Проект "Цветок здоровья"
проект

Корочкина Валерия Сергеевна

Проект по здоровьесбережению долгосрочный для детей дошкольного возраста. В проекте описываются нетрадиционные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tsvetok_zdorovya._docx.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 комбинированного вида»

«Цветок здоровья»

(Нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ)

https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2021/12/18.png

Срок реализации: 9 месяцев

  Подготовила : дефектолог

 Корочкина В.С.

г.о. Саранск, 2022-2023уч.г.

      Краткая аннотация

В проекте представлен комплекс нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий, которые можно использовать в работе с детьми общеобразовательных групп и в группах с детьми ЗПР. Некоторые элементы оздоровительных технологий могут использоваться в любой образовательной деятельности. 

  Пояснительная записка

Все больше мы наблюдаем что в современном мире отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, все больше детей подвержены частым простудным заболеваниям, нарушениям речевой деятельности, нарушениями осанки и плоскостопия.

Работа педагога  по воспитанию привычки к здоровому образу жизни у детей  с ОВЗ предполагает решение ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями ребенка. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом, психическом и умственном развитии ребенка, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип проекта: практико-ориентированный, игровой

Вид проекта:  групповой

Участники проекта: дети группы ЗПР (4-7 лет), педагоги ДОУ, родители.

Практическая значимость

Нетрадиционные оздоровительно - развивающие технологии : Су-Джок массаж, крупотерапия, сказкотерапия и тд приучают ребенка не только сознательно относиться к своему здоровью , но и способствуют развитю общей и мелкой моторики, эмоционального состояния ребенка в целом.

Инновационная направленность

Упражнения и оздоровительно-развивающие техники надолго остаются в памяти ребенка в связи с тем, что  обучение и оздоровление происходит с легкостью в игровом варианте. С помощью новизны и формирования нового типа  взаимодействия детского сада и семьи, которая характеризуется доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями.

Актуальность

Перед дошкольным учреждением стоит одна из важнейших задач это подготовка детей к школе.  При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей проблемы детей в психоэмоциональном  развитии набирают свои обороты. У детей  с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и неустойчивость психоэмоционального развития.

Особенности  развития детей с задержкой психического развития и ОВЗ  отражает недоразвитие эмоционально-волевой, речевой и познавательной деятельности.

Проблема

 Работа обычными традиционными методами и приемами с детьми с ЗПР не приносит больших результатов. Такие дети требуют терпения и особой подготовки педагога.  Таким детям необходима дополнительная мотивация, определенная заинтересованность, чтобы побуждать их интерес к работе. Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР имеющими нарушение в эмоционально-волевой сфере. эти технологии позволяют создавать психофизиологический  комфорт детям во время занятий где они должны ощущать себя уверенными в своих силах и способностях, организовывать занятия интереснее, разнообразнее, доступнее. Такие методы работы являются одними из эффективных средств коррекции, которые  помогают достичь максимальных успехов в оздоровлении детей дошкольного возраста.

Актуальность

 Важная задача дошкольного учреждения - подготовка детей к школе.

Анализ ситуации в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеющих отклонения в речевом и эмоционально-волевом развитии - растет. Практический опыт и исследования доказывают, что устранять выше перечисленные проблемы необходимо в дошкольном  возрасте, в связи с тем, что в данном возрасте у детей нервно-психический статус является наиболее пластичным.

Если не оказывать своевременную помощь со стороны педагогов, медиков, родителей проблемы детей осложняются. Возможны повышенная истощаемость, дефицит внимания, агрессивность, чрезмерная расторможенность, снижается работоспособность и память.

Таким образом снижение  общей и мелкой моторики у детей с ЗПР влечет за собой нарушение речи как системы, недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Проблема

Мало работать с детьми ЗПР традиционными методами и приемами, такие дети требуют особого терпения и подготовки. Для дет ей с задержкой психического развития необходима дополнительная мотивация, определенная заинтересованность, которая будет постоянно побуждать их интерес к работе. Использование нетрадиционных, инновационных оздоровительно-развивающих технологий в работе педагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития с ОВЗ. Эти технологии позволяют создать для детей психофизиологический комфорт на занятиях, помогающий создать ситуацию "уверенности" в своих силах.

Актуальность данной проблемы и вопросы родителей подвели нас к необходимости разработать данный проект.

Объект проекта - нетрадиционные оздоровительно-развивающие технологии в работе дефектолога и воспитателей для детей с ЗПР с ОВЗ.

Предмет исследования - использование  нетрадиционных оздоровительно- развивающих технологий в работе дефектолога и воспитателей

Цель проекта - введение нетрадиционных форм развития, создание  оптимальных условий для всестороннего развития двигательных и  психофизических способностей, сохранение  и укрепление   здоровья детей с ЗПР с ОВЗ путем повышения физиологической активности  органов и систем детского организма посредством  нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий.

Задачи проекта:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через нетрадиционные технологии.

2. Совершенствовать двигательные навыки и качества ребенка, как основу его физической подготовленности в соответствии с индивидуальными возможностями.

3. Совершенствовать  индивидуальный двигательный опытдетей, обучая движениям и двигательным упражнениям посредством нетрадиционных оздоровительно-развивающих технологий.

4. Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.

5. Привлечение родителей для активного участия по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

6. Создать предметно-развивающую среду, с использованием нетрадиционного оборудования, способствующую воспитанию культуры здоровья дошкольников.

Методы исследования

- изучение и анализ литературы

- эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный

- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)

- диагностические методы

Экспериментальная база исследования: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида" группа для детей с ЗПР в количестве 7 человек ( один ребенок с ОВЗ)

Ресурсы ИКТ, ноутбук, проектор, магнитофон, интернет -ресурсы, подбор игр и упражнений, комплексы самомассажа, Су-Джок шарики и тд.

Материалы данногоЕ проекта составлены с опорой на  Адаптированную Основную Образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития мунииципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №32 комбинированного вида" с учетом программы С.Г.Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" М: Школьная Пресса, 2005г.

План проекта

Подготовительный этап

1. Формирование проблемы, целей и задач проекта

2. Изучение литературы, интернет-ресурсов по теме проекта

3. Диагностика знаний детей по теме

4. Разработка проекта

5. Анализ и пополнение предметно-развивающей среды по теме

6. Создание картотеки игр, упражнений, подбор художественной литературы и музыкального сопровождения

7. Разработка памяток, консультаций

8.Составление перспективного плана

Сентябрь


Этапы проекта

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьей

Деятельность с детьми

Организационный этап.

Планирование деятельности

Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире?

Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные».

Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных

Консультативная работа с родителями.

Принимают участие в обсуждении

Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями.

Основной этап

Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон.

Просмотр дома телепередач о животных.

Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану.

Заключительный этап

Презентация проекта

Подведение итогов

Создание книги «Животные леса»

Организует презентацию и представление созданной книги «Животные леса».

Оказывают помощь в сборе бросового материала.

Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных.

Активные участники.

Создание книги о диких животных.

Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение».


Перспективный план работы с родителями в рамках реализации проекта «Животные леса»

Направление по повышению компетентности родителей

Совместная деятельность педагога с родителями

Совместная деятельность родителей с детьми

Результат

Информационно-аналитическое

Познакомить родителей с предполагаемым проектом

Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др.

Получение родителями информации о предстоящей работе

Познавательное

Консультация:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными»

Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных

Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа».

Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе

Пополнение предметно-развивающей среды:

  • Настольный театр «Зоопарк».
  • Книга «Дикие животные».
  • Д/и: «Кто в домике живёт?»

Наглядно-информационное

Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных»

Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе

Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме

Развитие грамматического строя речи у ребёнка:

  • упражнять в образовании притяжательных местоимений;
  • образование существительных с помощью суффикса –ищ;
  • образование сложных прилагательных;
  • образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей.

Приложение

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

«ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА»

ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА

С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

дети идут по кругу друг за другом

За мамой-лосихой топал лосёнок,

идут, громко топая

За мамой-лисицей крался лисёнок,

крадутся на носочках

За мамой-ежихой катился ежонок,

приседают, медленно двигаются вперёд

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

идут вперевалку

За мамою-белкой скакали бельчата,

скачут вприсядку

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат,

идут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

лицом в круг, делают движения языком – «лакают»


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.

дети загибают пальцы на

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

обеих руках: по одному

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

пальцу на каждую строчку

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

удары ладонями и кулачками поочерёдно

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Пустое место» «Узнай по голосу»

Я по кругу хожу и в окошечко гляжу.

Мы по кругу идём,

К одному я подойду и тихонько постучу.

Мы лисичку зовём,

- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,

- Кто там? Нас по голосу узнает.

-……..(Саша)

- Зачем пришёл?

- Побежали на перегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)



СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ

 (Вл. Степанов)

Медведь.

Белка.

По завалам, по оврагам

Белка – с кисточками ушки-

Ходит зверь хозяйским шагом.

Гриб увидит на опушке -

Любит он душистый мёд,

Прыг за ним с густых ветвей

Да малину с веток рвёт.

И несёт домой скорей.

Кабан.

Лось.

Опускается туман,

Лось – рога ветвистые

Просыпается кабан.

Да копыта быстрые.

Роет землю у реки,

Головой качая, он

Точит острые клыки.

Задевает небосклон.

Ёж.

Барсук.

Серый ёжик весь в иголках,

Встанет за полночь барсук,

Словно он не зверь, а ёлка.

Обойдёт свой дом вокруг.

Хоть колюч молчун лесной –

Острый нюх и зоркий глаз -

Ёжик добрый, а не злой.

Наступил охоты час.

Список литературы

1.Воронквич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Текст – С.П б.: «Детство – пресс», 2006.

2. Метельская Н.Г. 100 физкульт минуток на логопедических занятиях. М.:

3.Волчкова В.Н., Степанова Н.В Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, : Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2001.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детских садов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

6. Лысаков. В.Г.  1000 загадок / В.Г. Лысаков. – М.: А.С.Т., Донецк: Сталкер, 2006.

7. О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных  учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу « Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./ авт.сост. О.Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. ( Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1998.

9. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др.- 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М94 «Детство – пресс»,2003


Анкеты для родителей.

«Экологическое образование в семье»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1.Есть ли у вас дома животные?

-кошка

- рыбки

- собака

- хомячок

-птицы

- другие

2.Ест ли комнатные растения?

-да

-нет

Если да, то какие?

3.Кто ухаживает за животными или растениями?

-мама

-папа

-ребенок

4.Что делает при этом ребёнок?

-кормит

- гуляет с ним

- играет

- поливает

- ничего не делает

5.Бываете ли вы с ребёнком на природе?

-да

-нет

- Если да, то где?

6.С какой целью?

7.Где ребёнок обычно проводит лето?

8.Как вы относитесь к приобщению ребёнка к природе в детском саду?

-плохо

- хорошо

-мне все равно

- другое__________________________________________________________

9.Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?

_________________________________________________________________

«Воздух в вашей квартире»

1.Определение состояния воздуха вашей квартире:

- чистый;

- грязный;

- не знаю.

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?

- да;

- нет.

3.Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

4. Сколько у вас комнатных растений?

5. Часто ли вы проветриваете помещение?:

- регулярно;

- изредка;

- не обращаю на это внимания.

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

- каждый день;

- раз в неделю по выходным;

- другие варианты…

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке мебели:

- да;

- нет.

8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке обоев:

- да;

- нет.

8. Учитывали ли вы экологическую безопасность при покупке ковров:

- да;

- нет.

9. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

10. Как очищаете воздух в квартире?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....