Опыт реализации вопроса здоровьясбережения в детском саду.
материал (средняя группа)
Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_dekabr.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт реализации вопроса здоровьесбережения
в детском саду
Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.
Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию. Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья. Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья, как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающих технологий :
1. Объединять усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
2. Обучать воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;
3. Осуществлять преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
• Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
• Спортивные и подвижные игры;
• Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
• Физкультурные занятия;
• Гимнастика после сна;
• Точечный массаж;
• Спортивные праздники, развлечения;
• СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра);
• День здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия.
• Музыкотерапия;
• Сказкотерапия.
IV. Технология коррекции поведения.
Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей, который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.
Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.
В нашей группе находятся традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:
• Пробковый коврик: ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
• Вертушки,: необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.
• Массажеры: известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
• Коврики и веревки с узелками: нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.
Оздоровительную гимнастику мы проводим ежедневно после сна. Помимо комплексов бодрящей гимнастики, которую дети выполняют в кроватях или в тёплое время босиком на полу в спальне, мы используем также элементы оздоровительных мероприятий :
• гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
• мимические разминки;
• пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
• дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
• точечный массаж;
• упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Динамические паузы. Во время организованной образовательной деятельности мы проводим динамические паузы с детьми в течение 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.
Чтобы дыхание было полноценным, мы соблюдаем следующие правила:
• Дышать нужно только через нос, ритмично и равномерно;
• Стараться наполнять легкие воздухом по максимуму на вдохе, а на выдохе максимально выдыхать;
• Занятия должны быть прекращены при возникновении малейшего дискомфорта;
• Дыхательная гимнастика должна проходить в хорошо проветренном помещении, в доброжелательной обстановке;
• Комплекс упражнений воспитанники должны осваивать постепенно. Через каждую неделю прибавляется по одному упражнению.
Систематическое проведение физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния, меняет отношение к себе и своему здоровью в лучшую сторону.
Физкультминутки может проводить кто-то из детей.
Подвижные и спортивные игры. Проводит воспитатель или руководитель физического воспитания. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке.
Релаксация. Проводит руководитель физвоспитания или воспитатель в любом подходящем помещении. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы).
Пальчиковая гимнастика. Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводит гимнастику логопед или воспитатель. Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время ООД.
Гимнастика для глаз. Проводится ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время. Снимает зрительную нагрузку.
Дыхательная гимнастика. Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время ООД, а также после сна.
Бодрящая гимнастика. Организуется и проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Свободная форма проведения: упражнения на кроватках. ходьба по массажной дорожке, умывание прохладной водой лица и рук по локоть. Проводит воспитатель.
Гимнастика ортопедическая и корригирующая. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводит инструктор по ФК или воспитатель.
Физкультурные занятия. Организуются в хорошо проветренном помещении, 2-3 раза в неделю, в спортзале. Младший возраст - 15-20 минут, средний - 20-25 минут, старший возраст - 25-30 минут. Проводит инструктор по ФК.
Проблемно-игровые ситуации. Организуются в свободное время, можно во второй половине дня. Строго время не фиксируется, проводятся в зависимости от поставленных педагогом задач.
Целенаправленное формирование элементарных основ психической саморегуляции детей 6-7-летнего возраста может быть достигнуто через сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и физкультминутки.
Коммуникативные игры "Познаю себя" Е. В. Харлмаповой и М. В. Карепановой. Проводятся один раз в неделю по 30 минут, начиная со старшего возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой адаптации детей в коллективе.
Самомассаж. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физкультминуток с целью профилактики простудных заболеваний.
Психогимнастика. Проводит воспитатель один раз в неделю, начиная со старшего возраста, продолжительность 10-15 минут.
Технология воздействия сказкой. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На занятиях по сказкотерапии с ребятами можно создавать словесные образы. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.
Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные, чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый или это может быть групповое рассказывание, когда рассказчик не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия. Реализуются в разных формах оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и т. д. Занятия могут проводить воспитатель и музыкальный руководитель.
Мы также используем методы закаливания:
• Умывание прохладной водой после дневного сна;
• Хождение босиком вместе с воздушными ваннами после дневного сна.
В здоровый образ жизни входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, школе, детском саду, внимательное отношение к личному здоровью, отсутствие вредных привычек.
Здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в работе с родителями:
• Консультации с родителями, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
• Обсуждение вопросов здоровья на родительских собраниях;
• Оформления папок-передвижек;
• Анкетирование;
• Буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?", «Дыхательная гимнастика для дошкольников»;
• Выпуск стенгазет «Как мы праздновали Масленицу» и т. д.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
• Организацию деятельности детей в игровой форме;
• Построение педагогического процесса с учётом группы здоровья и индивидуальных физических возможностей детей;
• Обогащение развивающей среды специальными игрушками, оборудованием, играми, пособиями.
Эта работа проводится комплексно, на протяжении всего учебного года совместно с медицинскими работниками, музыкальным руководителем. Но мы должны помнить, что родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в детском саду должен поддерживаться и закрепляться дома.
Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем. Педагоги, врачи, родители хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - бесценный дар!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о сотрудничестве детского сада и семьи в период адаптации
Вопрос, который родители воспитанников детского сада часто задают педагогу-психологу в период адаптации, касается создания условий, обеспечивающих психическое здоровье и эмоциональный комфорт малышей....
К вопросу о сотрудничестве детского сада и семьи в период адаптации
Вопрос, который родители воспитанников детского сада часто задают педагогу-психологу в период адаптации, касается создания условий, обеспечивающих психическое здоровье и эмоциональный комфорт малышей....
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...
Опыт работы «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС»
Менченкова Юлия АлександровнаФГОС дошкольного образования определяет общение, игру ипознавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка (ФГОС, п. 2.7.). На современном...