Развитие культурно-гигиенических умений у детей
методическая разработка (младшая группа)

Жаринова Светлана Юрьевна

Презентация на тему: "Развитие культурно-гигиенических умений у детей"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие культурно-гигиенических умений у детей Краткосрочный проект для детей 3-4 летнего возраста Подготовила: Жаринова Светлана

Слайд 2

Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умывание повторяются систематически и является органической потребностью. При формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста идет простое усвоение норм и правил поведения, что является чрезвычайно важным процессом социализахции малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Как не важны навыки, не следует забывать что, одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всем и требуя от ребенка выполнения определенных правил, сами всегда их должны соблюдать, быть аккуратными, внешне опрятными и т. п. Что в настоящее время не всеми родителями соблюдается в связи с нехваткой времени, или в связи с непониманием или незнанием важности данного вопроса.

Слайд 3

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (ФГОС приказ №1155 от 17.10.2013) Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Слайд 4

Проект краткосрочный Длительность проекта неделя (5 дней) Раздел программы Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Проблема Дети не имеют достаточных знаний о личной гигиене, о предметах личной гигиены, о правилах поведения за столом, во время еды, нет знаний о ценности здоровья.

Слайд 5

Цель : Развитие культурно-гигиенических навыков в игровой форме; создание у детей положительного отношения к одеванию, умыванию, приёму пищи; приобщение родителей к творческому взаимодействию с детским садом Задачи : 1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей (навыки мытья рук, правила одевания и раздевания, навыки культуры еды, умение пользования носовым платком) . 2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур; 3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными. 4. Развивать игровые умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета) 5. Обогатить предметно-развивающую среду группы. 6. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Слайд 6

Причины 1. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. 2. В младшем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. 3. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь 4. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и всех остальных членов семьи 5. Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков. 6. Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.

Слайд 7

Задачи 1. Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого. 2. Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить "спасибо". 3. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста. 4. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

Слайд 8

5. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными. 6. Сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом. 7. Развивать умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и потешек . 8. Развитие умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихи . 9. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий.

Слайд 9

Мероприятия I. Подготовить доступный материал для самостоятельной познавательной деятельности детей. 1. Пособие: «Уроки Мойодыра » . 2. Разработать дидактические игры : «Научим куклу Машу мыть руки» , «Оденем куклу на прогулку» 3. Плакаты «Строение тела человека» , «Правильное поведение за столом» , «Хорошие манеры» , «Правила гигиены» .

Слайд 10

II. Познакомить детей с основами здорового образа жизни, развить бережное и ответственное отношение к здоровью. 1. Оформить стенгазету для родителей «Первые шаги в здоровье» 2. Создать агитационные листовки для родителей по здоровому образу жизни. 3. Создать буклеты «Как правильно чистить зубы» , «Как правильно мыть руки» .

Слайд 11

III. Совместно с педагогическим коллективом и при помощи родителей создать условия по сохранению и улучшению здоровья детей. 1. Папки-передвижки: «История о том, как Маша и Миша учились мыть руки» , «Учимся правильно ухаживать за зубами!» , «Учим ребёнка чистить зубы» , «Полезные советы по питанию» . 2. Фотоальбом «Мама, папа, я – здоровая семья» . 3. Агитационные листовки для родителей по здоровому образу жизни. 4. Буклеты «Как правильно чистить зубы» , «Как правильно мыть руки» .

Слайд 12

IV. Включить детей в творческую преобразующую деятельность. 1. Провести конкурс детских рисунков «Расчёски для кукол» , «Зубные щётки» . 2. Оформить выставку детских поделок «Да здравствует мыло душистое!» . 3. Оформить альбом детских творческих работ «Платочки для друзей» .

Слайд 13

В ходе реализации проекта были получены следующие продукты 1. Пособие: «Уроки Мойдодыра » . 2. Папки-передвижки: «История о том, как Маша и Миша учились мыть руки» , «Учимся правильно ухаживать за зубами!» , «Учим ребёнка чистить зубы» , «Полезные советы по питанию» . 3. Дидактические игры: «Научим куклу Машу мыть руки» , «Оденем куклу на прогулку» 4. Стенгазета для родителей «Первые шаги в здоровье»

Слайд 14

5. Фотоальбом «Мама, папа, я – здоровая семья» . 6. Агитационные листовки для родителей по здоровому образу жизни. 7. Буклеты «Как правильно чистить зубы» , «Как правильно мыть руки» . 8. Плакаты «Строение тела человека» , «Правильное поведение за столом» , «Хорошие манеры» «Правила гигиены» . 9. Творческие работы детей: рисунки на тему «Расчёски для кукол» , «Зубные щётки» , аппликация на тему «Платочки для друзей» , поделки «Да здравствует мыло душистое!»

Слайд 15

Критерии продуктов проектной деятельности Продукты, полученные в ходе реализации проекта доступны для самостоятельной познавательной деятельности детей, безопасны, соответствуют гигиеническим требованиям, соответствуют возрастным требованиям, использование различных техник.

Слайд 16

ПРИЛОЖЕНИЯ. 1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ « Научим куклу Машу мыть руки » Цель игры : закрепить знания детей о необходимости ухаживать за собой. Игровые задачи : Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания . Игровая ситуация : На примере куклы учить ребёнка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого . Игровое пространство : Ванная комната, кукла Маша и мыльные принадлежности. Форма взаимодействия детей и взрослых : Игровая форма диалога.

Слайд 17

Описание игры : Взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Показывает и рассказывает детям, как надо мыть руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка». Способы оценки : Дети с помощью банных принадлежностей и подсказок воспитателя моют руки и умывают лицо. Педагогическая оценка: дети учатся умываться, используя мыльные принадлежности, при этом не разбрызгивать воду.

Слайд 18

«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ» Цель игры : закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Игровые задачи : При помощи куклы и одежды одевают куклу на прогулку по сезону. Игровая ситуация : Кукла идет на прогулку, необходимо ее одеть. Игровое пространство : бумажная кукла с различной одеждой.

Слайд 19

Форма взаимодействия детей и взрослых: игровая форма диалога. Описание игры : Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации) . Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор . Способы оценки : проверить правильность и очередность выбора одежды по сезону. Педагогическая оценка : дети учатся правильно подбирать одежду по сезону и сами одеваться.

Слайд 20

3 ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО УХАЖИВАТЬ ЗА ЗУБАМИ!» Частой причиной зубной боли является воспаление внутренней мягкой ткани зуба (пульпы, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Воспаление вызывают микробы, которые проникают в пульпу через полости, образующиеся при разрушении твердых минеральных слоев зуба : эмали и лежащим под ней дентином. Процесс разрушения твердых тканей зуба называется кариесом. При кариесе ребенок также может ощущать боль в зубах, но только при непосредственном действии раздражителя, например холодной или горячей воды. Если воспаляется пульпа, то боль в зубе возникает приступообразно, не только во время действия раздражителей (во время еды, но в любое время, в том числе ночью. Иногда боль носит постоянный ноющий характер. Для профилактики порчи зубов не давайте ребенку очень холодную или горячую пищу, особенно если они чередуются. От этого трескается эмаль. Не рекомендуется есть слишком кислую пищу, например сырой лимон, много сахара, а также пищу преимущественно мягкой консистенции. Лучше не давать ребенку сахара, конфет и сладких фруктовых соков в перерывах между едой. Для самоочищения зубов и поддержания жевательной функции полезно давать ребенку хлебные корки, морковь, яблоки и т. п. С трехлетнего возраста можно начинать приучать ребенка чистить зубы щеткой.

Слайд 21

Педагогическая диагностика : * Дети приобретут представление о своем теле и организме * Способность с помощью взрослого приводить себя в порядок. * Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) . * Способность одеваться и раздеваться в определенной последовательности. * При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) . * Аккуратно складывать снятую одежду. * Следить за своим внешним видом. * Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. * Вешать полотенце на место. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Первые шаги к приобретению культурно-гигиенических навыков детей от 1 года 6 месяцев до 3-х лет....

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "

Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей    младшего возраста&raqu...

Развитие культурно-гигиенических умений и навыков у дошкольников

Успешное овладение культурно-гигиеническими навыками является неотъемлемой частью формирования общей культуры человека. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жиз...