ПРОГРАММА "Юный чемпион" по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»
рабочая программа (подготовительная группа)

Игнатенко Ирина Вячеславовна

 

ПРОГРАММА

"Юный чемпион"

по работе с одарёнными детьми

 

образовательная область «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_odarennymi_2021-2022.docx78.59 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

ПРОГРАММА

"Юный чемпион"

по работе с одарёнными детьми

образовательная область «Физическое развитие»

Инструктор по физической культуре:

Игнатенко И.В.

г. Сланцы

2021-2022 г.

Актуальность

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ставит одну из приоритетных задач образования - модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодежи.

Национальная образовательная инициатива направлена на развитие системы поддержки талантливых детей через реализацию следующих задач:

  • развитие творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждом образовательном учреждении;
  • развитие системы поддержки талантливых детей;
  • развитие механизмов учета индивидуальных достижений детей;
  • поддержку и стимулирование педагогов, работающих с одарёнными детьми и добивающимися высоких результатов.

Исследователями установлено, что наиболее благоприятный период для развития способностей – это дошкольное детство.

Между тем, в настоящее время выявлено довольно значительное разнообразие видов человеческой одаренности. В их числе – общая интеллектуальная, художественная, творческая, лидерская (социальная), психомоторная одаренность – обнаруживающие себя уже в дошкольный период жизни.

Термин «психомоторная одаренность» включает в себя понятие «психомоторика» (от греч. psyche - душа и лат. motor - двигательный, приводящий в движение). Понятие  «психомоторика», характеризующее сферу определенных движений человека, находящихся в неразрывной связи с психическими процессами (память, мышление, чувства), впервые ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. В исследованиях Н.А. Бернштейна показана степень интеграции психомоторных способностей в психику человеку. Согласно теории Н.А.Бернштейна развитие двигательных способностей ребенка заключается в формировании сложнейших систем психомоторных коррекций, которые обеспечивают быстрое и точное выполнение различных двигательных действий за счет их исправления психомоторикой в процессе выполнения движения.

 Психомоторная одаренность проявляется в сфере движений, и заметить ее можно по следующим признакам:

  • повышенная двигательная активность ребенка, ее разнообразие, стремление к овладению сложно координационными движениями;
  • умение тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам, воспринимать и создавать новые на основе двигательного воображения;
  • умение выступать инициатором двигательной деятельности, собственная позицию в ее построении (объяснять двигательные действия, знать точную их последовательность и качественную характеристику);
  • использование своего «двигательного багажа» в новой обстановке (самостоятельно реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности);
  • умение проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.

Важной психологической чертой спортивно одаренных детей является соревновательность. Она проявляется в стремлении к победе, умении рисковать, доводить результаты своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям.

Ежегодно диагностика физического развития детей, проводимая на занятиях физической культурой, выявляет количество воспитанников, имеющих высокий уровень развития двигательных качеств. У таких детей преобладает высокий уровень двигательной активности. Занятия физкультурой и спортом таким детям доставляют массу радостных эмоций и переживаний. В спортивных и подвижных играх они получают уникальную возможность проявить собственную активность и утвердить себя. Что говорит о наличии у таких детей спортивных способностей или психомоторной одаренности.

По результатам мониторинга в нашей ДОО по работе с одарёнными детьми разработана программа «ЮНЫЙ ЧЕМПИОН». Данная программа ориентирована на детей с высоким уровнем физического развития и имеющих явно выраженные природные двигательные задатки.

Программа «ЮНЫЙ ЧЕМПИОН» рассчитана на детей 5-7 лет и предполагает повышение физических возможностей ребенка, увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей.

Цель Программы:

  • совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях;
  • содействие гармоничному физическому развитию;
  •  обеспечение возможностью самореализации одарённой личности в физическом развитии.

Задачи:

Задачи оздоровительного направления:

  • формировать правильное отношение детей к занятиям спортом и физической культурой;
  • формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
  • создавать условия для проявления положительных эмоций.

Задачи образовательного направления:

  • на основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка;
  • обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями;
  • содействовать развитию двигательных способностей.

Задачи воспитательного направления:

  • поддерживать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом, желание использовать полученные двигательные навыки в самостоятельной деятельности;
  • развивать целеустремленность, уверенность, выдержку, самообладание;
  • формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание, коллективизм, создавать условия для самореализации, участвуя в спортивных мероприятиях ДОО и района.

3.  Содержание Программы.

  Программа «ЮНЫЙ ЧЕМПИОН» адресована воспитателям дошкольных учреждений и инструкторам по физической культуре.

Программа предполагает учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка, его возможностей и интересов.

Дети, имеющие психомоторную одаренность, проявляют большую потребность в движениях. Они отличаются достаточно высокими показателями физической подготовленности. У них отмечаются наиболее высокие темпы роста показателей, характеризующих быстроту движений, время двигательной реакции, скорость однократных движений. Они достаточно хорошо приспособлены к скоростно-силовым динамическим действиям, без особых трудностей овладевают новыми, все более сложным по координации, движениями, добиваются определенной точности воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движений. Поэтому на занятиях детям предлагаются наиболее сложные варианты двигательных заданий, направленных на совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств.

Данные двигательные задания заключены в:

  • силовых упражнениях;
  • упражнения на развитие гибкости;
  • в развитие основных видов движений;
  • степ- аэробике.

Силовые упражнения

Сила – степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц достигается благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

Преимущественное внимание уделяется мышцам-разгибателям.

В занятие включаются 5-6 упражнений силового характера.

Упражнения на развитие гибкости

Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц, развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.

Воспитание гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других психофизических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.

Одним из основных средств воспитания гибкости являются упражнения статического характера. 5-6 таких упражнений обязательно включаются в каждое занятие.

Основные виды движений

Одарённые дети имеют достаточно высокий уровень развития двигательных качеств. Задача инструктора в процессе занятий - расширить диапазон двигательных способностей дошкольников в основных видах движений, довести до автоматизма технику их выполнения, повысить показатели выполнения основных нормативов.

Разнообразие основных движений и их вариантов, включение в занятия комплексов ритмической гимнастики, силовых упражнений и упражнений на развитие гибкости дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, что дает положительный результат на развитие психомоторных способностей дошкольников.

Степ- аэробика

Степ- аэробика— нетрадиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Одной из главных особенностей степ-аэробики являются многократные повторения каждого движения на степ-платформе, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке — что определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата.

Основу занятий степ- аэробики  составляют комплексы физических и танцевальных упражнений различной направленности, различные по своему характеру, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп и характер с помощью движений.

Цель степ  - аэробики– развитие координационных способностей, выразительности движений, чувства ритма, активизация музыкального восприятия через движения. Кроме того, во время степ  - аэробики идет одновременное развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев.

Упражнения степ  - аэробикой обеспечивают решение следующих взаимосвязанных задач:

  • повышение интереса к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность;
  • создание разнообразной базы движений и жестов;
  • формирование выразительности движений;
  • развитие двигательного воображения и творческой фантазии;
  • развитие музыкального слуха и чувства ритма ребенка.

Упражнения степ  - аэробики используются в вводной части занятия ,в качестве двигательной разминки в течение 7-8минут. Один комплекс рассчитан на 4-5 занятий.

Задачи обучения детей 5-6 лет:

1) знакомить детей с видами спорта;

2) совершенствовать основные виды движений – бег, прыжки, метание;

3) учить детей владеть мячом, не бояться мяча;

4) создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость;

5) учить выполнять простейшие требования безопасности на тренировках;

6) учить правильно оценивать свои возможности в соревновательной и игровой ситуации.

Задачи обучения детей 6-7 лет:

1) расширять представления детей о видах спорта;

2) добиваться выполнения нормативов по общей физической подготовке выше уровня своих сверстников;

3) совершенствовать умение детей владеть мячом;

4) способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, способствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

5) формировать умение достигать положительных результатов, работать в команде, ориентироваться на партнеров по игре;

6) учить распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату.

Индивидуальное сопровождение одарённых детей по физическому развитию

Список

одарённых детей по физическому развитию

Возрастная группа

Ф.И. ребёнка

направление

1

Подготов. группа

Баранов Семён

Физическое развитие

2

Подготов. группа

Басалаев Артём

Физическое развитие

3

Подготов. группа

Колюкин Григорий

Физическое развитие

4

Подготов. группа

Романовская Анна

Физическое развитие

5

Подготов. группа

Семенюк София

Физическое развитие

6

Подготов. группа

Чередниченко Ксения

Физическое развитие

План работы с одарёнными детьми по физическому развитию

на 2021– 2022 уч. год

Цель – создание условий для проявления потенциальных возможностей и природных способностей дошкольников, совершенствование двигательной деятельности, формирование потребности в движении.

Мероприятия

Группы

Дата

Ответственные

  1. Организационно – управленческая деятельность МДОУ

1.1

Участие воспитанников в муниципальных конкурсах и соревнованиях –

- «Спартакиада дошкольников»

- Соревнования спортивных дошкольных клубов

Старшая и подготовительная  группа

Сентябрь2021 – апрель 2022

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

Воспитатели групп

  1. Организационно – методическая деятельность по МДОУ

2.1

Нормативно – правовая документация МДОУ –

- Разработка Плана работы с одарёнными детьми (по физическому развитию) на 2021 – 2022 уч. г.

---

Сентябрь 2021

Ст. воспитатель – Хазиуллина А.В.

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В,

2.2

Составление и уточнение списков детей, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности по итогам мониторинга

Дети дошкольные группы

Сентябрь 2021

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

2.3

Мониторинг качества образования по образовательной области «Физическое развитие» (на начало и конец учебного года).

Все возрастные группы

Сентябрь 2017

 Апрель 2022

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

2.4

Привлечение воспитанников ОО к записи и активным занятиям в спортивных секциях на базе ДСШ, спортивного клуба «Десяточка»

Дети старшего дошкольного возраста

Сентябрь, 2021

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

Воспитатели групп

2.5

Поощрение и стимулирование одаренных детей за участие в муниципальных конкурсах и соревнованиях.

Дети старшего дошкольного возраста.

В течение

уч. года

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

2.6

Обновление физкультурного инвентаря в спортивном зале.

---

В течение года

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

Заведующая МДОУ Павлюченкова Т.Н.

  1. Работа с детьми

3.1

Воспитательно – образовательная деятельность, в соответствии с основной образовательной программой

Дошкольные группы

В течение года

Педагоги групп

3.2

Спортивные развлечения (по плану Рабочих  программ раздела, двигательная активность (по всем возрастным группам)

Дошкольные группы

В течение года

(по плану)

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

Воспитатели групп

3.3

Организация работы с одарёнными детьми (разучивание игр и игровых упражнений с усложнением на развитие ловкости, силы, выносливости; работа с мячом – элементы пушбола, мини футбола и бадминтона).

Дошкольные группы

В течение уч. года

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

3.6

Активное участие детей в тематических конкурсах и мероприятиях, различного уровня.

Дошкольные группы

В течение уч. года, по мере проведения

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

Педагоги групп

  1. Работа с педагогами

4.1

Консультации –

- Приёмы работы в группе с одарёнными детьми.

- Формы взаимодействия ОУ с родителями детей с признаками одарённости.

---

Октябрь 2021

Ст. воспитатель – Хазиуллина А.В.

  1. Работа с родителями

5.1

Анкетирование по выявлению одаренности детей.

---

Сентябрь2021

Ст. воспитатель – Хазиуллина А.В.

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В

5.2

Индивидуальные и групповые консультации с выходом на родительские собрания по вопросу одарённости дошкольников по направлению.

---

В течение уч. года

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

Воспитатели групп

5.3

Активное привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях ДОУ.

---

В течение уч. года

Инструктор по физ. культуре – Игнатенко И.В.

Воспитатели групп

5.4.

Анкетирование – «Какое место занимает физкультура в вашей семье?»

---

В течение ноября месяца

Ст. воспитатель

Педагоги групп

К концу года дети должны обладать следующими умениями:

- обладать всеми физическими умениями и качествами;

- выполнять движения, проявляя элементы творчества и фантазии;

Схема построения индивидуальной работы с одарёнными детьми

по физической культуре

Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по физической культуре

Формы работы с одаренными детьми

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=226754928-65-72&n=21

Методический инструментарий Программы

Программой предполагается использование разнообразных методов, приёмов и здоровьесберегающих технологий.

Для реализации программы сопровождения физически одаренных детей предусмотрено создание «физкультурного центра группы», где должны быть в наличии самые разнообразный физ. инвентарь и пособия для занятий двигательной деятельностью детей.

Методическое обеспечение.

Обеспечение методическими пособиями:

  • методическая литература;
  • разработанные конспекты занятий, по месяцам, в соответствии с реализуемой Рабочей программой по образовательной области «Физическое развитие», разделу «Двигательная деятельность».
  • картотека с подвижными играми;
  • аудиозаписи для комплексов ритмической гимнастки;
  • иллюстрации по видам спорта;
  • физкультурный инвентарь и оборудование.

Показатели физического развития детей в двигательной деятельности

Особенность психомоторной одаренности в дошкольном возрасте требует специального подхода к ее диагностики. Важно выявить не физическую подготовленность детей, а действительные психомоторные способности (совокупность свойств и качеств) как важную составляющую в структуре психомоторной одаренности. На первое место здесь выступают способности в психокоординации, позволяющие ребенку экономно и полноценно использовать резервные силы организма в управлении движениями.

Так же уровень развитие психомоторных способностей определяется по следующим параметрам:

  • статическая координация на ограниченной площади опоры;
  • динамическая координация на ограниченной площади опоры;
  • способность быстро реагировать, выполнять одиночное движение (природная быстрота реагирования);
  • способность выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;
  • способность воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новые (состояние психомоторной памяти);
  • кондиционные способности детей, обеспечивающие физическую подготовленность;
  • мотивационная готовность ребенка к двигательной активности;
  • развитие гибкости;
  • силовые способности.

Диагностические задания, по физическому развитию, старших дошкольников

Мониторинг детей проводится 2 раза за учебный год –

                                                    - начало учебного года (сентябрь)

                                                    - конец учебного года (апрель).

      Занятия физкультурой строятся на основе данных изучения физического развития детей на начало и конец учебного года.

      Предложенная педагогическая диагностика осуществляется в виде специально разработанных физических упражнений и нормативов для данной возрастной группы детей.

      Тестирование детей этой возрастной группы проводится в несколько занятий. При определении уровня физической подготовленности ребенка следует ориентироваться на следующие факторы :

      - степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях,  элементами техники всех основных видов движений;

      - умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно  использовать свой арсенал движений в различных условиях;

      - развитие физических качеств и двигательных способностей – быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, кординационных особенностей;

      - общая двигательная активность ребенка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности).

      Результат теста определяется по выполнению нормы –

-  если показатель меньше нормы, то – низкий уровень (красный цвет)

- если выполняется норма, то – средний уровень (желтый цвет)

- если показатель больше нормы, то – высокий уровень (зеленый цвет).

      Методы диагностики

      Тестовые задания для выявления физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости, двигательной активности). Для тестирования физических качеств дошкольников используется контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Диагностический пакет методик освоенности детьми (5 – 7 лет)

физических умений и качеств (на начало и конец уч. года)

Тесты на определение физических качеств.

Быстрота –

Цель – выявление сформированности быстроты – способности выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

      Организация и проведение – (бег на дистанцию 30 метров).

      Длина беговой дорожки должна быть на 5 – 7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5 – 7 м ставится хорошо видимый с линии старта ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише.

      По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок, по команде «Марш!» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку ещё две попытки. В протокол заносится результат лучшей из трех попыток.

(норма – 9,8 – 7,9 сек)

Сила –

      Цель – выявление сформированности силы как способности преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения.

      Организация и проведение – Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног – становым динамометром.

(норма - сила кисти рук, правая – 6-9 кг, левая – 5-8 кг, становая сила – 14 – 23 кг)

Ловкость –

      Цель – выявление сформированности ловкости как способности быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Организация и проведение – (бег на дистанцию 10  метров). Результат определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 м + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

(норма 2,7 – 2,1 сек)

Выносливость –

      Цель – выявление сформированности выносливости как способности противостоять утомлению в какой – либо деятельности.

      Организация и проведение – непрерывный бег в равномерном темпе на дистанцию 200 м. тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

(норма 200 м)

Гибкость –

      Цель – выявление сформированности гибкости как морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата, определяющего степень подвижности его звеньев.

      Организация и проведение – Выполнение упражнения – наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20 – 25 см.

      Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком «минус». При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

(норма – мальчики – 2-7 см, девочки 4-8 см)

Двигательная активность –

      Цель – выявление особенностей двигательной активности как удовлетворенной потребности организма в движении. Естественная потребность организма в движении для дошкольников 5 – 6 лет составляет в среднем 10000 – 13000 шагов. Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от сезона – в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30 % по сравнению со средними величинами.

      Организация и проведение – двигательную активность можно измерить с помощью шагомера, который крепиться на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить объективные сведения по двигательной активности ребенка в любой режимный период – на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке, в самостоятельной двигательной деятельности.

      Измерить уровень двигательной активности можно также путем хронометрирования. За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, бежит, прыгает и т.д.). Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно. Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени. Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30 % покоя и 70 %  двигательной активности.

Тесты на определение физических умений

Ходьба (обычная) – Хорошая осанка, свободные движения рук от плеча со сгибанием в локтях, шаг энергичный, ритмичный, стабильный. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп, активное разгибание и сгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая), соблюдение различных направлений и умение менять их.

      Организация и проведение – время учитывается с точностью до 0,1 с, старт и финиш отмечается линиями. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 м от линии старта. Он проходит 10 м до предмета (игрушки), расположенного на расстоянии 2 – 3 м за линией финиша. Задание выполняется 2 раза. Фиксируется лучший результат.

(норма – 10 м - 9,0 – 11,0 сек)

Бег (на скорость) - небольшой наклон туловища, голова прямо. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед внутрь. Быстрый вынос бедра моховой ноги (под углом примерно 60 – 80 град.). опускание толчковой ноги с носка с выраженным распрямлением в суставах. Прямолинейность, ритмичность бега.

(норма – бег на 30 м – 9,8 – 7,9 сек)

       (медленный) - туловище почти вертикально. Сгибание ног с небольшой амплитудой, шаг короткий, постановка ноги – с пятки. Движение полусогнутых рук свободное, с небольшой амплитудой, кисти расслаблены. Устойчивая ритмичность движений.

(норма – бег на 30 м – 11,8 – 9,9 сек)

      Организация и проведение – до проверки движений воспитатель размечает беговую дорожку, длина не менее 40 м, до линии старта и после линии финиша должно быть 5-6 м. В конце беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке, лента и т.д.). воспитатель знакомит детей с командами («На старт!», «Внимание!», «Марш!»), правилами выполнения задания (начинать бег строго по сигналу, возвращаться к линии старта только по краю дорожки). Целесообразно организовать бег парами – в этом случае появляется элемент соревнования, повышающий интерес к мобилизирующий силы детей. Даются две попытки с интервалом для отдыха 2-3 мин, фиксируется лучший результат.

Прыжки (в длину с места) – И.П. ноги стоят параллельно на ширине ступни, туловище наклонено вперед, руки свободно отодвинуты назад, толчок двумя ногами одновременно (вверх вперед), выпрямление ног, резкий мах руками вперед вверх, полет туловище согнуто, голова вперед, вынос полусогнутых ног вперед, движение рук вперед вверх, приземление одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню, колени полусогнуты, туловище слегка наклонено, руки движутся свободно вперед – в стороны, сохранение равновесия при приземлении. (норма – 95 – 110 см)

      (в глубину) -  И.П. ноги стоят параллельно на ширине ступни, слегка согнуты в коленях, туловище наклонено, голова прямо, руки свободно назад, толчок, сильное отталкивание вверх с распрямление ног, резкий взмах руками вперед вверх, полет, туловище вытянуто, руки вперед вверх, приземление, одновременно на обе ноги, с переходом с носка на всю ступню, колени полусогнуты, туловище наклонено, руки вперед – в стороны, сохранение равновесия при приземлении (спрыгивание, норма – высота 40 см)

(в длину с разбега) – И.П. равноускоренный разбег на носках, корпус слегка наклонён вперед, энергичная работа полусогнутых в локтях рук, корпус выпрямляется, толчок, толчковая нога почти прямая, становится на всю ступню, маховая нога выносится вперед вверх, прямое положение туловища, руки вперед вверх. Полет, маховая нога вперед вверх, к ней подтягивается толчковая нога, туловище почти прямое, одна нога идет вверх, другая – несколько в сторону, наклон туловища вперед, группировка, ноги (почти прямые) – вперед, руки – вниз назад. Приземление, одновременно на обе ноги, с переходом с пятки на всю ступню, туловище наклонено, ноги согнуты в коленях, руки свободно движутся вперед.

(норма – 130 – 150 см)

(прыжки в высоту с разбега способом «согнув ноги») И.П. разбег с уклонением на последних шагах, энергичная работа полусогнутых в локтях рук. Толчок , выпрямление толчковой ноги с резким выносом вперед вверх маховой, наклон туловища вперед, сильный мах руками вверх. Полет, подтягивание толчковой ноги к маховой, группировка, руки вперед вверх. Приземление – одновременно на обе полусогнутые ноги с переходом с носка на всю ступню, туловище наклонено вперед, руки свободно движутся вперед, сохранение равновесия при приземлении (шаг вперед – в сторону)

(норма – 35 – 40 см)

Организация и проведение – в зале необходимо подготовить стойки для прыжков в высоту, резиновую дорожку и четко обозначить место отталкивания. На участке следует предварительно подготовить яму для прыжков – разрыхлить песок, указать место отталкивания и т.д.

      Высота увеличивается постепенно (на 5 см). каждому ребенку даются три попытки подряд, фиксируется лучший результат. Перед оценкой сложных видов прыжков (в длину и в высоту с разбега) целесообразно дать 1 – 2 пробные попытки (при высоте 35 – 40 см).

Метание (метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками стоя, вдаль) И.П. – стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носке, правая рука с предметом на уровне груди, локоть вниз. Замах – поворот вправо, сгибая правую ногу и перенося на неё вес тела, левую – на носок, одновременно разгибая правую руку, размашисто отвести её вниз-назад-в сторону, перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина прогнута – «положение натянутого лука». Бросок – продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить, хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль вверх, сохранять заданное направление полета предмета. Заключительная часть – шаг вперед (или приставить правую ногу), сохранение равновесия. (норма – 1,4 – 2,7 м).

(метание мешочка с песком в горизонтальную цель) – И.П. – стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч, правая рука выдвинута вперед (прицеливание), левая свободно опущена вниз. Замах – перенос тяжести тела на правую ногу, левую на носок, одновременно правую руку поднять вверх. Бросок – поворот в сторону мишени, перенос тяжести тела на левую ногу, правую на носок, резкое движение правой рукой вниз, одновременно хлещущее движение кисти, попадание в цель. Заключительная часть – шаг вперед или приставление правой ноги, сохранение равновесия. (норма – попадание в мишень).

Организация и проведение – метание вдаль проводится на площадке (длина не менее 10 – 20 м, ширина 5 – 6 м), которую следует заранее разместить на метры флажками или цифрами. Мешочки или мячи удобно положить в ведерки (коробки) для каждого ребенка. Воспитатель уточняет порядок выполнения задания – по команде бросить мешочек (мяч) в определенном направлении, затем по команде собрать мешочки (мячи). Метание в цель проводится индивидуально, каждому ребенку также дается по три попытки каждой рукой.

Лазание (по гимнастической стенке) – Одноименный и разноименный способы. Одноименная (или разноименная) координация рук и ног. Одновременность постановки руки и ноги на рейку. Ритмичность движений.

      Организация и проведение – Проверка движений проводится индивидуально. Необходимо расположить маты около снаряда. Возможны 1 – 2 предварительные попытки. Начало подъема сопровождается командами – «Приготовиться!», «Марш!». Каждому ребенку дается по три попытки, учитывается лучший результат. Одновременно с оценкой качества движения фиксируется время подъема и спуска.

Равновесие Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. В старшем дошкольном возрасте продолжают совершенствовать равновесие посредством разнообразных упражнений. Все упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий, поэтому их следует проводить в среднем или медленном темпе под наблюдением воспитателя, а при необходимости оказывать помощь и страховку отдельным детям.

(равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке, норма – уверенная ходьба с вытянутыми руками, без поддержки взрослого)

      (статическое равновесие при упражнении «ласточка», норма – 7 – 15 сек).

 Ожидаемые результаты

1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность).

2.Сформированность начальных умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков.

3. Умение взаимодействовать с партнерами в игровых и соревновательных ситуациях, высокоразвитые волевые и моральные качества личности.

4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья.

Анализ :

Среди активных участников в конкурсном движении и спортивных мероприятиях как ДОУ, так и района, одарённые дети достигают высоких результатов: Баранов Семён и Романовская Анна заняли 2 место в клубном соревновании «Бадминтон 2021», командное  2 место в клубном соревновании по «Пушболу», 2 место в спортивных танцах. По итогам мониторинга видно, что повысилась физическая подготовленность дошкольников: спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, координация движений, подвижность. Сформировались начальные умения, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационные навыки. Сформировалось умение взаимодействовать с партнерами в игровых и соревновательных ситуациях, Сформировались волевые и моральные качества личности. Стала активнее проводиться работа совместно с родителями. Баранов Семён, Басалаев Артем стали посещать секции в ДЮСШ, Клюкин Григорий посещает секцию бокса. Романовская Анна посещает секцию тхэквондо. Чередниченко Ксения  и Семенюк София посещают танцевальный кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы педагога инструктора по физической культуре Григорьевой Галины Борисовны. «Военно-патриотическая игра ко дню снятия блокады». для детей старшего возраста Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, познавательное

Статья из опыта работы педагогаинструктора по физической культуре Григорьевой Галины Борисовны.« Военно-патриотическая игра ко дню снятия блокады».  для детей старшего возраста Интеграция об...

Годовой план работы инструктора по физической культуре СУРАВЕШКИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ по образовательной области «Физическое развитие» на 2016 – 2017 год

Годовой план работы инструктора  по физической культуре СУРАВЕШКИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫпо образовательной области «Физическое развитие»на 2016 – 2017  год ФГОС ДО: «Физическое развити...

Образовательная область "Физическое развитие".Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «физическое развитие»/ «социально-коммуникативное развитие».«ПУТЕШЕСТВИЕ К СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ».

Учить детей элементам классической степ-аэробики и фитбол-гимнастики, совершенствование физических качеств, координации движений, профилактика плоскостопия....

План по самообразованию: «Системный подход в образовательной, воспитательной и оздоровительной работе с детьми в области «Физическое развитие» на 2022 - 2023 учебный год

Сегодня, согласно ФГОС дошкольного образования целями самообразования являются:Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:- анализ возрастных особенностей детей;- выявление про...