Семинар - практикум для воспитателей "Двигательная активность - залог здоровья воспитанников"
методическая разработка

Белозерова Юлия Юрьевна

 Здоровый ребенок – эталон и практически достижимая норма детского развития. Здоровый ребенок должен рассматриваться как целостный телесно-духовный организм. Его оздоровление это не совокупность лечебно- профилактических мероприятий, а форма развития.  Именно поэтому здоровье детей и основанная в нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_no3docx.docx24.65 КБ
PDF icon prezentatsiya1.pdf922.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Двигательная активность – залог здоровья воспитанников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации двигательной активности дошкольников в ДО.

Слайд 2 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …»

В.А. Сухомлинский

Здоровье – это основание жизненной целостности организма, а болезнь источник ее распада. Здоровый ребенок – эталон и практически достижимая норма детского развития. Здоровый ребенок должен рассматриваться как целостный телесно-духовный организм. Его оздоровление это не совокупность лечебно- профилактических мероприятий, а форма развития. Расширения психофизиологических возможностей детского организма. Именно поэтому здоровье детей и основанная в нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий педагогов.

Ход семинара:

Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического развития ребенка, организм которого и его функции ещё далеко несовершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно, чтобы в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребенка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Слайд 3 Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Проводимые в детских садах утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, закаливающие процедуры и т.д. окажут положительные воздействия лишь в том случае, если будут удовлетворяться потребность ребенка в движении.

Уважаемые коллеги на ваших столах лежат буквы. Напишите на них слова, связанные со ЗОЖ.

«3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.

«Д» - движение, дыхание, доброта, деревья.

«О» - осанка, обувь, одежда, обед, овощи.

«Р» - развитие, радость, режим дня.

«О» - опрятность, осторожность.

«В» - вода, воздух, витамины.

«Ь» - ---

«Е» - еда.

Слайд 4. А сейчас давайте с вами разгадаем кроссворд, который так и называется: «ЗДОРОВЬЕ»

  1. Один из природных закаливающих факторов (вода).
  2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
  3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).
  4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
  5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
  6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
  7. Вид спорта (альпинизм).
  8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
  9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
  10. Спортивный инвентарь (коньки).
  11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
  12. Вид активного отдыха (туризм).
  13. Витаминный напиток (морс).
  14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).

Вы справились со всеми заданиями, молодцы.

Все перечисленные слова связаны со ЗОЖ, а двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма.

Ввиду того, что двигательная активность – это потребность детей дошкольного возраста в движении, необходимо при ее организации уделить большое внимание ее компонентам.

Уважаемые педагоги, давайте с вами их вспомним…(ответы педагогов)

Слайд 5 

А сейчас свои знания о двигательной активности вы продемонстрируете в

«Блиц - опросе»

Слайд 6,7,8,9

1. Назовите основные виды движения. (Ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, бросание, ловля, метание, упражнения на равновесие, строевые упражнения, ритмическая гимнастика.)

2. Назовите строевые упражнения. (Построение в колонну по одному, в шеренгу, перестроение в колонны по двое, по трое. Размыкание в колонне, в шеренге. Повороты направо налево, кругом.)

3. Какие виды циклических упражнений вы знаете? (ходьба на лыжах, катание на велосипеде, бег, плавание.)

4. О чем речь? Кратковременные физические упражнения способствуют смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. (физкультминутки)  

5. Назовите виды подвижных игр. (С бегом, с прыжками, с лазанием, с метанием, эстафеты, с элементами соревнования, народные игры).

6. Приведите пример подвижных игр с бегом. («Ловишки», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Бездомный заяц и т.д.)

7. Приведите пример подвижных игр с прыжками («Не оставайся на полу», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы».)

8. Приведите пример подвижных игр с бросанием и ловлей. («Сбей кеглю», «Попади в обруч», «Охотники и звери».)

9. Назовите формы организации двигательной деятельности в ДОУ: (НОД по физическому развитию детей; Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия, физкультурный уголок в группе, самостоятельная двигательная деятельность детей.

Активный отдых: физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья).

10. Приведите пример подвижных игр с элементами соревнования. («Кто быстрее?», «Чья команда забросит больше мячей?», «Кто дальше».)

11. Приведите пример народных игр. («Гори, гори ясно!», «Краски», «У медведя во бору».)

12. Назовите спортивные игры. (Городки, элементы баскетбола, бадминтон, элементы футбола, хоккея.)

13. Основное специфическое средство развития физических качеств детей - … (физические упражнения)

14. О чем идет речь? Одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день - утренняя гимнастика.

15. Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии (физкультурный досуг).

16. Одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Условия - создание педагогами предметно-развивающей образовательной среды позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально (Самостоятельная деятельность детей).

17. Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей - главная цель? (Бодрящей гимнастики после сна).

18. Служит удовлетворению потребности дошкольника в движении, имеет определённую наполняемость соответствующую возрасту детей. (Физкультурный уголок).

Спасибо за ответы.

Слайд 10

Обеспечение двигательной активности  происходит ежедневно на:     

 - утренней гимнастике: ( группа раннего возраста – 4-5 мин; группа второго раннего возраста – 4-5 мин; младшая группа – 5-6 мин; средняя группа – 6-8 мин; старшая группа – 8-10 мин; подготовительная к школе группа – 10-12 мин).

Слайд  11

- на физкультурных занятиях (  группа раннего возраста – 2 раза в неделю 10 мин; группа второго раннего возраста 3 раза в неделю – 10 мин;  младшая группа – 3 раза в неделю 15 минут; средняя группа – 20 мин – 3 раза в неделю; старшая группа – 25 минут 3 раза в неделю; подготовительная к школе группа – 30 мин 3 раза в неделю)

Слайд 12

 - на гимнастики после сна (проводиться ежедневно для малышей 7-10 мин, для старших дошкольников 10-15 мин)

Структура гимнастики после сна

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

1 Гимнастика в постели

2 Упражнения для  профилактики нарушения осанки и плоскостопия

3 Дыхательная гимнастика

4 Индивидуальные задания

5 Гимнастика для глаз

6 Водные процедуры.     

Слайд 13

Физминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
                                        Требования к физминуткам:
1. проводить на начальном этапе утомления (8-11 минута занятия);
2. подбирать упражнения, хорошо знакомым детям, занимательные; предпочтение отдавать упражнениям  для  утомлённых групп мышц;
3. комплексы физминуток подбирать в зависимости от вида занятия и его содержания;
4. физминутки проводить разные по содержанию и форме, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно,  и результативность.

И сейчас мы предлагаем  провести с педагогами физминутку...

Слайд 14

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Один из немало важных компонентов двигательной активности являются подвижные игры и физические упражнения на прогулке

На прогулке дети играют, много двигаются. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Именно на прогулке происходит организация подвижных игр с детьми, ведь в помещении осуществление многих очень затруднительно. 

Игры влияют на развитие мышления, ловкости, смекалки, выносливости, укрепляют физическое здоровье детей.

В холодные деньки лучше начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом и прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. После окончания подвижных игр необходимо заняться ходьбой или малоподвижной деятельностью, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку.

В соответствии с учебной программой продолжительность подвижных игр составляет:

Группа раннего возраста -10 минут

Группа второго раннего возраста и младшая группы - 10-15 минут

Средняя группа – 20-25 минут

Старшая и подготовительная к школе группы 30-35 минут

А сейчас мы предлагаем вам поиграть. (Педагоги проводят игру между собой в соответствии с учебной программой по каждому возрасту).

Слайд 15

Физкультурный праздник, досуг, день здоровья.

Физкультурно-спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Длительность:

- группы раннего возраста – до 20 минут

- младшая и средняя группы – 20-30 минут;

- старшая группа - 35-40 минут;

- подготовительная группа – 40-50 минут.

Слайд 16

Самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей. Нагрузка эта распределяется в течении дня с учетом времени, наиболее подходящего для той или иной деятельности, носит волнообразный характер.

Слайд 17

Мы сегодня  с вами много говорили про здоровье и движение. Станьте в круг и мы поиграем в игру: «Цепочка доброты»

(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся.)

Наша цепочка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.

- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает.

Сегодня вы активно поработали, так давайте наградим себя аплодисментами.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Организация двигательной активности детей в детском саду»

Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком ми...

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования»...

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования"

Семинар-практикум "Развитие познавательной активности воспитанников через организацию детского экспериментирования"...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Семинар-практикум для педагогов «Двигательная активность – залог здоровья воспитанников»

Семинар-практикум для педагогов "Двигательная активность-залог здоровья воспитанников"...

Семинар-практикум "Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников"

Цель семинара-практикума:Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогическойкомпетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевойкультуры. Расширение знаний о значен...