Советы психолога «Музыка развивает и лечит»
консультация

Новикова Екатерина Юрьевна

Советы психолога

«Музыка развивает и лечит»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_psihologa.docx45.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Советы психолога

«Музыка развивает и лечит»

Как музыка влияет на человека?

То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили ещё древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились со взрослыми.

В России первым начал изучать влияние музыки на состояние детей выдающийся психоневролог В.М. Бехтерев ещё в начале XX столетия. Уже тогда было ясно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и влияет на состояние их здоровья.

Более десяти лет назад учёные Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. Что показали исследования?

У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление. Пульс, ритм дыхания. И в каждом случае организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

Далее учёные решили проверить, на какой звуковой раздражитель реагируют дети. Были сомнения, что гармония и мелодия играют главную роль.

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя нормально: успокаивались засыпали. Но цитохимический анализ отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идёт угнетение ферментов. Также учёные отметили, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Врачи рекомендовали родителям малышей, кроме массажа, гимнастики и упражнений в воде, продолжать сеансы музыкотерапии. Когда через год все дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, в отличие от тех малышей, чьи родители не стали проводить музыкотерапию.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Это можно сделать с помощью медленных или динамичных ритмов музыки.

Детям легко возбудимым и беспокойным специалисты рекомендуют слушать мелодии в медленном темпе – «адажио», «анданте». Это может быть, к примеру:

- 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта;

- «Зима» из «Времён года» Вивальди;

- дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама»;

- колыбельные песни.

Мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем без слов. А живое пение – сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют – новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения на немецком языке.

Для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна, а также вальсы из балетов и композиции «На тройке», «Декабрь» из «Времён года» Чайковского, «Весна» из «Времён года» Вивальди, классические маршевые мелодии.

Сейчас в продаже есть записи звуков природы в сочетании с классической музыкой – шум ручья, морского прибоя, звуки леса. Аудионосители так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки». Специалисты также советуют слушать эти произведения, особенно беспокойным младенцам, «чтобы получить отдых на клеточном уровне».

Кроме перечисленного, в вашей коллекции обязательно должны присутствовать диски с записями оперных арий. Стоит повторять, что маленькие меломаны очень неравнодушны к звукам человеческого голоса.

Внимание!

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. От неправильного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. Музыкотерапия противопоказана: младенцам с предрасположенностью к судорогам, детям в тяжёлом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма, больным отитом, детям у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Особенно им нравятся высокие женские голоса. Не менее интересен маленьким слушателям и классический джаз.

Примерный список произведений, которые можете слушать вместе со своим маленьким меломаном:

- Произведения Баха (не в исполнении органа), Моцарта, Вивальди.

- П.И. Чайковский. Времена года.

- П.И. Чайковский. Музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

- П.И. Чайковский. Пьесы из Детского альбома.

- Ф. Шопен. Мазурки, вальсы, ноктюрны.

- Ф. Шуберт. «Вечерняя серенада», вальсы.

- И. Брамс. Венгерский танец №5.

- М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

- Л. Бетховен. «К Элизе».

- Л. Боккерини. Менуэт.

- А. Лядов. «Музыкальная табакерка».

- С. Рахманинов. Полька.

- Дж. Верди. Марш из оперы «Аида», Песенка герцога из оперы «Риголетто».

- Дж. Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

- И. Штраус. Музыка из оперетты «Летучая мышь», вальсы.

- И. Кальман. Музыка из оперетты «Сильва».

- Ф. Лист «Грёзы любви».

- С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка», Гавот из «Классической симфонии».

- А. Грибоедов. Вальс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Как развивать самостоятельность у детей"

"Человек не может быть свободным,если он не самостоятелен"- М.Монтессори.Это конкрктные короткие советы родителям,которые хотят видеть своих детей самостоятельными.Формировать эту самостоятельность ну...

Статья "Как будет говорить ваш ребенок" с советами родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка.

Советы родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка, дает ведущий отечественный специалист по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых, педагог-дефектолог М. Шохор-Троцкая....

Советы для родителей "Развиваем речь ребенка летом: на прогулке, на кухне, на даче"

Советы для родителей "Развиваем речь ребенка летом: на прогулке, на кухне, на даче"...

"Советы заботливым родителям. Развиваем речь ребенка летом."

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь э...

Советы логопеда: как развивать речь ребёнка

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...

Советы учителя-логопеда "Развиваем и играем с ребенком дома"

В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста?...

Логопед советует. Играем дома, развиваем речь.

В данной статье   предложены игры  на  использование и закрепление в речи детей предлогов, а также употребления существительных в различных падежах. Начинать играть в такие игры...