Личная гигиена детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)
статья (младшая группа)

Калиниченко Татьяна Анатольевна

Поддержание частоты волос и кожи, чистка зубов, привычка делать зарядку по утрам, соблюдение порядка и аккуратности в одежде — это основа гигиенического воспитания ребенка.

Со временем эти принципы превращаются в устойчивую привычку чистить зубы, мыть ноги и руки, убирать за собой игрушки, заправлять кровать, аккуратно одеваться и так далее. Создание в голове ребенка гигиенического плана, который воспринимается им как насущная необходимость, является лучшим профилактическим средством и формой защиты от многих заболеваний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личная гигиена детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)

Содержание:

  1. Цели и задачи воспитания гигиенических навыков у детей
  2. Что дает ребенку гигиеническое воспитание
  3. Как учить детей гигиене в зависимости от возраста
  4. Обучение детей правилам гигиены различных частей тела

Поддержание частоты волос и кожи, чистка зубов, привычка делать зарядку по утрам, соблюдение порядка и аккуратности в одежде — это основа гигиенического воспитания ребенка.

Со временем эти принципы превращаются в устойчивую привычку чистить зубы, мыть ноги и руки, убирать за собой игрушки, заправлять кровать, аккуратно одеваться и так далее. Создание в голове ребенка гигиенического плана, который воспринимается им как насущная необходимость, является лучшим профилактическим средством и формой защиты от многих заболеваний.

Цели и Задачи:

  1. приучать ребенка следить за своим внешним видом, развивать умение аккуратно мыть лицо, руки, уши;
  2. следить, чтобы малыш вытирал ноги при входе в помещение, надевал сменную обувь в детском саду;
  3. гигиена питания — правильно вести себя во время еды, жевать не чавкая, с закрытым ртом, не разговаривать, не крошить и не кричать;
  4. следить, чтобы игрушки были чистыми;
  5. пользоваться носовым платком и расческой;
  6. не крошить хлеб;
  7. создавать мотивацию для самостоятельного использования полученных навыков в повседневной жизни дома и в дошкольном учреждении.

За малышами до года обычно ухаживают родители. Схема ежедневных гигиенических мероприятий включает в себя следующие процедуры:

  1. умывание (ежедневно);
  2. обрезание ногтей (раз в 7 дней);
  3. подмывание после каждой дефекации;
  4. гигиенические ванны;
  5. пеленание.

В этом возрасте ребенок не может самостоятельно ухаживать за собой. Тем не менее, своевременное проведение процедур поможет в будущем легче приучить малыша самостоятельно проводить необходимые гигиенические мероприятия.

Что дает ребенку гигиеническое воспитание

Обучение гигиене детей в возрасте старше 12 месяцев направлено на формирование у них следующих полезных привычек:

  1. правильно мыть руки, перед тем как вытирать стряхивать воду с рук в раковину;
  2. правильно мылить и смывать лицо, чтобы мыло не попадало в глаза;
  3. самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, липучки, кнопки, другие застежки;
  4. самостоятельно одевать и снимать зимнюю одежду, сушить вещи после прогулки;
  5. продолжать тренировать навыки использования столовых приборов во время еды;
  6. тщательно вытирать рот салфеткой после еды;
  7. всегда мыть руки и лицо после возвращения с улицы, посещения туалета и так далее.

Освоив эти несложные правила гигиены, ребенок будет всегда выглядеть опрятным, меньше болеть. У таких детей в разы снижается риск развития кишечных инфекций и других болезней грязных рук, усиливается иммунная защита.

Как учить детей гигиене в зависимости от возраста

Обучение личной гигиене ребенка 2-3 лет направлено на формирование следующих навыков и методов поведения — жевать с закрытым ртом, не чавкать, не баловаться, хорошо пережевывать пищу, не крошить. Кроме этого, нужно обучить малышей следить за своим внешним видом.

Как приучить к гигиене ребенка 4-5 лет:

  • продолжать формирование привычки следить за своим внешним видом, воспитывать опрятность;
  • приучать малыша при чихании и кашле прикрывать лицо платком;
  • следить, чтобы навыки самостоятельно умываться не пропадали;
  • совершенствовать правила поведения за столом.

Основные направления обучения в возрасте 5-6 лет:

  • формировать привычку следить за чистотой одежды, тела, опрятностью прически;
  • учить самостоятельно чистить зубы, следить, чтобы ногти были чистыми;
  • продолжать совершенствовать навыки поведения за столом;
  • ребенок должен научиться аккуратно и быстро раздеваться, одеваться, уметь убирать постель, соблюдать порядок в своем шкафу.

От 6 до 7 лет:

  • ребенок должен уметь правильно и быстро умываться, вытираться насухо индивидуальным полотенцем;
  • мыть самостоятельно ноги перед сном;
  • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы дважды в день;
  • быстро одеваться и раздеваться;
  • использовать расческу;
  • следить за чистотой одежды и обуви;
  • вешать одежду в предназначенном для этого месте в определенном порядке.

Обучение детей правилам гигиены различных частей тела

Главным и основополагающим принципом личной гигиены является соблюдение чистоты тела. Наиболее загрязнены обычно открытые участки, поэтому крайне важно правильно и систематически мыть руки, ноги, ухаживать за ногтями.

  1. Гигиена кожи. Кожа предохраняет наш организм от проникновения патогенной микрофлоры, а также механических, химических и физических повреждений. Рекомендуется не реже раза в неделю принимать ванну. Душ нужно принимать каждый день, особенно если ребенок слишком сильно потеет.
  2. Гигиена рук. Малышу нужно объяснить и показать на собственном примере, как правильно мыть руки, закатывать рукава, вытираться после умывания.
  3. Гигиена полости рта. Чтобы сохранить здоровье зубов необходимо с малых лет приучать детей чистить зубы, полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи. Малышам эти занятия вначале даются с трудом, но затем они постепенно обучаются. Начиная с 3-4 лет нужно приучать ребенка чистить зубы правильно. Также рекомендуется постепенное приучение детей к твердой пище. Дважды в год нужно посещать детского стоматолога для прохождения профилактического осмотра.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей — это длительный и однообразный процесс. Во время обучения нужно помнить о психологических и возрастных особенностях ребенка и строить занятия индивидуально, а также по рекомендациям врача. 9медецинских рабртников)

Обучать детей и подростков навыкам самообслуживания следует постепенно. Крайне важно сохранить их стремление к самостоятельности и поощрять желание выполнять все самому. Это является важнейшим фактором для формирования полноценной развитой личности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Методические разработки (мастер-класс) изготовление магнитика своими руками для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста. Данные поделки можно использовать для подарка, укра...

Сценарий летнего праздника для детей среднего и младшего дошкольного возраста. Праздник Ивана Купала в детском саду.

Сценарий летнего праздника для детей среднего и младшего дошкольного возраста. Праздник Ивана Купала в детском саду. Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей...

Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста «Петушок» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №41 «Росинка» на

Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы общеразвивающей направленности  детей раннего дошкольного возраста «Петушок» муниципального автономного дош...

Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста «Неваляшки» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №41 «Росинка»

Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы общеразвивающей направленности  детей младшего дошкольного возраста «Неваляшки» муниципального автономного ...

Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы общеразвивающей направленности детей среднего дошкольного возраста «Неваляшки» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №41 «Росинка» н

Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы общеразвивающей направленности  детей среднегодошкольного возраста «Неваляшки» муниципального автономного д...

Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы общеразвивающей направленности детей раннего дошкольного возраста «Семицветик» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №41 «Росинка»

Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы общеразвивающей направленности  детей раннего дошкольного возраста «Семицветик» муниципального автономного ...