Игровые упражнения по коррекции нарушений
олимпиадные задания по логопедии (подготовительная группа) по теме

Атаманова Маргарита Степановна

У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдаются речевые нарушения, которые сказывается на овладении письменной речью – чтением и письмом. Слог становится ведущей единицей произношения. Особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. В коррекции слоговой структуры слова помогут специальные игровые упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция нарушения слоговой структуры слова  

У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдаются речевые нарушения, которые сказывается на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Слог становится ведущей единицей произношения. Особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.

Учитывая психологические особенности старшего дошкольника, и ведущий  его вид деятельности – игру, все коррекционно-развивающие  упражнения выполняются в форме игры

О чем мечтают дети?

У них мечта одна –

Пусть вечно правит миром игра!

Игры мир добр и светел

И вечен мир игры.

Он полон звонких песен

И сказки и мечты.

Он дарит радость встречи,

Ведь все мы в ней друзья.

Пусть на любой планете

Всегда живёт игра!

Игровые упражнения по коррекции нарушений

слоговой структуры слова и развитию фонематических процессов

Название игры

Содержание

«Длинные и короткие слова»

Прослушать слово, положить фишку под соответствующе длинное или короткое слово  (под полоску или картинку)

«Эхо»

Передать слово по слогам, рядом стоящему.

«Прошагай слово»

Прошагать на каждый слог, придуманные слова

«Поднимись по лесенке»

Кто поднимется выше? Пальчиками подниматься по игрушечной лесенке на каждый слог слова

«Посадим деревья»

Выбрать для «посадки» односложные слова, двусложные, трехсложные, разложить по подгруппам (сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива)

«Магазин овощи-фрукты»

У играющих «деньги» - карточки с нарисованными двумя,  тремя и четырьмя кружочками. Выбрать картинку – товар только тот, в названии которого столько слогов, сколько кружочков на карточке.

«Зоопарк»

«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных в названии которых 1 слог, во вторую – из двух слогов»  и т.д. (лев, ёж, лось, тигр, слон, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна)

«Найди себе пару»

Дети громко называют по слогам своё имя, затем становятся в пары, в чьём имени столько же слогов.

«Какое слово я задумал»

Ребенок, загадав слово, ставит на наборное полотно столько фишек, сколько в нем слогов, затем называет первый слог: ка. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек:

ка-бинет, ка-литка, ка-рета, ка-юта. Отгадавший становится водящим.

«Закончи слово»

Закончит начатое слово одним слогом (двумя слогами): мо-ре, мо-да, мо-роз, мо-ряк, мо-локо, мо-нета, мо-лодой, ра-ма, Ра-я, ра-да, ра-дуга, ра-кета, ра-бота, де-ло, де-сять, де-ти. (За каждое слово ребенок получает фишку, выигрывает то у кого больше)

«Кто быстрее»

Называется первый слог какого-нибудь слова, кто первый догадался встаёт и называет слово. Игра продолжается с сидящими детьми.

«Путаница»

«Поменяй слоги местами и назови получившееся слово»: (ка-мас, та-пас, ты-кус, ва-тык, тя-Ка, ти-ног, ка-сум, ла-мет, па-ли, ги-но, на-вес, мА-до, на-сос, дух-воз, ба-тру, тик-лас, ши-у, тя-те, ля-Ко)

«Придумай начало слова»

Ведущий говорит окончание слова. ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком: (-рево, -жама, -года, -бушка, -кетка, -жина, -мета, -лаки, -мидор, -реза, -лина, -дочка, -лено, -мыши, -тята, -лосы)

«Телеграф»

  1.  «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

Игра с мячом

  1. Ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов  в слове.

Нанизывание колец на стержни

  1. Деление слов на слоги с одновременным выполнением механического действия  (сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее).

«Запиши цифру»

  1. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).

«Разрезные картинки»

  1. Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

«Рассели животных по домам»

  1.  одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса, трехэтажный – крокодил  (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

«Передай мяч»

  1. Дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

«Лишнее слово»

  1. Назвать лишнее слово:

Мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

«Исправь ошибку»

  1. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:

- слова написаны неправильно;

- слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь даётся картинка).

«Разбор слова по схеме»

Сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

«Какие слова спрятались»

Объяснить слово пароход; из каких 2 слов оно образовано.

«Что изменилось»

 Что изменилось в слове Лис – лиса – лисица.

«Выбери слово»

Ребёнку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово – название изображённого предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

«Покажи ударный слог»

Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.

«Что изменилось?»

Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?

Низ – вниз; шил – сшил.

«Будь внимательным»

Найти одинаковые звукосочетания из трёх звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения

«Найди нужную картинку»

Рассмотреть картинки. Прослушать предложение, в которых не хватает слов, обозначающих предметы, изображённые на этих картинках, добавить это слово. (Мальчик взял…пенал).

«Что я видел?»

На числовую лесенку выставляются игрушки с заданным звуком. Ребенок запоминает их расположение, затем, отвернувшись, называет, что он видел.

«Что прибавилось?»

Запомнить 4 предмета (картинки) на столе. Потом ребенок отворачивается, добавляется ещё один предмет (картинка). Назвать, что прибавилось?

«Добавь звук»

Вставить в названное слово звук так, чтобы получилось новое слово (коты – котлы, осы – ослы и т.п.)

«Образуй родственные слова»

К названным словам придумать родственные. (Волк – волчий, волчица, волчонок, волчище)

«Посчитай-ка»

Посчитать нарисованные предметы: (одна лодка, две лодки… пять лодок и т.д.)

«Всезнайка»

Ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются на заданный звук. Например: каких ты знаешь животных на звук, -рыб, -имена девочек (мальчиков) и т.д.

«Кто больше»

Отобрать и назвать картинки с изображением растений (цветов, игрушек, животных и т.д.) в названии которых имеется заданный звук в начале слова  (в середине, в конце)

«Умные часы»

На циферблате вместо цифр – картинки на заданный звук. Установить стрелку напротив заданной картинки, назвать её

«Весёлый поезд»

Назвать пассажиров в поезде на заданный звук (в начале, в середине, в конце слова)

«Игра в мяч»

К началу названного слова добавить частичку вы- (по-) и вернуть мяч. (ВЫ, ПО + дал, пил, мыл и т.д.)

«Скажи про мальчика»

«Я говорю про девочку, а ты  про мальчика. Например: девочка танцевала – мальчик танцевал; бегала – бегал и др.

«Кто больше?»

Рассмотреть сюжетную картину.  Назвать картинки, в которых заданный звук находится в середине слова.

«Один – много»

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».

«Чего много?»

«Скажи чего много?» Например: лампа – ламп, малыш – …

«Добавь слово»

Закончить предложение с опорой на картинку.

Клава мыла ладони… (мылом)

«Знаешь ли ты?»

Назвать как можно больше слов  со звуком […] из названной тематической группы: (продукты питания, транспорт, овощи и т.д.)

«Чудо-дерево»

Украсить дерево картинками, игрушками, в названии которых имеется звук […]

«Назови ласковое словечко»

Назвать предложенные слова ласково. Например: вилка – вилочка, полка – …, кукла – …, колпак – … и т.д.

«Новые слова»

Образовать новые слова , соединив части слов, названных логопедом. Например: велосипедная гонка – велогонка, …

«Скажи наоборот»

Прослушать предложение и договорить слово, противоположное названному по значению. Ночью на улице темно, а днём … (светло) и т.п.

«Ласковое имя»

Каждому ребенку придумать новое имя на основе использования первого звука настоящего имени. Например со звуком [С]: Саша – смелый, стойкий; или на основе ассоциации с каким-либо растением, явлением. Соня – солнышко и т.п.

«Любопытный»

Водящий «любопытный» - называет звук, с которого  должны начинаться ответы. Затем задаёт короткие вопросы, типа: «Кто?», «Когда?», «Куда?», «Зачем?» и т.п. Например, звук [Ш]: шапка, шла, шумный, кушать и т.п.

«Кузовок»

Клади в кузовок все, что кончается на «ши» - игрушки, кртинки: камыши, беляши и т.п.

«Шкатулка сказок»

Ребенок достает из шкатулки один из мелких предметов  и начинает рассказывать о нем сказку или рассказ.

«Новое слово»

  1.    Образовать новое слово из первых слогов двух слов:

           чайник + капуста = чайка

           малина + машина = мама

«Придумай слово длиннее»

  1. Назвать любое слово, придумать слово на один слог
  2.  длиннее (короче);

аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

«Придумай сам»

  1. Придумать чистоговорку по образцу:
  2.  шо-шо-шо – хорошо;   ши-ши-ши –…

«Найди слог»

Определить какой  слог пропущен: ко-…-ва;  са-…-лёт.

«Прохлопай слово, выделяя ударение»

!;   !!;   !!!;   !!!!;         !;   !!;   !!!;   !!!;   !!!.  

(подбор слов по ритмическому рисунку)

«Ребусы»

  1.      Разгадать ребусы:

КОФ(.)   ЛАС(.)   КОС(.)

Составила учитель-логопед

МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»

г. Муравленко ЯНАО

Атаманова Маргарита Степанвна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

Вопросы здоровья детей всегда находятся в центре внимания воспитателя....

Презентация "Система артикуляционных упражнений в коррекции нарушений звукопроизношения у детей с НПОЗ.".

Материал подготовлен для ознакомления педагогического сообщества с работой учителя- логопеда на группе с НПОЗ, а именно, с подготовительны этапом коррекции звукопроизношения.В презентацию включены нек...

Игры и упражнения на коррекцию нарушений ОДА

Статья предлагает несколько игр и упражнений на коррекцию искривления осанки и плоско-вальгусной деформации стоп в групе детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией...

«Игры и упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова»

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа....