Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вартантов радостного общения. В статье приводятся примеры пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
младшего дошкольного возраста
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Эти выводы не случайны.
Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов общения. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой моторикой.
Методы:
- разучивание потешек;
- использование атрибутов к пальчиковым играм;
- изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование).
Приемы:
- постукивания подушечками пальцев;
- растирание;
- поглаживание основания пальцев;
- круговые движения по ладоням;
- легкий массаж предплечья.
Этапы разучивания игр:
- взрослый показывает малышу сам;
- манипулирует пальцами и ручкой ребенка;
-взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
- ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
-ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Пальчиковые игры помогают:
- развивать речь;
- повышать работоспособность кары головного мозга;
- развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- снимать тревожность;
- нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Эти игры увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира, предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы. Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Примеры пальчиковых игр:
«Пальчики здороваются»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседней курице.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
«Ладушки – ладушки»
Цель: развивать ощущение собственных движений.
Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом.
Ладушки – ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
«Сорока – сорока»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.
Сорока – сорока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
Этому дала,
Этому дала.
«Как у нашего кота…»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
Таким образом, пальчиковые игры в развитии младшего дошкольника играют важную роль, так как соответствуют возрастному развитию ребенка, интересны, не противоречат принципам педагогики. С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма.
Список литературы:
1.Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011;
2.Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». - АСТ, 2013.
3.Анищенкова Е. С. «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников». -Профиздат, 2011.
4.Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: -М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.
5.Узорова О. В. «Игры с пальчиками». - М. «Издательство АСТ», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."
Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Родительское собрание "Роль пальчиковых игр для младшей группы"...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Цель мастер-класса: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.Задачи :донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии...