"Двигательная активность детей на прогулке как средство полноценного развития дошкольников"
консультация (младшая группа)

Емелина Анфиса Анатольевна

Как использовать прогулки для укрепления здоровья, профилактики утомления, физического и умственного развития детей, восстановления сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigat._aktivnost_na_progulke.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность детей на прогулке как средство полноценного развития дошкольников 

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 44»

Воспитатель 1-ой младшей группы Емелина А.А.

Актуальность темы

Физическое воспитание является одной из основных задач воспитания детей раннего возраста. Движения – это органическая потребность ребёнка, и чем он меньше, тем сложнее ему обходиться без движений. Грамотная организация двигательной активности детей раннего возраста заключается в учёте особенностей высшей нервной деятельности детей данного возраста. Воспитатель должен правильно организовать прогулки и другие режимные процессы, чтобы ребёнок в течение дня мог удовлетворить потребности в движении.

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Значение прогулок

Прогулки помогают:

  • удовлетворить естественную биологическую потребность ребёнка в движении;
  • обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
  • сформировать навыки в разных видах движений;
  • развивать двигательные качества и способности ребенка;
  • создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать всё время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Организация двигательной активности

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а, следовательно, увеличивается и поступление кислорода в кровь.

Самостоятельная двигательная активность

Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды; индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались.

Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений.

Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Трудовые поручения

Физическому развитию детей, например укреплению мышц и развитию моторики рук, способствует и выполнение детьми трудовых поручений. Воспитатель привлекает детей к сбору игрушек; оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уходу за растениями и т.д.

Проанализировав свою работу, отмечаю положительные изменения:

  • Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность;
  • Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, появилась уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных играх,
  • Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойным. У них появилось устойчивое внимание, они стали быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
  • Дети стремятся к общению друг с другом и организации совместных игр.

Но огорчает недостаточная оснащённость развивающей среды на прогулочном участке.

Планирую:

  • Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма  ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности, физическую нагрузку.
  • Создавать интересные для детей ситуации, в которых движения  будут способствовать активации мышления, поиску  ребёнком адекватных норм поведения, встречи с увлекательным окружающим миром.
  • Приобрести дополнительное  выносное  физкультурное оборудование (кольцеброс).

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребёнка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в старшей логопедической группе на тему: Реализация двигательной активности детей на прогулке.

Конспект прогулки, реализация двигательной активности на прогулке, старшая группа.  Цели:·        укрепление здоровья,·...

Консультация для педагогов «Двигательная разминка и общие принципы двигательной активности детей на прогулке»

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное её значение в том, чтобы предотвр...

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей на прогулке

Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезныдля растущего детского организма....

Двигательная активность как средство полноценного развития дошкольников

Двигательная активность как средство полноценного развития дошкольников...

Консультация для педагогов. «Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей на прогулке»

Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. Движение - фундамент настоящего и будуще...