ТЕРРЕНКУР КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
методическая разработка

Назырова Гузяль Анвяровна

Автором представлен материал, как для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни помогают современные и эффективные формы работы, одна из которых – образовательно-оздоровительные терренкуры для детей.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material._nazyrova_g.a.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

ТЕРРЕНКУР КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти

 в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность,

здоровье, полноценную и радостную жизнь»

(Гиппократ)

Современные условия жизни диктуют свои правила. Все больше времени мы проводим за компьютерами и прочими гаджетами. Наши дети берут с нас пример. Все это приводит к малоподвижному образу жизни. Отсюда возникают проблемы со здоровьем: плоскостопие, нарушение осанки, снижение остроты зрения, частые простудные заболевания и прочее.

Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения является поддержка и развитие детской инициативы, активности, познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. Но при этом не забывать о необходимости сохранить и укрепить здоровье дошкольников, организовать условия для формирования основ здорового образа жизни детей.  Перед педагогами встаёт множество вопросов. Как повысить и разнообразить познавательную активность детей, при этом  не перегружая их? Как можно организовать образовательную деятельность на улице?

Решить все эти вопросы помогают современные и эффективные формы работы, одна из которых – образовательно-оздоровительные терренкуры для детей.   Слово терренкур состоит из двух немецких слов: местность и лечение. Образовательно-оздоровительные терренкуры – это специально разработанные и организованные маршруты для детей по территории детского сада. В этот маршрут входит посещение зоны игр на асфальте, различных центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением оздоровительных и экологических троп. Уникальность терренкуров в том, что наряду с  познавательной деятельностью воспитанники активно двигаются (занимаются ходьбой, бегом, прыжками, выполняют упражнения).

Для реализации образовательно-оздоровительного терренкура необходимо создать трансформируемую, в соответствии с меняющимися возможностями и интересами воспитанников, безопасную среду. Для этого педагоги разрабатывают тематические станции, зоны игр, изготавливают из бросового и природного материала макеты, инсталляции, подбирают необходимое оборудование и атрибуты. Чтобы вызвать у воспитанников живой интерес, мы предлагаем им поучаствовать в составлении образовательно-оздоровительного маршрута.

Цель терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня их двигательной и познавательной активности.

Задачи:

- способствовать развитию наблюдательности, любознательности, внимания, познавательной активности дошкольников;

- формировать основы здорового образа жизни детей;

- упражнять детей в основных движениях;

- приобщать дошкольников к двигательной активности на свежем воздухе.

Организация образовательно-оздоровительных терренкуров делится на три этапа.

Первый этап – организационный. На этом этапе педагог предлагает детям провести необычную прогулку. Перед ними ставится проблема: как организовать такую прогулку.

Второй этап – планирование работы. Детям предлагается с помощью педагога или самостоятельно составить маршрут прогулки по территории детского сада, определить количество станций и примерные задания. Для организации некоторых заданий и оформления станций можно подключить родителей (распечатки материала, оформление игровых станций, создание из подручных материалов необходимых атрибутов и другое). Педагоги и родители оформляют маршрут согласно карте.

Третий этап – реализация терренкура на улице.

Таким образом, образовательно-оздоровительный терренкур – это эффективная форма работы с детьми и родителями, которая способствует укреплению здоровья воспитанников, повышению познавательной активности, развивает их творческие способности и отвечает всем современным требованиям.

Примерный сценарий образовательно-оздоровительного терренкура для детей старшего дошкольного возраста «Летние забавы»

Маршрут: «Опушка леса», «Цветочная поляна», «Игры на асфальте», «Озеро», «Метеостанция», «Школа пешехода» «Участок группы».

Ход терренкура.

Остановка «Опушка леса»

Воспитатель вместе с детьми выходит на улицу и проводит физминутку «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)

Вот лиса идёт по лесу

Кто ж там скачет интересно? (Потягивание - руки вперёд)

Чтоб ответить на вопрос

тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте)

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса. (Потягивание - руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)

Остановка «Цветочная поляна»

Воспитатель обращает внимание ребят на «Цветочную поляну»

Дидактическая игра « Кто быстрее найдёт растение по названию? »

Правила игры: педагог показывает карточку с изображением растений, ребенок берет карточку и находит такой же цветок в цветнике. Повторить название цветка.

Материал: карточки с изображением растений.

Затем все идут на следующую станцию.

Ходьба обычная. Техника выполнения: нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в отталкивание. Положение рук свободное.

Остановка «Игры на асфальте»

Дети играют в традиционные классики. Тренируют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

Затем переход на следующую станцию.

Остановка «Озеро»

Воспитатель задает вопросы. Каких обитателей озер вы знаете? Какие растения могут расти вокруг озера? Какая вода в озере может быть (пресная или соленая)? и т.д.

Затем все идут на следующую станцию

Ходьба на носках. Техника выполнения: шаги короткие, нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности земли).

Остановка «Метеостанция»

Воспитатель совместно с детьми определяет погоду (с помощью приборов и наблюдения). Направление ветра, пасмурно или солнечно, температуру воздуха и т.д.

Затем проводится хороводная игра «Колпачок»

В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

Колпачок, колпачок,

Маленькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили (грозят пальцем)

Мы тебя кормили (грозят другой рукой)

На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)

Выбирай, кого захочешь,

Поклониться не забудь

Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)

Игра повторяется с другим ребенком.

Остановка «Школа пешехода»

Дети вспоминают правила дорожного движения. Собирают разрезные картинки с дорожными знаками.

Остановка «Участок группы»

Подвижная игра «Парный бег»

Содержание игры:

дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.), по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.

Варианты:  бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.

Упражнение для релаксации «Птички»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

В конце прогулки воспитатель спрашивает у детей что понравилось, что не понравилось в такой необычной прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к здоровому образу жизни(конспект родительского собрания)

Коспект родительского собрания в средней группе на тему "Мы за здоровье", где родители знакомятся  с закаливающими мероприятиями...

Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и ...

Квест- игра "Кристалл здоровья" по приобщению к здоровому образу жизни

Квест- игра "Кристалл здоровья" с участием родителей...

ПРОЕКТ Взаимодействие с родителями по укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.

Цель проекта:  Формирование здоровья и развития детей путем взаимодействия ДОУ с семьей , проведения педагогических мероприятий по профилактике простудных заболеваний.Задачи проекта:Сформировать ...

Консультация для родителей «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении к здоровому образу жизни»

Что же такое здоровый образ жизни? Это соблюдение режима труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма;двигательная активность включая систематические занятия ходьбой, бегом, айробикой, д...

Конспект занятия по приобщение к здоровому образу жизни во второй младшей группе. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Конспект занятия по приобщение к здоровому образу жизниво второй младшей группе. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»инструктора по физической культуре Тальникова МВ...

Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.

Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей  и приобщение к здоровому образу жизни....