Развитие гибкости игровым методом у старших дошкольников,занимающихся тхэквондо
статья (подготовительная группа)

Алибеков Руслан Акимович

 В данной статье рассматривается разработанная методика применения подвижных игр, направленных на развитие гибкости, на занятиях тхэквондо у детей старшего дошкольного возраста с целью повышения их мотивации на тренировках и улучшения технической подготовленности. Выделяются и описываются психологические и анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, указывается их влияние на развитие гибкости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alibekov_ruslan_akimovich.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Алибеков Руслан Акимович

Инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад №8

Приморского района г.Санкт-Петербурга

alibekoff.r@yandex.ru

Влияние игровых заданий на развитие гибкости у детей-тхэквондистов старшего дошкольного возраста

Сегодня тхэквондо является одним из наиболее самых популярных видов спорта.  Официально утвердившись в 1955 году в Корее, как система самообороны без оружия, данный вид спорта быстро обрел популярность во всем мире.  Столь широкое распространение стало возможным благодаря быстрым и эффективным ударам ногами, которые составляют в тхэквондо наибольшую часть технических элементов [Ким Су,2011,с.14–17].

В Санкт-Петербурге тхэквондо занимаются свыше 11000 человек. Большинство из них дети старшего дошкольного возраста. Тренировки в данном возрастном периоде наиболее эффективны, что связано с особенностями  костно-мышечного аппарата детей (преобладание в костной ткани органических элементов и воды, подвижное сочленение костей, слабое развитие мышц и связок), делающими развитие гибкости (основного физического качества в тхэквондо) в данном возрасте наиболее благоприятным. Более того, без хорошей гибкости невозможно добиться технически правильного выполнения ударов ногами [Алтер,2013,с.49–56].

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться произвольное внимание, формируется рефлексия, развивается зрительная и слуховая память, которая начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Несмотря на это, в данном возрасте ведущий вид деятельности ребенка-игра.

Учитывая эти и другие факторы физического и нервно-психического развития детей, тренер сможет добиться высоких результатов от своих воспитанников. И наиболее эффективен, учитывая специфику вида спорта, будет игровой метод. Тренеры обычно отводят игровому методу 3-5 минут в заключительной части занятия.

Основной задачей первого года обучения в тхэквондо является увеличение уровня гибкости, и собственно шпагата, как ее объективного показателя. Но учитывая возрастные особенности детей можно заключить, что замотивированы на растяжку без должного подкрепления стимула будет лишь малое количество детей [Ключников,2007,с.375–379].

В связи с актуальностью данной проблемы, нами была разработана  методика развития гибкости игровым методом у детей 6–7 лет, занимающихся тхэквондо.

Цель исследования: Разработать и опробировать методику развития гибкости игровым методом у детей-тхэквондистов младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу, соответствующую теме работы.
  2. Разработать методику развития гибкости игровым методом у детей старшего  дошкольного возраста занимающихся тхэквондо.
  3. Исследовать динамику развития гибкости игровым методом у детей старшего  дошкольного возраста, занимающихся тхэквондо.

 Педагогический эксперимент проводился на базе СК "Аванти-спорт", в Санкт-Петеребурге. В сотрудничестве с главным тренером  клуба - Пак Ильей Филипповичем.

Исследование было организовано в период с 1 октября по 31 января 2021года. Для этого были созданы две группы начальной подготовки  6–7 лет. Участники эксперимента были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную по 18 человек в каждой. И в контрольной, и в экспериментальной группах был тренер, который проводил занятия в соответствии с установленной программой, а также ассистент, который помогал поддерживать дисциплину на занятии.

Перед началом эксперимента мы провели контрольное тестирование с целью определить начальные значения показателей гибкости, а также эквивалентность результатов контрольной и эксперментальной групп.

Контрольная группа занималась по рабочей программе данного спортивного клуба, согласно которой подвижным игры проводились раз в неделю, в течении 5–10 минут в заключительной части занятия. Тренировки же в экспериментальной группе включали в себя игровые задания, направленные на развитие гибкости (40% от общего времени занятия).

В тренировочном процессе были использованы  игровые задания: «Перемахни ногой через лапу», «Коснись ногой лапы», «Без отрыва от стены», «Флажки», «Гусеница», «Помоги своим ногам», «Захват», и подвижные игры: «Трудная мишень», «Ван Дам», «Сумоисты».

 Занятия проводились 3 раза в неделю по 1 часу, число занятий в микроцикле – 4 недели.

По окончанию исследования было проведено повторное тестирование с целью оценки достигнутых результатов и выявления более эффективной методики в развитии гибкости.         

    В таблице представлены средние показатели выполнения испытуемыми контрольной и экспериментальной группы тестов на оценку  технической подготовленности и развития гибкости.

Таблица

Показатели выполнения тестов технической подготовленности и  развития гибкости  контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Тесты

Контрольная

 группа

t

P

Экспериментальная группа

  t      

P

Прирост

P

 До 

После

 

t

P

До

После

    t        

P

   t

P

 1.Наклон со скамьи

 -1,4

 2,7

14,7

<0,01

-1,4

 5,1

17,3

<0,01

3,4

<0,01

 2.Шпагат продольный

 26,3

 8

19

<0,01

27

 5,2

20,7

<0,01

3,7

<0,01

 3.Шпагат поперечный (на правую ногу)

 28,1

 10,3

24,8

<0,01

28,4

 8,2

26,4

<0,01

2,3

<0,01

 4.Шпагат поперечный (на левую ногу)

 28,4

 11,2

20,6

<0,01

28,8

 8,7

21,4

<0,01

2,9

<0,01

 5.Удержание ноги вперед

 67,9

 80,1

12,3

<0,01

69,5

 86,3

12,5

<0,01

4,1

<0,01

 6.Удержание  ноги вбок

 71

 84,8

11

<0,01

70,83

 89,27

12,9

<0,01

2,8

<0,01

 

   Из таблицы  видно, что все показатели выполнения тестов как на оценку  технической подготовленности, так и на оценку  развития гибкости  испытуемыми в экспериментальной группе улучшились больше, чем в контрольной  после проведения эксперимента на статистически достоверном уровне значимости (p<0,01).

Рис.1.Показатели тестов контрольной группы

до и после эксперимента

1-Наклон со скамьи,2-Шпагат продольный,3-Шпагат поперечный(пр.нога),4-Шпагат поперечный(лв.нога),5-Удержание ноги вперед,6-Удержание ноги вбок

Рис2. Показатели тестов экспериментальной группы

до и после эксперимента

1-Наклон со скамьи,2-Шпагат продольный,3-Шпагат поперечный(пр.нога),4-Шпагат поперечный(лв.нога),5-Удержание ноги вперед,6-Удержание ноги вбок

Выше приведены данные динамики результатов проведенного эксперимента.

После эксперимента показатели выполнения теста «Наклон со скамьи» испытуемыми экспериментальной группы улучшились на 2,4 см по сравнению с контрольной группой, что статистически достоверно на p<0,01.

Показатели теста «Продольный шпагат» контрольной и экспериментальной групп в период эксперимента улучшились. Однако, в экспериментальной группе результаты выше в среднем 2,8 см, что статистически достоверно на p<0,01.

Тест «Шпагат поперечный (на правую ногу)» показал, что в экспериментальной группе показатели выше, чем в контрольной на 2,1 см, что статистически достоверно на p<0,05.

Тот же самый тест, но на другую ногу выявил разницу между контрольной и экспериментальной группой, которая составила 2,5 см, что статистически достоверно на p<0,01.

В тесте «Удержание ноги вперед» результаты экспериментальной группы оказались выше, чем в контрольной на 6,2 градуса, что статистически достоверно на p<0,01.

В тесте «Удержание ноги вбок» результаты экспериментальной группы оказались лучше, чем в контрольной, разница составила 4,49 градуса, что статистически достоверно на p<0,01.

По показателям, определяющим устойчивый интерес и мотивацию к занятиям тхэквондо, значительное преимущество тоже имела экспериментальная группа. Показатели посещаемости занятий в наибольшей степени свидетельствуют о желании детей тренироваться и взаимосвязаны с  результатами тренировок

Беседа с родителями показала большую мотивацию к продолжению тренировок  у детей, занимающихся по экспериментальной методике. Что так же подтверждает нашу гипотезу об эффективности влияния  игровых заданий на развитие гибкости.

Аттестация на пояса также показала лучшую подготовленность детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Так, в контрольной группе на бело-желтый пояс сдали 13 человек (72%), на желтый пояс 3 человека(17%). Тогда как в экспериментальной группе на бело-желтый пояс сдали 12 человек(67%), а на желтый пояс 5 человек(28%).

Таким образом, можно утверждать, что использование игрового метода на учебно-тренировочных занятиях по тхэквондо у детей старшего дошкольного возраста создает предпосылки к более эффективному развитию гибкости и технической подготовленности, необходимой в данном виде спорта.

Список литературы

  1. Алтер М. Д. Наука о гибкости.М.:Олимпийская литература,2013.-369с.
  2. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста.М.:Флинта,2014.-272с.
  3. Ким С. Н.Тэквондо:Ча Ён Рю-естественный путь.М.:Фаир-пресс,2011.480с.
  4. Ключников Е. Ю.,Шулики Ю.А.Тхэквондо.Теория и методика:в 2 т.Том 1,Спортивное единоборство.Р.н/Д.:Феникс,2007.-797с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи игровыми методами

Проект "Развитие речи игровыми методами"  может быть использован в работе логопедов в ДОУ  при коррекции речи детей с ОНР и ФФН 4-7 лет. В нём рассматриваются игровые методы работы, способст...

Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"

Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"...

Проект " Технология игрового стрейчинга, как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста»

Основной проблемой современного общества является полноценное развитие и формирование здоровья детей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываютс...

Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании. Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного во...

Презентация из опыта работы. Развитие гибкости и выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии игрового стретчинга.

Игровой стретчинг - специально подобранные игры и упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме....

Проект инновационной деятельности "Игровой стретчинг как средство развития гибкости и психоэмоционального комфорта для детей старшего возраста"

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников-одна из важнейших в жизни современного общества. Обозначенные в ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры предполагают, что на этапе заверше...