Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе " Лучики здоровья"
план-конспект занятия (старшая группа)

Укинова Наталья Кабдгалиевна

Закрепить знания детей о способах сохранения и укрепления здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_luchiki_zdorovya.odt40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в области «Познавательное развитие»

в старшей группе «Звёздочка»

на тему: «Лучики Здоровья»

  Цель:  систематизация представлений у детей, старшего дошкольного возраста, осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. закрепить основные понятия«распорядок дня»«личная гигиена»«витамины»«полезные продукты»«здоровый образ жизни».

Задачи:

  Образовательные:

  Закрепить знания детей о способах сохранения и укрепления здоровья; 

  Закрепить знания о полезных свойствах воздуха.

  Расширять и закреплять знания о важности для здоровья соблюдения режима дня, выполнения утренней гимнастики, двигательной активности в течении дня, соблюдения правил личной гигиены, приема в пищу овощей, фруктов, ягод и других полезных продуктов, прогулки на свежем воздухе, крепкий сон.
 Приобщать детей к исследовательской деятельности и экспериментированию.

  Способствовать развитию любознательности.
 
Воспитательные:

   Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

   Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

   Развивающие:

   Формировать у детей привычку здорового образа жизни, привить стойкие культурно - гигиенические навыки.

  Способствовать развитию интереса у воспитанников к спорту, закаливанию, режиму дня, как к основе здоровья;

  Способствовать развитию диалогической и связной речи у детей.

  Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

   Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

   Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, речевая, двигательная.

Активизировать словарь детей: микробы, режим дня, личная гигиена, правильное питание,здоровый образ жизни, предметы личной гигиены. 

Оборудование и материалы: Флажки, карта, картинки режимных моментов, трубочки и стаканы с водой по количеству детей, массажная дорожка, д/и с элементами ТРИЗ «Вредные и полезные продукты»(прищепки с картинками продуктов), мешочек, предметы личной гигиены(мыло, зубная щетка, полотенце, носовой платок, расческа, шампунь), бутылка кока-колы, сахар, колба, воздушные шары, угощение для детей.

Предварительная работа:

Беседы: «Почему люди болеют»? «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»? «На зарядку становись», «Чистота – залог здоровья», «Роль питания в жизни человека».  «Кто такие микробы?», «Что мы делаем в детском саду для того чтобы не болеть?», «Полезная и здоровая пища»; «Режим дня». «Витамины – защитники организма», «Значение спорта в нашей жизни»; отгадывание загадок о ЗОЖ, разучивание стихотворений и пословиц по теме; дидактические игры: «Режимные моменты», «Полезно – вредно». Чтение детям художественной литературы: «Мойдодыр », «Федорино горе» (Чуковский К.И.), «Вредные советы» (Б.Заходер), С. Михалков «Прививка». Выполнение дыхательных упражнений. Заучивание с детьми стихов. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин полезных продуктов», «Аптека», «Больница», «Кафе».

    Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы поздороваемся с ними. 

(Дети заходят в музыкальный зал, здороваются с гостями).

Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

Русская народная пословица гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». Дети, давайте улыбнёмся и поздороваемся друг с другом. Этим мы пожелаем всем здоровья!

Дети: Здравствуйте!

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришёл?! Это почтальон принёс письмо и карту, которые прислали жители «Страны Здоровья»(открываю конверт), они просят нас о помощи. Злая Волшебница забрала у них лучи солнца, благодаря которым все жители были здоровы и веселы. А сейчас они стали чаще болеть. 1 Слайд картинка Жители Страны Здоровья (грустные). Посмотрите на экран 2 Слайд картинка (солнце без лучей). Ребята, посмотрите, что с нашим солнышком не так?

Дети: Нет лучей, грустное, не улыбается, скучает, заболело. 

Воспитатель: Это солнце из Страны Здоровья. Ребята, поможем жителям страны?

Дети: Да!

 Наше здоровье, как лучи у солнца и их надо найти, выполнив задания двигаясь по карте. Давайте посмотрим на карту, как нам нужно двигаться? 3Слайд картинка (карта).

Воспитатель: Посмотрите, на карте наш первый флажок. Какого он цвета?

Дети: Оранжевый.

Воспитатель: Приступаем к выполнению первого задания.

Воспитатель: Чтобы узнать, как найти первый лучик здоровья, я загадаю вам загадку:

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья-

Очень важен....

Дети: Режим дня.

Воспитатель: Для чего нужен режим дня?

Дети: Расти здоровым, чтобы не опаздывать в детский сад, быть бодрым в течении дня, лучше заниматься, чтобы всё успевать, вовремя кушать, ложиться спать и т.д.

Ребёнок: Мы по часам гуляем, едим.

                   Мы каждый день соблюдаем (режим)

   Воспитатель: Режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду. У вас есть определённое время для приёма пищи, для занятий, прогулки, сна. Режим - это когда все ваши дела распределены чётко по времени в течение дня.

   Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Режимная цепочка».

  Ребята посмотрите, на столе у нас разбросаны картинки, что на них изображено? 

    Дети: Зарядка, прогулка, умывание, игры.

    Давайте все разложим по порядку. 

   Дидактическая игра «Режимная цепочка».    

   Воспитатель: Давайте посмотрим, получилась ли у нас режимная цепочка? С чего начинается наш день?

   Дети: Высказывания детей (сначала пробуждение - потом умывание-зарядка -завтрак- занятия- прогулка на свежем воздухе- обед- дневной сон- полдник-игры-ужин-сон).

    Воспитатель: Ребята, мы справились с заданием и получаем первый лучик здоровья под названием «Режим дня».

4 Слайд «Луч режим дня».

   Воспитатель: Давайте посмотрим на карту,5 Слайд картинка (карта).какого цвета второй флажок?

   Дети: Голубой.

   Воспитатель: Двигаемся к флажку голубого цвета.

   Воспитатель: Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, мы проведём опыт с трубочкой и стаканом воды.

   Воспитатель: Ребята, вы не забывайте, что во время опыта нужно вести себя осторожно, внимательно, и соблюдать правила:

1. Держать на расстоянии трубочку от глаз

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

Опыт с водой и трубочкой.

  Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Возьмите аккуратно трубочку и на расстоянии от глаз загляните внутрь, а теперь подуйте в неё. Вы что-нибудь увидели?

  Дети: Нет, ничего не увидели.

  Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, кто там прячется. Ребята, внимание начинаем наш эксперимент. Опустите в стакан с водой трубочку. Делаем носом вдох и выдыхаем ртом в трубочку, воду в рот не втягиваем. (Дети выполняют задания два раза, соблюдая безопасность). Ребята, что происходит?

Дети: Из трубочки бегут пузырьки.

Воспитатель: Откуда взялись пузырьки в стакане?

  Дети: Это воздух, который мы выдыхаем. 

6 Слайд картинка «Воздух»

Воспитатель: Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? 

Дети: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

Воспитатель: Правильно, воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх.

Воспитатель: Отсюда делаем вывод, что воздух легче воды. 

Воспитатель: Дети, а для чего нужен воздух?

Дети:  Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Ребята, давайте выполним дыхательную гимнастику:

1, 2, 3, 4, 5,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову подымем выше

И легко, легко подышим. (Носом делаем вдох, выдох ртом).

Воспитатель: Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью.  Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. 

Воспитатель:  Какой воздух нам нужен?

Дети:Чистый, свежий.

Воспитатель: А где у нас может быть такой воздух? 

Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

  Воспитатель: А что значит чистый воздух? 

Дети: Это когда легко и свободно дышится.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы легко дышалось людям, животным, растениям?

Дети:  Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, воздух необходим нашему организму. Поэтому наш второй лучик здоровья так и называется -воздух.  7Слайд Лучик Воздух

Воспитатель: Ребята, смотрим на карту, ищем флажок красного цвета.8 Слайд картинка (карта)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, что вы на нём видите? 9 Слайд картинка «Физкультура и спорт»

Дети: Разные виды спорта.

Воспитатель: Чем занимаются дети? Как это назвать одним словом?

Дети: Спорт.

Воспитатель: Дети, давайте подумаем, какую пользу приносят занятие физкультурой и спортом?

Дети: Чтобы быть здоровым. нужно заниматься спортом, делать зарядку, если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше, нужно обязательно делать утреннюю гимнастику, укреплять своё здоровье и т.д.

Воспитатель: Правильно, занятия физкультурой и спортом укрепляют здоровье. Давайте, сейчас выполним физминутку, чтобы получить ещё один лучик здоровья.

Упражнение «Солнышко».

Солнце спит, небо спит,      - (Голову кладут на руки)

  Даже ветер не шумит,          - (Грозят пальцем)

  Рано утром солнце встало,  - (Встают на носочки)

  Всем лучи свои послало.    - (Руки поднимают вверх, пальцы растопырен.)

Вдруг повеял ветерок,            - (Волнообразные движения руками)

Небо тучей заволок               - (Круговые движения руками)

И деревья раскачал,               - (Движения руками перед собой)

Дождь по крышам застучал - (Постукивают ладошками по бедрам ног)

В небе радуга проснулась     - (Складывают руки дугой над головой)

Солнце сразу улыбнулось      - (Руки полочкой над головой под подбородок, с улыбкой на лице).

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы выполнили задание, и получили третий лучик здоровья это «Физические упражнения и спорт».

На экране 10Слайд солнца с лучиком «Физическое упражнение и спорт»

Воспитатель: 11 Слайд картинка (карта)Смотрим следующее задание - флажок жёлтого цвета.

12 Слайд картинка «Закаливание». (звучит фонограмма 1к. песни «Если хочешь быть здоров, - закаляйся!

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете куплет из песни?

Дети: Чтобы быть здоровыми, нужно закаляться, обливаться холодной водой, обтираться холодным полотенцем, купаться в ледяной воде, принимать воздушные ванны, ходить босиком по земле, по снегу.

Воспитатель: Правильно ребята. Ещё одним  видом закаливания является ходьба по массажным дорожкам, при которой массируются стопы ног. (Дети снимают обувь)

А теперь давайте пройдём по массажным дорожкам. (Во время выполнения задания обратить внимание на детей: спина ровная, смотреть прямо перед собой, расправить плечи).

Воспитатель: Теперь вы знаете название четвёртого лучика здоровья-это «Закаливание» (появляется 13Слайд лучика «Закаливание»).

Воспитатель: 14 Слайд картинка (карта) Давайте посмотрим на карту, следующий флажок зеленого цвета, нас ждет задание о полезных и вредных продуктах.

Воспитатель: Какие продукты полезны для нашего здоровья?

Дети: Полезные продукты-это овощи, фрукты, салаты, соки натуральные….

Воспитатель:  Правильно, для нашего здоровья полезны те продукты, в которых есть витамины. А для чего нам нужны витамины?

Дети:  Чтобы укреплялся наш организм, было крепкое здоровье, чтобы меньше болели.

 Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями.  

Воспитатель: А какие продукты вредны или даже опасны для нашего организма?

Дети: Вредные продукты питания-это чипсы, кириешки, чупа-чупс, жевательная резинка, газировка, пирожное, попкорн, хот-дог, майонез, соусы, колбасные изделия и т. д.

Воспитатель: Правильно, ребята,частое употребление вредных продуктов в раннем возрасте наносит значительный вред здоровью. 

Воспитатель:  Ребята, чтобы быть здоровым, нужно не только спортом заниматься, но и правильно питаться. Давайте поиграем с вами в игру и закрепим знания о полезной и вредной еде для нашего организма.

Игра «Полезная и вредная еда» с элементами ТРИЗ.  Перед вами две тарелки. На зеленую тарелку надо прикрепить картинки с полезной едой, а на красную - с вредной едой.

Воспитатель: Дети, возьмите прищепки с изображениями продуктов питания и прикрепите к тарелкам.

  Воспитатель:  Вы справились и разложили полезные и вредные продукты для нашего организма. Сейчас мы с вами проведём один из опытов с вредным продуктом. Все вы знаете напиток Кока - кола. Он нравится нам по вкусу, но очень вреден для нашего организма.

 Проведение опыта с Кока колой и сахаром. Для опыта нам понадобится колба, бутылка кока-колы, сахар. В колбу наливаю кока-колу и насыпаю сахар. 

  Воспитатель: Ребята посмотрите, какая реакция происходит у нас в организме, когда пьём газированную воду  и кушаем много сладкого. Ребята, хотите быть здоровыми – не пейте «Кока-колу», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья!

  Воспитатель: Мы доказали на опыте, что любимые продукты не всегда полезны для нашего организма. Итак мы нашли пятый лучик здоровья, который называется «Здоровое питание». 

На экране 15Слайд Лучик «Здоровое питание»

 Воспитатель: 16Слайд  картинка (карта)Посмотрите на карту, следующий флажок розового цвета, двигаемся к нему.

Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? (Картинка Мойдодыр)

Дети: Мойдодыр - умывальников Начальник и мочалок Командир.

 Воспитатель: Мойдодыр, передал мне для вас  мешочек  с предметами личной гигиены, сейчас мы с ними поиграем. Вы будете доставать по одному предмету и рассказывать, что это за предмет и для чего он нужен.

 Дидактическая игра «Мешочек гигиены».

Дети: 1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

                  Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)

              2. Мягкое, пушистое, беленькое, чистое.

                  В душ его возьму с собой

                  Буду чистый и сухой. (полотенце)

               3. Как ты выглядишь красиво! Симпатично, очень мило,

                  Аккуратная причёска, помогла тебе…(расческа)

               4. Глаза я крепко закрываю,

                   В голову его втираю,

                  А потом водой смываю.

                  Это средство для волос,

                  Может быть даже без слез. (шампунь)

               5. Я в кармане караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез не забуду и про нос.( носовой платок)

            6. Костяная спинка, жесткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит. (зубная щетка)

 Воспитатель: Помните, «Чистота – залог здоровья», а предметы личной гигиены, должны быть у каждого свои, индивидуальные.

Звучит грозная музыка.

Входит Злая Волшебница, в руках воздушные шары.

Злая Волшебница: Что, не ждали? А я вот решила к вам в гости прилететь, да, может, и жить останусь. Я - Злая Волшебница.

И принесла с собой микробы разные и очень опасные.

   они живут везде: в воздухе, в воде.

   И если захотят, всех вас заразят

Воспитатель: Ой, да это микробы! Злая Волшебница хочет сбить нас с пути.

Злая Волшебница:  Да, вот мои помощники - микробы наблюдали и мне передали, что некоторые дети, не знают и нарушают правила ЗОЖ.

Воспитатель:  Нет, я думаю, ты ошибаешься, давай мы это проверим? 

Злая Волшебница:  Да куда вам справиться с моими трудными заданиями? 

Воспитатель: Дети расскажут, что они знают о здоровье. 

Злая Волшебница: Посмотрю, если ошибаюсь, то уйду. 

Воспитатель: Ребята, как же мы  можем защитить себя от микробов,

Чтобы быть всегда здоровыми?

   1Ребёнок: Мыть руки с мылом. 

   2Ребёнок: Заниматься физкультурой.

3Ребёнок: Закаляться. 

Злая Волшебница:

Какие зловредные детишки

  И чисто умываются,

  Зарядкой занимаются,

  С микробами сражаются.

4Ребёнок: Гулять на свежем воздухе. 

5Ребёнок: Есть только мытые овощи и фрукты. 

6Ребёнок: Кушать полезную еду.

7Ребёнок: Соблюдать режим дня.

Злая Волшебница: Караул! Все мои микробики исчезли. Колдовство теряю я, погибаю! Надо мне отсюда уносить скорее ноги! Не хочу я с вами знаться. Пойду-ка я лучше поищу других детишек.  (Уходит).

Воспитатель: Молодцы ребята, мы победили микробов правилами чистоты , выполнили задание Мойдодыра и нашли оставшийся лучик здоровья,  который называется «Чистота и гигиена».

На экране 17Слайд Лучик «Чистота и гигиена».

Слайд 18 картинка «Солнце с лучиками» 

Воспитатель: Посмотрите на экран, солнышко заулыбалось, радуется за вас. Потому что вы нашли все лучики и вернули жителям «Страны Здоровья» хорошее настроение и здоровье.

 Слайд 19 картинка «Страна Здоровья» (солнце с лучиками)  

Воспитатель: Ребята, мы проделали с вами большой путь, выполнили все задания и теперь вы знаете, как беречь свое здоровье. Внимательно посмотрите друг на друга, глазки у всех сверкают, на лицах добрые улыбки. Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили, то всегда будете здоровы.

Итог. 

 Воспитатель: - Ребята, что мы делали сегодня, чтобы помочь жителям страны Здоровья? 

Дети: Нашли спрятанные лучики здоровья.

  Воспитатель: -Что полезного мы сегодня узнали на занятии? 

 Дети: Чтобы быть здоровыми нужно заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня. 

 Воспитатель: -Что понравилось вам больше всего?

 Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым».

Слайд 20 картинка  Жители «Страны Здоровья»(весёлые)

Воспитатель: Ребята, жители страны Здоровья, благодарят вас за помощь и Вам передали корзину с угощением.

 Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с гостями. Будьте здоровы! И чаще улыбайтесь! Ведь улыбка тоже помогает быть здоровыми!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

Программные задачи: Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни. Расширять знания о том, что полезно и что вредно для здоровья. Уточнить представления о п...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"

Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе«Путешествие в страну «Здоровей-ка»...

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Лучики здоровья»

Здоровье – это как солнце. Лучики здоровья: здоровое тело, здоровый дух, хорошее настроение, доброе отношение к окружающим и себе, забота и понимание окружающих; жить в ладу с соб...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Лучики здоровья».

        Программное содержание: Продолжать расширять представления воспитанников о здоровом образе жизни. Обобщать и закреплять  знания о влиянии на здоровье двигательн...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Страна здоровья - ГТО"

формировать положительную нравственную оценку здорового образа жизни, позитивное отношение к занятиям спортом; мотивирование детей старшего дошкольного возраста к подготовке и выполнению нормативов и ...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "В здоровом теле - здоровый зуб"

Данный материал предназначен для детей старшей группы с целью ознакомления с правилами правильного ухода за зубами....