Личная гигиена детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)
статья (младшая группа)

Калиниченко Татьяна Анатольевна

Поддержание частоты волос и кожи, чистка зубов, привычка делать зарядку по утрам, соблюдение порядка и аккуратности в одежде — это основа гигиенического воспитания ребенка.

Со временем эти принципы превращаются в устойчивую привычку чистить зубы, мыть ноги и руки, убирать за собой игрушки, заправлять кровать, аккуратно одеваться и так далее. Создание в голове ребенка гигиенического плана, который воспринимается им как насущная необходимость, является лучшим профилактическим средством и формой защиты от многих заболеваний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личная гигиена детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)

Содержание:

  1. Цели и задачи воспитания гигиенических навыков у детей
  2. Что дает ребенку гигиеническое воспитание
  3. Как учить детей гигиене в зависимости от возраста
  4. Обучение детей правилам гигиены различных частей тела

Поддержание частоты волос и кожи, чистка зубов, привычка делать зарядку по утрам, соблюдение порядка и аккуратности в одежде — это основа гигиенического воспитания ребенка.

Со временем эти принципы превращаются в устойчивую привычку чистить зубы, мыть ноги и руки, убирать за собой игрушки, заправлять кровать, аккуратно одеваться и так далее. Создание в голове ребенка гигиенического плана, который воспринимается им как насущная необходимость, является лучшим профилактическим средством и формой защиты от многих заболеваний.

Цели и Задачи:

  1. приучать ребенка следить за своим внешним видом, развивать умение аккуратно мыть лицо, руки, уши;
  2. следить, чтобы малыш вытирал ноги при входе в помещение, надевал сменную обувь в детском саду;
  3. гигиена питания — правильно вести себя во время еды, жевать не чавкая, с закрытым ртом, не разговаривать, не крошить и не кричать;
  4. следить, чтобы игрушки были чистыми;
  5. пользоваться носовым платком и расческой;
  6. не крошить хлеб;
  7. создавать мотивацию для самостоятельного использования полученных навыков в повседневной жизни дома и в дошкольном учреждении.

За малышами до года обычно ухаживают родители. Схема ежедневных гигиенических мероприятий включает в себя следующие процедуры:

  1. умывание (ежедневно);
  2. обрезание ногтей (раз в 7 дней);
  3. подмывание после каждой дефекации;
  4. гигиенические ванны;
  5. пеленание.

В этом возрасте ребенок не может самостоятельно ухаживать за собой. Тем не менее, своевременное проведение процедур поможет в будущем легче приучить малыша самостоятельно проводить необходимые гигиенические мероприятия.

Что дает ребенку гигиеническое воспитание

Обучение гигиене детей в возрасте старше 12 месяцев направлено на формирование у них следующих полезных привычек:

  1. правильно мыть руки, перед тем как вытирать стряхивать воду с рук в раковину;
  2. правильно мылить и смывать лицо, чтобы мыло не попадало в глаза;
  3. самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, липучки, кнопки, другие застежки;
  4. самостоятельно одевать и снимать зимнюю одежду, сушить вещи после прогулки;
  5. продолжать тренировать навыки использования столовых приборов во время еды;
  6. тщательно вытирать рот салфеткой после еды;
  7. всегда мыть руки и лицо после возвращения с улицы, посещения туалета и так далее.

Освоив эти несложные правила гигиены, ребенок будет всегда выглядеть опрятным, меньше болеть. У таких детей в разы снижается риск развития кишечных инфекций и других болезней грязных рук, усиливается иммунная защита.

Как учить детей гигиене в зависимости от возраста

Обучение личной гигиене ребенка 2-3 лет направлено на формирование следующих навыков и методов поведения — жевать с закрытым ртом, не чавкать, не баловаться, хорошо пережевывать пищу, не крошить. Кроме этого, нужно обучить малышей следить за своим внешним видом.

Как приучить к гигиене ребенка 4-5 лет:

  • продолжать формирование привычки следить за своим внешним видом, воспитывать опрятность;
  • приучать малыша при чихании и кашле прикрывать лицо платком;
  • следить, чтобы навыки самостоятельно умываться не пропадали;
  • совершенствовать правила поведения за столом.

Основные направления обучения в возрасте 5-6 лет:

  • формировать привычку следить за чистотой одежды, тела, опрятностью прически;
  • учить самостоятельно чистить зубы, следить, чтобы ногти были чистыми;
  • продолжать совершенствовать навыки поведения за столом;
  • ребенок должен научиться аккуратно и быстро раздеваться, одеваться, уметь убирать постель, соблюдать порядок в своем шкафу.

От 6 до 7 лет:

  • ребенок должен уметь правильно и быстро умываться, вытираться насухо индивидуальным полотенцем;
  • мыть самостоятельно ноги перед сном;
  • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы дважды в день;
  • быстро одеваться и раздеваться;
  • использовать расческу;
  • следить за чистотой одежды и обуви;
  • вешать одежду в предназначенном для этого месте в определенном порядке.

Обучение детей правилам гигиены различных частей тела

Главным и основополагающим принципом личной гигиены является соблюдение чистоты тела. Наиболее загрязнены обычно открытые участки, поэтому крайне важно правильно и систематически мыть руки, ноги, ухаживать за ногтями.

  1. Гигиена кожи. Кожа предохраняет наш организм от проникновения патогенной микрофлоры, а также механических, химических и физических повреждений. Рекомендуется не реже раза в неделю принимать ванну. Душ нужно принимать каждый день, особенно если ребенок слишком сильно потеет.
  2. Гигиена рук. Малышу нужно объяснить и показать на собственном примере, как правильно мыть руки, закатывать рукава, вытираться после умывания.
  3. Гигиена полости рта. Чтобы сохранить здоровье зубов необходимо с малых лет приучать детей чистить зубы, полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи. Малышам эти занятия вначале даются с трудом, но затем они постепенно обучаются. Начиная с 3-4 лет нужно приучать ребенка чистить зубы правильно. Также рекомендуется постепенное приучение детей к твердой пище. Дважды в год нужно посещать детского стоматолога для прохождения профилактического осмотра.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей — это длительный и однообразный процесс. Во время обучения нужно помнить о психологических и возрастных особенностях ребенка и строить занятия индивидуально, а также по рекомендациям врача. 9медецинских рабртников)

Обучать детей и подростков навыкам самообслуживания следует постепенно. Крайне важно сохранить их стремление к самостоятельности и поощрять желание выполнять все самому. Это является важнейшим фактором для формирования полноценной развитой личности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида второй категории № 6 «Колосок» коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет с ОНР на 20

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа  коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, с учетом профиля логоп...

Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2015-2020 гг.

Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котел...

Методические разработки (мастер-класс) изготовление магнитика своими руками для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детском саду)

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста. Данные поделки можно использовать для подарка, укра...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ) ГРУППЫ № 11 «ПЧЕЛКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

Программа разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...

Сценарий летнего праздника для детей среднего и младшего дошкольного возраста. Праздник Ивана Купала в детском саду.

Сценарий летнего праздника для детей среднего и младшего дошкольного возраста. Праздник Ивана Купала в детском саду. Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей...