Занятие для старших дошкольников по экологической сказке Н.Рыжовой "Травинка - путешественница".
материал (подготовительная группа)

Кузнецова Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ФОРМЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПЛАСТИЧЕСКОГО БАЛЕТА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКЕ Н. РЫЖОВОЙ

«ТРАВИНКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»[1]

Ход занятия

Воспитатель рассказывает сказку, а дети должны на полу зала выполнять упражнения, имитируя действия, о которых говорится в сказке. На выполнение каждого упражнения отводится 2-3 минуты.

Воспитатель: Далеко за горами, за реками, в жаркой пустыне жили растения с интересным названием «перекати-поле». Всю зиму они спали в земле.

Упражнение 1. Сон растений

И. п. – лежа на спине, поза расслабления.

– Однажды весной они, как всегда, зазеленели после дождливых дождей.

Упражнение 2. Пробуждение

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно поднимать голову, смотреть друг на друга.

– Среди растений была одна очень любознательная травинка. Она все время приставала к папе и маме с вопросами: «Почему нас называют перекати-поле? А кто живет там, далеко, за холмами?»

Упражнение 3. Кто живет за холмами?

И. п. – лежа на спине, поднимать голову, руки вперед, встречаясь глазами с соседом, дарить ему улыбку.

– Но родители не любили разговаривать, они считали, что вопросы травинки отвлекают их от дела. «А какие у нас дела?» – не унималась травинка. «Мы должны ловить каждую капельку дождя и выращивать цветы», – серьезно отвечал папа.

Упражнение 4. Травинка ловит капельки

И. п. – лежа на спине в позе эмбриона – руки и ноги согнуты, прижаты к животу. Группироваться и открываться.

– Если бы не ветер, травинка совсем бы загрустила. Но этот озорник, иногда пробегая мимо, шептал: «Я-то знаю, почему тебя так зовут. Потерпи немного, и ты увидишь белый свет, узнаешь, что там за холмами». Травинки удивлялись и спрашивали друг друга: «Как же мы сможем путешествовать, если нас крепко держит в земле наш корешок?»

Упражнение 5. Удивление

И. п. –  лежа на животе, лицом друг к другу, руки согнуты в локтях, ладонями к груди. Медленный, плавный подъем сначала на согнутых, а потом на выпрямленных руках.

– «Если бы я была зверьком, я бы давно сбегала за тот холм», – мечтала травинка.

Упражнение 6. Любопытство

И. п. – Низкие четвереньки. Выполнить упражнение «Кошечка», вытягиваясь до положения лежа на животе, с опорой на прямые руки.

– Шло время, травинка вырастила замечательные цветы. Затем они отцвели, и на их месте появились маленькие легкие плоды. Солнце к тому времени грело все сильней, а дождики шли все реже, и травинки почти высохли. Их стебельки становились у земли все тоньше. Со временем они стали походить на ниточку, которая не дает улететь воздушному шарику. «Что же со мной происходит?» – думала травинка и посматривала на свой тонкий стебелек.

Упражнение 7. Когда оторвусь я от земли?

И. п. – Средние четвереньки. Раскачиваться взад и вперед.

– Не успели подумать о ветре, а он тут как тут. Налетел, зашумел и заиграл с травами, ласково погладил травинки: «Сейчас мы отправимся в путь, приготовьтесь».

Упражнение 8. Приятная встреча

И. п. – сидя, руки согнуты в локтях, ноги вытянуты вперед. Передвигаться на ягодицах навстречу друг другу, поздороваться, коснуться ладошками друг друга, вернуться в и. п.

– И ветер дунул с такой силой, что ниточка стебелька порвалась. Травинка вдруг почувствовала свободу, стала такой легкой и послушной ветру. А он то подбрасывал травинку вверх, то катил по полю.

Упражнение 9. Легкие травинки

И. п. – высокие четвереньки. Прогибание вниз-вверх.

– Травинка летела, словно птица, и во все глаза смотрела на белый свет. Так она добралась до заветных холмов.

Упражнение 10. Далекие холмы

И. п. – сидя лицом друг к другу, касаясь ступнями прямых разведенных ног, упор руками сзади – поднимать таз.

– Травинка оглянулась и увидела вокруг себя новые незнакомые растения. «Здравствуйте, – вежливо поздоровалась она. – Очень рада познакомиться». Но важные кусты не ответили травинке, а только неодобрительно опустили ветки.

Упражнение 11. Встреча

И. п. – сидя по парам, опираясь спиной друг о друга, руки и ноги в стороны – сгруппироваться, обнимая руками колени и опуская голову, затем снова раскрыться. Выполнять одновременно.

– «Опять перекати-поле прикатилось», – надменно заметил один из кустов. «И где только их ветер не носит, как только не перекатывает с боку на бок», – согласился с ним другой. «Уж такие ветреные, ненадежные, совсем не могут на одном месте расти как мы», – добавил третий. «Так вот почему меня зовут перекати-поле, – поняла травинка. – Мне нравится мое имя!»

Упражнение 12. Радость

И. п. – сидя на коленях, лицом друг к другу, руки опущены. Поднимаясь, одновременно поднимать руки вверх; опуская руки, опускаться на колени.

– Важные кусты не пришлись травинке по душе, ветер понес ее дальше. Так она и путешествовала, пока не утомилась.

Упражнение 13. Путешествие

И. п. – на высоких четвереньках лицом друг к другу. Отклоняться назад с прямой спиной, удерживая при этом то одну, то другую руку над головой. «Пружинить» назад, стоя на коленях, не сгибаясь в тазобедренных суставах.

–  Травинка была так увлечена путешествием, что только сейчас заметила, что по дороге растеряла свои семена. «Попрошу ветер поискать мои семена, ведь он может слетать куда угодно», – решила она. Но ветер только рассмеялся в ответ: «Все твои семена уже давно нашли себе домики. Они спрятались в земле и дожидаются весны. Когда польет дождик, они начнут расти и превратятся в такие же травинки, как и ты. Со временем я унесу их в далекие края, и все их станут называть перекати-поле».

Упражнение 14. Спираль жизни

И. п. – стоя, взявшись за руки, впереди мальчики, ходьба по заданным маршрутам, после чего дети выходят из зала.  


[1]         Дик, Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников /Н.Ф. Дик. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – С.118-121.



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ФОРМЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПЛАСТИЧЕСКОГО БАЛЕТА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКЕ Н. РЫЖОВОЙ

«ТРАВИНКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»[1]

Ход занятия

Воспитатель рассказывает сказку, а дети должны на полу зала выполнять упражнения, имитируя действия, о которых говорится в сказке. На выполнение каждого упражнения отводится 2-3 минуты.

Воспитатель: Далеко за горами, за реками, в жаркой пустыне жили растения с интересным названием «перекати-поле». Всю зиму они спали в земле.

Упражнение 1. Сон растений

И. п. – лежа на спине, поза расслабления.

– Однажды весной они, как всегда, зазеленели после дождливых дождей.

Упражнение 2. Пробуждение

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно поднимать голову, смотреть друг на друга.

– Среди растений была одна очень любознательная травинка. Она все время приставала к папе и маме с вопросами: «Почему нас называют перекати-поле? А кто живет там, далеко, за холмами?»

Упражнение 3. Кто живет за холмами?

И. п. – лежа на спине, поднимать голову, руки вперед, встречаясь глазами с соседом, дарить ему улыбку.

– Но родители не любили разговаривать, они считали, что вопросы травинки отвлекают их от дела. «А какие у нас дела?» – не унималась травинка. «Мы должны ловить каждую капельку дождя и выращивать цветы», – серьезно отвечал папа.

Упражнение 4. Травинка ловит капельки

И. п. – лежа на спине в позе эмбриона – руки и ноги согнуты, прижаты к животу. Группироваться и открываться.

– Если бы не ветер, травинка совсем бы загрустила. Но этот озорник, иногда пробегая мимо, шептал: «Я-то знаю, почему тебя так зовут. Потерпи немного, и ты увидишь белый свет, узнаешь, что там за холмами». Травинки удивлялись и спрашивали друг друга: «Как же мы сможем путешествовать, если нас крепко держит в земле наш корешок?»

Упражнение 5. Удивление

И. п. –  лежа на животе, лицом друг к другу, руки согнуты в локтях, ладонями к груди. Медленный, плавный подъем сначала на согнутых, а потом на выпрямленных руках.

– «Если бы я была зверьком, я бы давно сбегала за тот холм», – мечтала травинка.

Упражнение 6. Любопытство

И. п. – Низкие четвереньки. Выполнить упражнение «Кошечка», вытягиваясь до положения лежа на животе, с опорой на прямые руки.

– Шло время, травинка вырастила замечательные цветы. Затем они отцвели, и на их месте появились маленькие легкие плоды. Солнце к тому времени грело все сильней, а дождики шли все реже, и травинки почти высохли. Их стебельки становились у земли все тоньше. Со временем они стали походить на ниточку, которая не дает улететь воздушному шарику. «Что же со мной происходит?» – думала травинка и посматривала на свой тонкий стебелек.

Упражнение 7. Когда оторвусь я от земли?

И. п. – Средние четвереньки. Раскачиваться взад и вперед.

– Не успели подумать о ветре, а он тут как тут. Налетел, зашумел и заиграл с травами, ласково погладил травинки: «Сейчас мы отправимся в путь, приготовьтесь».

Упражнение 8. Приятная встреча

И. п. – сидя, руки согнуты в локтях, ноги вытянуты вперед. Передвигаться на ягодицах навстречу друг другу, поздороваться, коснуться ладошками друг друга, вернуться в и. п.

– И ветер дунул с такой силой, что ниточка стебелька порвалась. Травинка вдруг почувствовала свободу, стала такой легкой и послушной ветру. А он то подбрасывал травинку вверх, то катил по полю.

Упражнение 9. Легкие травинки

И. п. – высокие четвереньки. Прогибание вниз-вверх.

– Травинка летела, словно птица, и во все глаза смотрела на белый свет. Так она добралась до заветных холмов.

Упражнение 10. Далекие холмы

И. п. – сидя лицом друг к другу, касаясь ступнями прямых разведенных ног, упор руками сзади – поднимать таз.

– Травинка оглянулась и увидела вокруг себя новые незнакомые растения. «Здравствуйте, – вежливо поздоровалась она. – Очень рада познакомиться». Но важные кусты не ответили травинке, а только неодобрительно опустили ветки.

Упражнение 11. Встреча

И. п. – сидя по парам, опираясь спиной друг о друга, руки и ноги в стороны – сгруппироваться, обнимая руками колени и опуская голову, затем снова раскрыться. Выполнять одновременно.

– «Опять перекати-поле прикатилось», – надменно заметил один из кустов. «И где только их ветер не носит, как только не перекатывает с боку на бок», – согласился с ним другой. «Уж такие ветреные, ненадежные, совсем не могут на одном месте расти как мы», – добавил третий. «Так вот почему меня зовут перекати-поле, – поняла травинка. – Мне нравится мое имя!»

Упражнение 12. Радость

И. п. – сидя на коленях, лицом друг к другу, руки опущены. Поднимаясь, одновременно поднимать руки вверх; опуская руки, опускаться на колени.

– Важные кусты не пришлись травинке по душе, ветер понес ее дальше. Так она и путешествовала, пока не утомилась.

Упражнение 13. Путешествие

И. п. – на высоких четвереньках лицом друг к другу. Отклоняться назад с прямой спиной, удерживая при этом то одну, то другую руку над головой. «Пружинить» назад, стоя на коленях, не сгибаясь в тазобедренных суставах.

–  Травинка была так увлечена путешествием, что только сейчас заметила, что по дороге растеряла свои семена. «Попрошу ветер поискать мои семена, ведь он может слетать куда угодно», – решила она. Но ветер только рассмеялся в ответ: «Все твои семена уже давно нашли себе домики. Они спрятались в земле и дожидаются весны. Когда польет дождик, они начнут расти и превратятся в такие же травинки, как и ты. Со временем я унесу их в далекие края, и все их станут называть перекати-поле».

Упражнение 14. Спираль жизни

И. п. – стоя, взявшись за руки, впереди мальчики, ходьба по заданным маршрутам, после чего дети выходят из зала.  


[1]         Дик, Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников /Н.Ф. Дик. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – С.118-121.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе на экологическую тему по мотивам народной сказки "Гуси-лебеди"

формировать у детей любовь и ответственное отношение к природе....

План –конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема:«Экологическая сказка про воду»

Конспект занятия по развитию речи  "Экологическая сказка про воду"включающий в себя опыты....

Сценарий музыкально-экологического занятия для старших дошкольников «Дюймовочка на балу цветов».

Материал нацелен на закрепление у детей представления о цветах, садовых. полевых и формирование бережного отношения к природе, окружающему нас миру в совместной игровой и творческой форме....

Конспект занятия в детском саду для старших дошкольников. Тема: Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»

Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и ...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...

Занятие со старшими дошкольниками «В гостях у сказки»

Закрепляем знание сказок в необычном занятии, которо позволит детям окунуться в сказку....