"Как научиться поддерживать себя?", Е.С.Копылова, МБДОУ № 35
статья

Психологическое сообщество «СТАРТ»

В статье представлены способы, как научиться поддерживать себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchitsya_podderzhivat_sebya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬСЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ?

Это и очень просто, и одновременно невероятно сложно. Просто – потому что сами по себе средства просты, очевидны, незамысловаты. Мы все о них слышали или читали. Или даже наблюдали со стороны. Сложны они потому, что зачастую представляют собой совершенно новый опыт, который прежде никогда не был прожит и прочувствован.

О чем это я?

Да о том, что если у человека бывал в его детстве опыт поддержки, то он им автоматически пользуется, даже не задумываясь о том, как это делается. Если же такого опыта не было, а был лишь опыт неприятия, отвержения, критики, игнорирования, то и поддерживать себя такой человек не научится. А когда ему говорят что-то из серии «полюби себя», то для него это звучит приблизительно как: «Пойди туда, не знаю куда, найди то – не знаю что». Ну не умеет он этого делать, не было у него такого опыта, он никогда не был прожит и присвоен! ...Когда мы начинаем свой внутренний поиск, мы обнаруживаем как минимум две внутренние части.

 Мы находим в себе детскую часть (Внутреннего Ребенка) и другую часть, которая находится с этим Ребенком в самом тесном контакте. Очень, очень часто это – подавляющая, тираническая часть, которую иногда называют Внутренним Родителем. Именно взаимодействие этой пары, происходящее при посредстве Внешнего Мира, и вызывает многие чувства и ощущения, которые мы испытываем. Другими словами, то, как мы себя ощущаем в этом мире, создается внутренней реальностью. Внешняя реальность лишь «запускает» внутренние переживания, но никак не создает их.

Как уже говорилось, большая часть чувств «происходит» из названных частей.

В «Ребенке» мы тревожимся, пугаемся, чувствуем вину и стыд, переживаем беспомощность и растерянность, но также и радость, удивление, восторг, любопытство. Из «Ребенка» мы жаждем признания, хотим получать поддержку и защиту, нуждаемся в принятии и любви. Из него же произрастают разные жизненные стратегии, которые были усвоены в детстве – ради удовлетворения этих жизненно важных потребностей. Мы хотим нравиться – для того, чтобы быть принятыми и любимыми, и прибегаем для этого к тем способам, которые культивировались семейной системой. К примеру, если родители поощряли преждевременную взрослость ребенка, вынуждая его брать ответственность, то человек будет завоевывать любовь этой ответственностью; 
если принуждали жертвовать собой, то он будет жертвовать; 
хвалили за каждый чих – будет много чихать, и т.п. И мы будем подавлять, истреблять, изничтожать все те проявления Ребенка, которые были отвергнуты нашими родителями. К примеру, если они не переносили «негативных» чувств – 
страха, агрессии, беспомощности – будут отвергнуты эти чувства. Отвергали проявления автономности – будут подавлены границы и права. Одновременно   жестче будет организована компенсация, и сильнее будет ожидание теперь уже от внешнего мира на удовлетворение этой отвергнутой потребности.

Люди, отказавшие себе в уязвимости, становятся беспощадными, отказавшие себе в праве бояться, упиваются властью и т.п. Для того, чтобы ребенок (а потом уже Внутренний Ребенок) «вел себя правильно», в соответствии с «успешными» стратегиями, появляется фигура Внутреннего Тирана.
Он же "наказывает" обвинением и чувством стыда в том случае, если Ребенок "облажался". И, когда мы находимся в этой своей внутренней части, мы испытываем недовольство собой и злость на себя. Из этой же части рождаются ожидания к себе (исправиться, перестать ныть, взять себя в руки, быть взрослым и т.п.), происходят запугивания (если не сделаешь, как надо, получишь... беду). Изредка, когда Ребенку удается быть «правильным» - с точки зрения Тирана, он бывает доволен. Тогда на уровне чувств мы испытываем что-то вроде удовлетворения (из Тирана) и временного успокоения (из Ребенка).
До первого маленького или большого кризиса, который приносит Жизнь... и тогда все начинается сначала.

Ну как тут можно почувствовать радость жизни?

Где тут найдется место для любви к себе?

Когда главная задача – не попасть под каток внутренних обвинений?

Которые могут быть спровоцированы внешним обвинением, а могут вспыхнуть вообще без причины?

...Так и получается – живем либо в виноватом и плохом Ребенке, либо в той своей части, которая этим Ребенком не довольна, и пребываем в раздражении на себя.

...Поддержка себя начинается с самого простого.

С признания права на свои чувства.

Это право было отнято одним из первых.

«Злиться нельзя! Это плохо!» 
«Ты не имеешь права обижаться на родителей. Они желают только добра».
«Возьми себя в руки!», «Ты вовсе не устала!» (Тебе совсем не больно, здесь нечего бояться)
«Ори громче!», «Мало ли чего ты хочешь»...

Все эти послания означали одно:

Ты не имеешь права на свои чувства.
Ты не имеешь права чувствовать то, что ты чувствуешь. 
Твои чувства никому не интересны.

Так мы лишаемся опоры, мы не знаем, на что опереться в своем взаимодействии с миром.
Мы не понимаем, что с нами делают, ибо мы больше не можем полагаться на свои ощущения.
Мы привыкаем к насилию.

Когда мы возвращаем себе право на свои чувства, мы вновь обретаем эту опору. 
То, что со мной происходит – это важно! 
И я имею право чувствовать, что чувствую - без страха и стыда.

...Когда мы «попадаем» в Ребенка, мы учимся задавать себе еще один простой вопрос: 
«Что я сейчас чувствую?»
Я испугалась?
Я растерялась?
Мне стыдно?
Я в тревоге?...

Что со мной произошло, отчего эти чувства появились?

И еще:
В какую часть своего опыта я попала?

...Мы попадаем дорогами чувств в «знакомые» места...
Там, где уже не раз бывали.

Я испугалась, потому что когда на меня кричат, я боюсь снова пережить насилие?
Я обижаюсь – потому что мне всегда обидно, если мои потребности игнорируются?
Я тревожусь – и мне всегда тревожно, когда что-то выходит из-под контроля?
Мне стыдно – как всегда, когда кажется, что я была не на высоте?
Я растерялась – потому что терялась всякий раз, когда ждала помощи, а получала претензии?
Я злюсь - потому что мне снова отказали в защите?

Страх, растерянность и злость могут «вывести» на старую историю отношений с родителем...

И такое внимание к своим чувствам поможет отделить текущие события от прошлых... 
Но, в первую очередь, внимание к своим чувствам является той поддержкой, в которой мы так нуждаемся. И можем себе ее обеспечить.

Именно так в паре Ребенок-Тиран появляется новая фигура.

Это Взрослая фигура, которая знаменует начало нового опыта. 
Нового, уважительного к себе опыта.
Такого опыта, где мы принимаем свои чувства.
Где мы уважаем и признаем свою субъективность.
Эта новая фигура интересуется: «Что с тобой?» - не обвиняя и не запугивая...

...Следующий шаг – это сострадание к себе.
«Сколько же мне досталось...» 
«Как же мне было трудно...» 
«Как же я нуждалась....»
Признание неудовлетворенных нужд и переживаний, способность отнестись к этому серьезно - 
это и есть сострадание.

Право на свои чувства, сострадание к себе – это начало доброго отношения к себе.

Которое может вырасти в нечто большее.

...В то, что мы учимся обозначать и отстаивать свои границы. 
...В то, что мы готовы выводить себя из травмирующих ситуаций, 
...И в то, что мы считаем необходимым организовывать себе поддержку.

Именно тогда мы почувствуем приток сил, радость, благодарность, возрождение интереса к жизни.

Это «благодарность» Внутреннего Ребенка, который теперь чувствует защиту.

И тогда нам больше не нужен внешний ресурс в виде человека, идеи или системы, который наконец-то сможет вернуть долги, восполнить нужды, которые до сих пор не были признаны.

Теперь необходимая поддержка есть внутри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?»

самооценка, самооценка дошкольника, поддерживаем самооценку....

Статья для информационно творческой газеты МБДОУ "Центр развития ребенка- детский сад №6" "Познавайка". "Как научить дружить с природой?"

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. И главная наша задача заключается в том, чтобы маленький человек научился понимать природу, чувствовать её кра...

22 января 2021 года в целях приобщения детей к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, сотрудничества между дошкольными образовательными учреждениями МБДОУ №24, МБДОУ №3, МБДОУ №35, МБДОУ №37, МБДОУ №38 в детском саду №24 прошел д

Воспитанники детского сада достойно прошли все испытания. Жюри подвело итог и наградило участников грамотами, медалями, и кубками. Провел эстафеты с воспитанниками по зимним видам спорта инструкт...

"Как научиться поддерживать себя?"

Представлены средства и методы собственной поддержки....

МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Педагогическая практика: «Я умею, Я могу, Я люблю, Я научился!» (поддержка детской инициативы и самостоятельности)

Направление практики:-построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.Актуальность:- развитие индивидуальных способностей каждого ребенка;- максимальная помощь в ...