Развитие речи игровыми методами
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Новак Татьяна Михайловна

Проект "Развитие речи игровыми методами"  может быть использован в работе логопедов в ДОУ  при коррекции речи детей с ОНР и ФФН 4-7 лет. В нём рассматриваются игровые методы работы, способствующие развитию речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0f4a0a1b546b2eb63951a95473c5dab2&n=33&h=190&w=251

Проект подготовила

учитель-логопед Новак Татьяна Михайловна,

руководитель Беспаленко Елена Михайловна

               -2015-

Тема проекта: «Развитие речи игровыми методами»

Тип проекта:

По доминирующему методу: 

 Исследовательский, практико–ориентировочный, творческий.

По характеру контакта:

открытый.

По характеру участия:

воспитанник-участник.

По продолжительности: 

годичный.

По содержанию:

Разработка новых форм и методов.

По характеру охвата: фронтальный.

Пояснительная записка

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.

Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье. 

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. (Свистящие, шипящие, сонорные звуки) Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух.

Таким образом, звуковая культура речи является необходимым условием общего развития ребёнка. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению.  На пути формирования звуковой культуры речи  особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

В современной педагогической теории именно игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Всё разнообразие игр, безусловно, способствует всестороннему развитию ребёнка и в большой степени развитию его речи.

Одним из важнейших направлений работы с дошкольниками по развитию речи является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком, как средством и источником формирования гармоничной личности ребенка. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогами - важнейший аспект в коррекционно- образовательной деятельности ДОУ.

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи. Роль дидактической игры велика, ведь сама задача развивать речь не вызывает у ребенка интереса, ему важен процесс выполнения, поэтому важно совмещать игровую ситуацию с заложенной в ней целевой информацией, чтобы дети были рады интересным конкурсам и в то же время овладевали новыми полезными навыками и знаниями.

В качестве дидактического материала важно и нужно использовать:

  • реальные  предметы /орудия труда, картины, посуду, предметы  обихода  и т.п.
  • объекты  природы/ фрукты, цветы, грибы, овощи, листья и т.п.
  • обычные детские игрушки.

.
  Использование этих  материалов решает следующие важные  задачи:

  • совершенствование речевых навыков, 
  • корректное развитие психологических процессов,
  • дискретизация приемов мышления /анализ, синтез, сравнение, категоризация и др.,
  • расширение детского кругозора и  развитие  частично сформированных понятий об окружающей действительности,
  • развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы,
  • формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий,
  • практическое овладение нормами речи.

Актуальность проекта

  • Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующим ростом количества детей с речевыми нарушениями.
  • Семья – это первая ступень в овладении ребенка родным языком как средством и источником формирования гармоничной личности ребенка.
  • Обеспечение тесной связи между педагогами и родителями – важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ.

Цель проекта:

теоретически обосновать значимость применения игровых методов по развитию речи, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через совместную деятельность.

Задачи:

  • изучение психолого – педагогических основ игровых методов обучения,
  • разработка игровых форм и приемов для каждого этапа обучения,
  • рациональное планирование работы с родителями, включение их в активную коррекционно - развивающую деятельность,
  • демонстрация различных игровых форм и приемов обучения,
  • выявление опытным  путем целесообразности применения на практике игровых форм и приемов обучения,
  • знакомство родителей с игровыми методами,
  • активность использования различных игровых методов на занятиях,
  • приобщение родителей к коррекционной работе, ознакомление с приемами развития речи.

Проблема:

Ребенок приходит на занятия к логопеду обычно во второй половине дня, его детский мозг на тот момент уже не в состоянии быстро и качественно принимать и обрабатывать ту информацию, которую дает ему логопед. В этой ситуации ему необходима эмоциональная и физическая разрядка. Перед логопедом встает вопрос, как повысить мотивацию уставшего ребенка? Как создать позитивный настрой? Как приобщить родителей к коррекционной работе?

Как повысить эффективность развития речи?

Идея: 

 На помощь приходит игра. При правильной постановке она способна должным  образом увлечь ребенка и помочь вникнуть в поставленные задачи. Игровой процесс  поможет усвоить информацию, снять эмоциональное напряжение и поддержать интерес к процессу обучения.

Главным в работе с родителями является:

  • приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами развития речи,
  • помочь родителям увидеть актуальную проблему или убедить в успешности освоения определенных знаний и умений,
  • убедить родителей в том, что необходимо закреплять приобретенные умения и знания в домашних условиях.

 Образовательная область «Социализация»

  • развитие игровой деятельности;
  • формировать умение оценивать работу товарища;
  • приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.

Образовательная область «Здоровье»

  • развивать координацию речи с движением;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область «Познание»

  • сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
  • совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Ошибки и неправильное использование игровых технологий в  логопедической деятельности педагогов.

При всех положительных сторонах игровой деятельности важно понимать, что некорректное построение игрового процесса  может привести к обратному отрицательному  результату. Бывают случаи,  когда логопед отдает предпочтение, увеселительной части, при этом частично или совсем забывает о познавательно-развивающей составляющей урока. В скором времени эти ошибки формируют у детей неправильное, неверное  представление о предмете и абсолютно не развивают интерес к самостоятельной познавательной  деятельности. Необходимо учитывать тот факт, что цель игровой  терапии - не просто изучить  предмет, но и дать ребенку возможность «пережить»  в игре волнующие его моменты при полном внимании и сопереживании со стороны  взрослых. Не  всегда обязателен игровой элемент в обучении, но иногда он просто необходим и незаменим.

        «В продуктивной деятельности (игре) значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или  иной деятельности», – пишет С.А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольника, охватывая различные направления коррекционной работы с ребенком, имеющим  нарушение речи, и ведет к полноценному его развитию.

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители, учитель-логопед, воспитатели, родители.

         Ожидаемый результат: 

  • Реализация проектной деятельности ведёт к  формированию артикуляционной моторики, развитию правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.
  • Проект будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
  • Поможет выявить педагогическую компетентность родителей проекта в вопросах речевого развития ребенка, включить родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков у детей в домашних условиях.

Эффективность результатов:

Для детей:

  • положительная динамика речевого развития,
  • успешная социальная адаптация в ДОУ и в семье,
  • выработка устойчивой мотивации.

Для родителей:

  • положительная оценка деятельности,
  • готовность и желание помогать,
  • активация потенциала родителей,
  • чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Для педагогов:

  • удовлетворенность собственной деятельностью,
  • повышение мастерства по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста, через разнообразные формы и методы работы.

Гипотеза:

Использование игровых методов позволит находить индивидуальный подход к каждому ребенку, развить его познавательную, творческую активность. А повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития поможет оказать ребенку своевременную помощь и поддержку.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.

2.Основной этап.

3.Заключительный этап.

1 Подготовительный этап (информационно-аналитический).

Выработка необходимых условий для реализации проекта с учетом речевых возможностей детей.

Задачи:

  • Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.
  • Диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование)
  • Создание системы и условий их реализации.
  • Подбор методического и наглядного материала с учетом индивидуального психофизического развития детей.
  • Установление единых требований к ребенку - логопеда, воспитателей и родителей.

2.Основной этап реализации проекта (практический).

Разработка и внедрение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития.

Закрепление и автоматизация полученных во время занятий знаний, речевых умений и навыков.

Оформление папок-передвижек для родителей, выставок, книжек-малышек.

Первая ступень: «Веселый  ветерок»

Задачи:

  • формирование силы, плавности и направленности воздушной струи.
  • обучение детей технике диафрагмального - релаксационного дыхания.
  • приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективность использования речевого дыхания.
  • активизация носогубных мышц.

Вид: Практико - ориентировочный, краткосрочный, коллективный.

Срок реализации: Сентябрь-октябрь.

Содержание работы.

Работа с детьми:

-развитие  силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, на утренней  гимнастике, физкультуре;

-игровые упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания;

-занятия на тему « Малыш – крепыш»;

-придумывание и изготовление пособий для дыхательной гимнастики.

Работа в семье:

-консультации на темы: «Формирование правильного речевого дыхания» ,

«Дыхание и слитность речи», « Дыхательная гимнастика»;

-памятки для родителей: « Веселый ветерок», «Как правильно дышать».

Игровые упражнения на развитие дыхания.

-совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

Работа с родителями:

- консультации и практикум « Игры для развития речевого дыхания у детей»;

- изготовление пособий для проведения дыхательной гимнастики.

Практический результат этапа:

- оформление  выставки « Веселый ветерок»,

- применение всех дидактических материалов на практике по дыхательной гимнастике.

Вторая ступень:  «Сказка о веселом язычке»

Задачи:

  • формирование представлений об органах речи, их значение для правильного звукопроизношения,
  • выработка правильных движений артикуляционного аппарата при произношении  заданных звуков,
  • повышение интереса родителей к процессу коррекции артикуляционных движений,
  • повышение знаний педагогов и воспитателей в данном вопросе.

Вид этапа: информационно - практико - ориентировочный, краткосрочный.

Срок реализации:  ноябрь-декабрь.

Содержание:

Работа с детьми:

- знакомство со строением органов речи,

- разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций,  «Сказки о веселом язычке», использование дидактической куклы, сказочных персонажей.

- придумывание  сказки о Веселом Язычке.

Работа с родителями:

- памятка «Строение артикуляционного аппарата»,

- практические занятия «Выполнение основных артикуляционных упражнений»,

- индивидуальный показ упражнений на артикуляцию определенной группы звуков,

- совместное изготовление книжки малышки « Сказка о веселом язычке».

Работа с педагогами:

- консультация « Виды и причины нарушения звукопроизношения»,

- практикум « Методика выполнения артикуляционных упражнений».

 

Практический результат:

- итоговое занятие – Презентация книжки малышки « Сказки о веселом язычке»,

- практическое применение продуктов ступени.

Третья ступень: « Рифмочки – рифмушечки»

Вид: практико - ориентировочный, краткосрочный, индивидуальный.

Срок реализации: январь-март.

Содержание работы:

Работа с детьми:

- развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях,

- приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя один звук в слове, выделять изменяющий слово звук.

Работа с родителями:

- консультация о словах – паронимах,

- анкетирование родителей с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития,

- памятка для родителей « Мир звуков» (игры на фонематическое восприятие),

- консультация  «Формирование навыков звукового анализа игровыми методами»,

- практикум «Мы играем рифмы подбираем»,

- совместное с малышом изготовление книжки малышки.

Работа с педагогами:

-практикум « Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей»,

- консультация «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями».

Практический результат:

- Презентация выставки:  Книжки-малышки «Рифмочки – рифмушечки»

-создание мини библиотеки из  книжек-самоделок.

Четвертая ступень: «Трудные звуки ».

Задачи:

  • исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении звуков,
  • качественное исправление дефекта произношения конкретного звука,
  • повышение интереса родителей к коррекционному процессу,
  • повышение компетенции воспитателей и педагогов в данной области.

Вид: исследовательский, практико – ориентировочный, долгосрочный, индивидуальный.

Срок реализации: В течение всего периода коррекции  звукопроизношения.

Содержание работы.

Работа с детьми:

- исследование особенностей произношения каждого трудного звука,

-использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения  игровых приемов - «научи сказочного героя правильно произносить звук,

-углубленное изучение строения органов артикуляции при произнесении трудных звуков « Объясни  другу правильное расположение органов артикуляции и др.»,

- изготовление буклета « Мои трудные звуки»,

- использование буклета дома по заданию.

Работа с педагогами:

-просветительская консультация на тему «Нарушение звукопроизношения. Причины. Виды»

-использование игровой деятельности на коррекцию трудных звуков.

Работа с  родителями:

-консультации, индивидуальные беседы на тему «Трудные звуки»,

-составление с детьми буклетов «Мои трудные звуки».

Практический результат этапа:

-Презентации индивидуальных буклетов «Мои трудные звуки» их практическое использование на занятиях и  при выполнении домашних заданий.

-Пополнение мини- библиотеки.

Пятая ступень: «Мой мир».

Задачи:

  • формирование у детей навыков построения, связного и целостного описательного рассказа,
  • развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности,
  • формирование у детей умения оперировать родовыми понятиями (животные, насекомые, посуда и т.п.),
  • углубление знаний об окружающей среде,
  • улучшение коммуникативных навыков детей, повышение интереса к процессу,
  • повышение интереса родителей к коррекционному процессу и компетенции преподавателей в данной области.

Вид: информационно-практико-ориентировочный, долгосрочный.

Срок реализации: в течение учебного года.

Содержание работы:

Работа с детьми:

- совместное изготовление опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам,

- работа по картинкам «Вспомни сказку и перескажи»,

- работа по последовательному, связному высказыванию.

Работа с родителями:

- лекция на тему «Как научить ребенка последовательному, связному высказыванию»,

- помощь детям в составлении схем описательных рассказов.

Практический результат ступени:

- оформление коллективного альбома «Мой мир», его практическое использование, пополнение мини-библиотеки.

3. Заключительный этап реализации проекта (контрольно-диагностический)

Задачи:

  • Анализ  деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедической лестницы  в коррекционном процессе с помощью игровых методов на каждой ступени.
  • Итоговая презентация  деятельности детей и родителей через выставки, презентация мини-библиотеки книжек-самоделок как результата каждой ступеньки речевого развития.
  • Сравнительный анализ компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка  на начало и конец года.

Конечным продуктом будут являться:

- сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации,

- повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями,

- повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации поддержки детям с речевыми нарушениями.

Прогноз возможных негативных последствий.

Предполагаются следующие трудности и пути их преодоления:

  1. Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых более интересных форм работы.

  1. Высокая заболеваемость детей, низкая посещаемость детского сада.

Пути коррекции: возвращение к уже пройденному материалу, индивидуальный подход.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Заключение: использование данного проекта вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков с помощью игровых методов.

Предполагаемая эффективность проекта:

Детям

  • положительная динамика речевого развития,
  • успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.

Родителям

  • положительная оценка деятельности ДОУ,
  • использование знаний по развитию речи детей,

готовность и желание помогать ДОУ.

Педагогам

  • получение положительных результатов педагогической деятельности,
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях,
  • положительный психологический климат в коллективе.

Образовательному учреждению

  • благоприятные условия для профессионального роста педагогов,
  • повышение статуса ДОУ.

Информационные ресурсы

  1. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М-2007.
  2. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» М-2012.
  3. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образования учреждения и семья в логопедической работе» - журнал «Логопед №5 2005»
  4. Скворцова И.П. «Логопедические игры и аудиоупражнения – трудные звуки для детей 4-6 лет» ОЛМА Медиагрупп 2007.
  5. Ушакова О.С., Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
  6. Гербова В.В. «Занятие по развитию речи в детском саду» М Просвещение издательство «Мозаика-синтез» 2007
  7. Анищенкова Е.С. Практическое пособие для исправления звукопроизношения для логопеда и родителей. М. АСТ астрель 2009
  8. Косинова В.М. Гимнатика для развития речи. М ЭКСМО, ОЭЛИС 2004
  9. Решетник Т. Логопедические развивалки. Развивающие игры от 2 до 6 лет. М.ЭКСМО 2010
  10. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М. Владос 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию "Развитие речи детей методами Монтессори-педагогики"

В отчете представлена работа педагога по самообразованию по теме "Развтие речи детей методами Монтессори-педагогики": описаны актуальность, цель, методическая литература, направления работы...

Проект "Развитие речи дошкольников методом портфолио"

В данном проекте указаны цели и задачи проекта, предполагаемый результат. Дан перспективный план работы, рассчитанный на три года....

консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей. Метод «Интеллект-карт»"

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-с...

Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине".

Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине"....

Развитие гибкости игровым методом у старших дошкольников,занимающихся тхэквондо

В данной статье рассматривается разработанная методика применения подвижных игр, направленных на развитие гибкости, на занятиях тхэквондо у детей старшего дошкольного возраста с целью повышения ...