«Оздоровительная физкультура (с элементами хатха-йоги)»
рабочая программа (подготовительная группа)

Улякова Татьяна Николаевна

Общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Оздоровительная физкультура (с элементами хатха-йоги)»

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yoga_6-7_let.docx43.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7» г. Усинска

РАССМОТРЕНА                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом                                                                                     Заведующий  

                                                                                                                             МБДОУ «ДСОВ №7»  

Протокол № ______________________                                                           Петрова Ю.В.

от «   »  марта 2021 г.

                                                                                                                      «   » марта 2021 г.

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол № __________

от «  »  марта  2021 г

 .

Общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Оздоровительная физкультура (с элементами хатха-йоги)»

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

Возраст учащихся 6 -7 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:

                                      Улякова Т.Н.,

 инструктор по физической культуре

г. Усинск

2021 г.

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности «Оздоровительная физкультура (с элементами хатха-йоги)» разработана для детей в возрасте 6- 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 Программа «Оздоровительная физкультура (с элементами хатха-йоги)» разработана в соответствии с ФГОС ДО:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;  
  • Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми (приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Коми от 01 июня 2018 г № 214-п п.65;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Республике Коми от 19.09.2019.г. №07-13/631;
  • Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.        

Актуальность программы

 Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.  В последнее время к сожалению, мы сталкиваемся с ухудшением здоровья и физического развития воспитанников. Необходим поиск и внедрение новых здоровьесберегающих технологий и средств в комплексе воздействующих на укрепление здоровья, физическое развитие, а также способствующих приобщению к физической культуре и удовлетворении двигательной активности. Это возможно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий с элементами детской игровой йоги.

Данная программа направлена на оздоровление детей и включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, корригирующую гимнастику, самомассаж, элементы релаксации). Занятия проводятся в игровой форме (сюжетно-ролевые, бессюжетные, тематические).

Эта программа направлена на:

  • Сохранение и укрепление здоровья;
  • Улучшение физического развития;
  • Создание эмоционального благополучия;
  • Формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является:

  • ориентированность на оздоровление;
  • доступность для всех детей, в том числе для детей с ОВЗ;
  • применяемые формы работы позволяют осуществлять индивидуальный подход, учитывая особенности физического развития конкретного ребенка.

Адресат программы.

Программа предназначена для детей от 6 до 7 лет, в соответствии с их возрастными особенностями.

Срок освоения программы рассчитан на 1 год.  Продолжительность реализации программы составляет 32 недели, в течение 1 учебного года (в периоде с октября по май месяцы), всего 64 часа.

Уровень сложности.

 Стартовый.

Формы организации образовательного процесса.

Численность детей не более 12-15 человек.

Форма работы групповая, подгрупповая.

Занятия проходят очно в игровой форме и включают в себя игровые упражнения, игры с правилами, подвижные игры и йога-игры.

Режим занятий: 

Занятия проводятся 2 раза в неделю от 30 минут (в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20).

Цель программы: 

Содействовать развитию основных движений и физических качеств с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка. Создать условия для гармоничного физического и психического развития ребенка.

Задачи программы:

Обучающие:

  • изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;
  • формировать у детей правильную осанку и равномерное дыхание;
  • совершенствовать у детей двигательные умения и навыки.

Развивающие:

  • развитие координации движений;
  • совершенствование умения ребенка управлять своим телом и движениями в разных условиях.

Воспитательные:

  • воспитание морально-волевых качеств (настойчивость, решительность, честность);
  • воспитание доброжелательных отношений со сверстниками;
  • воспитание устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения.

Содержание программы

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Продолжается дальнейшее развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры, интенсивно развивается координация и ловкость. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. В движениях появляются выразительность, плавность и точность. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

Планируемые результаты.

Ребенок результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет простые и сложные асаны.

Ребенок владеет техникой равномерного дыхания.

Сформирована правильная осанка.

Ребенок чувствует свое тело, совершенствуются все физические качества - координация, равновесие, гибкость, ловкость, выносливость, сила, пластичность.

Сформирован устойчивый навык выполнения гимнастики для глаз.

Сформированы морально – волевые качества – настойчивость, выдержка, доброжелательность.

Ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях, проявляет постоянно самоконтроль и самооценку.

Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.

Сформирован устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения.

Содержание программы

 Учебный план

 

Месяц

Наименование темы

Всего часов

Форма контроля

Октябрь

Вводное занятие.

  1. Знакомство, техника безопасности и правила поведения на занятиях.
  2. Рассказ о йоге.
  3. Диагностика.

1 ч.

Просмотр

«Сам себя я полечу».

  1. Роль дыхания в жизни человека. (знакомство с дыхательной гимнастикой, техника выполнения)

Важность сочетания движения и дыхания.

  1. Суставная гимнастика комплекс №1.
  2. Знакомство с позами (асанами) «Цветок», «Гора-водопад», «Кошка-корова», поза отдыха «Шавасана».

1 ч.

Просмотр

«Приветствие солнцу».

  1. Полное йоговское дыхание. (Воздушный шар»). (техника выполнения)
  2. Суставная гимнастика комплекс №2.
  3. Знакомство с комплексом «Приветствие солнцу», поза младенца.
  4. П/и «Прятки».

2 ч.

Просмотр

Ноябрь

«Укрепи свое здоровье».

  1. Диафрагмальное дыхание «Вдохни аромат цветка».
  2. Комплекс «Приветствие солнцу».
  3. Знакомство с позами (асанами) «Собака потягивается на солнышке», «Рог коровы», «Дерево».
  4.  П/и «Догони мяч», «Прятки».

2 ч.

Просмотр

«Наше тело (шея)».

  1. Грудное дыхание «Гармошка»» «Дует ветерок».
  2. Суставная гимнастика комплекс №3.
  3. Знакомство с позами (асанами) «Лягушка», «Рыба», «Пальма качается на ветру».
  4.  П/и «Бегай и замри», «Сурья-чандра».

2 ч.

Просмотр

«Наше тело (Грудной отдел)».

  1. Дыхание «Гармошка», «Вдохни аромат цветка», «Дует ветерок».
  2. Суставная гимнастика комплекс №2.
  3. Совершенствовать умение выполнять разученные позы «Собака потягивается на солнышке», «Рог коровы», «Дерево», «Лягушка» «Рыба», «Уткатасана (стула)».
  4. П/и «Море волнуется…», «Прятки».

4 ч.

Просмотр

декабрь

«Школа здоровья».

  1. Дыхание с удлиненным выдохом и с задержкой дыхания «Радуга, обними меня», «Сдуем снежинку с ладошки».
  2. Знакомство с позами (асанами) «Посох», «Солнечная поза», «Кобра смотрит вперед», «Змея осматривается», «Лев».
  3.  П/и «Мы веселые ребята», «Найди свое дерево», «Ты вокруг повернись, в йога-позу превратись».

4ч.

Просмотр

«Школа здоровья –наши глазки».

  1. Раздельное дыхание. «Насос», «Ежик».
  2. Гимнастика для глаз (техника выполнения) «Тише, тише», «Ветер», «Теремок», «Медведь».
  3. Совершенствовать умение выполнять разученные позы в комплексе («Посох», «Солнечная поза», «Кобра смотрит вперед», «Змея осматривается», «Лев»и т.д.).
  4.  П/и «Пингвины», «Дерево и птичка», «Ты вокруг повернись, в йога-позу превратись».

4 ч.

Январь

январь

«Правильная, красивая осанка».

  1. Дыхательная гимнастика «Плечи», «Вырасти большой», «Полет на Луну».
  2. Пальчиковая гимнастика (техника выполнения) «Солнце», «Добрый день».
  3. Знакомство с позами (асанами) («Бриллиант», «Морда коровы», «Лодка на волнах», «Крокодил».
  4.  П/и «Совушка сова», «Хвост дракона», «Сурья-чандра».

4ч.

Просмотр

«Береги свой позвоночник».

  1. Дыхательная гимнастика «Поднимемся на носочки», «Дыхание 1», «Полет к Солнцу».
  2. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».
  3. Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы», «Мяч».
  4. Совершенствовать умение выполнять разученные позы в комплексе («Солнечная поза», «Бриллиант», «Кобра», «Лев»и т.д.).
  5.  П/и «Cовы и мышки», «Угадай и повтори, то что я покажу», игры с йога-карточками.

4 ч.

февраль

«Чем мы дышим»

  1. Дыхательная гимнастика «Жук на цветке», «Дыхание 2», «Ветер».
  2. Гимнастика для глаз «Треугольник, круг, квадрат», «Часовщик».
  3. Пальчиковая гимнастика «Крокодил», «Слова».
  4. Комплекс состоящий из разученных ранее поз («Посох», «Кошка-корова (нитка-иголка)».
  5. Игры с йога-карточками

4 ч.

Просмотр

«Чудо-нос»

  1. Дыхательная гимнастика «По ступенькам».
  2. Гимнастика для глаз «Смотрит носик».
  3. Пальчиковая гимнастика «Здоровье».
  4. Комплекс состоящий из разученных ранее поз («Посох», «Кошка-корова (нитка-иголка) и т.д.».

2 ч.

Просмотр

«Мое горло»

  1. Дыхательная гимнастика «Чистим носы».
  2. Самомассаж «Неболейка».
  3. Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек».
  4. Знакомство с позой треугольника.
  5.  Комплекс состоящий из разученных ранее поз с усложнением («Рычащий лев», «Сурья намаскар», «Уткатасана(стула)».
  6. П/и «Лягушата и медвежата».

2 ч.

Март

«Чем мы слышим?».

  1. Дыхательная гимнастика «Легкий ветерок», «Маятник».
  2. Гимнастика для глаз «Пальминг», «Волшебный сон».
  3. Пальчиковая гимнастика «Бабочка».
  4. Комплекс состоящий из разученных ранее поз («Посох», «Кошка-корова (нитка-иголка)».
  5. П/и «Прятки».

4 ч.

Просмотр

«Здоровые уши»

  1. Дыхательная гимнастика «Ушки», «Удивимся», «Плечи».
  2. Гимнастика для глаз «Бабочка».
  3. Пальчиковая гимнастика «Маляры».
  4. Знакомство с позами (асанами) «Ворона», «Верблюд» «Кузнечик играет песенку жука на скрипке», «Сон героя».
  5. П/и  «Бегай  и замри».

4 ч.

Просмотр

апрель

«Как мы видим».

  1. Гимнастика для глаз «Ветер», «Комарик», «Смотрит носик», «Самолет».
  2. Самомассаж «Труба», «Умывание».
  3. Суставная гимнастика комплекс №2.
  4. Знакомство с асанами на баланс (развивающие равновесие и координацию) «Аист» (Цапля ловит лягушек), «Цветок тянется к солнцу», «Ласточка», «Полет синей птицы».
  5. Игры с йога-карточками.

4 ч.

Просмотр

«Наше тело. Красивые ноги».

  1. Дыхательная гимнастика «Поднимемся на носочки», «Полет к Солнцу».
  2. Гимнастика для глаз «Руки за спинку, головки назад».
  3.  Хлопковый массаж «Чтобы не зевать от скуки».
  4. Знакомство с асанами силовой направленности «Мост», «Березка», «8 точек»
  5. Игра-эстафета «Донеси не урони (в позе стола)», м/п игра «Блинчики».

2 ч.

Просмотр

«Наше тело укрепим – быть красивыми хотим».

  1. Дыхательные упражнения «Вырасти большой», «Полет на Луну».
  2.  Парный массаж «Наши спинки».
  3. Комплекс состоящий из разученных ранее поз с усложнением.

2 ч.

Просмотр

Май

май

«Солнце воздух и вода»

  1. Игровая гимнастика «Гимнастика для ног», «Я позвоночник берегу».
  2. Шипящее, стимулирующее дыхание «Жужжащая пчела».
  3. Парный массаж «Паровоз». Самомассаж «Умывалочка».
  4. Комплекс состоящий из разученных ранее поз.(«Дерево», «Воин», «Ласточка», «Треугольник», « «Сон героя», «Мост», « Березка».)
  5. Игры по йога-карточкам.

4 ч.

«Что бы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»

  1. Игровая гимнастика «Прогулка», «Птицы», «Поезд».
  2. Дыхательные упражнения «Кузнечные меха», «С горки на горку».
  3. Гимнастика для глаз «Пальминг», «Руки за спинку, головки назад».
  4. Парный массаж «Наши спинки». Самомассаж «Дождик», «Умывание».
  5. Комплекс состоящий из разученных ранее поз.(«Аист», «Приветствие солнцу», «Саранча», «Лодка», «Крокодил»).
  6. П/и «Море волнуется…»,игры по йога-карточкам.

3 ч.

Просмотр

Итоговое занятие

  1. Открытое мероприятие для родителей.

1 ч.

Просмотр

 Результативность освоения детьми программы осуществляется с помощью различных способов проверки:

  •  в форме устного опроса, беседы;
  • текущего контроля умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • взаимоконтроль и самоконтроль;
  • итоговый контроль умений и навыков;
  • контрольные упражнения и тесты.

Материально – техническое обеспечение программы:

  • спортивный зал
  • оборудование: массажная дорожка, доски с ребристой и гладкой поверхностью, массажные мячики на каждого ребенка, коврики на каждого ребенка, пледы для релаксации на каждого ребенка, йога-карточки.
  • аудиозаписи для музыкального сопровождения занятий, аудиоаппаратура.
  • спортивная форма обучаемых.

Условия реализации программы:

•        наличие у педагога специального физкультурного образования;

  • наличие технического обеспечения;
  • гибкость, вариативность программы в зависимости от способности и

уровня развития детей;

  • использование эффективных методик обучения;
  • создание психологических условий;
  • создание обстановки доверия (ребенок - педагог - родитель);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Список литературы:

  1. Иванова Т.А. «Йога для детей». Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста. –СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2020.
  2. Бокатов А.И., Сергеев С.А. «Детская йога» - М.: Ника-центр,2006.
  3.         Е.В. Сулим «Занятия физкультурой: Игровой стретчинг для дошкольников», М.: ТЦ Сфера. 2018 год.
  4. А.Липень. «Детская оздоровительная йога». Питер; СПб.; 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оздоровительная гимнастика с элементами Хатха-йога"

Оздоровительная гимнастика с элементами Хатха-йога проводится с целью укрепления здоровья подрастающего поколения, профилактики простудных заболеваний и нарушений осанки, укрепления и развития дыхател...

оздоровительная гимнастика с элементами хатха-йоги

Оздоровительную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, лучше после сна и на голодный желудок. Гимнастика проводится в игровой форме. Развивает у детей гибкость позвоночника, укрепляет мышцы, сосуд...

оздоровительная гимнастика с элементами хатха-йоги

Оздоровительную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, лучше после сна и на голодный желудок. Гимнастика проводится в игровой форме. Развивает у детей гибкость позвоночника, укрепляет мышцы, сосуд...

комплекс оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йога

Оздоровительная гимнастика проводится в игровой форме после сна на голодный желудок....

Перспективный план оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йоги

Оздоровительная гимнастика с элементами хатха-йоги рекомендован для детей старшего дошкольного возраста. Гимнастику лучше проводить после сна, на голодный желудок.Все комплексы проводятся в игровой фо...

Оздоровительная гимнастика с элементами Хатха-йоги для детей 5-7 лет

Йога - это древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во 2 веке до н.э. Хатха йога - одна из составных частей йоги. Элементы этой древней, стройной и полезной для ка...

План-конспект физкультурно-оздоровительного занятия с элементами хатха-йоги "Малыши и Карлсон

1.Учить детей расслабляться . 2. Упражнять в ходьбе (на носках, с приведением стоп, на высоких четвереньках, на внешнем своде стопы, с высоким подниманием колена), в беге и прыжках на двух ...