Практико-ориентированный проект "Чистоплотные дети"
проект (средняя группа)

Акиньшина Наталья Анатольевна

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. В нашей группе акцент в работе по воспитанию КГН делается именно на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».

Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. По нашим наблюдениям не у всех детей группы достаточно сформированы культурно-гигиенические навыки. Зачастую, им приходится напоминать о своевременном мытье рук, об опрятности. Поэтому необходимо приобщать ребят в семейном и общественном воспитании к личной гигиене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по развитию КГН615.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад» №138

Практико-ориентированный проект

«Чистоплотные дети»

                                                                                                                       Выполнила:

Воспитатель группы №3:

Акиньшина Наталья Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

Оренбург, 2022.

Актуальность: Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. В нашей группе акцент в работе по воспитанию КГН делается именно на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».

Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. По нашим наблюдениям не у всех детей группы достаточно сформированы культурно-гигиенические навыки. Зачастую, им приходится напоминать о своевременном мытье рук, об опрятности. Поэтому необходимо приобщать ребят в семейном и общественном воспитании к личной гигиене.

Цель проекта: воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.

Задачи:

  • Приобщать детей к соблюдению культурно – гигиенических навыков.
  • Сформировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  • Сформировать первоначальные навыки самообслуживания у детей.
  • Воспитывать у детей желание приходить друг другу на помощь.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети группы № 3, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети узнают о необходимости соблюдения культурно – гигиенических навыков, сформируют потребность и желание выглядеть чистым, опрятным, аккуратным:

- Сформирована привычка следить за своим внешним видом,

- Дети научились правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

- Сформирована привычка видеть и устранять недостатки в своем внешнем виде.

- Приобрели навыки взаимопомощи.

  1. Родители продолжат формировать у детей культурно – гигиенические навыки, сформируют у детей представления о необходимости КГН, расширят педагогическую грамотность по вопросам привития детям культурно – гигиенических навыков.

Предварительная работа:

  1. Подобрали по теме проекта художественную литературу, подготовили дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал.
  2. Подготовили консультации и памятку для родителей (Приложение 1).

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  • Работа с родителями: информирование родителей о проведении проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Подбор необходимой художественной литературы и загадок по теме проекта.

        

2 этап – практический:

ОО «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля-Чистюля», З. Александрова «Купанье», С. Шукшина «Я вчера гулял без шапки…», М. Зощенко «Глупая история»

Для заучивания: М. Яснов «Я мою руки», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата»

Беседы: «Зачем быть чистым?», «Какую пользу приносит вода», «Чем нельзя делиться», «Каждой вещи - свое место», «Что сначала, что потом наденем», «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды»

ОО «Познавательное развитие»

Работа с наглядно-демонстрационным материалом «Мойте руки с мылом» Загадывание загадок, связанных с КГН.

Дидактические игры: «Чистоплотные дети», «Моем руки правильно», «Чем можно и нельзя делиться».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Купание куклы Маши».

Трудовые поручения: уборка в шкафчиках.

Практические упражнения: «Помоги другу», «Не намочи рукава», «Кто самый аккуратный», «Я сам».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация: «Укрась полотенчик».

Рисование: раскрашивание раскрасок по теме проекта.

ОО «Физическое развитие»

Пальчиковая гимнастика: «Моем руки»

3 этап – заключительный:

Оформление альбома с детскими рисунками «Чистоплотные дети».

Вывод: К концу проектной деятельности дети осознали насколько важно мыть руки с мылом. Закрепили правильный алгоритм мытья рук. С большим интересом и увлеченностью помогали друг другу устранять непорядок в одежде. Расширили умения и навыки по самообслуживанию. Усовершенствовали умение поддерживать порядок в своем шкафу. Дети нашей группы не просто узнали что-то новое, но и в увлекательной, игровой форме закрепили полученные знания на практике.

План работы по проекту:

Работа с детьми

Дата проведения

1

Беседа: «Зачем быть чистым?»

28.03.2022

2

Чтение произведения: А. Барто «Девочка чумазая», С.Бялковская «Юля-Чистюля»

3

Загадывание загадок

4

Аппликация: «Укрась полотенчик»

29.03.2022

5

Пальчиковая гимнастика: «Моем руки»

6

Практическое упражнение: «Я сам» - формировать навык расстегивания и застегивания пуговиц, замка.

7

Беседа: «Какую пользу приносит вода»

30.03.2022

8

Чтение произведения: З. Александрова «Купанье»

9

Заучивание: М. Яснов «Я мою руки»

10

Работа с наглядно-демонстрационным материалом «Мойте руки с мылом»

31.03.2022

11

Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы Маши»

12

Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

13

Раскрашивание раскрасок

1.04.2022

14

Практическое упражнение «Кто самый аккуратный»

15

Беседа: «Чем нельзя делиться»

16

Загадывание загадок

4.04.2022

17

Дидактическая игра: «Чем можно и нельзя делиться»

18

Чтение произведения: С. Шукшина «Я вчера гулял без шапки…»

19

Практическое упражнение: «Не намочи рукава»

5.04.2022

20

Беседа «Каждой вещи - свое место».

21

Чтение произведения: М. Зощенко «Глупая история»

22

Заучивание: Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата»

6.04.2022

23

Практическое упражнение: «Я сам»

24

Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская»

25

Раскрашивание раскрасок

7.04.2022

26

Беседа: «Что сначала, что потом наденем»

27

Беседа: «Как мы наводим порядок в своём шкафу для

одежды»

28

Дидактическая игра: «Моем руки правильно»

8.04.2022

29

Трудовые поручения: уборка в шкафчиках.

30

Практическое упражнение «Помоги другу».

Приложение 1

Консультация для родителей

«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей»

При воспитании культурно – гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, тои ребенок считает естественным его обязательность.  В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить важный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки. Не следует торопить ребенка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнять определенное движение. Постепенно он научится самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли их ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти, полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли он все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста. Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он забудет о каком-либо из них, например, прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания, оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Сережа, ты забыл вымыть руки». - «Они у меня чистые». - «Все равно перед едой надо вымыть». - «Я их недавно мыл»…  И так, в дошкольном возрасте дети самостоятельно должны и могут освоить, что надо мыть руки перед едой, после пользования уборной, по возвращению с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Ноги надо мыть не только перед ночным сном, но и перед дневным, особенно летом. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенок должен уметь полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы. Полоскать рот надо теплой водой и после еды. Всегда ли у вашего ребенка есть в кармане носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде: развязался шнурок, расстегнулась пуговица, вылезла футболка из шорт – и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение? Детям свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создает благоприятные условия для воспитания культурно – гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей. Нужно помнить, что культурно – гигиенические навыки – важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний. Культурно – гигиенические навыки способствуют развитию речи, развиваются и приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля.

Овладение основ гигиенической культуры

Умывание – учить, самостоятельно мыть руки, по мере загрязнения, после прогулки, уборной и перед едой. Соблюдать последовательность действий, засучив рукава, намыливать руки до образования пены, набирать в ладошки нужное количество воды, мыть лицо двумя руками, мыть руки до локтя с мылом, учить мыть шею и уши, не стряхивать воду с рук, насухо вытирать лицо и руки. Знать свое полотенце и правильно пользоваться им.

Поведение за столом - умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. Учить жевать пищу с закрытым ртом, есть только за столом, ложкой не стучать по тарелке. Своевременно пользоваться салфеткой, после еды класть ложку, вилку на тарелку. Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы, во время еды не отвлекаться на игру, чтение книг, не разговаривать, во время трапезы учить думать только о вкусной и полезной еде, которую ребенок в данный момент есть.  После еды говорить «спасибо». Вставая из-за стола, проверять свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убирать его. Закладывая в детях привычку, есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов на этот счет.

Одевание – самостоятельно одеваться и раздеваться в правильной последовательности.  Правильно надевать одежду, обувь.  Вежливо и с правильной просьбой (помогите, пожалуйста, а не так: мне нужно…) обращаться к взрослому при необходимости за помощью. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик. Шкафчик содержать в чистоте и порядке. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Уход за вещами и игрушками – Учить приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой), бережное отношение к игрушкам, вещам, пользоваться ими по назначению. Участвовать вместе с взрослыми в уходе за вещами: помогать маме, складывать аккуратно свою одежду, полоскать носовые платочки, мыть игрушки, убирать игрушки на место после игры и т. д.

Овладение культурно – гигиеническими навыками приводит к самостоятельности, что формирует положительное отношение к процессам воспитания.

Консультация для родителей

«Развитие навыков самообслуживания у детей»

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно

В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.

Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительно ймере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным, один и тот же способ одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста "Основы безопасности дошкольников"

Методическая разработка направленная на формирование у детей умения применять в повседневной жизни правила безопасного поведения в быту и окружающем  мире, развитие связной речи детей;, воспитани...

Информационный практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!..."

Образовательная область здоровье требует от нас сформировать у детей привычки к здоровому образу жизни. Гигиеническая культура столь же важна для человека как умение ходить , говорить, видеть , понима...

«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое…»! Информационный практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста.

Образовательная область здоровье требует от нас сформировать у детей привычки к здоровому образу жизни. Гигиеническая культура столь же важна для человека как умение ходить , говорить, видеть , понима...

«Большое космическое путешествие» Проектная деятельность детей. (познавательный, практико – ориентированный проект для детей 6-7 лет по ознакомлению с космосом)

Пояснительная записка.…Когда космические корабли бороздят просторы Вселенной…Современные дети проявляют всё меньше и меньше интереса  к теме освоения космоса, практически никто из них не ме...

"АЛЛЕЯ СЛАВЫ" Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, посвященный 70-летию Великой Победы.

Цель проекта направлена на формирование знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны и воспитания уважитель...

Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Измерение массы предметов"

Проект  разработан и проведен с детьми. Показал соответствие игр и  материалам возрасту.  Содержит  нестандартные подходы и решения в приобретении новых знаний, а так же  авто...