ФИТБОЛ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
статья (старшая группа)

Ревнева Дарина Юрьевна

Характерно, что у детей дошкольного возраста ловкость является наивысшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве. Перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную двигательную деятельность является наиболее характерным проявлением ловкости (А.А.Гужаловский, Е.П.Ильин, П.Ф.Лесгафт, В.И.Лях, Е.А.Покровский, Э.Я.Степаненкова, И.М.Туревский, Н.С.Филитис и др.).

Работы Н.А.Бернштейна, В.И.Ляха, И.М.Туревского, В.С.Фарфеля и др. доказывают: ловкость является психофизическим качеством, которое базируется на морфофункциональных особенностях организма, и имеет, вследствие этого, ярко выраженную индивидуальность и неповторимость.

Таким образом, если в образовательной деятельности по физической культуре использовать упражнения с фитбол мячами, то уровень развития ловкости у детей пятого года жизни значительно возрастет.

Цель: Теоретическое обоснование использования фитбол гимнастики на процесс развития ловкости детей пятого года жизни; разработка и апробация картотеки игр и упражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИТБОЛ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Выполнила:

Ревнева Дарина Юрьевна,

Специальность:

Дошкольное образование

Санкт-Петербург 2022


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ        4

1.1 Понятие и специфика развития ловкости у детей пятого года жизни посредством фитбол-гимнастики        4

1.2 Особенности организации и проведения занятий с детьми пяти лет на фитболах.        8

1.3 Педагогические условия развития ловкости детей пятого года жизни посредством фитбол гимнастики        12

Выводы по первой главе        14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        15


ВВЕДЕНИЕ

Характерно, что у детей дошкольного возраста ловкость является наивысшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве. Перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную двигательную деятельность является наиболее характерным проявлением ловкости (А.А.Гужаловский, Е.П.Ильин, П.Ф.Лесгафт, В.И.Лях, Е.А.Покровский, Э.Я.Степаненкова, И.М.Туревский, Н.С.Филитис и др.).

Работы Н.А.Бернштейна, В.И.Ляха, И.М.Туревского, В.С.Фарфеля и др. доказывают: ловкость является психофизическим качеством, которое базируется на морфофункциональных особенностях организма, и имеет, вследствие этого, ярко выраженную индивидуальность и неповторимость.

Таким образом, если в образовательной деятельности по физической культуре использовать упражнения с фитбол мячами, то уровень развития ловкости у детей пятого года жизни значительно возрастет.

Цель: Теоретическое обоснование использования фитбол гимнастики на процесс развития ловкости детей пятого года жизни; разработка и апробация картотеки игр и упражнений.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

1.1 Понятие и специфика развития ловкости у детей пятого года жизни посредством фитбол-гимнастики

Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми. [6, c. 100]

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами (передачи, перебрасывания, ловля и др.)

Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры. Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.[27, c. 176]

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. [2, c. 25-28]

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.

В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:

- применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.;

- изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

- использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;

- выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3-4 человека;

- более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.;

- использование упражнений, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге. [26, c. 85-92]

Методика определения ловкости

Ловкость определяется как способность быстро овладевать новыми движениями, а также действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро.

Оценивая уровень развития ловкости, следует принимать во внимание реальные сдвиги ребенка в показателях за определенный период времени. При оценке этих сдвигов педагог должен принимать во внимание:

  • особенности развития отдельных двигательных способностей;
  • динамику их изменения у детей определенного возраста;
  • исходный уровень конкретного ребенка.

Е. Вавилова предлагает методику определения ловкости по времени пробегания челночным способом. Ребенок бежит 10 м в одну сторону до предмета (куб, кубик, кегля), обегает его и бежит в другом направлении 10 м, обегает его и бежит до другого (дистанция 10x3).

Таблица 1 — Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

Название

Что выявляет

Описание

Челночный бег 3 раза по 10 м

определяется способность быстро и точно перестраи-вать свои действия в соот-ветствии с требованиями внезапно меняющейся обс-тановки

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодо-левает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

Статическое равновесие

выявляет и тренирует ко-ординационные возмож-ности детей

Ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выпол-няет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секун-домером. Из двух попыток фиксирует наи-лучший результат

Подбрасыва-ние и ловля мяча

на ловкость и координа-цию

Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фикси-руется лучший результат

Отбивание мяча от пола

ловкость, скорость реак-ции, устойчивость позы

Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении зада-ния не разрешается сходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Прыжки через скакалку

ловкость, гибкость, вынос-ливость

Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делается две попытки, засчитывается луч-ший результат. Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если ска-калка выбрана правильно, то, когда ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

Гибкость

характеризует подвиж-ность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок

Тест проводится двумя воспитателями. Ре-бенок становится на гимнастическую ска-мейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необ-ходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по ли-нейке, установленной перпендикулярно ска-мье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчиты-вается со знаком минус. Во время выпол-нения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Шкала уровней

Правильное одновременное выполнение оценивалось в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное, симметричное – 1 балл.

Низкий уровень - от 0 до 8 баллов.

Средний уровень - от 9 до 14 баллов.

Высокий уровень - от 15 до 18 баллов.

1.2 Особенности организации и проведения занятий с детьми пяти лет на фитболах.

Мяч-фитбол изобретён медиком — швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн-Фогельбах в 50-х годах XX века — специально для лечения больных детским церебральным параличом. А уже в 80-х ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать «швейцарский» мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях. [15, c. 26-27]

Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора.

Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа групп мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. При посадке на мяч угол между бедром и голенью ребёнка должен быть равен 90̊.

Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействию на организм. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Сидящему на мяче ребенку необходимо постоянно удерживать равновесие, и в этом процессе задействовано множество мышц. Колебания мяча стимулируют работу внутренних органов. Так же импульсы получает и головной мозг, в результате чего ускоряется выработка новых условно — рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Фитбол- гимнастика позволяет осуществлять профилактическую работу по коррекции отклонений в здоровье детей в игровой и занимательной форме.

 Давайте посмотрим, в чем же еще составляют преимущества фитбола.

Таблица 1 — Преимущества фитбола

Название

Описание

Легкость

фитбол имеет незначительный вес (в сравнении с гантелями, однако рассчитан на статические нагрузки до 300 кг;

Мобильность

можно легко перемещать по залу/квартире без посторонней помощи;

Безопасность

легко сдувается и надувается и снабжен антиразрывной системой ABS (при порезе не взрывается);

Функциональность

позволяет выполнять огромное количество упражнений;

Многозадачность

позволяет развить много функциональных качеств: силу, гибкость, стройность и т. д. ;

Нет возрастных ограничений

подходит как пожилым (реабилитация после травм, детям (в т. ч. грудничкам, так и беременным женщинам;

Благодаря своей конструкции (шар, фитбол обладает поразительной неустойчивостью, поэтому любые телодвижения на нем помогают улучшить координацию (способность балансировать). Все это положительным образом сказывается на осанке и гибкости тела. [30, c. 25-29]

Мяч может использоваться на физкультурных занятиях (блок гимнастика), секционных занятиях (2 раза в неделю по 25-30 мин. во второй половине дня), лечебной физкультуре в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Дети могут не только выполнять предложенный педагогом комплекс упражнений на мяче, но и использовать его в качестве сиденья, игрушки, отягощения и т.п. Упражнения на фитболах выполняются из разных исходных положений: сидя на мяче, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а также упражнения в движении, различные виды бросков.

Комплексы упражнений могут выполняться под музыкальное сопровождение в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Необходимо следить, чтобы ребёнок дышал ровно, не выполнял упражнения, которые причиняют ему боль или дискомфорт.

Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат».

У детей пяти лет расширением двигательного опыта увеличивается роль словесных приемов без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия для уточнения построения в виде схемы или фотографии. Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе следует проводить в игровой и соревновательной формах. В результате возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.) Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны для каждого ребенка.

Большое значение для оздоровления детей имеет размер мяча, его цвет, запах и его особая упругость. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

-Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

-Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

 -Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.

 С помощью цветов можно стимулировать творческую и игровую активность детей, регулировать психоэмоциональное состояние человека. [10, c. 32-41]

1.3 Педагогические условия развития ловкости детей пятого года жизни посредством фитбол гимнастики

Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

1) Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.

 2) В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма.

3) Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на мяче и т.д.

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов

  1.  этап

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола

2. Обучить правильной посадке на фитболе

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе)

Организационно–методические указания:

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

  1. этап

1.Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе

2.Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации)

3.Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе

4.Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе

Организационно-методические указания.

При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!

Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе.

Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

  1. этап

1.Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе

2.Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

  1. этап

1.Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии

Выводы по первой главе

Дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой способны:

• сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений;

• умеют точно воспроизводить заданный ритм;

• способны в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы;

• сохраняют пространственную ориентацию и функции равновесия;

• смелые, уверенные в своих силах и нацелены на успех.

Таким образом, фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, занятия оказывают положительную динамику на состояние здоровья и физическую подготовленность детей, увеличивается интерес к занятиям физической культуры. Отмечается снижение заболеваемости детей. Родители воспитанников становятся более заинтересованными и осведомленными, в различных формах оздоровления детей. Воспитанники участвуют в конкурсах различных уровней, выступают с открытыми показами перед детьми и родителями других групп и детских садов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А., под редакцией Ереминой Р.А, «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников». Волгоград, 2011
  2. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ОУ. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 176 с
  3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
  4. Влияние фитбол-гимнастики на всестороннее физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/02/01/vliyanie-fitbol-gimnastiki-na-vsestoronnee-fizicheskoe (дата обращения 25.02.2021).
  5. Евдокимова Т. А., Клубкова Е. Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма.-СПб., 2000.
  6. Ильина Г. В. Реализация преемственности в развитии физических качеств детей: монография / Г. В. Ильина. - М: Германия, Ламберт, 2014. - 404 с.
  7. Конвенция о правах ребенка – М.:КНОРУС, 2015. – 32с. ISBN: 978-5-406-03911-3
  8. Мелехина Н.А. «Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. Санкт- Петербург. Детство-Пресс, 2012
  9. Микрюковой И.А. Физические упражнения как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста.[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7428
  10. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. - СПб.: КАРО, 2006. - 136 с
  11. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования[Текст]/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-368с.
  12. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Фитбол-аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. —СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С12 2016. — 160 с.
  13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: Санитарно-эпидемиолог ические правила и нормативы.— ML: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014.— 79 с. ISBN 9 7 8 -5 — 7508— 1255—4
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования- М: УЦ Перспектива, 2014-32с.
  15. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. Лечебно профилактический танец ФИТНЕС-ДАНС. Учебное пособие-2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по физическому воспитанию: "Фитбол-гимнастика как средство развития ловкости.

Статья "Фитбол-гимнастика как средство развитие ловкости". Пустовалова А.Г руководитель по физическому воспитанию МДОУ д.с.№15 "Ёлочка"г. Петрозаводск...

"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

Педагогические условия развития ловкости детей шестого года жизни

Статья, в которой рассказывается об актуальности темы, исследовании детей шестого года жизни и вывод....

Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики «Фитбол» на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте....

«Взаимодействие разных видов художественной деятельности при создании сказочных образов , как средство развития творчества детей пятого года жизни».

1.  Особенности  творческой изобразительной деятельности детей 5 года жизнии ее развитие. Виды изобразительной деятельности.2. Особенности влияния взаимодействия разных видов изобразительной...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...