Методическая разработка "Дыхательная гимнастика"
методическая разработка

Зайцева Валентина Сергеевна

Данная  методическая разработка  составлена на основе  уникального комплекса упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой, о котором можно и нужно сказать очень много добрых слов. 

  Выдающийся профессор, доктор Ранке в свое время сказал так: «Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Это действительно хлеб – то, без чего немыслима жизнь. 

 Уникальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой известна далеко за пределами нашей страны, ее исцеляющий и оздоровительный эффект поистине удивителен. С помощью нескольких, поразительно простых динамических дыхательных упражнений можно существенно снизить риск развития болезней, обрести небывало крепкое здоровье и наполнить свой организм благотворной жизненной силой. 

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой выравнивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, оказывает положительное воздействие на нервно-регуляторные механизмы, которые управляют процессом дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

автор: Зайцева Валентина Сергеевна

Воспитатель ГБДОУ №126” город Санкт-Петнрбург

Методическая разработка “Дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ”

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«ГБДОУ№126 »г. Санкт-Петербурга

 

 

 

Методическая разработка  « Дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ»

Выполнила:  Зайцева В.С. воспитатель

                                                  Санкт-Петербург 2022


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

АКТУАЛЬНОСТЬ……………………………………………………………….. 5

Глава 1.   Характеристика дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н…8        

Глава 2.   Методика проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н. с детьми дошкольного возраста…………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  1. Вывод. Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей…15

1.1. Ожидаемые результаты…………………………………………………16

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …….17

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ   

Данная  методическая разработка  составлена на основе  уникального комплекса упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой, о котором можно и нужно сказать очень много добрых слов. 

  Выдающийся профессор, доктор Ранке в свое время сказал так: «Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Это действительно хлеб – то, без чего немыслима жизнь. 

 Уникальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой известна далеко за пределами нашей страны, ее исцеляющий и оздоровительный эффект поистине удивителен. С помощью нескольких, поразительно простых динамических дыхательных упражнений можно существенно снизить риск развития болезней, обрести небывало крепкое здоровье и наполнить свой организм благотворной жизненной силой. 

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой выравнивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, оказывает положительное воздействие на нервно-регуляторные механизмы, которые управляют процессом дыхания.

  Представители традиционной и народной медицины давно сошлись во мнении, что именно дыхательная гимнастика способна нормализовать здоровье, укрепить иммунитет, улучшить кровообращение, ускорить обменные процесс, а также избавить от головных болей и некоторых хронических заболеваний. Большинство из нас во время дыхания задействуют лишь 40% своих лёгких, что приводит к нарушению процессов газообмена. Система Стрельниковой, считается самой простой в использовании. Уникальность гимнастики состоит в том, что человек вдыхает и выдыхает при совершении физических упражнений, которые затрудняют эти процессы. Вдох при этом должен быть коротким и резким, как будто уловили какой-то неприятный запах. Губы же в этот момент сомкнуты, но не напряжены. Выдох по гимнастике стрельниковой совершается через рот, процесс естественный и произвольный. Губы должны разжиматься сами по себе. Воздуха должно выйти столько, сколько позволит организм.

Кроме того, люди, регулярно занимающиеся дыхательной гимнастикой, меньше подвержены влиянию внешних факторов и реже испытывают стресс и нервное напряжение, так как правильное дыхание помогает стабилизировать эмоциональное состояние. Нельзя забывать и о влиянии неправильного дыхания на внешний вид. Из-за недостатка кислорода наша кожа утрачивает свою эластичность, становится дряблой и рыхлой, меняет цвет на бледно-серый или желтоватый, появляются мешки и синяки под глазами, а также образуются морщины. 

Помимо того, что во время дыхательной гимнастики наш организм насыщается кислородом, она оказывает ещё и ряд других положительных эффектов, о которых также стоит упомянуть. Прежде всего, запускаются и нормализуются обменные процессы, которые способствуют сжиганию жиров. Таким образом, контролируя своё дыхание, можно контролировать и переработку накопившихся жировых отложений. При правильном дыхании слои подкожного и брюшного жиров активно разрушаются, что способствует снижению веса, это актуально для детей имеющих лишний вес.

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

За последние годы состояние здоровья детей на Крайнем Севере прогрессивно ухудшается. На сегодняшний день, по данным Научного Центра Здоровья детей РАМП, в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4% . Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют 3 группу здоровья. Причин  роста заболеваний множество. Это плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Развитие детей и ухудшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных учреждениях- одна из актуальных задач современной педагогики.

Абсолютно все в жизнеобеспечении человеческого организма зависит от процессов газообмена, от дыхания. Чтобы газообмен происходил в оптимальном режиме, необходимо, чтобы органы дыхания были чистыми и способными эффективно работать.

Легендарные врачи античного мира Гиппократ, Асклепиад, Геродикос, Гален, Цельс и другие широко рекомендовали для восстановления здоровья и просветления ума с физическими упражнениями и водными процедурами и дыхательные техники. Дыхательные техники были инструментом, позволяющим достичь полного физического и духовного совершенства.

Изучением правильного дыхания занимались Бутейко.К.П., Кокосов.А.В.. Черемнов.В.С., Малахов.Г.П., Хван.Ю., школа Сам Чон До., Норбеков.. Порфирий Иванов.. Стрельникова. А.Н.

 Гимнастика Стрельниковой является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память.

Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Это определило мой  выбор, я решила использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой, для профилактики простудных заболеваний у детей дошкольного возраста..

 Предмет исследования- профилактика простудных заболеваний, влияние гимнастики Стрельниковой  А.Н. на формирование правильного дыхания детей дошкольного возраста. 

Цель:   

– профилактика простудных заболеваний,  сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников ДОУ через внедрение дыхательной гимнастики Стрельниковой

Задачи:

-научить правильной методике выполнения оздоравливающего вдоха по системе Стрельниковой

-овладеть дыхательной гимнастикой А. Стрельниковой навыками согласовывания дыхания с выполнением упражнений, активизировать иммунные силы организма

– развивать интерес у детей и их родителей к оздоровительным технологиям

-побуждать в детях желание выполнять с настроением дыхательные упражнения, учитывая их пользу для здоровья

-определить методические рекомендации по использованию комплексов дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. для воспитателей и родителей

-использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой после дневного сна и во время утренней гимнастики

Гипотеза

– гимнастика Стрельниковой А.Н. является эффективным средством по формированию правильного дыхания детей дошкольного возраста.

Технологичность  

-данный комплекс может быть использован в любом дошкольном учреждении.

Новизна 

Дыхательные  упражнения по Стрельниковой помогают детям в игровой форме   решать проблемы, связанные со снижением заболеваний в ДОУ. Гимнастика на основе книги Щетинина об упражнениях Стрельниковой может быть использована, как воспитателями в их работе с детьми, так и родителями.   Оздоровление дошкольников посредством дыхательной гимнастики Стрельниковой подробно и последовательно знакомит с целями, задачами и упражнениями дыхательной гимнастики посредством движений и коротких глубоких шумных вдохов через нос.  Всем взрослым, кто внимательно отнесется к этому, я уверена, он поможет укрепить здоровье их детей – дошкольников.

 

 

  1. Характеристика дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. получила известность в конце 1970-х – 1980-х годов.  

   Сущность метода заключается в разработке так называемого парадоксального дыхания.

Для того, чтобы выполняемые упражнения оказались эффективными, необходимо выполнять вдохи с определенной частотой – 3 раза за 2 секунды.

Выдох, в отличие от вдоха, должен производиться без дополнительных усилий. Выполнять его можно через рот или нос.

В большинстве упражнений методики Стрельниковой А.Н. автор предлагает сочетать выдох с сильным сжатием грудной клетки с помощью напряжения соответствующих мышц.

При выполнении любого упражнения следует обратить внимание на вдох, выдох же может быть произвольным. Постепенное увеличение объема легких приводит к эффективной тренировке диафрагмы, повышению ее эластичности и способности к сокращениям.

Шумный короткий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения вовлекают в работу все части тела, происходит общая физиологическая стимуляция организма.

Таким образом, парадоксальная дыхательная гимнастика, включает четыре основных правила.

Правило первое вдох должен быть короткий и активный. От природы вдох слабее выдоха, поэтому надо тренировать активный вдох и самопроизвольный, пассивный выдох, что будет поддерживать естественную динамику дыхания.

Правило второе не мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно – лучше через рот, чем через нос. Необходимо тренировать короткие, частые активные вдохи, ритмично и легко.

Правило третье подряд следует проводить столько вдохов-движений, сколько не утомляет и доставляет удовольствие.

Правило четвертое подряд делать столько вдохов, сколько в данный момент можно сделать легко.

Увеличение объема воздуха, поступающего в легкие с каждым вдохом, способствует обогащению крови кислородом, улучшению функционирования всех внутренних органов, а также стимулирует деятельность головного мозга и крупных нервных узлов.

Чтобы занятия гимнастикой были успешными, необходимо проводить тренировки регулярно, а не от случая к случаю. Обычно через 10-12 дней можно заметить значительное улучшение функционирования органов дыхания и сокращений диафрагмы

Как и любая оздоровительная методика, дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. имеет ряд противопоказаний к применению. Упражнения для диафрагмы и легких не рекомендуется выполнять при тяжелых тромбофлебитах, нарушениях свертываемости крови (врожденных и приобретенных), лихорадочных состояниях, высокой температуре тела. Перед началом регулярных тренировок целесообразно посоветоваться с врачом, чтобы предотвратить развитие серьезных осложнений.

Таким образом, воздействие гимнастики Стрельниковой А.Н. на организм заключается в следующем.

Короткие форсированные вдохи через нос направляют воздух на всю глубину легких, от верхушек до основания. Выдохи через рот при этом происходят естественно.

1.Активизируется и тренируется мышечный аппарат диафрагмы и грудной клетки, восстанавливаются их расстроенные функции.

2.В клетках и тканях организма восстанавливается нарушенное крове и лимфообращение, естественно регулируются обменные процессы, проходит застой крови в органах брюшной и грудной полости.

  1. Диафрагма обеспечивает правильную вентиляцию легких, одновременно массируя мускулатуру органов брюшной полости.

4.Гимнастика тренирует отдельные мышцы и их группы, служащие для замыкания проходов или раскрытия отверстий в дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной системах, половых органах, в кровеносных и лимфатических сосудах.

  1. В коре головного мозга нормализуются процессы возбуждения-торможения и подкорковые структуры. Частые короткие энергичные вдохи, сопровождаемые проведением упражнений, стимулируют приток воздуха в мозг, улучшают кровообращение и обеспечивают мозговые клетки кислородом, что благотворно влияет на психоэмоциональное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

  • Методика проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н. с детьми дошкольного возраста

Дыхательной гимнастикой по Стрельниковой А.Н. можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, причем в разное время дня и в любом месте.

В детском саду можно использовать время разных режимных моментов исключая 20 минут до еды и 1 час после еды. На прогулке дыхательная гимнастика проводится при температуре воздуха выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Прогулка хороша для занятий по многим причинам. Во-первых, на свежем воздухе заниматься с детьми лучше, чем в помещении. Во-вторых, есть время и возможность заниматься индивидуально, по подгруппам, со всей группой.

В-третьих, реализуется потребность детей в движении. В-четвертых, после окончания гимнастики внимание детей еще ” собрано”, они слушают и слышат слова воспитателя. В это время можно подсказать детям, чем еще можно заниматься на участке, организовать целенаправленную плановую деятельность.

Наконец, гимнастику можно провести в конце прогулки, и, “шмыгать носиками” во время ходьбы, вернуться с прогулки в раздевалку. Как правило, такой “переход” более интересен детям, особенно малышам, чем обычная ходьба.

Необходима определенная последовательность выполнения упражнений основного комплекса. 

На первом занятии обязательно нужно освоить три первых упражнения: “Ладошки”, “Погончики”, “Насос”.

Каждое новое упражнение делается по 4 вдоха-движения подряд через паузу от 3 до 5 секунд следующим образом: 4-4-4-4-4-4-4-4 .

Итого: 4 вдоха-движения по 8 раз, это 32 раза (“стрельниковская тридцатка”).Между “тридцатками” отдых от 8 до 10 секунд. Такой же отдых между упражнениями.

В течение первой недели один – два раза в день надо делать эти три упражнения, повторяя их еще и еще раз, чтобы занятие продолжалось примерно 15 минут. Далее продолжительность одного занятия (по мере увеличения количества упражнений) составляет от 20 до 30 минут, но не более.

На следующей неделе добавляется к этим трем еще одно упражнение, выполняют их все, начиная с первого: “Ладошки”, ” Погончики”, ” Насос”, “Кошка”. И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям добавляется одно новое. При этом повторы уже освоенных упражнений постепенно усложняются, а новые упражнения по – прежнему выполняются, начиная с четырех.

Дыхательные упражнения я делаю с воспитанниками  в темпе строевого шага. Это примерно одно движение в секунду. С таким же интервалом производится вдох.

При обучении детей   сначала показываю упражнение (4-8 вдохов- движений), а затем предлагаю повторить его. При этом сопровождаю движения детей счетом.

  Дети в момент счета делают движение и вдох (такой же короткий и шумный, как хлопок). Выдох уходит сам собой (если выдох носом затруднен, можно выпускать воздух через рот).

Проводя   дыхательную гимнастику Стрельниковой  с группой детей, я учитываю самочувствие и состояние каждого ребенка: при необходимости чаще делаю  паузы, сменяю темп выполнения на чуть более медленный и т.д. Или разрешаю ослабленному (или “новенькому”) ребенку не делать упражнения вместе со всеми и если есть возможность, занимаюсь с ним индивидуально.

Необходимо иметь в виду, что качественное выполнение движений получается не сразу, а вырабатывается по мере тренировки. Не надо бояться, если этот процесс затянется. Рано или поздно правильные движения будут автоматизированы. Но с самого начала необходимо выработать необходимый темп, ритм.

С  малышами мы обыгрывали  громкий “шмыг”, говорю, что “мы с вами как ежики”.  Старшим можно сказать, что так принюхиваются, когда нужно почувствовать какой-либо запах.

Для того чтобы у детей улучшилось качество выполнения движений,  во время занятий с детьми не только “руковожу”, то есть считаю вслух и   задаю ритм и темп, но и время от времени делаю упражнения вместе с детьми. Тогда все, включая меня, считают про себя, и вдох взрослого может стать даже лучшим ориентиром для детей, чем счет. Малышам именно совместные действия помогают лучше.

Дыхательные упражнения помогают детям успокоиться, сконцентрироваться и поверить в себя. Обычно детям присуща огромная радость, они все делают с вдохновением. Дети не должны утратить свою радость, нельзя заставлять их делать что-то через силу. Необходимо стать для них примером, это и будет самая лучшая мотивация. Но нельзя допускать во время дыхательных упражнений лишней беготни.

Таким образом, парадоксальная дыхательная гимнастика дает большой положительный результат в укреплении здоровья детей.

Данный вид дыхательной гимнастики рекомендован всем детям  как метод профилактики.

Для формирования  правильного дыхательного процесса у детей   дошкольного возраста и исходя из полученных знаний ( после изучения комплексной парадоксальной дыхательной гимнастики) мною был подобран   комплекс дыхательных упражнений по методике Стрельниковой А. Н.

(Приложение 1)

Данный комплекс провожу  без использования оборудования, в проветренной комнате, одежда детей облегченная. Упражнения дыхательной гимнастики провожу с детьми  дошкольного возраста во вторую половину дня после сна. Для достижения большего эффекта планирую использовать данный комплекс во время утренней гимнастики.

  Проведение комплексов дыхательной гимнастики показало что:

упражнения детям были интересны и выполняли они их с бодрым настроением;

более быстро и легко выполнялись упражнения “Ай-ай”, ” Повороты головы”, “Ладошки”, “Погончики”, “Насос”, “Малый маятник”;

небольшое затруднение вызвали такие упражнения ” Обними плечи”, ” Кошка”, “Большой маятник”, ” Задний шаг”.

 Я всегда учитываю  нагрузку в зависимости от физического состояния детей, упражнения прошу закреплять дома под руководством родителей, которые должны сами правильно делать дыхательные упражнения, для этого размещаю в родительском уголке, консультацию и комплекс упражнений,   для занятий с ребенком дома.

 

  •  Вывод. Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей

 

Дыхательная  гимнастика представляет собой группу универсальных упражнений, направленных на стабилизацию тонуса организма, улучшению протекания процессов газообмена, увеличению метаболизма. И соответственно, происходит нормализация общего состояние организма и лечение заболеваний, преимущественно дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы. Главным достоинством дыхательной гимнастики является минимальных «набор» противопоказаний и побочных эффектов, к которым можно отнести: лихорадочный синдром, хронические заболевания в стадии стойкой декомпенсации, острый тромбофлебит, внутренние кровотечения.

 Также полностью исключен риск получения травм вследствие неосторожности, ведь дыхательная гимнастика не несет сосредоточенной нагрузки на определенные группы мышц, что делает ее универсальным видом упражнений. Вследствие этого, дыхательная гимнастика приобретает все больше и больше последователей, использующих данную методику для решения своих недугов и поднятия жизненного тонуса.

             Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют, она  не требует больших помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность в современной действительности.

           Именно поэтому я решила использовать методику дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой для профилактики простудных заболеваний.  

            При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей  за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

 

1.1. Ожидаемые результаты

-снижение простудных заболеваний у воспитанников

-повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми

-положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике 

-формирование у дошкольников «правильных» дыхательных привычек

-изменение отношения детей к сохранению своего здоровья

-использование  здоровьесберегающих технологий  в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Перегудова Н.В. Дыхательная гимнастика как средство общей выносливости и иммунитета//Инновационная наука, №10-3; 2015 г. 
  2. Савельева И.Е. Дыхательная гимнастика//Международный журнал  прикладных и фундаментальных исследований, №7; 2013г.  
  3. Фаттахов Ф. Б. Влияние дыхательной гимнастики на тонус организма// Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016г.
  4. Шабунова А. А. Здоровье населения в России: состояние и динамика/ А. А. Шабунова // Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010 г. 
  5. Щетинин М.Н. Методика дыхания Стерльниковой//АСТ, 2016г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Комплекс  дыхательной гимнастики по методике  Стрельниковой А.Н. для детей дошкольного возраста

Комплекс № 1 

  1. Ладошки

И.п: основная стойка. Ноги чуть уже , чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

Раз!- делаем хватательное движение ладошками и одновременно с движением – шумно (на всю комнату) шмыгаем носом. Вдох делаем резкий, короткий, активный. Сразу же после шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются (пальцы не растопыривать), выдох уходит самостоятельно через нос или рот (кому как удобно).

Два! – снова сжимаем ладошки в кулаки и шумно на всю комнату нюхаем воздух. Вдох короткий, как хлопок в ладоши. И сразу же после шумного активного вдоха носом ладошки сами разжимаются – абсолютно пассивный выдох уходит через нос или рот.

На 4 счета делаем подряд 4 коротких шумных вдоха носом с одновременным сжатием ладошек в кулачки, – затем отдохнем 3-5 секунд, и снова на 4 счета делаем 4 шумных вдоха носом и сжатием кулачков.

Норма: 4раза по 4 вдоха движения. Это будет 16 раз.

  1. Погончики

И.п: основная стойка. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

Раз! – с силой толкаем кулаки вниз к полу ( руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) – вдох!

Возвращаем руки в исходное положение, при этом выдох уходит абсолютно пассивно через рот или нос.

Два! – снова с силой толкаем кулачки вниз к полу: руки распрямляются по всей длине, пальцы растопыриваются – вдох!

Делаем подряд 4 шумных , коротких вдоха – движения на 4 счета, отдохнуть 3-5 секунд.

Норма: 4 раз по 4 вдоха-движения, т.е. 16 раз.

  1. Насос

И.п: основная стойка. Стоять прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки внизу.

Раз! – наклон туловища в сторону – шумный вдох, руки скользят по боковой поверхности тела.

Два! – наклон туловища в другую сторону с шумным одновременным вдохом.

Выдох выходит пассивно через рот или нос.

Делаем подряд 4 раза по 4 вдоха-движения, отдохнем 3-5 секунд и снова делаем вдохи- наклоны.

Норма: 4 раз по 4 вдоха-движения, т.е.16 раз.

  1. 4Кошка

И.п: стоять ровно и прямо; ступни ног уже , чем на ширине плеч; руки на половину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

Раз! – поворачиваем верхнюю половину тела вправо – в правой конечной точке приседаем один раз ( ноги чуть сгибаются в коленях ), а кисти обеих рук одновременно с присядью делают хватательное движение справа ( кулачки резко сжимаются )- вдох!

Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, верхняя половина тела ” идет” обратно, – выдох уходит пассивно через рот или нос во время движения в обратную сторону.

Два! – в конечной левой точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, кисти рук находятся на уровне пояса, делают хватательное движение слева – с одновременным шумным и коротким вдохом через нос.

Итак:

Раз!- справа, присядь – ” хвать!”- вдох! – обратный поворот-выдох;

два! – слева, присядь – “хвать!” – вдох! – обратный поворот – выдох и т.д.

легких танцующих приседания с одновременным поворотом и шумным вдохом то справа, то слева, – отдых от 3-10 секунд.

Норма:

раза по 4 вдоха-движения, 16 вдохов-движений.

На занятии дети всегда в приподнятом настроении. С начала занятия дети учились в игровой форме шумно нюхать цветы, конфеты, вкусную еду. Поиграли в игру ” Шумный ежик”.Дети шумно шмыгали носом возле тарелки с конфетами. После игры дети стали разучивать упражнения дыхательной гимнастики: ” Ладошки”, ” Насос”, ” Погончики”, “Кошка”.

С упражнениями “Ладошки”, “Насос” дети справились без затруднения.

 

Вводятся усложнения в упражнениях, увеличивается дозировка. Норма : 8 раз по 4 вдоха-движения, т.е. 32 раза. И вводится новое упражнение ”   5.Обними плечи 

увеличивается дозировка до 32 раз, т.е.8 раз по 4 вдоха

И.п: стоять ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и развернуты в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

Раз! – бросаем согнутые в локтях руки навстречу друг другу до отказа так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте- вдох!

Кисть руки, которая сверху, идет к плечу, а та, что снизу, – в подмышку. Руки четко идут параллельно друг другу на уровне груди, – все равно, какая рука сверху, какая снизу.

Два!- снова бросаем согнутые в локтях руки навстречу друг другу – вдох!

И так 4 раза по 4 вдоха-движения. Это будет 16 вдохов – движений.

В конце занятия провожу упражнения на расслабления верхней части тела (от головы до пояса).

Комплекс № 2

  1. Большой маятник

И.п: стоять ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям.

Раз!- слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям – вдох! И сразу же после этого не только возвращаемся в и.п., но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, и на счет два! – запрокидываем голову вверх и сверху, “с потолка”, – вдох! Руки в это мгновение делают встречное движение навстречу друг другу, т.е. мы себя как бы “обнимаем”.

 

  1. Повороты головы (Влево – вправо)

И.п: стоять ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим прямо перед собой.

Раз! – слегка поворачиваем голову вправо – вдох! Затем, не останавливаясь посередине (не фиксируя голову в и.п.), сразу же на счет: “два!” – слегка поворачиваем голову влево – тоже вдох! Шею во время поворота ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Пассивный выдох уходит в промежутке между вдохами.

Итак:

Повернули голову вправо – раз! – вдох!

Повернули голову влево – два! – тоже вдох!

Снова повернули вправо – три! – вдох!

Повернули влево – четыре! – вдох!

Остановка, отдых от 3 до 10 секунд.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения, т.е. 16 вдохов-движений.

  1. Ай-ай

И.п: стоять ровно и прямо, смотреть прямо перед собой, руки вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.

Раз! – слегка наклонить голову к правому плечу – вдох! Затем, не останавливая голову посередине, на счет: “два!” – слегка наклонить голову к левому плечу – тоже вдох! Выдох уходит в промежутке между наклонами-вдохами.

Шею не напрягать, она абсолютно расслаблена.

Итак:

Правое ухо к плечу – раз! – вдох!

Левое ухо к плечу – два! – вдох!

Снова правое ухо к плечу – три! – вдох!

И опять левое ухо к плечу – четыре! – вдох!

Сделав 4 вдоха-движения, отдых от 3до10 секунд.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения, т.е. 16 вдохов-движений.

Комплекс   (с усложнением)

Увеличивается дозировка до 32 вдохов – движений, т.е.8 раз по 4 вдоха – движения. Вводится новое упражнение 

  1. Задний шаг

И.п : стоять ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Раз! – слегка присели на левой ноге, правую ногу (согнутую в колене) отвели назад и как бы ” хлопнули” себя правой пяткой по ягодице – вдох! Сразу же после этого обе ноги выпрямились – выдох ушел.

Два! – слегка присели на правой ноге, левую ногу (согнутую в колене) отвели назад и как бы “хлопнули” себя левой пяткой по ягодице – вдох!

Сделав подряд 4 вдоха-движения, отдохните от 3 до 10 секунд.

Норма: 16 движений-вдохов, т.е. 4 раза по 4 вдоха-движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие.Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз в стихах....

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"

Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....

Программно-методический материал: "Гимнастика после дневного сна".

Я не боюсь ещё раз повторить:Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейЗависит их духовная жизнь,Мировоззрение, умственное развитие,Прочность знаний, вера в с...

Методическая разработка . Гимнастика с массажным мячиком су-джок.

Гимнастика с массажным мячиком су-джок.В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кис...

Методическое пособие "Гимнастика для глаз"

Методическое пособие "Гимнастика для глаз" во всех возрастных группах...

Методическая разработка "Гимнастика пробуждения после сна"

Методическая разработка "Гимнастика пробуждения после сна"...