки и дефекты речи // Адаптивная физическая культура. - 2009. - №2 (38) - С.6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя и ребёнка по основным движениям в подвижных играх и игровых упражнениях при организации совместной деятельности, после дневного сна, на прогулках.

Взаимодействие воспитателя и ребёнка по основным движениям в подвижных играх и игровых упражнениях при организации совместной деятельности, после дневного сна, на прогулках....

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного возраста "Мой весёлый, звонкий мяч"."

Данная  методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей  подготовительной к школе группы, предназначена для инструкторов физкультуры детских садов, воспитателей ...

Игровые упражнения по коррекции нарушений

У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдаются речевые нарушения, которые сказывается на овладении письменной речью – чтением и письмом. Слог становится ведущей единицей произношения. Особую...

Картотека подвижных игр и игровых упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

Описываемые игры и игровые упражнения были разработаны в рамках дополнительной образовательной программы «Будем здоровы» с элементами ЛФК и предназначены для проведения их в заключительной...

Подвижные игры и игровые упражнения для детей с нарушением речи.

Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить  ряд  коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, компо...