Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Евлампьева Татьяна Валерьевна

   Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вартантов радостного общения. В статье приводятся примеры пальчиковых игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья Роль пальчиковых игр17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

 младшего дошкольного возраста

   Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Эти выводы не случайны.

   Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов общения. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

   Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой моторикой.

Методы:

- разучивание потешек;

- использование атрибутов к пальчиковым играм;

- изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование).

Приемы:

- постукивания подушечками пальцев;

- растирание;

- поглаживание основания пальцев;

- круговые движения по ладоням;

- легкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

- взрослый показывает малышу сам;

- манипулирует пальцами и ручкой ребенка;

-взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

- ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

-ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Пальчиковые игры помогают:

- развивать речь;

- повышать работоспособность кары головного мозга;

- развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

- снимать тревожность;

- нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.

   Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

   Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Эти игры увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира, предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы. Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

   Примеры пальчиковых игр:

«Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала.

«Как у нашего кота…»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

   Таким образом, пальчиковые игры в развитии младшего дошкольника играют важную роль, так как соответствуют возрастному развитию ребенка, интересны, не противоречат принципам педагогики. С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма.

Список литературы:

1.Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011;

2.Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». - АСТ, 2013.

3.Анищенкова Е. С. «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников». -Профиздат, 2011.

4.Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: -М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.

5.Узорова О. В. «Игры с пальчиками». - М. «Издательство АСТ», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса: повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.Задачи :донести до родителей важность использования пальчиковых игр в развитии...