Формы и методы приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни
статья

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_doklad.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Формы и методы приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни

 Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социально – экономическое преобразование современного общества порождает потребность в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, в связи с чем, становится актуальной проблема формирования здорового образа жизни. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых - всё это та благодатная почва, на которой произрастает здоровье не только телесное, но и душевное.

Работа по формированию здорового образа жизни – это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.  Эта работа требует от педагога ДОУ широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям. Основные направления, по которым ведется работа в нашем детском саду:

  • физическое здоровье;
  • психологическое здоровье;
  • социальное здоровье;
  • духовное здоровье.

Рассмотрим каждое из направлений.  Формирование физического здоровья в дошкольном учреждении складывается из:

  • организации двигательной активности (физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные соревновательные  игры, целевые прогулки, экскурсии, походы);
  • соблюдения режима дня;
  • системного проведения закаливающих процедур;
  • формирования гигиенических навыков;
  • воспитания потребности в здоровом образе жизни;
  • совместной работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.

В нашем ДОУ ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой - создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проводится в спортивном зале, в теплое время года на улице.  Сопровождается музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу  дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни.

Помимо ежедневной утренней зарядки проводятся  физкультурные занятия. Их цель - обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся как в спортивном зале, так и на улице. Сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Большое значение на формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они во время прогулок, в промежуточные интервалы между занятиями, на занятиях, во время проведения закаливающих процедур. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры  младших  дошкольников организует воспитатель. Старшие дошкольники чаще всего сами  организовывают подвижные игры. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изучаются по специальным инструкциям и методическим письмам для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль состояния здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления. Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни мы тесно связываем с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В ДОУ имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка имеет определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревновательные игры и т.д.

Эффективное формирование  здорового образа жизни осуществляется только при точном соблюдении режимных моментов детского сада. Режим дня – это специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты строятся так чтобы способствовать воспитанию у детей культурно-гигиенических привычек, навыков общения со сверстниками и взрослыми. Дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

Положительное влияние на формирование здорового образа жизни оказывают дневной сон и закаливающие процедуры после сна. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

 Обеспечение психологического благополучия дошкольников включает в себя:

  • актуализацию положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.);
  • создание условий для развития положительных эмоциональных состояний;
  • применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.);
  • нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.)  
  • способность к самоуправлению своим поведением.

Маленькие дети внимательны к действиям и словам взрослых. То, что они постоянно наблюдают в их поведении, становится частью личного опыта детей. Поэтому воспитатели демонстрируют правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения. С самого раннего возраста мы развиваем у ребенка умение доводить начатое дело до конца, преодолевать встречающиеся затруднения, спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям. Воспитываем умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты и многое другое, что ложится в основу характера человека.

 Социальное здоровье в детском саду складывается из:

  • игровой деятельности;
  • трудового воспитания;
  • творческого развития;
  • эмоционального восприятия.

Большое внимание мы отводим формированию эмоционально комфортного климата в группе. Живой пример взрослого, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению  добрых чувств – важнейшие условия успешного социального развития дошкольников.

Из всех видов совместной деятельности именно игра оказывает существенное влияние на социальное развитие личности ребенка. В игре дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, самостоятельно строят свои взаимоотношения. В ней отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем норм и правил. Участие в игре позволяет ребенку смотреть на мир с точки зрения другого человека.

            Систематическое участие дошкольников в трудовой деятельности повышает общее развитие, придает уверенность в своих силах. В дошкольном возрасте формируются такие качества ребенка, как трудолюбие, целенаправленность, организованность, умение преодолевать трудности, а также аккуратность и вкус к хорошо выполненной им работе. Дети самостоятельно моют игрушки; помогают накрывать на стол к завтраку, обеду; ухаживают за растениями, животными; трудятся в огороде и цветнике. Именно в повседневном труде происходит развитие и становление личности ребенка.

Мы стараемся воспитывать в детях уважение и терпимость, положительное отношение к людям независимо от их пола, возраста, физических недостатков. Даем детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей.

                Всевозможные праздники, развлечения, физкультурные досуги, тематические занятия, походы, театрализованная деятельность вызывают у детей особое удовлетворение, порой даже  восторг от совместного участия, позволяют самореализоваться.

                 Духовное здоровье включает в себя:

  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание.

Дошкольники вместе с воспитателем анализируют поступки героев сказок, окружающих людей, тем самым, развивая и удовлетворяя свою потребность в этической оценке человеческих поступков. В единстве с развитием нравственного сознания начинают складываться и другие нравственные потребности, среди которых потребность заботы об окружающих. Забота человека о другом человеке – это то, что ведет к возникновению в процессе совместной деятельности духовного единства.

             Используя разные виды искусства, мы формируем у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащаем его духовный мир, развиваем воображение.  Такие праздники как «Масленица», «Рождественские колядки», «Песни фронтовых лет» позволяют детям помнить историю и традиции русского народа.

            Духовное воспитание детей в традиции русского народа всегда было связано с верой. Вера давала идеал, просветляла ум, укрепляла волю, делала человека целостным. Верой определялась неразрывная связь поколений. Надежда как устремление к доброму исходу дела в сознании русских людей также всегда была неразрывно связана с верой. Надежда на грядущую радость, вера в чудо, необходимы ребенку еще более чем взрослому.

            Таким образом, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни процесс сложный и многосторонний. Это и формирование двигательных умений и навыков,  и воспитание социально-приемлемых норм и правил поведения в обществе, развитие творческих способностей, становление духовной стороны личности.

Это совокупный результат системы воспитания, направленный на полноценное личностное развитие каждого дошкольника.

                                                                                Подготовила: воспитатель

                                                                                Рыбина Светлана Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: « Формирование навыков безопасного поведения и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни »

Здоровый образ жизни практикуется ещё с давних времён и прививается с раннего детства.Метадическая разроботка расчитана на формирование навыков безопасного поведения....

Проект "Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!"

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включ...

Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно – оздоровительная. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизн...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Новое поколение выбирает здоровый образ жизни "

режим, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, правильное питание...