НОД "Органы чувств - нос"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузина Светлана Александровна

Образовательная ситуация :расскажем Незнайке о значении носа, позволит познакомить детей со строением и функциями носа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zachem_nuzhen_nos.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Орган чувств - нос»

Образовательная ситуация «Расскажем Незнайке о значении носа»

Задачи:

- сформировать у детей первичные представления о строении носа, основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливание запахов - обоняние);

- актуализировать знания детей о правилах безопасности и элементарных правилах личной гигиены и ухода за носом,

- расширять словарный запас детей в процессе знакомства с многозначностью слова «нос», на основе углубления знаний о носе;

- формировать умение  анализировать, сравнивать, делать выводы;  

- способствовать развитию познавательной активности детей;

- воспитывать бережное отношение к своему организму,  желание познавать его строение и функции.

Оборудование: картинки: животные, птицы, пароход, самолет, обувь, чайник; непрозрачные контейнеры с различными запахами и соответствующие им картинки на каждого ребенка; фильтр из ваты и марли (5 шт.), 5 пустых стаканов, 5 стаканов с грязной водой; пульверизатор, носовой платок, снежинки на каждого ребенка, картинки с правилами гигиены и безопасности, плакат.

Ход образовательной ситуации

Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Упражнение «С добрым утром!» (Слайд 1)

С добрым утром, глазки!         Указательными пальцами поглаживать глаза.

Вы проснулись?                  Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него.

С добрым утром, ушки!                  Ладонями поглаживать уши.

Вы проснулись?                                 Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!                Поглаживать то одну, то другую ручки.

Вы проснулись?                               Хлопки в ладоши.

С добрым утром, ножки!               Поглаживание коленок.

Вы проснулись?                             Потопать ногами.

С добрым утром, солнце!             Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

Я - проснулся! (проснулась)                обнять себя

2. Введение в образовательную ситуацию

 (Слайд 2)  Воспитатель сообщает детям, что Незнайка обращается к ним с просьбой: помочь разобраться в споре. Незнайка, когда хотел стать художником, нарисовал портрет Пилюлькина. Но портрет Пилюлькину не понравился.  Он говорит, что такой портрет нельзя вешать в рамке на стену, потому что он какой-то странный. Ребята, а вам не кажется, что в нем что – то не так?   (ответы детей)

 -Да, я согласна с вами, на портрете Пилюлькина не хватает носа. Но Незнайка говорит, что нос Пилюлькину совсем не нужен, что можно обойтись и без него. А вы, ребята, как думаете, кто прав - Незнайка или Пилюлькин?  (ответы детей) 

  1. Целеполагание

-  Я предлагаю доказать Незнайке, что без носа нельзя обойтись. Тем самым мы поможем Незнайке узнать, кто из них прав.

- Вы хотите помочь Незнайке?

Поисковый этап

Планирование предстоящих действий

-Как вы думаете, что  мы должны рассказать Незнайке о носе?

Схематическое изображение плана размещается на доске.

  1. Для чего нужен нос.
  2. Правила гигиены.
  3. Правила безопасности.

Практический этап

- Для начала я вам предлагаю определить, кому и для чего нужен нос.

Дидактическая игра «Кому и для чего нужен нос»

- Нос нужен Слайд (показываю картинку животных), для чего - чтобы находить по запаху пищу;

- Нос нужен Слайд (птица), для чего - клевать пищу;

- Нос нужен Слайд (пароходу), для чего - рассекать волну;

- Нос нужен Слайд (самолету), для чего – лететь;

- Нос нужен Слайд (чайнику), для чего - наливать кипяток;

- Нос нужен Слайд (обуви), для чего -  для защиты пальцев ног.

- Молодцы, вы справились с этим заданием. Человеческому носу мы уделим особое внимание. И для начала проведем небольшой эксперимент. Слайд Зажмите нос руками и скажите слово «нос».

- Что происходит со звуками?

- Правильно, они изменились. Речь стала нечеткой, голос гнусавым, глухим, неприятным.

 - Так для чего нам нужен нос? Какой вывод можно сделать? (Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.)

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

- Что мы делаем, если нам нужно определить запах предмета или вещества?  (подносим к носу, нюхаем).

Я предлагаю поиграть в игру «Угадай по запаху».

В контейнерах с дырочками находятся различные продукты. Надо взять один контейнер и определить по запаху, какой продукт находится в нем, затем выбрать соответствующую картинку. (в непрозрачных контейнерах находятся различные продукты, имеющие яркий запах.) 

- Трудно было угадать?

- Молодцы! Ваши носики очень хорошо умеют различать запахи.

- Как называется функция носа, помогающая угадывать запах? (обоняние)

Иногда нос предупреждает нас об опасности. Запахнет в воздухе дымом, газом – нос сразу сообщит об этом. Запах помогает определить качество продуктов.

Знакомство с функцией носа – дыхание.

-  Сейчас следующий этап эксперимента. Закройте рот и зажмите нос, не дышите. Ох, я больше не могу. Может ли человек долго не дышать?

- Ребята, дыхание имеет важное значение, и, если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга. 

Без дыханья – жизни нет,

Без дыханья – меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышат он и я и ты.

- Человек не может жить без воздуха, а, чтобы он попадал в организм, природа создала дыхательную систему, где нос играет главную роль. Давайте рассмотрим схему носа. (Слайд)

- Попадая в нос, воздух проходит через два коридора – это ноздри, стенки их покрыты волосками. Вы можете спросить, зачем они в носу. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. (Слайд)Далее воздух проходит через лабиринт - носовые ходы. Лабиринт играет важную роль для того, чтобы воздух, проходя по носовым ходам, согревался и попадал в наши лёгкие уже тёплым. Поэтому на морозе надо дышать только носом. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Поэтому нос называют - фильтром. (Слайд)

- А вы знаете, что такое фильтр?    Ответы детей.

- Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Посмотрим, как работает простой фильтр из ваты и марли. 

Опыт с фильтром.

У вас по два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой. В пустой стакан вставим фильтр из марли и выливаем через него грязную воду. (Работа в парах. Один ребенок держит стакан с фильтром, второй -  с грязной водой).

 - Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

- Что делает фильтр? Ответы детей.

- Нос очищает воздух от микробов. Поэтому нос надо чаще мыть.  Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком много, мы чихаем, и нос очищается от микробов.

- Ребята, а что нужно делать, когда мы чихаем? (ответы детей: прикрывать нос платком).

А для чего это нужно? (ответы детей)

Демонстрационный опыт о необходимости платка при чихании.

- Я проведу небольшой опыт. Для этого понадобится пульверизатор, он будет выполнять роль носа. Когда в носу много слизи и микробов, человек часто  чихает. Что же будет, если   он не будет прикрывать нос и рот  платком во время чихания? (провожу опыт).

- Посмотрите, без платка микробы разлетаются на большое расстояние и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если прикрывать нос и рот носовым платком (провожу опыт). Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Вот поэтому так важно всегда иметь носовой платок. Важным гигиеническим правилом является ежедневное очищение и мытье носа во время утреннего умывания.

Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»

- Давайте подышим носом. Возьмите снежинки и выполним упражнение.

Маленькая снежинка села на ладошку – (Дети показывают снежинку)

Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают одну ладошку другой)

Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывают)

Отпускаю полетать.

Снежинка лежит на ладошке. (Держат снежинку на ладошке)

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько − снежинка лежит, (Дуют потихоньку)

Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно)

- Молодцы. Я думаю, что в нашей лаборатории вы узнали очень много интересного.

Создание плаката «правила для носа»

- А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа.

Вам нужно назвать правило гигиены или безопасности носа и приклеить соответствующую картинку на плакат.

- Нельзя ковыряться пальцем в носу и тем более острым предметом.

-  Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

- При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.

- Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.

Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итога

- Теперь мы с вами поняли, как важен для нас нос (ответы детей). (Слайд) 

- Что мы расскажем Незнайке о значении носа? (Нос очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи, помогает нам красиво разговаривать.) 

- Как вы думаете, наш рассказ и то, что мы узнали смогут убедить Незнайку в необходимости носа для человека и других живых существ?

- Незнайка теперь обязательно исправит портрет Пилюлькина и нарисует ему настоящий нос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"

Консультация для родителей:"Шестое чувство- чувство природы"...

Практико-ориентированный проект «Чувства разные нужны, чувства разные важны». Развитие эмоциональной компетентности как фактор успешной подготовки детей 6-7 лет к жизни в современном обществе.

Одной из главных причин неэффективного сотрудничества и общения во взрослой жизни является отсутствие умений выстраивать отношения, которые приобретаются ребёнком уже в дошкольном возрасте. В подготов...

Программа групповых развивающих занятий "Чувства всякие важны, чувства всякие нужны"

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция  к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вниман...

Особенности чувств дошкольника, основные направления развития чувств

Краткая презентация о психологических и педагогических аспектах развития чувств младших дошкольников и условиях их развития....

Занятие в рамках проекта"Чувства разные нужны, чувства разные важны"

Проведение целенаправленной работы по ознакомлению детей с миром чувств благоприятно сказывается на формировании их личностного развития. Дети учатся понимать себя и окружающих, жить в ладу с собой и ...

«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма».

«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма»....