Роль пальчиковых игр в развитии речи детей группы раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Ирина Анатольевна Степанова

Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее  самостоятельности и инициативности.

Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. Взрослые прикладывают немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Так и в дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Важное значение в процессе развития ребенка дошкольного возраста имеет развитие мелкой и крупной (общей) моторики рук, поскольку оно способствует улучшению двигательной координации, преодолению зажатости и скованности.

Мелкая моторика рук в большей степени влияет на развитие детей дошкольного возраста, стимулируя мозговую активность ребенка по широкому спектру направлений: внимание, мышление, сенсорное восприятие, познавательная деятельность, зрительная и двигательная память, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, слухового восприятие и речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikovyh_igr.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Солнышко»

город Волжск Республики Марий Эл

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей группы раннего возраста.

Подготовила:

Степанова Ирина Анатольевна

Воспитатель

Введение.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев», считал советский педагог В.А. Сухомлинский. «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель.

Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее  самостоятельности и инициативности.

Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. Взрослые прикладывают немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Так и в дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Важное значение в процессе развития ребенка дошкольного возраста имеет развитие мелкой и крупной (общей) моторики рук, поскольку оно способствует улучшению двигательной координации, преодолению зажатости и скованности.

Мелкая моторика рук в большей степени влияет на развитие детей дошкольного возраста, стимулируя мозговую активность ребенка по широкому спектру направлений: внимание, мышление, сенсорное восприятие, познавательная деятельность, зрительная и двигательная память, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, слухового восприятие и речь.

Пальчиковые игры. Значение.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры также способствуют отображению реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, что влияет на вырабатывание ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Почему же так происходит? Пальцы рук снабжены большим количеством нервных рецепторов. На кистях расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Ещё в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).

Цели и задачи.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей группы младшего возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Задачи: 1. Улучшать координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Содействовать нормализации речевой функции;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей группы младшего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ведь ум ребенка находится на кончике пальцев.

Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов  обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем:

-пальчиковые игры могут дать пищу для ума;

-пальчиковые игры всегда создают условия, опережающее развитие способностей;

-выполняя пальчиковые игры самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно.

Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей группы раннего возраста проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно.

Группы пальчиковых игр.

Пальчиковые игры условно разделяют на две группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

I группа упражнений – пальчиковые игры без предметов. В этих упражнениях особо важное значение имеет игровая мотивация, так как только она и является тем привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками.

К этой группе относятся:

игры – манипуляции («Сорока - белобока», «Мы делили апельсин»…); пальчиковые кинезиологические упражнения («Колечко», «Ухо - нос»…); пальчиковые игры в сочетании с самомассажем («Засолка капусты», «Молоточек»…);

театр в руке («Бабочка», «Сказка»).

II группа упражнений – пальчиковые игры с предметами.

Я в своей работе решила использовать как традиционные пальчиковые игры, так и игры с предметами (нетрадиционные).

Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи,  и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Методы работы.

Немало важное условие это создание соответствующей предметно – развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей, которая включает в себя пособия, игры и упражнения на развитие мелкой моторики:

- мелкая и крупная мозайки;

- шнуровки;

- пособия по застегиванию пуговиц разной величины;

- сортеры с пинцетами и помпонами;

- конструкторы, пазлы;

- лабиринты;

- бизиборды.

Также создана картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность начинать детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

При проведении пальчиковых игр необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

- перед игрой необходимо обсудить ее содержание.

- перед началом игры нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

- все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз;

- обязательно демонстрировать детям собственную вовлеченность в игру;

Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:

- наглядный метод работы (показ детям как должны двигаться пальцы)

- словесный метод работы (проговаривание потешек при проведении игр)

- практический метод работы (пальчиковая игра)

Работа с родителями.        

Очень важно чтобы все игры повторялись и закреплялись дома, в семье. Поэтому работу по данному направлению я осуществляю при тесном контакте с родителями воспитанников. В работе с родителями использую разнообразные формы работы:

- индивидуальные беседы по теме;

- консультации;

- литературу по развитию мелкой моторики рук;

- памятки, папки – передвижки.

Заключение.

Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребенка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Для этого подходят пальчиковые игры.

Пальчиковые игры позволяют:

1. Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику;

2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;

3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;

4. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;

5. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игра «Бабочка»

Не ползет и не бежит-

Над цветком она кружит.

За витком идет виток-

Вот и села на цветок.

Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После первого двустишия - смена рук

Кусается больно котенок-малыш

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»

Игры с сыпучими материалами.

Для занятия необходимо взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе. Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Игра «Горох и фасоль»        

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне-игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Игра «Горошки» с использованием гороха

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Катать горошинки между указательным и средним пальцами.

 Дома я одна скучала,

 Горсть горошинок достала.

 Прежде чем игру начать,

 Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик,

мой хороший,        

 Ты прижми к столу горошек,

 Покрути и покатай

   И другому передай.

Массаж кистей и пальцев.

Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками, «приговорками», стихами.

Массаж пальцев начинать с большого и до мизинца, растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

Массаж поверхностей ладоней мячиками - прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю, браво.

Пальчиковые игры – массаж с Су Джоку

Надеваем колечко-пружинку на каждый пальчик, начиная с мизинца

        Дождик капал на ежонка,

        Дождик капал на зайчонка,

        Дождик капал на лисенка,

        Дождик капал на волчонка,

А на мишку не попал, он в своей берлоге спал

(сгибаем большой палец в ладошку и накрываем сверху 4-мя пальчиками)

Катаем сам мяч по ладошке:

        Я мячом круги катаю,

        Взад-вперед его гоняю,

        Им поглажу я ладошку

        Будто-бы сметаю крошку,

        И сожму его немножко,

        Как сжимает лапку кошка.

        А потом я разожму

        И другой рукой начну.

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это скоро мне поможет

Самым умным, ловким стать.

Массаж шишками.

Я катаю шишечку между двух ладошек,

Ах какая шишечка есть у наших крошек.

Превратилась в ежики – колется иголкой

Левой нашей рученьке очень – очень колко.

Пощекочем шишечкой правую ладошку

Как приятно шишечкой щекотать немножко.

Обхватили шишечку, вот и барабанчик,

Превратился в палочку наш веселый пальчик.

Вот устала шишечка и легла в кроватку,

Спи спокойно шишечка в колыбельке сладко.

Таким образом, использование традиционной и нетрадиционной техник развития ручной умелости в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вот и новый теремок! И красив он и высок! НООД-игра по развитию речи детей группы раннего возраста

Цель: закрепить знания детей русской народной сказки "Теремок", побуждая детей к повторению и проговариванию вслед за воспитателем отдельных фраз и слов; вводить в активный словарь детей слова, встреч...

Занятие по развитию речи детей группы раннего возраста "Жил-был зайчик"

Конспект НОД по развитию речи младшей группы «Жил-был зайчик»  Цель: - развивать у детей речевые навыки посредством пальчиковых и подвижных игр. Задачи:- содействовать пониманию сюжета ...

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

 Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вартантов радостного общения. В статье приводятся примеры пальчиковых игр....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...