Проект "Я - человек и мой организм"
проект (средняя группа)

Христофорова Ирина Львовна

Ребенок 4-5 лет активно познает окружающий мир, но не менее важно, чем все окружающее, это - познание себя. Строение своего тела, организма, значение и функции каждого органа. Отсюда и забота о своем здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Я - человек и мой организм"48.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Я - человек и мой организм»

Христофорова Ирина Львовна,                                                                                                    воспитатель

высшей квалификационной категории,                                                                                                                                              МАДОУ «Детский сад №394 «Парус»                                                                                                                                  г. Нижний Новгород

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности 4-5 лет, родители воспитанников, воспитатели, медицинская сестра, руководитель по физической культуре.

Предмет исследования: Тело человека и его внутренние органы, бережное отношение к своему организму, уход за ним, исключение вредных привычек.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (сроки реализации  3 недели) май.

Направление развития и образования детей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Актуальность темы: 

        Первые представления о здоровье формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о здоровом образе жизни.

 Ключевыми принципами « Стратегии развития воспитания  в Российской Федерации на период до 2025 года», является реализация основополагающего права каждого ребёнка « жить и воспитываться в семье, сбережение здоровья каждого ребёнка, формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни». В «Стратегии» отмечается, что у значительной части детей дошкольного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В « Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о здоровье и ЗОЖ, воспитания здоровьесберегающего поведения. Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте.

Ребенок  4-5 лет активно познает окружающий мир, но не менее важно, чем всё окружающее, это - познание себя. Строение своего тела, организма, значение и функции каждого органа. Отсюда забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.

Цель проекта: формировать представление, что человек - часть природы, о внешнем и внутреннем строения организма, воспитание привычке соблюдения культурно - гигиенических навыков в условиях дошкольного образования и дома.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формирование представлений у детей о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных», «из каких частей состоит мое тело?»), о внешних особенностях строения;
  • Вызвать желание  следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;
  • Формировать умение понимать и оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • Помочь детям осознать, что люди бывают разного пола: мужского и женского (дети - мальчики и девочки, взрослые - мужчины и женщины); Расширять знание детей об основных качествах мужественной и женственной личности, дать детям возможность оценивать свои качества как будущих мужчин и женщин, повысить самооценку.
  • Продолжать формировать представления о предметах личной гигиены, бережному отношению и содержание их в чистоте.
  • Обеспечить активность каждого ребенка при реализации разнообразных коллективных работ и освоении знаний и умений  и навыков культуры здоровья.
  • В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «здоровье», «чистота», «гигиена», «организм», «тело», «части тела».

Развивающие:

  • Расширять знания дошкольников о закаливании, режиме дня,            культурно-гигиенических навыках;
  • Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;
  • Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
  • Развивать инициативность речи детей во взаимодействиях с другими детьми и     взрослыми (в совместных играх, беседах, наблюдениях).
  • Повышать умственную активность, любознательность, познавательный интерес.

Воспитательные:

  • Воспитывать готовность использовать накопленный опыт в постоянно меняющихся условиях.
  •  Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.
  • Воспитывать у детей интерес к совместным играм, доброжелательное отношение  друг другу в процессе игр.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на литературные произведения.
  • Привлечь родителей к данному вопросу и вызвать желание принимать участие в проведении в совместных образовательных мероприятий.

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • обогащение знаний детей о человеке, о его внешнем виде и внутреннем строении;
  • представления о различии и сходстве между мальчиками и девочками (по половому признаку, психологических характеристиках);
  • развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил культурно - генетических навыков;
  • развития умения легко устанавливать простейшие причинно следственные связи;
  • стимулирование познавательного интереса и расширение кругозора;
  • повышение самостоятельности, инициативности, творческой активности, коммуникативных способностей;
  • обогащение словарного запаса.

Для педагога:

  • построение предметно - развивающей среды для реализации проекта в группе;
  • развитие собственных профессиональных умений.

Для родителей:

  • повышение субъектной позиции в воспитании ребенка;
  • активное участие в совместных мероприятиях, желание сотрудничать.

Предварительная работа по проекту:

  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Составление методического паспорта проекта.
  • Подбор дидактического материала для детей: игр, иллюстраций, наглядных пособий, сюжетных картинок, презентаций, видеофрагментов.
  • Разработка конспектов занятий, картотек ««Беседы о человеке, его организме», «Беседы о личной гигиене», «Потешки о культурно - гигиенических навыков», «Игры и упражнения формирования навыков личной гигиены, представления о человеке», «Комплексы различных гимнастик: для глаз, после сна, дыхательная гимнастика»)  
  • Размещение в уголке здоровья тематических альбомов, дидактических игр, памяток  - символов.
  • Пополнение библиотеки группы познавательными и художественными текстами по теме проекта.
  • Разработка конспектов занятий, картотек («Беседы соблюдения личной гигиены», «Знакомимся с предметами личной гигиены», «Тело чловека и его органы»).
  • Оформление родительского уголка по теме проекта, размещение консультаций, рекомендаций, памяток, буклетов, папок передвижек.

Мероприятия по реализации проекта:

Содержание пополнения предметно - пространственной среды

Задачи

Участники проекта

Социально - коммуникативное

направление развития и образования детей

Анкетирование родителей «Формирование культурно -гигиенических навыков самообслуживания у детей в семье»

Распространение буклетов «Воспитание культурно  -гигиенических навыков у дошкольника», «Анатомия малыша. Зачем детям изучать свое тело»

Консультации, оформление папок передвижек «В здоровом теле здоровый дух», «Газета для любознательных родителей - здоровое питание », «Картотека Д/И тема Части тела », «Здоровый образ жизни», «Как формировать привычку о заботе зубов», «Формировании культурно - гигиенических навыков у дошкольников»

Индивидуальная консультация с отдельными семьями «Как научить ребенка следить за своим внешним видом, воспитание аккуратного отношение к вещам, к предметам личной гигиены»

Обмен семейным опытом «Воспитание культурно - гигиенических навыков в нашей семье» (оформление альбома)

Беседы: «Кто я?», «Чем мы похожи, чем отличаемся», «Мои мечты».

Ситуативный разговор  «Мы мальчики, мы девочки»»

Рассматривание схем – картинок «Мое настроение».

Беседы: «Руки, ноги и органы чувств», «Зоркие глазки, чистые ушки», «Наши органы», «Откуда берутся болезни», «Предметы помощники».

Рассматривание иллюстраций - ситуаций «У девочки болит зуб», «Мальчик грязнуля и девочка чистюля».

Д/И «Я мальчик, ты девочка», «Какой орган мне помогает», «Что плохо, что хорошо»», «Где находятся мои органы», «Кто поступает неправильно»,  «Ты моя частичка»

Дидактическое упражнение «Посмотри в зеркало, аккуратно ли ты одет», «Как я сегодня выгляжу»

СРИ «Банный день», «На прием у врача», «Большая стирка»

Просмотр мультфильмов «А что у нас внутри», «Учим части тела с Масиком»

Конкурс для мальчиков и девочек  «Самый спортивный мальчик!», «Дефиле самая красивая прическа».

Выявить вопросы, потребности, запросы родителей.

Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.

Способствовать развитию позитивных взаимоотношений между работниками дошкольного учреждения и семьями.

Помочь родителям задуматься над вопросом о количестве и качестве времени, которое они уделяют своим детям.

Повысит уровень знаний родителей по вопросам формирования у детей основ культуры здоровья, воспитания осознанной привычке   соблюдения культурно - гигиенических навыков.  Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.

Способствовать развитию позитивных взаимоотношений между работниками дошкольного учреждения и семьями.

Помочь родителям задуматься над вопросом о количестве и качестве времени, которое они уделяют своим детям.

Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания у детей  привычки самостоятельно следить за своим внешним видом, состоянием одежды и своими личными принадлежностями.  

Привлечь родителей к активному участию в совместных с детьми мероприятиях, повысить их субъективную позицию в воспитании ребенка. Обобщить опыт семейного воспитания по вопросам воспитания культурно - гигиенических навыков.

Научить видеть детей друг в друге сходные черты и различия. Развивать интерес к сверстникам, желание познакомиться с ними поближе, осознать свою индивидуальность.  Учить делиться своими мечтами, фантазиями, воспитывать уважение к своим товарищам и их мечтам.

Формировать представления о гендерных различиях девочек и мальчиков.

Развивать умение понимать свое настроение и чувство других людей, способствовать снятию усталости и напряжения, формировать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать интерес, уважение терпимости друг к другу.

Формирование представления о строении тела человека, о возможностях его организма. Представления о здоровом образе жизни, соблюдения культурно  гигиенических навыков. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, носовой платок и правилах их использования. Развивать память, мышление. Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать  привычку следить за своим внешним видом.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Воспитывать у детей желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.

Закрепление  представления о гендерных различиях девочек и мальчиков. Закрепить представления  о теле человека, его внутренних органах, их назначении. Умение пользоваться предметами личной гигиены. Различат поступки и привычки. Развивать речь доказательство.

Развивать у ребенка интерес к себе, особенностям своей внешности. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к особенностям других людей. Способствовать развитию речи.

Формировать положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь чистоте и опрятности, заботливом отношении к младшим. Умение брать на себя игровую роль, закрепить и обогатить знания о труде врача, медсестры, аптекаря, воспитывать уважение к труду. положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь чистоте и опрятности.

Формировать представления о внешнем и внутреннем строении человека

Способствовать проявлению положительных эмоций, дружелюбных отношений друг к другу. Умение достойно оценивать своих товарищей, проявлять свою творческую активность и коммуникативные способности. Развивать эстетический вкус.

Воспитатели, родители.

Воспитатели, родители.

Воспитатели, родители.

Воспитатели, родители, воспитанники.

Воспитатели, воспитанники.

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники.

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники, родители

Физическое направление

развития и образования детей

Ситуационный разговор «Режим дня», «Личная гигиена», «Нужен ли дневной сон»

Бесед «Чистота – залог здоровья»

Консультации медицинской сестры «Закаливание для детей дошкольного возраста», «Важность соблюдения режима дня»

Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар», «Комарик», «Каша кипит», «Насос», «Одуванчик», «Ветер качает деревья».

Веселая гимнастика для глаз 

«Солнечный зайчик», «Солнышко и тучка», «Бабочка», «Радуга»

Гимнастика после сна «Насекомые»

        

Утренняя гимнастика «Зверобики»

Консультации инструктора по физическому воспитанию «Утренняя гимнастика как она из важных компонентов ЗОЖ»  

Формировать представление о правильном режиме дня, соблюдении дневного сна и их пользе для здоровья и роста. Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Воспитывать привычку здорового образа жизни.

Воспитывать аккуратность, чистоплотность, привычку следить за своим внешним видом. Понимание взаимосвязи чистоты и здоровья.

Ознакомление родителей о важности закаливания для оздоровления организма, видах закаливающих процедур, которые проводятся в ДОУ, какие процедуры можно проводить дома. Просветить родителей в вопросах  режиме дня, важности для полноценного роста и развития ребенка.

Формирование дыхательного аппарата, укреплять физиологическо дыхание. Развивать лавный, длительный вдох и выдох  

Профилактика нарушения зрения, предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения

Поднять настроение и мышечный тонус устранить сонливость и вялость, помочь

организму «проснуться». Обеспечить постепенный переход от сна к

бодрствованию. Развивать защитные силы организма, укрепление иммунитета. Формирование правильной осанки,

предупреждение плоскостопия.

Способствовать пробуждению организма и созданию положительного настроения  на день. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.

Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников и формированию ЗОЖ.

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, родители, медицинская сестра

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники.

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники, родители, инструктор по физической культуре

Познавательное направление

развития и образования детей

Познавательная беседа                   «Я человек»

Познавательная игра «Волшебная шкатулка» (Что нам Мишка принес)

Рассматривание плаката, иллюстраций с изображением частей тела, внутренних органов.

Игра – эксперимент «Режим дня»

Экспериментирование «Много ли в легких воздуха?», «Сердце бывает слабым и сильным», «Путешествие пирожка», «Как работает желудок".

Игровые  упражнения «Угадай по запаху», «Угадай по голосу», «Угадай на вкус», «Что прячется в коробке».  

Формирование представления о человеке как часть природы, отличительных особенностях. Уточнить представления о назначении тела, воспитывать интерес к собственной личности, закрепить представления о внешности человека.

Формирование представления о предметах личной гигиены, их значимости и помощи для соблюдения личной гигиены. Умение размышлять, рассуждать, делать выводы. Развитие речи доказательство.

Расширять представления о внутреннем организме человека и функциях органов.

Развивать знания, связанные с соблюдением режима дня и правильной его последовательности.

Показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких. Смоделировать работу здорового, «сильного», тренированного и «слабого» нетренированного сердца.  Формировать  представления детей о работе пищеварительного тракта. Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества.

Обогащать вкусовые, тактильные ощущения, развивать память, слуховое внимание; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Речевое направление

развития и образования детей

Оформление фоторепортаж «Наша жизнь в детском саду - первые шаги к здоровому образу жизни»

Фоторепортаж - в кругу семьи: «Закаливающие процедуры», «Веселая зарядка - семейная традиция»


Чтение художественной литературы. Стихи  А. Барто «Я расту», В. Берестова «Лисица – медсестрица», Я. Хелецкого «Из чего же, из чего же…», Э. Успенского «Если б был бы я девчонкой», В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», Я. Маршака «Тело человека», Б. Заходера «Гимнастика для головастика»»; сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдоыр», болгарской сказки «Как повздорили части тела»; рассказы Осевой «Печенье», К. Д. Ушинского «Органы человеческого тела»

Выставки книг, энциклопедий «Я человек», «Азбука здоровья», «Что? Почему? Зачем?», «Хочу все знать», «Познавательные сказки для малышей».

Создание книжки малышки с  загадками  про части тела.

Пальчиковые игры:  «Человечек», «Помощники», «Стирка», «Кукле кашу я варю», «Водица», «Мыло», «Моем руки», «Значение органов», «Пальчики»

Разучивание потешек: «Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько», «Теплою водою руки чисто мою», «Что такое чистым быть?»,  «Водичка, водичка», «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять», «Расти коса до пояса», «Вот и полдник подошёл».

Изготовление книжки - малышки  «Потерянные вещи»

Вызвать желания поделиться собственными и коллективными успехами, достижениями, интересными моментами.

Обобщить опыт родителей по вопросам организации закаливающие процедур, утренней зарядки. Укрепление эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Объединение и сплочение отношений между воспитателями, детьми и родителями.

Помочь понять содержание художественных текстов, вызвать эмоциональный отклик на них, обсудить поступки героев. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, творческое воображение, способность к целостному восприятию текста и отчленение отдельных деталей. На примере произведений художественной литературы формировать привычку  следить за своим здоровьем, пользе гимнастики, соблюдения чистоты своего тела. Закреплять представление о росте человека, о целостности организма. Способствовать формированию: представлений о нормах и правилах поведения, умению оценивать поступки.

Повышение компетентности родителей в выборе художественной литературы по безопасности. Нацелить на пополнение домашней детской библиотеки энциклопедиями, видеть  их особую значимость для формирования основ безопасности жизни и здоровья детей.

Познакомить с моделями составления загадок; формировать умение у детей составлять загадки и их отгадывать.  

Активизировать речевую и мыслительную деятельность.

Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук.

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями- потешками, отражающие формирование культурно - гигиенических навыков. Усилить их познавательную активность; воспитывать любовь к родному языку, привычке следить за своим телом, внешним видом.

Привлечь семья к совместному творчеству в создании книжки - малышки со сказками, про потерянные вещи. Развивать у детей творчество и фантазию в придумывании сказочного сюжета который имеет смысловой итог.  

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники, родители

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, родители

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники, родители

Художественно - эстетическое направление

развития и образования детей

Лепка «Предметы личной гигиены»

Аппликация «Я мальчик, я девочка»

Рисование «Как мы делаем зарядку»  

Творческий конкурс объемных работ с придумыванием сказок от лица ребенка «Волшебные предметы личной гигиены»

Формирование умения  детей лепить предметы, состоящие из несколько частей, предавая их некоторые особенности. Использовать стек для украшения; развивать мелкую моторику пальцев; воспитывать аккуратность, творческие способности.

Закрепление представления о различии меду мальчиком и девочкой. Умение вырезать геометрические формы (прямоугольник, треугольник, круг, овал),

складывать фигуру человека из геометрических форм. Развивать мелкую моторику рук, умение передавать человека в движении, чувство формы, цвета.

Закрепить знания о здоровье человека; развивать умение рисовать фигуру человека; определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений; Закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами Развивать мелкую моторику, усидчивость.  

Привлечение семей воспитанников к творческому сотрудничеству и участию в воспитательное - образовательной деятельности ДОУ. Развитие творческих инициатив детей и родителей, повышение активности семей к созданию оригинальных поделок из различных материалов, с применением разнообразных техник изготовления.

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники

Воспитатели, воспитанники, родители

Итоги проектной деятельности:

Реализация   проекта   способствовала   обогащению представлений детей о своем организме в целом, о культурно - гигиенических навыков и важности их соблюдения для здоровья человека, о человеке как часть природы, гендерных различиях. Позволило довести до детей необходимость непременного выполнения правил личной гигиены, следить за своим внешним видом,  что является одним из компонентов здоровья.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействие взрослого и ребенка в решении задач эдоровозберегающих технологий.

Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к пониманию о важности зарядки, гигиенических навыков, знания о своем организме,  как неотъемлемой части здорового образа жизни более интересным, доступным, значимым.

Продукты проектной деятельности:

  • Фоторепортаж «Закаливаем дома», «Веселая  зарядка - традиция семьи», «За здоровый образ жизни!», «Самая спортивная мама!» .  
  • Создание альбома опыт родителей  «Формирование культурно - гигиенических навыков у ребенка в нашей семье»
  • Конкурс для мальчиков и девочек «Самый спортивный! Самая оригинальная прическа»
  • Создание книжки - малышка Загадки «Части тела», сказки «Потерянные вещи»
  • Конкурс творческих работ «Волшебные предметы личной гигиены» (объёмные из разнообразного материала), защита поделки, придуманная сказка, про этот предмет от лица ребенка.
  • Развлечение «Чистота - залог здоровья»
  • Оформление презентации.                                                        

Список методической литературы:

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина В.Ф. Здоровый дошкольник: Социально - оздоровительная технология 21 века: - М.: АРКТИ, 2010. -88с.
  2. Румянцева Т. А., Деньгина А. Ю., Рядинская Н. В. Правильное питание — залог здоровья дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 29-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чтоб здоровье сохранить - организм свой укрепить»

Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно - воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника....

Педагогический проект Тема: «Наше чудо – организм»

Публикация представлена в виде краткосрочного проекта, цель которого:   ознакомление детей со строением человека, с основными физиологическими процессами, протекающими в организме человека, ...

Проект «Мини - лаборатория «Исследование организма человека»

Дети моей группы стали уделять большое внимание гендерной принадлежности, строению человеческого тела, внутренних органов. Вопросы у них возникали после просмотра энциклопедий. Поэтому я решила, ...

Проект «Человек. Организм человека»

В ходе проекта решались следующие задачи:-Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей...

Проект «Человек. Организм человека»

В ходе проекта решались следующие задачи:-Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей...

Особенности использования опытов и экспериментов по ЗОЖ с дошкольниками. Цикл: строение тела человека, представление об организме человека.

laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму».(Китайская пословица)«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит н...