Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Королева Виктория Юрьевна

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_palchikovaya_gimnastika_vyu.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1 ДО «Ромашка»

Семинар - практикум.

Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Королева В.Ю.

Химкинский городской округ

2023г.

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Что дает пальчиковая гимнастика детям

Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Пальчиковая гимнастика подготавливает руку к письму, развивает координацию и чувство ритма, внимательность и способность сосредотачиваться

Стихи, сопровождаемые пальчиковыми играми, запоминаются особенно хорошо, потому что в ходе занятий задействуются разные каналы восприятия и ассоциативная память. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять

При играх формируются добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, а также в кругу детского коллектива и доставляют детям эмоциональное удовольствие.

Рекомендации при проведении пальчиковых игр

Начинать пальчиковую гимнастику лучше с «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев… можно постучать пальчиками, изображая «дождик» или клюющих курочек и т.д.

Чтобы увлечь малыша – произносим текст игры очень выразительно – повышая и понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова. И синхронно с текстом показываем движения. Используйте максимально выразительную мимику.

Когда ребенок начнет сам хорошо выполнять игру – даем только словесные указания без показа. Поначалу движения выполняются медленно.

Если у малыша не получается то или иное упражнение – можно взять его ручку и помочь ему сделать всё правильно.

Если он, например, придумал свое собственное движение или стишок – поощрим его. Да здравствует творчество!!!

Любые упражнения эффективны только если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях около 5 минут.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможность. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

 Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

 Ежедневная пальчиковая гимнастика (со стихами, скороговорками, звуками). Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:

«Сорока-сорока,

Кашку варила,

Деток кормила».

Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний,

указательный и большой пальцы:

        «Этому дала,

        Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала».

 Работа с предметами и материалом

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

4. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

Игры с крышками от бутылок

Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.

Игры с пинцетом и пипеткой

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

«Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!»

Су-Джок терапия

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны до её покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.

Массажным шариком необходимо массажировать ладони и кончики пальцев до стойкого ощущения тепла.

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я. (поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)

Вот и вся моя семья! (кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и разжатие всех пальцев одновременно).

 Теневой, пальчиковый театр.

 Упражнения в обводе контуров предметов.

Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

 Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

 Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

 Выкладывание фигур из счетных палочек.

 Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Литература:

  1. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова - Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 3-4 года. М., из-во Каро,2007г.
  2. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова - Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет. М., из-во Каро,2007г.
  3. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова - Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). М., из-во Каро,2007г.
  4. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки. Для детей 6-7 лет Автор/составитель: Никитина А. В. М. из-во: КАРО,2009г.
  5. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Артикуляционная гимнастика Автор: Пожиленко Е. А. Издательство: КАРО Серия: Популярная логопедия Дата издания: 2009

  1. Н. Н. Карасюк «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» «Дошкольная педагогика» (№1/январь/2011)

  1. Т.Н. Тюкалова « Роль и значение развивающих пальчиковых игр для дошкольников»      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование потенциала пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав данную тему. При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываютс...

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

 Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вартантов радостного общения. В статье приводятся примеры пальчиковых игр....