"Профилактика плоскостопия у дошкольников"
консультация

Практическая консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ploskostopie.zip1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Зеленодубравинский детский сад «Дубравушка»

МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»

Практическая консультация для воспитателей на тему:

"Профилактика плоскостопия - залог хорошего здоровья"

Подготовила

инструктор по физической культуре

Колесниковой М.С.

пос. Зелёная Дубрава, 2021

Основным условием, определяющим своевременное физическое и нервно - психическое развитие ребёнка является хорошее здоровье. Поэтому среди основных задач современного общества можно назвать сохранение и укрепление здоровья детей, полноценное развитие их организма. Особо хотелось бы остановиться на необходимости профилактики плоскостопия. Ведь стопы, благодаря своему уникальному строению и возложенным на них функциям, оказывают непосредственное влияние на весь организм. Поэтому, начиная с раннего возраста, особое внимание необходимо уделять профилактике деформации стоп. Отмечено, что после прохождения диспансеризации многим детям старшего дошкольного возраста ( 20 - 40%) ставится диагноз - плоскостопия. Причины плоскостопия: слабый мышечно - связочный аппарат, избыток массы тела, частые простуды, хронические болезни, недостаточная двигательная активность.

Основным средством профилактики плоскостопия является гимнастика стоп, которая укрепляет не только мышечно - связочный аппарат стоп и голеней, но и весь организм. Благодаря гимнастики увеличивается общая и силовая выносливость мышц, в первую очередь нижних конечностей. Кроме этого повышается физическая работоспособность, формируется правильная осанка. Такая гимнастика улучшает кровообращение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стопы.

Я предлагаю ряд упражнений профилактики плоскостопия, которые можно использовать в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Гимнастику для стоп можно проводить:

- во время утренней зарядки;

- разминки физкультурных праздников и досугов;

- физкультминуток;

- физкультурных занятий( в вводной и заключительной части);

- игровой деятельности;

- на прогулке и т.д.

Продолжительность такой гимнастики не велика, а оздоровительный эффект большой. В гимнастику для стоп включаются упражнения из различных исходных положений. Дети очень любят гимнастику, которая сопровождается стихами или потемками. Повторяя стихотворения дети выполняют с удовольствием движения, соответствующие тексту.

Я предлагаю ряд упражнений для профилактики плоскостопия.

Исходное положение - стоя.

"Часы."

Стрелки в часиках живут

И по кругу все идут шагами по обручу

Сосчитают все минутки,

Дважды круг пройдут за сутки. живут

(Дети ходят приставным шагом по обручу ,лежащему на полу)

" Шли бараны по дороге"

Шли бараны по дороге,

(Ходить на носках)

Промочили в луже ноги

(Ходить на пятках)

Раз, два, три, четыре, пять

Стали ноги вытерать -

Кто платочкам,

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей

(Средней частью подошвы правой ноги скользить по голени левой ноги от стопы к колену, то же левой ногой. Повторить 6-8 раз)

"Собака"

Шла собака через мост

Четыре лапы пятый хвост

(Переступают с ноги на ногу, не отрывая носков от пола)

Если мост провалится,

То собака свалится!

(Стучат пятками, не отрывая носков от пола)

"Зверята"

Гуси ходят все гуськом .

(Ходьба на пятках руки за спиной)

Индюшата - индюшком.

(Ходьба на носках, руки на поясе)

Лягушата - лягушком.

(Ходьба с разведением носков в стороны - руки-"Лягушачьи лапы")

Поросята - пороськом.

(Ходьба с разведением пяток в стороны, носки вместе, голова наклонена вперед, руки за спиной)

Я люблю ходить гуськом

По тропиночке с дружком

(Ходьба мелким шагом)

Только сам хожу я чаще

Лягушкам и кувырком.

(Ходьба с подскоками )

"Зайка"

Зайка серый скачет ловко,

(Ходьба подскоками)

В лапке у него морковка


Мы ходили по грибы,

(Ходьба на носках)

Зайца испугались.

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

(Ходьба с перекатом с пятки на носок)

А потом смеялись-

Зайца испугались.

(Стоят на месте, поднимаются на носки и опускаются на всю ступню)

"Весна"

По полям бегут ручьи,

(Бегут змейкой)

На дорогах лужи

( Идут выпадами, перешагивая через "лужи")

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи

(Идут на пятках)

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

(Идут на внешней стороне стопы)

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник

(Стоя на месте, поднимаются на носки-руки вверх, опускаются на пятки)

Исходное положение сидя на стуле.

"Два веселых гуся"

Жили у бабуси

Два весёлых гуся

Поджимать и выпрямлять пальцы ног)

Один серый, Другой белый,

Два весёлых гуся.

(Приподнимать от пола то носки, то пятки.)

Вытянули шеи,

У кого длиннее

Приподнимать и одновременно разводить пятки в стороны.)

Один серый,

Другой белый, 

У кого длиннее.

(Приподнимать и одновременно разводить носки в стороны.)

Мыли гуси лапки

В луже у канавки

Вращение стопы в ту или другую сторону с небольшим усилием в сторону большого пальца.)

Один серый,

Другой белый

Спрятались в канавке.

(Поджимать пальцы, держа ноги на внешнем крае стопы.)

Вот кричит бабуся: 

-Ой, пропали гуси-

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!

Развести носки врозь, затем пятки.  На четыре счета врозь, на четыре счета вместе.)

Выходили гуси, 

Кланялись бабусе.

(Поджимать и выпрямлять пальцы ног, продвигая стопу вперед не отрывая от пола.)

Один серый,

Другой белый

Кланялись бабусе.

Приподнимать от пола носки.)

Исходное положение стоя, держась руками за спинку стула.

Самомассаж

Зарядка

Наши ножки с утра

Делают зарядку.

Вот так встанут на носочки, 

А потом на пятки

( Приподниматься на носки,

 с переносом тяжести тела на пятки.)

На носочках постоим 

Вместе в даль все поглядим,

(Приподниматься на носки с одновременным разведением пяток)

Опускаемся на пятки-

Танцевать начнём в присядку

Приседания, на полной стопе.)

Снова на носках стоим,

Вправо, влево поглядим.

(  Приподняться на носки.)

Опускаемся на пятки, 

Мы закончили зарядку.

( Опуститься на всю стопу.)

Наши маленькие ножки

Наши маленькие ножки, 

Всё шагали по дорожке.

( Ходьба на месте возле стульчика.)

Через мостик перешли

Ходьба на пятках на месте.)

По тропиночке прошли.

Ходьба на носках вокруг стульчика.)

Но устали наши ножки,

Отдохнуть хотят немножко.

Ногу на ногу кладём,

Сидя на стуле, удобно положить левую стопу на ногу)

И стопу свою берём

(Пододвинуть стопу поближе к себе.)

Чтобы ножки нам размять,

Мы их будем растирать 

Так, от пальчиков до пятки,

Массажируем ребятки.

( Массировать подошву от пальцев к пятке,)

Вот теперь, наоборот,

Трём от пяточки вперёд.

(Массировать подошву от пятки к пальцам.)

А сейчас на каждый пальчик 

Мы оденем свой кафтанчик.

( Разминать каждый пальчик поочерёдно.)

Ножку левую размяли,

И несколько не устали.

Ножку правую берём, 

На коленочку кладём

(Сидя на стуле, удобно положить правую стопу на ногу.)

И теперь для этой ножки 

Снова мы массаж начнём.

(Повторяются все действия из первой части.)

Массаж и самомассаж стопы ног.
«Капуста»
(Дети сидят на полу или на специальных резиновых ковриках)

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук

Поколачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бёдрам.)

Мы капусту нарубили, !

(Постукивают ребрами ладоней.)


Перетерли,

Растирают кулачками.)


Посолили.

Легонько постукивают пальцами.)


И набили плотно в кадку.

(Энергично растирают ладонями.)


Все теперь у нас в порядке.

Поглаживают.)


Молодцы! Все быстро съели
Ждут вас мягкие постели.

     Также массаж и самомассаж ног полезно делать на стуле.
Продолжительность и дозировка зависит от возраста и уровня подготовленности. Достаточно вначале проделывать каждое упражнение в течение 1 минуты, а затем увеличивать продолжительность занятий. Главное не перегружать ребенка.

Рисование при помощи ног
    Такие упражнения полезны тем детям, которые испытывают страх перед листом бумаги.

«Ножное письмо» - это игра, в которой никто не будет ругать за неточную линию.
- большим пальцем ноги – как правой, так и левой – можно рисовать без следа, «понарошку», намечая контуры букв, цифр, фигур, например, на ковре. Летом в песочнице можно рисовать на песке:

На песке рисую горы
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи
Дом, в котором мы живем.

- Можно раскатать на полу рулон обоев и рисовать при помощи всей стопы, причем «окрашенной», все что угодно, от коллективных абстракционистских композиций до детективных историй в «следах».
- Зажать карандаш между большим пальцем ноги и остальными четырьмя. Это полезно на этапе освоения форм букв и цифр, и способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга.
Все эти упражнения и игры по оздоровлению ног и пальчиков можно проводить когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия.

Чтобы у ребенка были крепкие, здоровые ноги и развиты соответствующие отделы мозга , а так же чтобы упражнения приносили ребенку радость, интерес к гимнастике, нужно упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика плоскостопия у дошкольников"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»...

профилактика плоскостопия у дошкольников

Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников. Систематическая работа по профилактике плоскостопия  в условиях дошкольного учреждения является одним из важных факторов укреплени...

профилактика плоскостопия у дошкольников

описание что такое плоскостопие, от чего оно появляется, какие профилактические упражнения надо выполнять с детьми...

Профилактика плоскостопия у дошкольника

Консультация для родителей с рекомендациями по профилактике плоскостопия у ребенка....

Профилактика плоскостопия у дошкольников

Причины развития плоскостопия: •      раннее вставание и ходьба,•      слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребывани...

Презентация "Профилактика плоскостопия у дошкольников"

В презентации содержится материал о видах, причинах и корригирующих упражнениях при плоскостопии у детей...