Методическая разработка "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Шахтиева Юлия Викторовна

Формирование правильной осанки- одна из важнейших задач физического воспитания. Что делать взрослым, чтобы сформировать у ребенка навык правильной осанки? В этом материале они найдут для себя несколько практических советов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Формирование правильной осанки у детей – одна из важных задач физического воспитания. «Осанка» - слово русское и означает «внешность», «манеру держать свое тело». «Осанка» - понятие функциональное, следовательно, осанка не бывает врожденной и не является чем-то постоянным. Осанка формируется в течение жизни, и зависит от наследственных данных: формы позвоночника, костей таза, условий внешней среды и физического воспитания.

Красивая осанка, красивая манера держать свое тело, как и все наши умения, навыки, привычки, создаются воспитанием, обучением, тренировкой. Причем тренировкой длительной и постоянной. Поза правильной осанки для нетренированного человека очень утомительна, особенно в статичном положении тела, сидя и стоя, поэтому правильную осанку невозможно сформировать без специальной тренировки.

У детей старшего дошкольного возраста встречаются дефекты плечевого пояса вследствие родовых травм шейного отдела позвоночника и проявляются в асимметрии шейно-плечевых линий и положении лопаток, чрезмерной сведенности плеч вперед и отставании нижних углов лопаток от спины. Эти нарушения носят пока еще функциональный характер и могут быть исправлены физическими упражнениями. В воспитании осанки не может быть мелочей. Важно все: как ребенок спит, сидит, стоит, двигается, как ставить стопы, сохраняет ли позу в танце, как выполняет различные физические упражнения. Навыки правильной установки тела воспитываются с детства. Этому способствует рациональный двигательный режим и постоянный педагогический контроль над позами детей в повседневной жизни. В связи с этим, необходимо следить за тем, чтобы положение тела ребенка во время сна и бодрствования было правильным. В таком случае к 6-7 годам умение правильно держаться станет привычным.

В формировании осанки большое значение имеет воспитание у ребенка навыка правильной установки тела, сознательной психической настроенности на необходимость удерживать тело в определенном положении. Основной причиной нарушения осанки являются погрешности в воспитании – если этому не придается должного значения, то у ребенка, как правило, вырабатывается навык неправильной установки тела.

Формирование изгибов позвоночника происходит на протяжении всего дошкольного периода. Позвоночник ребенка-дошкольника отличается большой подвижностью, т.е. физиологические изгибы неустойчивы, в исходном положении «лежа на спине» они исчезают. Длительные статичные положения, как правило, приводят к различным деформациям костей скелета, сводов стоп.

Ребенка необходимо научить правильно сидеть, стоять, двигаться.

Правильно сидеть за столом – это значит, что плечи должны быть слегка наклонены вперед на одном уровне, руки расположены на столе, локти – на 2-3 см выходят за край стола, колени должны быть рядом или вместе, ступни одна возле другой, плотно прижатые к полу. Спина ребенка должна быть прижата к спине стула.                                

В положении «стоя» рекомендуется равномерно опираться на обе ноги, колени должны быть выпрямлены, руки свободно опущены, тяжесть тела перенесена на наружные края стоп.

Так же для закрепления навыка правильной осанки необходима просторная, не стесняющая движений, не затрудняющих дыхания, соответствующая длине тела и особенностям сезона одежда. Обувь должна быть из экологически чистого материала, плотно охватывать передний отдел и пяточную область стоп, иметь супинатор, достаточно гибкую подошву и каблук, высота которого составляет 1/14 длины тела.

Что делать родителям, чтобы сохранить ребёнку здоровую спину?

1. Правильно организовать спальное место.

Матрац должен быть жёстким, подушка плоской. Детям до 1 года подушка не нужна. В первые месяцы младенцу во время сна чередовать повороты головы. Нельзя укладывать грудного ребёнка только на спину или допускать спать только на боку. Когда он научится переворачиваться (4 – 5 мес.), следить, чтобы спал поочерёдно на каждом боку.

2. Не заставлять малыша сидеть раньше времени (до 6 – 8 мес.).

Если он делает попытку сесть и падает, значит, его мышцы ещё недостаточно окрепли и позвоночник может деформироваться.

3. Не торопить ребёнка с первыми шагами.

Для начала полезно ползание (8 - 9 мес.), оно стимулирует укрепление мышц, ребёнок сам почувствует, когда может пойти самостоятельно.

4. Правильно подобрать по росту стул и стол.

Ребёнок должен научиться сидеть за письменным столом: держать спину прямой, локти на столе во время письма и прямой угол в коленях при сидении на стуле. Компьютер должен стоять на специальном столе, рассчитанном на рост ребенка, и ровно по центру. 

5. Позаботиться об освещении рабочего стола ребёнка.

Чем темнее – тем больше ребёнок сутулится, чтобы рассмотреть написанное. 

6. Через каждые 50 минут сидения за столом ребёнку нужно делать перерыв.

Периодическое отвлечение от уроков на 5 – 10 минут снимает нагрузку с позвоночника.

7. Правильно подобрать ранец.

Для младших и средних классов рекомендуется приобретать ортопедический ранец с жёсткой спинкой и с двумя лямками.

8. Приучать ребёнка вести спортивный образ жизни.

«Симметричные» нагрузки на левую и правую половину тела дают такие виды спорта, как плавание, лыжи, гребля. Эти виды спорта укрепляют практически все мышцы тела. Приучите ребёнка регулярно делать зарядку. Для исправления серьёзных нарушений осанки существуют специальные упражнения, которые должны выполняться в среднем и медленном темпе, по 10 – 12 раз каждое:

1. Касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки;

2. Удерживание на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча и т. д.);
подтягивание;

3. Прогибание спины назад с отведением рук вверх – назад;

4. Ходьба на носках с прогибанием спины;

5. Прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с подтягиванием;

6. Прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;

7. Наклоны назад с отведением рук в стороны;

8. Наклоны вперёд с доставанием носков;

9. Наклоны туловища вправо и влево;

10. «Велосипед» в положении лёжа на спине;

11. Подтягивание бёдер к груди из положения лёжа на спине.

9. Обеспечьте ребёнка правильным питанием с первых дней жизни.

Важным является правильное питание, влияющее на формирование костей и мышц. Оно должно дать грудному младенцу, малышу, а затем и подростку весь «строительный материал» для создания скелета и мышц. Таким «строительным материалом» являются животные белки, соли кальция и фосфора, витамины. Белковые продукты могут быть животного (мясо, рыба, молочные продукты, сыр) и растительного происхождения (бобовые, злаковые). 

Для формирования костей требуются кальций, фосфор, магний и другие минералы, причём полностью усваиваются организмом минеральные соли, содержащиеся в пище, — при условии, что рацион достаточно сбалансирован. Для усвоения минералов необходим витамин D, он стимулирует фосфорно-кальциевый обмен. Источником витамина D являются рыбий жир, печень рыбы, желток яйца, сливочное масло. 

10. Подавайте пример своему ребёнку и не сутультесь сами.

Помните: правильная осанка ребенка – это залог здоровой спины в старшем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В статье описана профилактика, условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Статья предназначена педагогам, родителям....

Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....

Методический материал для воспитателей ДОО и родителей воспитанников "Корригирующие упражнения для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Осанка – это, прежде всего функциональное понятие, т. е. она не связана ни с какими, то анатомическими изменениями, и нельзя рассматривать ее как что-то постоянное, не поддающееся изменени...