формирование у воспитанников ЗОЖ на занятиях учителя-логопеда
статья

Богомолова Виктория Сергеевна

формирование у воспитанников ЗОЖ на занятиях учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_vospitannikov_zozh_na_zanyatiyah_logopeda.odt14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности логопедических занятий

в формировании здорового образа жизни детей

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Развитие большинства детей с ОВЗ, в том числе и дошкольников с нарушением речи происходит на фоне сопутствующих соматических заболеваний и функциональных нарушений организма. Поэтому своевременное формирование у детей представлений о здоровом образе жизни мы рассматриваем как условие здоровьесбережения.

Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе учителя – логопеда является:

• сохранение здоровья детей;

• максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.

Основными задачами служат:

обучить приемам сохранения и формирования здоровья,

скорректировать нарушения высших психических функций, речевых процессов.

Формирование здорового образа жизни дошкольников на занятиях логопеда осуществляется через использование следующих здоровье сберегающих технологий:

  1. Артикуляционная гимнастика.

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики у детей с нарушением речи не только улучшает подвижность артикуляционного аппарата, но и улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, оказывает общеукрепляющее воздействие, нормализует тонус и эластичность сократительной способности мышц.

  1. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика является неотъемлемой частью оздоровительного режима. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения (насыщение кислородом коры головного мозга и улучшение работы всего организма)– выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

  1. Развитие общей моторики (физминутки, логоритмика)

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сюда же можно отнести и логопедическую ритмику, направленную на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

  1. Логопедический массаж (самомассаж)

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, получил широкое применение логопедический массаж. На своих занятиях мы используем виды самомассажа:

  • самомассаж лица;
  • самомассаж кистей и пальцев рук;
  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

Самомассаж выполняется самим ребенком, он активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица. Используется стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. При систематическом проведении самомассажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

  1. Зрительная гимнастика.

Немаловажную роль на логопедических занятиях мы отводим зрительной гимнастике, которая является основной частью сохранения и укрепления здоровья, улучшает циркуляцию крови, укрепляет мышцы глаз, особенно при работе с ИКТ. Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.

  1. Релаксация

Метод релаксации, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник, что также способствует расслаблению различных групп мышц. На логопедических занятиях используются релаксационные упражнения по ходу занятия при возникновении у ребенка напряжения или беспокойства. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрироваться на задании, снять возбуждение, что необходимо для коррекции речи. В своей практике мы стараемся чаще применять эти упражнения под классическую музыку.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы и имеет положительные результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанников;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов.

 На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Каждый должен твердо знать,

Здоровье надо сохранять-

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Зубы чистить, закаляться.

Руки мыть перед едой

И всегда дружить с водой.

Вот тогда все люди в мире

Будут долго, долго жить.

И запомните – здоровье

В магазине не купить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Конспект разноуровнего занятия учителя - логопеда с подгруппой детей в старшей логопедической группе (ОНР) по формированию лексико - грамматических категорий. Тема: "Фрукты"

Конспект разноуровнего логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольног возраста (ОНР) по теме " Фрукты"...

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по формированию произношения трехсложных слов

Цель: учить произносить трехсложные слова (2 класса по А.К.Марковой) опираясь на длительный речевой выдох и  используя условия для двигательной активности....

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ: «КОСМОС»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ: «КОСМОС»Разработчики:...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...