Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста
материал

Фёдорова Наталья Николаевна

 

 

 

 «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.Сухомлинский

(слайд 3)

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок.

Физкультурно-оздоровительная работа  строится на разделе образовательной области «Физическое развитие», примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

(слайд 4)

Цель физкультурно-оздоровительной работы  в ДОУ– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи

- Охрана и укрепление здоровья детей

- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

-  Развитие физических качеств

- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

- Воспитание потребности в здоровом образе жизни

- Обеспечение физического и психического благополучия

  (слайд 5 )

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили своё отражение в нормативно – правовых документах современного общества:

  1. Законе РФ: «Об образовании в Российской Федерации», СанПиНе 2.4.1.3049-13,
  2. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения РФ»,
  3. Указе президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»,
  4.  «Конвенции о правах ребенка» и т. д.

Начинать решать эти задачи надо с самого рождения, т.к. в  дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста проходит через все ведущие виды деятельности  - режимные моменты, игры, непосредственно-образовательную деятельность, взаимодействие с семьёй.

(слайд 6 )

Основывается физкультурно-оздоровительная работа на ведущих принципах педагогики: личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, систематичность, последовательность , доступность , постепенность, комплексность, успешность , взаимодействия и сотрудничество детей и взрослых

В систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ входят: создание материально-технических условий в ДОУ, выполнение санитарно-гигиенических требований, организация полноценного питания и рационального режима дня, создание оптимальной двигательной деятельности детей, организация профилактических, оздоровительных и закаливающих мероприятий, диспансеризация и медицинский контроль, работа по формированию здорового образа жизни, работа с родителями.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении созданы все условия:

- имеется физкультурный зал с разнообразным оборудованием, в котором  проводятся  утренняя гимнастика, физкультурные занятия и досуги.

-   В группе оборудован спортивный уголок, где дошкольники занимаются самостоятельно и под наблюдением воспитателя.

- На территории детского сада   оборудована прогулочная площадка.

(слайд 7)

Формы физкультурно-оздоровительной работы

  1. НООД по физической культуре
  1. Утренняя гимнастика
  2. Гимнастика пробуждения
  3. Физкультминутки
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Гимнастика для глаз
  6. Дыхательная гимнастика
  7. Игровой самомассаж
  8. Самостоятельная двигательная деятельность
  9. Прогулка и подвижные игры
  10. Физкультурные праздники и досуги         

 (слайд 8)

Одной из главных форм организации оздоровительной работы с детьми – является занятие физической культурой. Физкультурные занятия проводятся круглый год 3 раза в неделю по 25-30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ  (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

(слайд 9)

Нельзя представить оздоровительной работы без утренней гимнастики, которая проводится ежедневно. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Утренняя гимнастика проводится в спортивном зале. Утренняя гимнастика проводится с предметами: мячом, гимнастической палкой, со скакалкой, обручем, кубиками, а также без предметов.

 (слайд 10)

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Этому может способствовать комплекс гимнастики пробуждения. Форма проведения различна. Гимнастика пробуждения проходит с элементами самомассажа, с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа, с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения.  После гимнастики дети проходят по дорожке здоровья, что усиливает  оздоровительный эффект. В этом случае происходит массаж стоп, укрепляются  мышцы и связочный аппарат стопы,   коррекция плоскостопия, развитие правильной осанки, координации движения.  

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

(слайд 11)

Физкультминутки  положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно- сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физкультминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.

(слайд 12)

Пальчиковая гимнастика представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Пальчиковая гимнастика замечательно развивает речь ребенка,  память, фантазию, воображение. И самое главное, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

(слайд 13)

Дыхательная гимнастика- может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система детей будет развиваться правильно.
Ежедневно в нашей группе дети делают утром зарядку, во время которой они выполняют дыхательные упражнения.

Для тренировки дыхательной системы можно проводить такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Мною были созданы игры с применением здоровье сберегающих технологий. Воздушный футбол

Цель: развитие дыхания , силы выдоха; воспитания упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества
Бабочки

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 На первый взгляд это всего лишь поделки, но в работе они незаменимые помощники. Ведь интерес детей к различным новшествам вызывает у них массу положительные эмоции и это тонизирует организм в целом.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время  в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.

(слайд 14)

Игровой самомассаж - это массаж выполняемый самим ребенком. Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. Он улучшает кровообращение; помогает нормализовать работу внутренних органов; профилактика простудных заболеваний; повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж  проводится на физкультурных занятиях,  во время гимнастики пробуждения, физкультминуток, динамических пауз,  а так же может использоваться в самостоятельной деятельности детей.

Для самомассажа используем: природный материал (шишки, орехи,

горох, фасоль, камушки), массажные мячики, су-джок шары, шестигранные карандаши, массажные перчатки, ортопедические массажные коврики.

Использование игрового массажа с детьми дошкольного возраста способствует сохранению и укреплению их психического и физического здоровья, а также к воспитанию основ ведения здорового образа жизни.

(слайд 15)

Самостоятельная двигательная деятельность в группе.

Помимо образовательной деятельности  по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между образовательной деятельностью, в часы игр после дневного сна. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Для самостоятельной двигательной деятельности в группе имеется  спортивный уголок, где дети в свободное  время могут заняться любимой игрой.

(слайд 16)

Прогулка – эффективная форма организации физкультурно – оздоровительной работы. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Дети много играют, двигаются на прогулке. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Подвижные игры развивают основные движения, снимают умственное напряжение от занятий, воспитывают моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

(слайд 17)

Так же разные виды самостоятельной двигательной деятельности на прогулке предоставляет детям возможность выбирать занятие по душе.

(слайд 18)

Экскурсии по территории детского сада и за ее пределами также

являются двигательной активностью. Длительная ходьба во время

прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и

выносливости. Экскурсии помогают детям не только познавать

окружающий мир, но и учить соблюдать правила поведения и

контролировать свою двигательную активность.

(слайд 19)

Одной из форм двигательной активности на прогулке являются также

трудовые поручения. Дети с удовольствием помогают убирать опавшую

листву, выпавший снег и просто подметать дорожки около участка. В

наблюдениях за живой и неживой природой дети активно двигаются при

поиске красивого опавшего листа, необычного камушка или веточки. В

зимнее время на участках воспитатели совместно с детьми строят горки, лабиринты, снежные крепости и т.д.

(слайд 20)

    Для организации двигательной активности детей на зимней прогулке проводятся подвижные игры разной интенсивности, спортивные упражнения: «Катание на ватрушках, снегокатах», «Ходьба на лыжах»,  « Метание снежков» . Для организации самостоятельной и творческой деятельности используется выносной материал: лопатки, снежколепы, ледянки.

(слайд 21)

Лыжи - одно из самых доступных спортивных зимних  увлечений. Ходьба на лыжах укрепляет физическое здоровье детей, является отличным закаливающим средством, способствует развитию быстроты, выносливости, координации, укреплению опорно-двигательного аппарата, а влияние свежего воздуха особо благотворно для деятельности органов дыхания.

     Таким образом, правильная организация и проведение прогулки:

укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подвижные

игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это

является залогом привития детям здорового образа жизни.

(слайд 22-24)

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм физического развития дошкольников и является радостным событием в жизни детей.

Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в виде веселых игр, забав, развлечений, спортивных праздников. Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

В  нашей группе интересно проводятся, «Осенние весёлые старты», «Спортивный праздник 23 февраля» , спортивное развлечение по ПДД, Квест –игра,  ежегодно зимой проводятся  «Зимние игры и забавы»,  а так же  и другие праздники.  

(слайд 25)

Наша физкультурно- оздоровительная  работа также строится на взаимодействии с родителями. Мы проводим консультации по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, оформляем папки-передвижки, раздаем памятки, проводим тематические родительские собрания. Совместно с родителями проводятся «Веселые старты»«Дни здоровья», а также различные мероприятия.

(слайд 26)

В рамках реализации проекта по внедрению в образовательную практику новых форм социального партнерства семьи и образовательного учреждения проводился 8 открытый конкурс для педагогов, родителей и детей «Семейный котёл - 2021»  и  был посвящён теме «Здоровый образ жизни», организатором которого были Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Костромы «Детско-юношеский центр "АРС"» Ресурсный центр «Вектор».

В номинации «Рисунок» для детей 5-7 лет по теме «Весёлая зарядка» наша воспитанница Иванова Екатерина заняла первое место.

Таким образом, организованная физкультурно-оздоровительная работа приобщает родителей и детей к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, и способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon opyt_raboty_po_fizvospitaniyu.pdf2.38 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста "ЧУДО МЯЧ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность программы:«Чудо мяч» является авторизированной программой физкультурно–оздоровительной направленности, предполагает кружковой  уровень освоения знаний и практи...

«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста»

Охрана и укрепление здоровья детейФормирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качествСоздание услови...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижная  игра является     прекрасным средством    развития    и         совершенствования...

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности...

Физкультурно -оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду

Тренажерно-информационная система «ТИСА» для гармоничного развития детей дошкольного возраста...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....