Проект «Азбука здоровья»
проект

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_zdorovya.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Проект

«Азбука здоровья»

средняя группа

Выполнила: воспитатель Клинкова О.С.

Смоленск, 2022 г

Актуальность

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:

-Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей;

- Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%;

-Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

 Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Процесс формирования представлений средних дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Особое значение приобретает трудовая деятельность для ребенка среднего дошкольного возраста, т.к. именно в этом возрасте дошкольник способен усваивать такие понятия как «ответственность», «уважение к труду и людям труда», а также «здоровый образ жизни».

Трудовая деятельность среднего дошкольника определяет направление его образа жизни: лишь труд может доставлять огромную радость, особенно если его плоды направлены на других людей, лишь труд есть норма здоровой и счастливой жизни.

В ДОУ дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.

Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию, умственную работоспособность, нравственные силы; дают стремление вести здоровый образ жизни.

Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Поэтому решила использовать игровые ситуации в повседневной жизни, чтобы сформировать понятия о здоровом образе жизни.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

Для реализации данного направления моей педагогической деятельности был разработан проект «Азбука здоровья» для работы с детьми среднего возраста.

Цель: формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
  • Научить элементарным приемам сохранения здоровья.

Развивающие:

  • Развивать у детей потребность в активной деятельности.
  • Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

Воспитательные:

  • Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
  • Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
  • Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Особенности проекта:

По виду: познавательно-игровой

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный

Возраст участников проекта: дети средней группы

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

По количеству участников: коллективный

Ожидаемый результат:

  • Сформированность навыков здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.
  • Дети получили практические культурно-гигиенические навыки и умения.
  • Умение проводить простейшие исследования, анализировать, делать выводы.
  • У детей появилось желание сохранять и укреплять свое здоровье.
  • Снижение заболеваемости детей.

Форма работы: занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

  • вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
  • подбор цикла бесед по ЗОЖ для детей;
  • создание картотеки подвижных и дидактических игр;
  • создание сборника загадок и потешек по ЗОЖ;
  • создание конспектов физкультурных развлечений;
  • создание конспектов ООД;
  • создание картотеки ежедневной утренней гимнастики и гимнастики после сна.

2. Основной этап:

  • Физическое развитие: проведение подвижных игр и игровых упражнений; ежедневное проведение утренней зарядки, бодрящей гимнастики; физкультурные занятия; ходьба по «тропе здоровья».
  • Социально-коммуникативное развитие: проведение бесед по ЗОЖ; ситуативные разговоры; дидактические игры; сюжетно-ролевая игры; игровые ситуации.
  • Речевое развитие: загадывание загадок про ЗОЖ; просмотр мультфильмов и последующее обсуждение; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений.
  • Познавательное развитие: ООД о важности здорового образа жизни, о пользе овощей фруктов, ягод и грибов; дидактические игры.
  • Художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка, аппликации по здоровому образу жизни.

3. Заключительный этап:

  • подведение итогов проектной деятельности;
  • обработать результаты реализации проекта;
  • провести презентацию проекта в ДОУ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Ноябрь.

  1. Режимный момент «В гостях у доктора Айболита».
  2. Познавательное занятие «Где прячется здоровье?»
  3. Заучивание пословиц и поговорок о здоровье;
  4. Рассматривание иллюстраций: «Почему заболели ребята»
  5. Беседа: «Что я знаю о здоровье?»
  6. Дидактическая игра «Полезно-вредно», «Что нам нужно для здоровья» (с мячом)
  7. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
  8. Чтение художественной литературы Шорыгина Т. «Зарядка и простуда»

Декабрь

  1. Беседа «Мое тело»
  2. Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека».
  3. Экспериментирование «Определи плоскостопие»
  4. Рассматривание портретов людей разной внешности.
  5. Загадывание загадок про части тела.
  6. Д/и «Зеркало», «Фоторобот», «Опиши стопу»
  7. Сюжетно ролевая игра «Больница»
  8. Наблюдение на прогулке «Чем отличаемся мы от детей младших групп?»
  9. Лепка «Витамины».
  10. Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым»

Январь

  1. Экскурсия на кухню - наблюдение за работой повара, закрепить словарь по темам: «продукты», «овощи», «фрукты»
  2. Познавательное занятие «Режим питания»
  3. Упражнение «Знакомство с продуктами питания»
  4. Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты»
  5. Сценка: "Реклама овощей".
  6. Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
  7. Д/и «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат», «Фруктовое канапе»
  8. Разукрашивание картинок с овощами и фруктами

Февраль

  1. Беседа с медсестрой детского сада о болезнетворных микробах;
  2. Экспериментирование: «Заквашиваем молоко» (полезные микробы), «Осторожно снег!»;
  3. Изготовление книжек–малышек «Сказки про микробов»;
  4. Составление рассказов детьми на темы: «Мне микроб не страшен», «Что такое здоровый образ жизни», «Правильное питание»; инсценировка стихотворения «Спор овощей»;
  5. Чтение детьми потешек, коротких стихотворений, пословиц.
  6. Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Кафе», «Отдых семьей»;
  7. Дидактические игры «Правильное питание», «Мы - спортсмены», «Вредные советы»
  8. Чтение художественной литературы Остер Г. «Петька – микроб»

Март

  1. Беседы: «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?», «Отчего прокисает молоко?», «Враги микробов», «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»;
  2. Изготовление чесночниц;
  3. Выращивание лука для отпугивания микробов – вирусов;
  4. Труд в природе «Выращивание лука»;
  5. Дидактические игры «Пирамида здоровья», «Аскорбинка и ее друзья», «Валеология» (уход за органами чувств)
  6. Слушание песен по теме «ЗОЖ»

Апрель

  1. Совместная деятельность «Микробы и вирусы – враги нашего здоровья»;
  2. Совместная познавательная деятельность «Как увидеть микробов»;
  3. Хозяйственно-бытовой труд «Чистая группа – залог здоровья»
  4. Целевая прогулка по улице (с целью сравнения загрязнения снега);
  5. Рассказывание о пользе лука воспитанникам ДОУ
  6. Совместная деятельность по экспериментированию «Как очистить воду»
  7. Советы Мойдодыра – знание правил гигиены

Май

  1. Создание презентации по результатам проекта;
  2. Игра-викторина «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»;

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»,
  • Буклеты: «Сказка ложь – да в ней намёк» (терапевтическое значение сказок), «Комплекс зрительной гимнастики на каждый день», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия».
  • Консультации для родителей: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Здоровая осанка», «Как заставить ребенка есть фрукты и овощи», «Компьютер - плюсы и минусы», «Закаливание, методика, противопоказания», «Больше внимания осанке»; консультация-практика «Двигательные игры-разминки»
  • Папки-передвижки: «Соблюдаем режим дня – сохраняем здоровье!», «10 правил здорового образа жизни».
  • Знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в д/с.
  • Рекомендации родителям о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка.
  • Беседа с родителями о личной гигиене дошкольников.
  • «Декада по пропаганде ЗОЖ, по профилактике употребления алкогольной, табачной продукции, наркотиков и других психоактивных веществ»
  • Фотовыставка «Со спортом дружить – здоровым быть», «Я люблю овощи и фрукты!», «Мой активный отдых», «Мама, папа, я – здоровая семья!».
  • Конкурс «Нестандартное физкультурное оборудование».
  • Родительские собрания: «Мы то, что мы едим», «Здоровый образ жизни – хорошая привычка», «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни», «Сохранение здоровья — важнейшая составляющая защиты детей».

ИТОГ ПРОЕКТА

  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья;
  • Дошкольники научились элементарным приемам сохранения здоровья;
  • Сформировалась у детей потребность в активной деятельности, потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни;
  • Сформировалось положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста и их родителях;
  • Создание презентации по результатам проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономи...

Проект «Азбука здоровья»

 Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. И речь идёт не только о физиче...

проект "Азбука здоровья"

Проект для подготовительной группы "Азбука здоровья"...

Разработка и реализация проекта «Азбука здоровья»

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья – проектная деятельность. Эта деятельность помогает д...

Проект "Азбука здоровья"

В публикации представлены материалы проекта "Азбука здоровья" для детей старшего дошкольного возраста.  Разработан план реализации проекта, реализуемые мероприятия с детьми и родителями....

Проект " Азбука здоровья"

Цель проекта.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здорового образа жизни и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и з...