Мастер-класс для воспитателей «Сохранение психологического здоровья дошкольников».
методическая разработка

Жарикова Стелла Александровна

Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Как помочь малышу адаптироваться к условиям детского сада? Как предостеречь ребёнка от школьной дезадаптации? Как правильно предотвратить негативные проявления в поведении и.д.?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Сохранение психологического здоровья дошкольников».

Цель: предоставить участникам возможность обучиться практическому применению психологических технологий.

Материалы: мультимедийное оборудование, краски, листы, магнитофон, запись релаксационной музыки, карточки с изображением фруктов, «кубик эмоций», фотоаппарат, раздаточный материал с рекомендациями по работе с тревожными детьми Рисунки с домиком.

  1. Теоретическая часть.

Мини лекторий:  «Понятие психологического здоровья».

 

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
                                                         
сделайте его крепким и здоровым».                                                                                                                                                   Жан Жак Руссо

Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям.

        Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Как помочь малышу адаптироваться к условиям детского сада? Как предостеречь ребёнка от школьной дезадаптации? Как правильно предотвратить негативные проявления в поведении и.д.? Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

        Что понимать под психологическим здоровьем?

        Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной (доктор психологических наук), понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».

        Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?

        Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком (ребёнком или взрослым, учителем или менеджером и.т.п.) своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

        Однако   если  психологическое  здоровье – необходимое   условие  полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. Кроме того, проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, поэтому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна.

Действительно, если составить обобщённый «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

 

А сейчас мы  на практике покажем,  какие упражнения и техники можно использовать с детьми. Вы поиграете сегодня роль детей. Эти упражнения можно использовать не только для  учебных занятийно и для игры.

  1. Практическая часть.

  1. Приветствие  «Броуновское движение».  

Под музыку двигайтесь в хаотичном порядке. Как только музыка перестает играть вам нужно бедует поздороваться как разные народы мира: русские руками, китайцы- носами,  индийцы ногами.

  1. Знакомство.

Встаньте те кто, …..сегодня на завтрак пил чай.

Хлопните в ладоши, те кто…..

Топните правой ногой, то кто……

 Возьмитесь за левое ухо те кто…

Так же вы можете, применить следующее упражнение.

  1. Упражнение «Построение  по признаку»

Участники строятся по какому-либо признаку  по цвету волос, по цвету глаз, по росту и т.д.

  1. Упражнение «Скала».

 Инструкция. Вам необходимо построиться в шеренгу. И каждый участник должен пройти скалу так, чтобы не упасть вниз.

  1. Кубик «Эмоций».

Имитация эмоционального состояния помогает детям с неврозами, предотвращает перерастание неврозов в патологию. Так же благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

  1. Рисунок «Страхи».

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой    огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому  взрослому покажется абсолютно безопасным.

Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами. Одной из эффективной техник работы со страхами является  

Инструкция. Представьте свой страх в виде образа или предмета, сконцентрируйте  на нем внимание посмотрите на него со стороны, обратите внимание какого он цвета, запаха, вкус. Откройте глаза и нарисуйте сейчас свой страх. Это может образ или предмет цвет выберите соответствующий.

 (Участники рисуют).

Посмотрите свой страх. Поговорите с ним. Как вы думаете что он вам может сказать. Что вы можете ответить ему? Попробуйте мысленно подружиться с ним.  (2 минуты)

Вам страшно? А теперь попрощайтесь со своим страхом и начинаем страх вымывать. Кисть обмакнули в воду.   (3 раза).

 А теперь мы превратим ваш страх в радость. Обмакните кисть в ваш любимый цвет и закрасьте ваш страх этой яркой краской.

Улыбнитесь своему теперь уже не страшному страху.

Как правило, у тревожных детей занижена самооценка. Дети с отрицательной самооценкой хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Такие дети  пассивны, мнительны, очень  ранимы, обидчивы. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других. У них,  как правило повышенная тревожность.  Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения.

Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение. Оно еще является как игровым,  так и диагностическим.

Диагностика самооценки «Лесенка». 

Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек - 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку  предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, педагог, друг (подруга).

   

Если ребенок тревожен, неуверен в себе, то кроме всего этого, как правило, у таких детей повышен уровень агрессивности. Мы часто слышим, как дети обзываются друг на друга. Один из способов выхода из данной ситуации это игра «Ругаемся «овощами».

Игра «Ругаемся «овощами», направлена на снятие вербальной агрессии. Руководитель предлагает детям поругаться, но не плохими словами,    а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.

Для снятия физической агрессивности можно использовать упражнение «Рубим дрова». Так же можно использовать «Лист гнева»-рисование гнева.

Нашему организму свойственно скапливать негатив. Особенно если человек не выплескивает накопившиеся отрицательные эмоции. Ведь выплескивать можно разными способами. Вот, один из них.

Для того чтоб вы дети расслабились, выплеснули негативные эмоций. Для повышения самооценки можно использовать упражнение дирижер.

  1. Визуализация.

 Еще один способ релаксирования, это прием Визуализации. Представление определенного образа, который несет в себе психотерапевтический эффект. Ведущий проговаривает образ, а участники представляют услышанное.

Ведущий:

А теперь расслабьтесь, закроите глаза и представьте:

  • Что вы идете по мокрому песку.
  • Вы слышите пение птиц.
  • Вы сидите в лесу у костра.
  • Кладете в рот ломтик лимона.
  • Вам на День рождения подарили подарок, о котором давно мечтали.
  • Вы опускаете руку в пакт с мукой.
  • В руках держите маленького пушистого котенка.

А теперь откройте глаза и скажите кому, что больше всего представилось.

  1.  Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...

Мастер-класс для педагогов "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"

Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками...

Мастер-класс с элементами тренинга «Укрепление психологического здоровья педагога»

В мастер-классе представлены игровые упражнения, помогающие снять мышечное расслабление и предупредить профессиональное выгорание педагогов....

Фототчет о мастер-классе "Использование нестандартного оборудования для укрепления здоровья дошкольников"

28 января 2021года в нашем ДОУ прошел мастер-класс для педагогов по теме: «Использование нестандартного   оборудования для стимулирования и сохранения здоровья дошкольников».Подг...

Мастер –класс по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ «Арт-терапия»

Цель мастер-класса:          Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в ДОУ...

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...