Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
проект (младшая группа)

Главное направление проекта – научить ребёнка быть здоровым, воспитать у него потребность в здоровом образе жизни, через применение эффективных методик и технологий оздоровления в условиях дошкольного учреждения и семьи.  В проект включено поэтапное планирование на год, темы консультаций для родителей, родительских встреч, бесед и развлечений с детьми и других мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_azbuka_zdorovya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Азбука здоровья»

первая младшая группа «КАПЕЛЬКИ»

2022-2023 учебный год

                                                                           

 Руководители проекта:

Ашмянцова О.С.- воспитатель

Сякова Е.В. - воспитатель

Смоленск, 2022

Актуальность:

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.

Проблема сохранения и укрепления здоровья в современном обществе является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать наиболее ощутимые результаты.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в младшем возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты характера и личности. Именно на этом этапе важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет дошкольное учреждение и семья.

В связи с этим возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходило приобщение родителей к жизни детского сада, сплочение коллектива педагоги-родители – дети, через организацию оздоровительной и образовательной деятельности, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формирования у него привычки здорового образа жизни.

В связи с этим нами был разработан проект «Азбука здоровья», ведь именно в раннем дошкольном возрасте закладывается фундамент, азы физического и психического развития человека.

Главное направление проекта – научить ребёнка быть здоровым, воспитать у него потребность в здоровом образе жизни, через применение эффективных методик и технологий оздоровления в условиях дошкольного учреждения и семьи.  

Тип проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: дети первой младшей группы (2-3 года), воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2022г.- май 2023г.).

Цель проекта. Приобщение детей раннего возраста и их родителей к здоровому образу жизни через применение эффективных методик и технологий оздоровления в условиях дошкольного учреждения и семьи.  

Задачи:

  • Познакомить детей со строением тела человека, его функциями.
  • Дать детям представление о здоровом образе жизни.
  • Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, обеднить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
  • Повысить педагогическую компетентность по вопросам ЗОЖ детей раннего дошкольного возраста.

Этапы проекта

Формы работы

Сроки реализации

Первый этап:

Подготовительный

Определение цели и задач проекта.

  • Изучение литературы.
  • Подбор материала.
  • Разработка плана проекта.

Изготовление и приобретение методических пособий.

  • Создание условий для реализации проекта.

Сентябрь

Второй этап:

Основной

Проведение запланированных мероприятий по плану.

Октябрь –

май

Третий этап:

Заключительный

Представление отчёта о результатах проектной деятельности (презентация).

Май

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • Аудиосистема
  • Картинки, наглядно - демонстрационный материал.
  • Спортивный инвентарь.
  • Картотеки (подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна и т.д.)  

Тематический план

Сроки

Название темы, формы работы

Участники

I квартал

(октябрь, ноябрь)

«В гостях у Мойдодыра»

1. Беседа «В гостях у Мойдодыра», «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья», «Чистота, залог здоровья».

2. Художественная литература «Мойдодыр», «Девочка чумазая», «Водичка, водичка, умой мое личико», потешки для умывания.

3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам).

4. Игровые ситуации «Волшебница вода», «Для чего нужна вода», «Постираем кукле платье», «Моем посуду».

5. Экспериментальная деятельность «Грязные ручки- чистые ладошки», «Мыльные пузыри».

6. Родительское собрание «В детский сад с улыбкой».

7. Анкетирование для родителей «Какое место занимает здоровый образ жизни в семье».

8. Консультации для родителей: «Спортивная форма в детском саду», «Чистота всего полезней – сохранит от всех болезней».

9. Изготовление дорожки здоровья.

10. Фотовыставка «Где бывали, что видали».

11. Консультация для родителей «Формирование культурно гигиенических навыков в раннем возрасте».

Дети, воспитатели.

Родители, воспитатели.

II квартал

(декабрь-февраль)

«В стране здоровых человечков»

1. Беседа «Тело человека», «Как ухаживать за своим телом», «Наши глазки, наши зубки».

2. Художественная литература «У меня есть голова», «Тело человека» М. Ефремова, «Точка, точка, два крючочка…».

3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам, потешкам).

4. Игровые ситуации «Умею – не умею», «Чем похожи».

5. Экспериментальная деятельность «Защити свое тело», «Ловкие ладошки».

6. Утренняя гимнастика совместно с родителями «Вместе с мамой, вместе с папой».

7. Семинар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и дома».

8. Консультации для родителей: «Подвижные игры - залог здоровья для малышей», «Игры с детьми зимой дома и на улицы».

9. Оформление спортивного уголка в группе.

10. Стенгазета «Азбука здоровья».  

11. Фотовыставка «Активный отдых семьи».

12. Оформление картотек: «Пальчиковые игры», «Физкультминутки», «Гимнастика после дневного сна».

13. Консультация для педагогов «Организация двигательной активности дошкольников в течении дня».

14. Семинар для педагогов «Организация закаливания детей раннего возраста».

Дети, родители, воспитатели.

III квартал

(март-май)

«Чтоб здоровым быть всегда – нужна полезная еда!»

1. Беседа «Где растут витамины», «Полезная еда», «Каша сила наша».

2. Художественная литература «Сказка про морковку», стихи про фрукты, «Груша хвастунишка».

3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам, потешкам).

4. Игровые ситуации «В магазине», «Полезный салат».

5. Экспериментальная деятельность «Огород на окошке»

6. Развлечение совместно с родителями «Путешествие в страну здоровья».

 

7. Родительское собрание

8. Консультации для родителей: «Здоровое питание – основа процветания», «Витамины на грядке».

9. Буклет для родителей «Здоровое питание».

10. Круглый стол «Азбука здоровья».

11. Фотовыставка «Первые шаги ребенка к здоровью»

12. Буклет для педагогов «Здоровый образ жизни».

13.Отчет о деятельности проекта.

Дети, воспитатели.

Дети, родители, воспитатели.

IV квартал

(июнь-август)

«Мы здоровью скажем да!»

1. Беседа «Зачем нужна зарядка», «Спорт- это сила», «Игры для здоровья».

2. Художественная литература «Мне бы чемпионом стать», «Кто быстрее», «Мы с папой спортсмены».

3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам, потешкам).

4. Игровые ситуации «Мы спортсмены», «Кто выше».

5. Поход совместно с родителями на спортивную площадку.

6. Консультации для родителей: «Закалка, спорт, движение», «Лето красное - для здоровья время прекрасное!».

8.  Отчёта о результатах проектной деятельности (презентация).

Дети, воспитатели, родители.

Оздоровительные мероприятия с детьми:

  • гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
  • утренняя гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе в теплое время года и т.д.);
  • непосредственная образовательная деятельность по физической культуре в зале и на свежем воздухе в теплое время года (классическое, игровое, сюжетное, тематическое, интегрированное, контрольное);
  • подвижные игры (не менее 3-4 раз в день);
  • динамический час (два раза в неделю (понедельник, четверг) и ежедневно если дети не идут на прогулку;
  • физкультурные паузы (на НОД интеллектуальной и художественно-эстетической направленности);
  • гимнастика после дневного сна (включающая гимнастику в постели, упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, дыхательную гимнастику, индивидуальное задание, водную процедуру);
  • закаливающие мероприятия (прогулка, проветривание помещения (сквозное и одностороннее), дневной сон без маек, хождение босиком (после дневного сна по дорожке здоровья (Рижское закаливание)), облегченная форма при НОД по физической культуре, умывание водой комнатной температуры, утренний прием на улице в теплое время года);
  • использование здоровьесберегающих технологий и методик (дыхательная гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз, игротренинги и игротерапия, технология музыкального воздействия, логоритмика, арт-терапия, кляксотерапия).

 

Ожидаемый результат:

  • Сформируется представление о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста и их родителей
  • Снизится уровень заболеваемость у детей раннего дошкольного возраста.
  • Установится партнерские отношения с семьями воспитанников, направленные на развитие и укрепление здоровья детей.
  • Повысится уровень знаний у педагогов и родителей, по формированию ЗОЖ у детей раннего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Подвижные игры для дошкольников. М.: - 2008 г.
  2. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: 2005.
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Сфера, 2010.
  4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М.: - 2006.
  5. Кузнецов С.А. Валелогические подходы к физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. Салехард: - 2003.
  6. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М: «Просвещение», 1978.
  7. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: 2005.
  8. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Метадическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
  9. Моргунова О.Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж: - 2007.
  10. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики. Изд.: Санкт-Петербург  Детство – Пресс 2010 г.
  11. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
  12. Рунова М. А. Движение день за днём. - М.: Линка-Пресс, 2007.
  13. Рунова М.А. Радость в движении. -  М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  14. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
  15. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  16. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  17. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  18. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. = М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  19. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Е.А. Тимофеева; - М.: Просвещение, 2008 г.
  20. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.:  Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
  21. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Издательство «Мозаика-Синтез» 2008
  22. Черенкова Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками. Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010.
  23. Шебеко В. Н. Физкультурные праздники в детском саду. Москва, Просвещение 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе «Расти здоровым, малыш!»

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...

Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе «Растим малышей здоровыми»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюд...

Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе "Я здоровым быть хочу"

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе «Растим здоровых малышей»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования....

Проект по здоровьесбережению в первой младшей группе «Здоровый малыш!»

Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей – одна из важнейших задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблю...

Презентация по здоровьесбережению в первой младшей группе "Быть здоровым-здорово!"

Формировать отношение детей к собственному здоровью....