Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников
статья

Артемьева Любовь Анатольевна

Приемы и методы, используемые для формирования навыков ЗОЖ у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Охрана здоровья ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни имеет огромное социальное значение. От правильного решения этой задачи зависит здоровье будущего поколения.  Приобщение к здоровому образу жизни начинается именно в дошкольном возрасте. Знания, умение и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Я работаю в детском саду с детьми 2,3  и 4 групп здоровья, больными астмой,  различными формами аллергии и часто болеющими. Многие дети занимаются с логопедом в связи с проблемами речи,  а так же с психологом. В связи со всем выше сказанным, валеологическое воспитание играет первостепенную роль в работе с этими детьми. И основной целью своей работы я поставила: укрепление здоровья и формирование сознательного к нему отношения. Решение этой основной задачи невозможно без знаний особенностей человеческого организма, а так же без навыков здорового образа жизни и без воспитания лучших человеческих качеств.

Исходя из этого, я определила следующие задачи работы:

  1. Обеспечение полноценного физического и психического развития детей.
  2. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  3. Формирование знаний о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья человека и окружающей среды природы.
  4. Обучение правилам гигиены и безопасной жизнедеятельности.
  5. Воспитание доброжелательного отношения детей к окружающим, эмоциональной отзывчивости.
  6. Приобщение детей и их родителей к практическому опыту здорового образа жизни.

Из поставленных задач складывается основный принцип моей работы – это комплексный подход к здоровью.

Работа имела несколько этапов. На первом этапе я знакомила детей с частями тела, их функциями, охраной и способами ухода. На втором этапе дети знакомились с некоторыми органами, их функциями. Третий этап – это более сложные материи, такие как чувства и эмоции; умение управлять ими. А так же умение самостоятельно пользоваться различными видами гимнастик. На всех этих этапах огромное значение придавалось духовно – нравственному, социальному, психическому аспектам, а так же изучению различных видов гимнастик : для формирования правильной осанки, для профилактики плоскостопия, особое значение придавалось дыхательной гимнастики ( как указывалось выше, работа проводилась с детьми больными астмой и дыхательная гимнастика в данном случае имеет огромное значение), а так же другим видам гимнастик. Конечной целью изучения этих гимнастик я ставила возможность саморегуляции детей. Так же особое значение предавалось развитию культурно – гигиенических навыков, соблюдению режима дня и регулиции двигательной активности.

Дети проявляют интерес к занятиям валеологического содержания, с удовольствием играют в различные игры на данную тему: сюжетно – ролевые, дидактические, настольные. Стремятся следить за собой, помогают друг другу. С удовольствием выполняют различные виды гимнастик, проявляют самостоятельность в их выборе и проведении. Дети с удовольствием отображают валеологические темы в своих рисунках, в других видах творчества: составление загадок, рассказов ,сказок. Этому активно способствует развивающая среда в детском саду. Создание развивающей среды и проблемных игровых ситуаций подталкивают ребенка к действию, к осмыслению ситуации, а так же установлению следственных связей.  Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию здорового образа жизни. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует  развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья. Формированию двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке. Большое значение уделяется организации дневного полноценного сна. Для засыпания используются колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного сна, проводится бодрящая гимнастика , закаливающие процедуры. Так же большое значение в течение дня придается различным подвижным играм, физ.минуткам, минуткам отдыха и расслабления. В группе устраиваются «Дни здоровья» и каникулы.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального питания. Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития. Очень важно с детства прививать культуру питания.

Важным фактором в воспитании культуры здоровья является семья. В работе с семьей  в данном направлении активно используются различные формы работы: консультации, тематические выставки, информационные уголки, родительские собрания, спортивно – семейные мероприятия, выставки, конкурсы и т.д.

Важно помнить, что здоровье – бесценно для  человека. ЗОЖ является важной составляющей полноценной жизни в современном мире. Ребенок с детства должен ценить здоровье и следовать нормам ЗОЖ. А этому должны активно способствовать мы, взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

Консультация для воспитателей «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здоровог...

Консультация для родителей "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников – это важный этап в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении профилактических меро...

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»

описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитани...

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»...

Консультация для родителей "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников "

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников это важный кирпичик в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.Гимнастика после дн...

Самообразование "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"

"Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам" ( восточная мудрость.) Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохра...