Доклад "Физическое и оздоровительное направление программы воспитания в ДОО"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В докладе представлена основная цель физического и оздоровительного направления программы воспитания дошкольника., средства развития двигательной активности, формы работы по физическому и оздоровительному направлению программы воспитания в ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическое и оздоровительное направление программы воспитания ДОО

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – проблема нравственно-волевого воспитания дошкольников. Это проблема формирования нравственно-волевых качеств дошкольников, которая становится одной из актуальнейших на современном жизненном этапе. Для дальнейшего развития России, требуется построение стабильного правового государства и гражданского общества, активизация человеческого фактора, поэтому формирование нравственно-волевых качеств, выступает как одно из основных условий дальнейшего общественного прогресса.

Нравственно-волевое воспитание выдвигается на одно из первых мест, так, как является основой, прежде всего гуманистического воспитания молодежи, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Одним из главных направлений в формировании нравственно-волевых качеств у дошкольников, является физическое и оздоровительное направление воспитания.

Как показывает практика, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).

Сейчас, как правило, детям трёх лет, набираемым в группы младшего возраста, требуется помощь логопеда, дефектолога, невропатолога, не говоря уже об инструкторе ЛФК и медсестре детского массажа.

Периодически появляются попытки обвинить детские сады в ухудшении состояния здоровья детей. Неужели во всем нужно винить детский сад? Конечно же, это не так. Воспитатель не может быть в ответе за такие глобальные проблемы, как экология, социальные потрясения, понижение иммунитета у населения в целом, неэффективное диагностирование заболеваемости на поликлиническом уровне и т. д. Воспитатель принимает в детский сад ребёнка, уже имеющего проблемы со здоровьем, о которых родители могут и не подозревать. Необходимо подчеркнуть, что проблема здоровья детей лишь отражение, следствие глобальных социально-экономических, экологических и медицинских проблем взрослого населения.

Одна из важнейших особенностей растущего организма – наличие критических периодов развития, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность к экзогенным воздействиям повышается. В настоящее время ни законодательство, ни претерпевающая изменения система здравоохранения в этом плане не могут обеспечить надежную защиту ребёнку. У детей всё чаще наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, кровеносной, нервной систем. Ко всем перечисленным внешним факторам, отрицательно влияющим на здоровье ребенка, приходится добавить и негативное влияние культуры взрослых.

Взрослый защищает, опекает, ограждает ребёнка, тратит на него много времени и средств. Правда, при этом взрослый не забывает и про себя. С помощью современных технологий он пытается облегчить свою собственную жизнь. Ребёнка, начиная с первых месяцев жизни, высаживают в специальные кресла, на подушки и другие приспособления, включают ему телевизор. Младенца развлекают гаджетами, а ему нужен эмоциональный контакт со взрослым. Ребёнка, зачастую не умеющего не только ходить, но и стоять, торопятся поставить в ходунки.

Так появляются серьезные проблемы с костно-мышечным аппаратом, нервной системой, развитием головного мозга. Ведь за умение ходить отвечают не только кости и мышцы, но ещё и нервная система, и головной мозг. К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушения неврологического характера и проблемы с костно-мышечным аппаратом. Здоровью ребёнка наносит ущерб и мода на раннее, опережающее развитие детей, захватившее современное общество. Родители, перегружающие своих детей знаниями, наносят им такой же вред, как и родители, вовсе не занимающиеся своими детьми. В ответ на родительские запросы появились методики, обучающие чтению с 2 месяцев, математике – с 6 месяцев, иностранному языку – с одного года и т. д. Один из главных принципов, которым стоит руководствоваться родителям, таков: ребенок должен прожить каждый этап своего развития вовремя, не опережая время и не отставая. Дошкольный период жизни человека самоценен сам по себе, подменить его ничем нельзя.

В общей системе образования и воспитания физическое воспитание и оздоровление детей дошкольного возраста занимает особое место. Важной задачей, определяющей значимость физического и оздоровительного направления воспитания, как основы всестороннего развития, является формирование здорового ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим развитием ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно-волевых черт личности. Ряд авторов (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1995; Н. Н. Ефименко, 1999; М. Д. Маханева, 2000; Э. Я. Степаненкова, 2001; С. Б. Шарманова, А. И. Федоров, 2002 и др.) подчеркивают, что задачи физического и оздоровительного направления воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Физическое и оздоровительное направление воспитания нацелено на формирование у детей интереса, ценностного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое и всестороннее развитие ребенка. Оно направлено на решение задач физического воспитания: это развитие физических качеств, скромности, силы и воли, гибкости, выносливости и координации; это накопление и обогащение двигательного опыта детей в овладении основными движениями; это формирование у воспитанников нравственно-волевых качеств, потребности в двигательной активности и физическом развитии, формирование культурно-гигиенических навыков.

Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии дошкольников, прежде всего, необходимо кардинально изменить приоритеты целей дошкольного образования. На передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении дошкольников определенной суммой предметных знаний, умений при подготовке к школе, как это было до сих пор, а в воспитании личности ребенка, поддержке и развитии у нее механизмов самоопределения, самореализации, самовоспитания, адаптации, физическом развитии ребенка, на основе формирования образовательно-воспитательной деятельности.

Весь комплекс средств физического и оздоровительного направления воспитания, включающий выполнение режима дня, оздоровительно-закаливающие мероприятия, обеспечение необходимых двигательных нагрузок, рациональное питание, должен быть направлен на решение главной задачи - воспитание здорового ребенка. Лишь осуществляя комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы: укрепления физического и психического здоровья детей, их оптимального физического развития и двигательной подготовленности.

Физическое воспитание и оздоровление дошкольников должно предусматривать:

  • систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений;
  • достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий;
  • многовариативность форм физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений;
  • частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка;
  • преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации;
  • гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий;
  • сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий физической культурой;
  • взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами воспитания.

Благодаря физическому воспитанию и оздоровлению:

  • создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и др.);
  • закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
  • осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание).

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  • формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
  • формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Одним из важных направлений работы по формированию у ребенка навыков здорового образа жизни является взаимодействие с семьями воспитанников.

Приводя ребёнка в детский сад, родители приносят медицинские справки о том, что он здоров, и, как правило, не подозревают о существующих у него проблемах со здоровьем (или скрывают их). Детский сад, таким образом, становится учреждением, которое помогает родителям выявлять эти проблемы. У педагогов есть только один способ узнать о состоянии здоровья своего будущего воспитанника – это опрос родителей.

Составляя опросник, важно выяснить, установлен ли для ребёнка дома режим дня. Ответ «да» мало что проясняет, нам важно узнать, когда у ребёнка наступает ночной и дневной сон, какова их продолжительность. Если дневной сон начинается в 15–16 часов дня, если подготовка ко сну, его укладывание длится час или полтора, то у ребёнка наверняка возникнут проблемы с соблюдением распорядка детского сада. Изменение режима, характера сна могут указывать на проблемы со здоровьем. Важно также, чтобы режим дня ребёнка, готовящегося прийти в детский сад, совпадал с режимом дня в детском саду.

Также важно узнать как можно больше о том, владеет ли ребёнок навыками самообслуживания. Обязательно включите в анкету вопрос о том, кто из членов семьи чаще гуляет с ребёнком и сколько времени. Этот вопрос помогает выяснить, сколько времени ребёнок проводит на свежем воздухе. Нужно также уточнить, активно ли он двигается во время прогулки.

Важно узнать, какие блюда преобладают, а какие отсутствуют в рационе питания семьи. Есть ли запреты на какие-то продукты. Если, к примеру, дома кашу не едят, в детском саду ребёнок, скорее всего, не будет есть на завтрак кашу. Также, таким способом мы сможем узнать об аллергических реакциях детей на тот или иной продукт.

Хороший вопрос о том, чем занимается ребёнок после прихода из детского сада и в выходные дни. С помощью этого вопроса можно понять, чем любит (или вынужден) заниматься ребёнок дома. Вопрос можно продолжить, попросив указать время, которое проводит ребёнок с различными гаджетами (смартфон, планшет, ноутбук).

Важно выяснить как часто болеет ребенок за год. Этот вопрос требует уточнения. Какими заболеваниями болел ребёнок? Имеются ли у ребёнка хронические заболевания? Каковы, причины частой заболеваемости? (В случае с часто болеющими детьми).

Чтобы оценить готовность родителей принимать участие в совместных мероприятиях, спросить, о том, нужно ли родителям активно участвовать в воспитательной работе группы, которую посещает их ребёнок, чтобы воспитать его здоровой, гармонично развитой личностью.

Ещё одним направлением работы по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков является закаливание. 

Закаливание имеет большое значение как для здорового, так и ослабленного ребёнка. Закаливание с ослабленными детьми должно вестись более осмотрительно, чем со здоровыми. Меры закаливания должны быть подобраны индивидуально.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

  • осуществлять закаливание следует только со здоровыми детьми, при недомогании, болезнях закаливающие мероприятия не проводятся;
  • интенсивность закаливающих процедур увеличивают постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;
  • закаливание требует систематичности, последовательности.

Традиционные методы закаливания (контрастные воздушные ванны, обширное умывание, полоскание горла, босохождение) эффективны в качестве начальных процедур. Наибольший эффект приносят контрастные воздушные ванны и босохождение.

В методике Ю.Ф. Змановского контрастное закаливание представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов, путем тренировки механизмов терморегуляции.

Контрастное воздушное закаливание проводится следующим образом. К окончанию дневного сна в групповой комнате температура воздуха снижается до +16–18°. Дети просыпаются под звуки музыки, которая создаёт радостный эмоциональный фон. Лёжа в постели поверх одеяла, они выполняют в течение 2–3 минут три-четыре физических упражнения, охватывающие все группы мышц. Например, подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лёжа на боку и на животе, сидя. Затем по команде взрослого дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь в трусах или майках и трусах, переходят в прохладное помещение и выполняют в течение 1–1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения). Затем они перебегают из холодного в тёплое помещение, то есть принимают воздушные контрастные ванны. Первоначально температура в тёплом помещении составляет +23–26 °, в прохладном – на 3–5 градусов ниже. Контраст температур увеличивается в течение 1,5–2 месяцев за счет снижения температуры в прохладной комнате.

Во время пребывания в теплом помещении с детьми проводят игры со словесным сопровождением; подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие, прежде всего, координационных возможностей. Физические упражнения, выполняются в более спокойном темпе, чем в холодной комнате.

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания. Оно является хорошим средством укрепления сводов стопы и её связок. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18°. Вначале, в течение 4–5 дней дети ходят в носках, затем пробуют ходить босиком в течение 3–4 минут. Ежедневно продолжительность увеличивается на 1 минуту и постепенно доходит до 15–20 минут. Хождение босиком рекомендуется проводить во всех возрастных группах. Дети старших групп могут босиком выполнять утреннюю зарядку, физкультурные занятия, подвижные игры в помещениях. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп под влиянием пониженной температуры пола, земли. Мы предлагаем сочетать данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия, Так, в старшей группе применяются следующие игры и упражнения: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперёд-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъём пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Важным направлением работы по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков является организация правильного режима.

Правильное построение режима является одним из центральных звеньев оздоровительно-воспитательной работы с детьми. Оптимальный режим развивает жизнедеятельность ребёнка, устанавливает в ней необходимую цикличность, обеспечивает его нормальное физическое и умственное развитие, повышает работоспособность, общую сопротивляемость организма.

В результате соблюдения режима дня формируется сложный динамический стереотип, в котором каждый режимный момент становится условным раздражителем для последующей деятельности ребёнка. Благодаря режиму последовательно распределяются во времени основные физиологические потребности дошкольника (сон, приём пищи, бодрствование) и оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, подвижные игры).

Выполнение режима служит одним из обязательных условий эффективной реализации программы воспитания в дошкольном учреждении.

Неправильно понимать режим как жестко регламентированный распорядок дня с обязательным повторением в строго установленное время тех или иных мероприятий. Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим – это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от вновь возникающих обстоятельств.

Правильная организация режима важна и для ослабленных детей. Особое требование заключается в обеспечении для них разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Это связано с тем, что ослабленные дети, с одной стороны, в большей степени нуждаются в отдыхе, чем здоровые, а с другой стороны, дефицит движений негативно сказывается на их психофизическом состоянии.

Решением этой проблемы может быть удлинение времени сна на полчаса-час. В исключительных случаях, при истощении, целесообразно к обычному дневному сну присоединить еще лежание в течение 30–40 минут после завтрака. Перерывы для отдыха во время занятий, прогулок, подвижных игр должны быть чаще, чем для здоровых детей. Надо иметь в виду, что даже самые короткие промежутки отдыха (3–5 минут) имеют для ребёнка благотворное значение благодаря быстрой восстанавливаемости его сил.

Одним из важных компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий функциональные ресурсы организма, в первую очередь, его работоспособность. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма, закаляет его. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуются аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных дней. При небольшом дожде её можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом защищённом от резкого ветра и осадков месте. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в однообразной позе, необходимо переключать их на разные виды деятельности, менять место игры. На протяжении всей прогулки ребёнок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны соответствовать погоде, гигиеническим требованиям.

Двигательная активность является естественной потребностью в движении и имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение является врожденной, жизненно важной необходимостью и потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда все основные системы и функции организма только формируются. Ограничение движений или их нарушение влияет на все жизненные процессы.

Особенно большое количество движений требует растущий организм ребенка. Неподвижность для детей утомительна, это приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям. Огромное количество движений ребенка является естественным желанием для улучшения физического и психического совершенствования. Различная мышечная активность имеет благотворное влияние на физиологические функции организма, помогает адаптироваться к различным условиям окружающей среды.

Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка

Одним из главных факторов физического воспитания и оздоровления детей является правильно организованная двигательная активность. Первые семь лет являются годами быстрого умственного и физического развития ребенка, организм которого и его функции являются далеко не идеальными и легко подвержены различным влияниям. Вот почему так важно, чтобы в этот период развития для детей была организована педагогически рациональная среда. От состояния здоровья ребенка, возможности владеть различными движениями, от его ловкости, ориентации, скорости моторных реакций во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем и успехи в учебе и трудовой деятельности.

Формы работы по направлению физического воспитания и оздоровления дошкольников представляют собой самый разнообразный комплекс мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность, основанная на игровой деятельности ребенка. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия (утренняя зарядка, гимнастика после дневного сна, физкультминутка, физкультурная пауза, непосредственно образовательная деятельность и т.д.).

По мнению М.А. Руновой основным средством развития двигательной активности являются физические упражнения и игры. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Существует несколько классификаций физических упражнений. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Классификация физических упражнений по анатомическому признаку (с помощью такой классификации составляются различные комплексы общеразвивающих упражнений) предусматривает выделение упражнений:
  • для мышц рук и плечевого пояса,
  • для мышц туловища и шеи,
  • для мышц ног и таза.

Внутри этой классификации упражнения подразделяются:

  • на упражнения для голеностопного сустава,
  • для коленного сустава и т.п.;
  • на упражнения без предметов и с предметами,
  • индивидуальные и парные,
  • стоя, сидя и лежа;
  • упражнения для развития силы и гибкости.
  1. Классификация физических упражнений по признаку преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:
  • скоростно-силовые упражнения,
  • физические упражнения, требующие проявления выносливости (например, бег на длинные дистанции, ходьба на лыжах и т.п.);
  • физические упражнения, требующие проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения (например, упражнения на гимнастических снарядах, прыжки в воду и т.п.);
  • физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств, при постоянно меняющихся уровнях усилий в соответствии с изменяющимися условиями (игры).
  1. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения:
  • циклические (бег, ходьба, плавание) – отличаются повторяемостью фаз движений;
  • ациклические (прыжки, метания) - движения можно разделить на однократные двигательные акты;
  • смешанные (прыжок в длину с разбега, бег с препятствием, метание с разбега) – сочетаются действия ациклического и циклического характера.
  1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем воспитания:
  • гимнастика;
  • игры;
  • спорт;
  • туризм

Залогом успешного физического воспитания и оздоровления детей является полноценная двигательная активность. Она невозможна без систематического использования циклических упражнений в ходьбе, беге и др. Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения являются наиболее важным компонентом двигательного режима ребёнка. Они на физиологическом уровне способствуют нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают умственную и физическую работоспособность, создают и закрепляют позитивный эмоциональный фон. Циклические двигательные упражнения являются основным средством развития общей выносливости.

По мнению специалистов, между выносливостью и уровнем сформированности двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста существует прямая связь. Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках повышают умственную и физическую работоспособность, улучшают эмоциональное состояние, способствуют полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Исследования показали, что наибольшей оздоровительной эффективностью обладают циклические упражнения при преимущественном использовании средних и даже малых нагрузок. Большую оздоровительную ценность имеют циклические упражнения на открытом воздухе.

Формирование личности дошкольника

в процессе реализации физического и оздоровительного направления воспитания

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическое и оздоровительное направление воспитания занимает одно из важных мест. Оно выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность физического воспитания и оздоровления достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы др.), однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Общепризнанным стало положение, что физические упражнения и культурно-гигиенические навыки выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и в то же время как формирующее начало в его развитии.

Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. Приобщение детей к природе — главный источник физического и духовного развития.

Немаловажную роль в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни играет пример взрослых (родителей, воспитателя). Здоровый образ жизни близких ребенку людей становится образцом для подражания.

Физическая культура — благодатная сфера не только для формирования потребности в здоровом образе жизни. Приобщение к ней способствует возникновению и развитию ряда потребностей и мотивов (сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самоутверждение, самолюбие, нравственные мотивы). Значимую роль при этом могут сыграть подвижные игры с двойным правилом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка» и др.), где непосредственное побуждение ребенка «не дать себя осалить» преодолевается активно, практически моральным мотивом — помочь «заколдованному» товарищу, освободить его.

На основе стремления к самоутверждению у детей в игре возникает и соревновательный мотив (выиграть, поводить, быть лучше других).

Соревновательный мотив и мотив самоутверждения являются проявлением потребности дошкольника в признании его не только со стороны взрослого, но и сверстников.

Формирование мотивационной сферы ребенка тесно связано с развитием его самосознания и самооценки.

Самооценка — компонент самосознания, проявляющийся в оценке своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Она выступает условием и средством становления таких итоговых образований самосознания, какими выступают «Образ Я» и «Я - концепция».

Самооценка в значительной степени определяет активность личности, отношение к себе и другим. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Складывается самооценка на основе опыта, который ребенок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окружения, культурных норм, стереотипов, эталонов физического и двигательного развития.

Анализу собственных действий и поступков может способствовать двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (спортивные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). В ней имеют место групповые формы оценки детей, способствующие осознанию способов действий; самостоятельные оценки детей деятельности своих сверстников, самооценка детей, выражающаяся в осознании своей деятельности, ее сильных и слабых сторон.

Проявление взрослыми заинтересованности значимыми для ребенка видами деятельности, соучастие в них, сотрудничество — еще один важный путь к формированию у ребенка общей позитивной самооценки и «Я - концепции». Особую значимость в этом отношении имеют совместные (дети, педагоги, родители) мероприятия. Оказать помощь в преодолении страха (спуститься с горки, прыгнуть в воду, пройти через темный коридор, перейти ручей по бревну и т.п.) — все это значимо для формирования позитивной самооценки. Важную роль в развитии самосознания, самооценки дошкольника имеет педагогическое взаимодействие. Что в нем будет преобладать — мягкие или жесткие воздействия, улыбка или безразличие, недоброжелательный взгляд, ирония или юмор, упрек или выражение огорчения при неудаче воспитанника, запреты, ограничения или стимулирование самостоятельности, поиска — все это формирует личность дошкольника. Общение педагога с ребенком должно вселять веру в него, рождать оптимизм, стимулировать его творческий потенциал, дарить радость.

В процессе приобщения детей к физической культуре активно формируется их эмоционально-волевая сфера. Двигательная активность способствует развитию познавательных, нравственных, эстетических чувств ребенка. Она формирует такие положительные качества, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувству справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты в согласовании действий.

Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, взаимодействовать с ним.

Отношения взаимной ответственности обеспечивают ребенку возможность самоутверждения и самовыражения, развивают уверенность, инициативность, формируют чувство товарищества.

Основными факторами, задающими развитие произвольного поведения дошкольника, являются: способность ребенка привносить смысл в деятельность, в свои действия и поведение в целом; инициативность личности, активность, исходящая от самого ребенка как от субъекта деятельности; осознание своей деятельности и себя как субъекта деятельности. Развитие произвольных действий — необходимое условие формирования волевых проявлений. Психологи спорта (Е.И.Ильин, А.Д. Пуни, П.А. Рудик) определили волевые качества, необходимые для преодоления препятствий, возникающих в процессе двигательной деятельности. Это — целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание.

Основным методом воспитания волевых качеств является метод упражнений. Многократное повторение двигательных действий осуществляется при этом в двух режимах работы — непрерывном и интервальном. Для повышения активного и сознательного отношения к проявлению волевых качеств наиболее эффективными являются приемы, направленные на достижение умственной и моральной основы волевых действий. Большое значение в обеспечении успешной работы имеет применение таких методов и приемов стимулирования волевых усилий, как контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения упражнений и др. Повышению заинтересованности детей к выполнению упражнений способствует доброжелательная атмосфера сотрудничества, уважения и доверия друг к другу.

Физическое воспитание и оздоровление в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

В процессе физического и оздоровительного направления воспитания у ребенка развиваются физические и умственные способности, духовно-нравственные качества личности, эстетические чувства; воспитываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фантазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: ЛинкаПресс, 1993. – 109 с
  2. Борисова М.М. Тематические подвижные игры для дошкольников: Методическое пособие. – М.: Линка-пресс, 2015. – 160 с.
  3. Борисова М.М., Егоров Б.Б. Новые перспективы взаимодействия педагогов с семьей дошкольника // Актуальные проблемы развития теории и практики дошкольного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции заключительного этапа VIII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» (9 ноября 2017 года) / ред.-составитель Т.И. Ерофеева. – Текстовое электронное издание. – М.: НИИ Школьных технологий, 2018. – С. 31–39.
  4. Гарипова И.О., Егоров Б.Б. Основные направления программы оптимизации традиций физического воспитания в семье. Материалы итогового семинара Московской ГЭП / под ред. Б.Б. Егорова – М.: ИДОСВ РАО, 2004. – С. 83–86.
  5. Горелова Н. Закаливание детей // Дошкольное воспитание – 1994. – № 6. С. 96.
  6. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического развития детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 1999. – 175 с.
  7. .Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста // Дети России образованны и здоровы. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции – М.: НП ДРОЗД, 2009. – С. 233–235.
  8. Егоров Б.Б. Нетрадиционное закаливание в ДОУ // Практика управления ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 72–74.
  9. Егоров Б.Б. Организация режима в детском саду // Практика управления ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 71–73.
  10. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М., 2000. – 88 с.
  11. Змановский Ю.Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей // Охрана материнства и детства. – 1989. – № 7. – С. 24–26.
  12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5–8 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 144 с.
  13. Шебеко, В.Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры: монография / В.Н. Шебеко. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2000. 178 с.
  14. Щербак А.П. Направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья // Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. – М.: АРКТИ, 2000. – С. 79–84.
  15. Щербак А.П., Смирнова Т.В. Взаимодействие педагога, родителей и детей при организации подвижных игр // Инструктор по физкультуре. – 2014. – № 7. – С. 75–77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

Педсовет был представлен на муниципальном профессиональном конкурсе "Лидер в образовании". Цель - систаматизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста....

презентация к педагогическому совету "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

Наше здоровье держится на трёх китах: - сердечно-сосудистая система, - дыхательная система, - иммунная система. Для поддержания своего здоровья, необходимо с самого детства уделять им большое внимание...

Презентация к Педсовету «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду и путем активного проведения прогулок»

Интерактивная презентация к педагогическому совету  «Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду и путем активного проведения прогулок» Древнегреческие м...

Консультация для воспитателей. "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

В этом материале предоставленны рекомендации по прафилактики оздоровления детей дошкольного возраста....

Рецензия на публикацию в электронном СМИ «Большая перемена» по теме «Оздоровительная направленность программы кружка «Веселый мяч» для младших и средних дошкольников»

Данная программа характеризует авторов как знающих специалистов, способных отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал и разработать цикл диагностических работ в рамках данной програм...

Рецензия на публикацию в электронном СМИ «Большая перемена» по теме «Оздоровительная направленность программы кружка «Веселый мяч» для младших и средних дошкольников»

Данная программа характеризует авторов как знающих специалистов, способных отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал и разработать цикл диагностических работ в рамках данной програм...