Культурно-гигиенические навыки детей
консультация

Аранчал Сайымаа Эрес-ооловна

Культурно-гигиенические навыки детей. консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-gigienicheskie_navyki.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белек» с.Тээли муниципального района

«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Консультация для родителей

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Воспитатель Аранчал С Э

Октябрь 2022 год

С. Тээли

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

    С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.

Понятие культурно-гигиенических навыков и их роль в развитии личности.

    Воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, ногти, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее.

    При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Необходимо осознавать, что ребенок не рождается со знанием того, как и что делать правильно.

Обязательно следует обучать его всем действиям, необходимым в процессе приема пищи, одевания, умывания.

    В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

    Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Малыш должен понимать, что ему помогут в тех случаях, когда он действительно приложил усилия, но у него что-то не получилось. Иначе родители рискуют получить капризное чадо, которое будет только лениться и требовать. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

    Закладываются основы и эстетического воспитания. Ребенок, глядя в зеркало, может оценить свою аккуратность, поправить одежду или прическу. Важно, чтобы он не привык быть неряшливым. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.

    Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте и гигиене. Дошкольник может усвоить все гигиенические навыки, понять их важность, привыкнуть выполнять их правильно и быстро. Если эти навыки не закрепить в раннем возрасте, то в дальнейшем будет много хлопот.

    Отмечается что переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

    Е.Н. Филиппова отмечает, что к культурно гигиеническим навыкам относятся: опрятная еда, мытье рук и личная гигиена, снимание и одевание одежды. Автор более подробно описывает содержание этих навыков. Критерии опрятной еды: правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб; пережевывание пищи с закрытым ртом; не разговаривать с полным ртом; тихо выходить по окончании еды из-за стола; благодарить; пользоваться только своим прибором. Мытьё рук и личная гигиена включают навыки: мыть лицо, руки; закатать рукава; смочить руки; взять мыло, намыливать до появления пены; мыть тыльные стороны рук, смыть мыло; сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; пользоваться расческой. Снимание и надевание одежды в определенном порядке включают навыки: расстегнуть пуговицы; снять платье (брюки); аккуратно повесить; снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; снять обувь; снять колготки, повесить на рубашку (платье); надеть в обратной последовательности 

    К.С. Кеслер делится опытом формирования культурно-гигиенических навыков у детей четвертого года жизни. К основным условиям успешного формирования культурно–гигиенических навыков автор относит рационально организованную обстановку, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию  организованности и дисциплинированности.

   Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Использовались игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Только тогда, когда мы учитывали постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формировались устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.

   В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Конечно, используем приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия: организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

    Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь навыка чистоты и гигиены. Культурно-гигиенические навыки – базовые привычки, которые человек, повзрослев, будет использовать на автоматическом уровне. Поэтому приложить максимум усилий по их формированию – одна из основных задач родителя. Однако не стоит ставить их выше позитивных эмоций и взаимопонимания с вашим ребенком. Постарайтесь сделать так, чтобы от обучения ваш малыш получал удовольствие.

    Родители дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Воспитатель в детском саду должен только продолжать развитие культурно-гигиенических навыков. Родители должны помнить, что формирование культурно-гигиенических навыков зависит от постоянной их тренировки.

Анализ состояния культурно-гигиенических навыков у детей

Мытье рук

- Охотно идет в умывальную комнату и сразу приступает к действию.

- Закатывает рукава.

- Смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльные стороны кистей.

- Смывает мыло и отжимает воду в раковину.

- Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место.

- Вытирает руки тщательно: тыльную сторону кисти и между пальцами.

1.​ Умывание

- Как дети пользуются водой, мылом? Не пропускают ли отдельные действия? Соблюдают ли правильную их последовательность? И т.д.

- Замечают ли нарушение другими детьми правильной последовательности действий? Как реагируют на это (обращаются с жалобой к взрослому, делают замечание самостоятельно и т.д.)?

- Осознают ли необходимость умывания? Чем мотивировано выполнение этого действия (дети действуют по собственной инициативе или по указанию взрослого)?

2.​ Прием пищи

- Как пользуются столовыми приборами (в какой руке держат ложку, умеют ли пользоваться вилкой и т.д.)?

- Аккуратно ли едят (не крошат хлеб, не проливают пищу)?

- Сохраняют ли за столом правильную осанку?

- Как заканчивают еду (задвигают ли стул, благодарят ли взрослых и т.д.)?

3.​ Одевание и раздевание

- Соблюдают ли правильную последовательность действий.

- Необходима ли помощь взрослого? Когда обращаются за ней к взрослым и сверстникам?

- Аккуратно ли одеваются? Замечают ли неполадки в своей одежде и одежде других детей? Как их устраняют?

- Как складывают одежду (аккуратно, небрежно и т.д.). Сформировано ли бережное отношение к предметам одежды? В чем оно проявляется?

     Источник:

1. Виногорова Т.Д. Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

«Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании культурно –гигиенических умений у детей 3 - 4 лет»

laquo;Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании культурно –гигиенических умений у детей  3 - 4 лет»...

Развитие культурно-гигиенических умений у детей

Презентация на тему: "Развитие культурно-гигиенических умений у детей"...

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "

Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...