Возрастные особенности детей 5-6 лет.
материал (старшая группа)

Аверина Ирина Витальевна
Старшую группу посещают дети в возрасте от 5 до 6 лет. В старшей группе у ребёнка появляется больше самостоятельности и больше ожиданий со стороны родителей и воспитателей. Воспитатели ожидают от детей определённых результатов, на которые они способны даже в столь юном возрасте. Дети, в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым создают образ себя ( часто весьма далёкий от истинных объективных характеристик). Своё отношение к действительности ребёнок выражает к 5-ти годам в рисунках, постройках, позах и движениях. Возраст 5-6 лет характеризуется "взрывом " всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошуольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности. Главное эмоциональное новообразование этого пориода - это становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С. Выготского происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств. Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане. Благодаря активно развивающейся памяти, для ребёнка 5-6 лет, становится доступным чтение с продолжением. В этом возрасте продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов, в сюжктно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Развитие воображения позволяет детям старшего дошкольного возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Развивается продуктивное воображение. По мнению Л.А. Венгера в этом возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме ( в конструировании, в рассказывании)- характерные особенности детей 5-6 лет. Задачи воспитания и обучения в старшей группе детского сада. Расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей. Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу. Ведущее значение преобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К нагляднодейственному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков. Дети старшего возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт. В 5-6 лет продолжает развиваться и совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребёнок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры, выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры, ориентируется на листе бумаги. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы её произвольности. Возможно, как непроизвольное так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока не велика (достигает 10-15) и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и условий обучения. Вместе со взрослыми ребёнок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течении 20-25 минут. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интелектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребёнок пяти лет становится всё более активным в познании. Он познаёт мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности. Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость иимпульсивность детей этого возраста зачастую приводит к тому, что ребёнок быстро утомляется. Более совершенной становится крупная моторика. Для того чтобы занятия в группе старших дошкольников были результативными и интересными для детей, педагогу следует соблюдать некоторые правила. Занятия в детском саду в старшей группе предусматривают преподнесение нового, достаточно сложного материала в форме игры.В старшей группе продолжается работа по укреплению и закаливанию организма ребёнка. Увеличивающуюся выносливость детского организма нужно положить в основу закаливания: постепенно приучать детей к более длительным прогулкам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...