Конспект НОД "Что такое "Гигиена" и зачем она нужна?" (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Соловьева Алена Анатольевна

Мероприятие посвящено закреплению знаний детей старшего дошкольного возраста по валеологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_gigiena_i_zachem_ona_nuzhna.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Что такое «ГИГИЕНА» и зачем она нужна».

Цель: Учиться думать и заботиться о своём здоровье, применяя знания и умения в области гигиены, в соответствии с законами природы и бытия.

Задачи:

- формировать у воспитанников устойчивое представление о нормах гигиены, её необходимости в повседневной жизни, закреплять знания о личной гигиене, гигиене быта, окружающей среды;

- формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки,

- развивать стремление ответственно относиться к своему здоровью;

- расширять словарный запас, развивать способность анализировать жизненные ситуации, руководствуясь разумными доводами;

- способствовать сплочению детского коллектива, стремлению каждого ребёнка развиваться и взаимодействовать внутри коллектива.

Оборудование:

Бумажные «поощрительные» жетоны, мяч, карточки с вопросами и загадками, картинки с изображением средств гигиены, магнитная доска с магнитами,  фланелеграф  с картинками к сказке «Три медведя».

Ход занятия:

 - Ребята, у древнегреческого бога врачевания Асклепия была дочь - богиня здоровья Гигиея…Именно в её честь, впоследствии, была названа такая важнейшая для всего человечества наука, а, точнее,  отрасль медицины- ГИГИЕНА ( в переводе с греческого «гигиэйнос»-целебный, приносящий здоровье), которая направлена на сохранение здоровья и улучшения качества жизни каждого человека и всего человечества в целом.  Все вы уже не раз слышали это слово - «гигиена», и, думаю, что уже очень многое о ней знаете. Сегодня мы с вами немножко повспоминаем, где и как мы сталкиваемся с этим понятием, а ещё сами себя проверим, на сколько «сильны» наши познания в гигиене…

 А начнём мы с небольшой «разминки». Поиграем в игру, которая называется «Что не так». Я буду вам приводить примеры из книг, сказок или из жизни, а вы подумаете и попробуете ответить, что не должно быть или недопустимо в описываемой ситуации, где действующие герои нарушили правила гигиены.

 1. Воспитатель с помощью фланелеграфа и картинок к нему помогает вспомнить детям сюжет сказки «Три медведя».  В  русской сказке «Три медведя» девочка Маша заблудилась в лесу и попала в избу, где жила семья медведей…

- Ребята, а кто же из героев сказки постоянно нарушал правила личной гигиены? (далее дети сами обсуждают, что было «не так»: нельзя было Маше есть из чужих мисок, чужими ложками; нельзя спать в чужих кроватях на чужом постельном белье);

2. Воспитатель демонстрирует картинку с изображением девочки, играющей в песочнице. Катя была послушным ребёнком и никогда не уходила гулять дальше песочницы. Увлеченно строя «куличики», девочка почесала кулачком глаз, в который попал песок.  Вскоре глаз заслезился и заболел. Катина бабушка предложила удалить частички песка из глаза девочки …с помощью языка... Но пришли родители девочки и предложили другой путь решения проблем…

-Ребята, что в этой ситуации можно назвать «недопустимым», что «не так»?   (Правильные ответы: недопустимо тереть глаза грязными руками, недопустимо «влезать языком» в глаз…

-А что бы вы сделали, чтобы помочь девочке? (промыть глаз проточной водой с помощью чистых рук, закапать капли (альбуцид), обратиться к врачу).

3. Воспитатель читает стихотворение  К. И. Чуковского: 
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника.
И телегу, и дугу;
И метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит". 

-Ребята, что «не так» с Робином? Что он делал неправильно?

(Ел очень много, даже то, что несъедобно, ел что попало…)

- Как в жизни можно помочь такому человеку или как самому не стать таким же? (Соблюдать режим питания, не переедать, есть полезную и разнообразную пищу…)

-Видите, как много в жизни вопросов, на которые вы, не задумываясь, даёте правильные ответы… Вот ещё примеры:

 - Почему мы не спим в обуви? (не гигиенично, нарушается кровообращение, ноги «не дышат», грязь с пола не должна быть в постели, это неудобно...)

- Когда приходит к больному домой врач, что мы ему должны предложить в первую очередь? (вымыть руки, надеть бахилы)

- На вечеринке друзей одна подружка попросит у другой расчёску и  гигиеническую помаду, что ей нужно на это ответить? (это личные средства гигиены, они свои у каждого человека)

- Можно ли облизывать ложку из общего салатника и после этого возвращать её обратно в салат? (нельзя, потому что так мы можем передать свои микробы  и вирусы и т.д. всем остальным)

- Могут ли семечки стать источником заражения какой-нибудь болезнью? (могут, если к нам они попали немытые и приготовленные в антисанитарных условиях, самое безобидное, что бывает от грязных семечек - стоматит (язвочки на дёснах во рту)

- Почему мы стрижём отросшие ногти на руках и ногах? (под ногтями копится грязь - источник инфекций)

- Почему мы регулярно чистим зубы? (удаляем остатки пищи, которая гниёт, что приводит к разрушению  зубов, больные зубы - тоже источник инфекций…)

- Почему мы регулярно убираем в своём доме, стираем пыль со всех поверхностей? (чистота убивает вредные вирусы и микробы, которые могут быть источниками различных заболеваний, например, астмы…)

- Ну вот, мы с вами обсудили  очень важные моменты, которые возникают в  жизни, все они тесно связаны с различными направлениями в гигиене.

- А сейчас я побуду в роли  богини  Гигиеи и загадаю вам несколько загадок, связанных с личной гигиеной. Как вы, должно быть, помните, ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА- это правила поведения, которые помогают человеку сохранять и укреплять его здоровье и увеличивать срок активности жизни.

Воспитатель читает загадки,  дети отгадывают.

Горяча и холодна        

Я тебе всегда нужна.

Позовёшь меня - бегу,

От болезней берегу.         (Вода)

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка….         (Полотенце)

    Целых 25 зубков

    Для кудрей и хохолков.

    И под каждым под зубком

    Лягут волосы рядком. (Расчёска)

    Костяная спинка,

    Жёсткая щетинка:

    С мятной пастой дружит,

    Нам усердно служит.                                

    (Зубная щётка)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.  (Мыло)

      Дождик тёплый и густой,

      Этот дождик не простой.

       Он без туч и облаков

       Целый день идти готов. (Душ)  

- Ребята, а как можно назвать все эти предметы общим словосочетанием? (Предметы личной гигиены).

- Верно. Все предметы личной гигиены делятся на две группы:

1) те, которыми может пользоваться только один человек (и никто другой!), 2) те, которыми могут пользоваться все члены семьи.

Воспитатель вывешивает на магнитной доске картинки с изображением предметов личной и общей гигиены.         

-У меня для вас коллективное задание: перед вами перечень некоторых предметов личной гигиены, которые надо разложить на две части. В первой должны быть предметы личной гигиены только личного (когда предметом может пользоваться только один человек и никто другой) пользования, а во второй - предметы личной гигиены общего, «семейного» пользования… (Дети по команде и  при поддержке воспитателя  выполняют задание- раскладывают картинки на магнитной доске в два столбика, перечисляют все предметы (каждый ряд отдельно), затем совместно обсуждаем, где были сомнения).

Зубная щётка                               Зубная паста

Полотенце                                   Шампунь

Расчёска                                       Гель для душа

Мочалка                                       Крем для рук

Бритвенный станок                    Ёршик для унитаза

Носовой платок                           Мыло

Домашние тапки                         Туалетная бумага                                            

- Молодцы! Здесь вы размышляли и действовали коллективно, а сейчас я хочу проверить, насколько хорошо каждый из вас способен определить, что важно и полезно, а что вредно с гигиенической точки зрения в нашей жизни. Итак, давайте встанем со стульчиков и поиграем в игру «Вредно - полезно».

  • Делать зарядку по утрам (+)
  • Читать, лёжа в постели (-)
  • Смотреть близко телевизор (-)
  • Смотреть на яркий солнечный свет без очков (-)
  • Ковырять в ухе посторонними предметами (-)
  • Чистить и мыть уши (+)
  • Питаться только бутербродами (-)
  • Носить чужую обувь (-)
  • Грызть ногти (-)
  • Носить шапку в холодную погоду (+)
  • Мыть руки после туалета (+)
  • Брать еду грязными руками (+)
  • Умываться по утрам (+)
  • Чистить зубы раз в месяц (-)
  • Слушать музыку в наушниках (-)
  • Дышать пылью (+)
  • Есть заплесневелые продукты (-)
  •  Соблюдать режим дня (+)
  • Никогда не отдыхать (-)
  • Не спать по ночам (-)
  • Мало двигаться (-)
  • Разговаривать с набитым едой ртом (-)  и т.п….

- Молодцы! Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей, при соблюдении ими гигиенических правил, есть возможность жить до 100 лет и более… А вот древние люди, жившие когда-то на Земле, не знали, что такое «гигиена» и поэтому жили очень-очень мало…        

-Мы с вами сегодня очень многое вспомнили и обсудили. Зачем же нам нужна гигиена? (Чтобы быть здоровыми, чтобы жить долго, чтобы улучшать качество и продолжительность своей жизни…)

В течение всего хода занятия воспитатель раздаёт «поощрительные» жетоны ребятам, активно отвечающим на вопросы, выполняющим задание. В конце подводим итог, кто же из группы оказался самым «подкованным», по количеству жетонов выявляются «победители - знатоки гигиены», вручаются «сладкие призы» (на усмотрение воспитателя).

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Зачем ребенку нужен логопед и логопедическая группа?"

конспект родительского собрания в средней группе, для ознакомления родителей с задачами обследования детей комиссией ПМПК...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой»

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по экологическому воспитанию...

Конспект НОД познавательно-исследовательской с детьми средней группы. Тема: «Зачем нам нужен нос» (с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий, ЭОР)

Задачи:1.     Развивать у детей познавательный интерес.2.     Закреплять знания детей о функциях носа (дышать, различать запахи, согревать воздух).3....

конспект од в режимных моментах в средней группе по экономическому воспитанию на тему "Зачем взрослые ходят на работу"

Конспект ОД в режимных моментах по экономическому воспитанию в средней группе  на тему«Зачем взрослые ходят на работу».Ознакомление с социальным миромЗадачи:1. Закрепить у детей необх...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Одуванчик» «Зачем нужен песок?»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Одуванчик «Зачем нужен песок?»...