Приобщение детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
статья

Машина Екатерина Сергеевна

Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строении своего тела, начальных представлений детей о здоровом образе жизни  должна начинаться в младшем  дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsionnyy_material.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами в настоящее время, является сохранение и укрепление здоровья детей. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни, поэтому формирование основ здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Большой вклад в разработку вопросов, касающихся здорового образа жизни ребенка внесли И.И. Брехман, В.А. Сухомлинский, Э.Н. Вайнер, Я.Л. Мархоцкий, В.А. Шишкина и многие другие.

Работая воспитателем, я пришла к выводу, что в век  информационных технологий  мало  времени остается у родителей и детей на  совместную двигательную деятельность, физическое развитие, на изучение себя, – строение своего тела,  укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строении своего тела, начальных представлений детей о здоровом образе жизни  должна начинаться в младшем  дошкольном возрасте.

Свою работу мы начали в начале года с мониторинга образовательного процесса

Мы проанализировали методом наблюдения интегративные качества личности: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Кроме того, для определения уровня сформированности знаний использовался диагностический инструментарий Н.А.Ноткиной, Т.И.Бабаевой «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста». Критериями обследования являются: владеет доступными навыками самообслуживания, имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, соблюдения гигиены, проявляет интерес к себе, имеет первичные представления о себе: знает свои имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления.

Результаты представлены в диаграмме:

Таким образом, проанализировав вышеизложенное, мы поставили следующие цель и задачи.

Цель: сформировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи:

  1. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека.
  2. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
  3. Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья).

Свою работу я построила по 3 этапам:

1 этап – подготовительный 

Цель: создать условия по формированию у детей  первоначальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

1.Сформировать представления у детей  о внешнем строении человека (есть туловище, голова, руки, ноги)

          2.Создать предметно-развивающую среду, способствующую физическому    развитию детей, отвечающую современным требованиям, индивидуальным особенностям и интересам детей.

          3.Провести анкетирование среди родителей по вопросу укрепления здоровья детей и формированию основ здорового образа жизни.

В начале работы была создана предметно-развивающая среда по физическому  развитию с учетом:

 -особенностей развития детей 3-4 года жизни,

-требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГТ,

-принципами создания предметно-развивающей среды (принципы В.А.Петровского и Л.М. Клариной)

    Также среда была насыщена  нетрадиционным оборудованием, изготовленным с помощью родителей для профилактической работы: массажные коврики, кольцебросы « Буратино», вязаные мячики, дорожка со следами «гусеница», обогатили центры дидактическим материалом: «Овощи - фрукты» ( разложить отдельно овощи и фрукты),«Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений, «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее?»,«Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку».

Также на данном этапе я провела анкетирование родителей, в котором приняло участие 21 человек, что составляет 98% от наполняемости группы.

Анализ анкетирования родителей показал, что только 20% из них  знают о здоровом образе жизни, тогда как остальные затрудняются ответить; среди мероприятий по укреплению здоровья, проводимых в ДОУ большинство 60% считают, что необходима только прогулка, а о пользе закаливающих мероприятий знают только 10% родителей; дома родители и дети утреннюю гимнастику делают только11%; 40% родителей не видят вреда в частом просмотре детьми телевизионных передач и игры  на компьютере; 65% родителей не задумываются о вреде, наносимом употреблением детьми чипсов, газированных напитков, импортных сладостей. Это позволило нам сделать выводы, что у родителей недостаточно сформировано представление о здоровом образе жизни. И наша задача – дать родителям необходимую информацию по этому вопросу. Повышать компетентность  родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

2 этап - практический.

Задачи:

1. Разработать перспективный тематический план работы с детьми по областям: «Здоровье» и «Безопасность»

2.Организовать работу с детьми по формированию основ здорового образа жизни.

3.Повысить интерес родителей  к совместной деятельности с детьми  физической культурой и проектной деятельности.

4. Простроить взаимодействие со специалистами.

      Был составлен перспективный тематический план работы с детьми по областям «Здоровье» и «Безопасность», определены направления, формы и методы работы с детьми.

Основные направления приобщения дошкольников к здоровому образу жизни:

         Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни.

Наряду с проведением непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию,  образовательной деятельности в режимных моментах: подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, широко использовались профилактические, закаливающие мероприятия, такие, как: утренняя гимнастика, облегченная одежда в группе и на улице (по погоде), прогулки каждый день с подвижными играми, сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей), хождение босиком до и после сна, гимнастика и хождение по коврику из пуговиц после сна, фитонциды – лук, чеснок, умывание холодной водой.

     Тема моего педагогического опыта хорошо интегрируется с такими областями, как «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Интеграция помогает в увлекательной форме приобрести ребенку знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья.

Примерное планирование непосредственной  образовательной деятельности:

  1. Где живет витаминка? (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  2. Это я! (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования).
  3. Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов).
  4. Для чего нужны глаза? (Познакомить детей с тем, что такое глаза и зачем они нужны. Воспитывать бережное отношение к своим глазам, желание ухаживать за ними (мыть, делать гимнастику, соблюдать правила безопасности).
  5. Орган слуха – уши. (Познакомить детей с тем, что такое уши и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к ушам, желание ухаживать за ними (мыть, не совать посторонние предметы)).
  6.  Органы слуха, вкуса, обоняния (уши, рот – язык, нос). (Познакомить детей с тем, что такое нос, рот и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  7. Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).
  8. Моя одежда (зима, весна, лето, осень). (Учить детей правильно одеваться, учитывая природные особенности).
  9. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. (Познакомить с медработниками детского сада, их кабинетом, для чего необходим медкабинет, что в нем есть; учить не бояться врачей).
  10. Как быть здоровым? (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью).

               В  непосредственно  образовательной деятельности  широко используются художественные произведения - литературные, изобразительные, анимационные.  Детская художественная литература: Чуковский К.И. «Айболит», «Мойдодыр», Тувим Ю. «Овощи», Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., Сазонова О.Г. « Правила поведения для воспитанных детей», Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала», Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной», Крылов А. «Как лечили петуха», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ладушки» (Русские народные песенки), Прокофьев А. «Как на горке, на горе». Потешки, пестушки, приговорки, загадки: Водичка,  водичка. Расти,  коса до пояса.

Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.

Особенно хорошо закрепляются полученные знания на коррегирующей гимнастике после сна, которую провожу ежедневно. Ребята делают массаж и самомассаж, где закрепляют названия частей тела. Например: руки (правая, левая), плечо, предплечье, кисти рук, пальцы, голова, брови, нос, подбородок, лоб, затылок и т.д. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Использование различных пальчиковых  игр в работе, помогает легко усваивать и закреплять материал. Практиковала массаж стопы и ходьбу босиком по коврикам с песком, по массажному коврику и мокрому полотенцу. Коррегирующая гимнастика и закаливающие процедуры дали низкую заболеваемость в нашей группе.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.

            Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это убедить, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В приёмной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также имеется ящик «Ваш вопрос – наш ответ», часто проводятся фотовыставки «В здоровом теле - здоровый дух», «Зимние виды спорта», «Как я отдыхал летом».

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, прогулок  и т.д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов  (приобрели для каждого ребенка зубную щетку и пасту, изготовили индивидуальные массажные коврики), обучаются упражнениям, выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – упражнений дома.

          Привлекали детей совместно с родителями в простейшую проектную деятельность. Ребенку  с папами и мамами предлагается найти и принести из дома полезные для здоровья предметы, которые составят коллекцию предметов здоровья в группе; оформить рисунки и поделки по мотивам потешек и стихотворений, раскрывающих детям необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения, проиллюстрировать простейшие загадки и отгадки к ним.

Для осуществления взаимодействия со специалистами  были разработаны тематика мероприятий по организации непосредственно  образовательной деятельности с детьми и проекты. Так  сентябрь-октябрь были посвящены темам: «Дары осени» и «Питание и здоровье». Ноябрь- декабрь темы: «Мама ,папа я –здоровая семья», « Береги здоровье смолоду».

Цель - помочь детям узнать о влиянии правильного питания на здоровье, познакомить с витаминами и продуктами питания, в которых они содержатся. Полученные знания были закреплены на непосредственно организованной деятельности  по художественному творчеству: Аппликация: «Яблоко с листочком», «Шарф для папы».

Лепка: «Ягодки в корзинке», «Снеговик»

Рисование: «Вьюга – завируха»  
«Полосатые полотенца для лесных зверушек»
«Ходит в небе солнышко»
«Сосульки – плаксы»
«В гостях у зубика» (развитие представлений о мире и о себе)
«Мойдодыр» (сотворчество детей и родителей)

 Коллективные творческие работы детей:

Коллаж: «Где живет витаминка?».
Коллаж: «В гостях у Мойдодыра».

Опытно-экспериментальная деятельность, направленная на формирование культурно-гигиенических навыков, развитие тактильных, вкусовых, обонятельных, слуховых ощущений.

3 этап – заключительный.

Цель: выявить динамику развития детей по формированию основ здорового образа жизни.

Задачи:

1.Провести промежуточный мониторинг образовательного процесса.

2.Выявить эффективные методы и приемы в работе с детьми по формированию здорового образа жизни.

3. Провести повторное анкетирование с родителями и сформировать доверительные отношения с ними.

 На третьем этапе нами был проведен промежуточный мониторинг образовательного процесса, результаты которого представлены в диаграмме:

Таким образом, у детей  сформированные первоначальные  представления о своем теле и способах укрепления своего здоровья. Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали более осторожными в конфликтных ситуациях, меньше толпились, если случалось такое – делали замечание: «Нельзя стукать по голове – голову надо беречь», «Глаза – наши помощники» и т.п.

Повторное анкетирование родителей показало, что у родителей сформировались определенные знания о здоровом образе жизни, они задумались о необходимости больше времени проводить  на свежем воздухе, по особому взглянули на продукты, покупаемые детям, больше стали интересоваться закаливающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

В результате проведенной работы:

  1. У детей сформировались интерес к изучению себя,  стремление соблюдать элементарные правила личной гигиены, здорового образа жизни.
  2. Были выявлены эффективные методы и приемы работы с детьми, которые я  планирую использовать в дальнейшем.
  3. Сложились доверительные отношения с родителями.

Перспективы работы по формированию у детей здорового образа жизни:

  • Продолжить работу с детьми по формированию основ здорового образа жизни.
  • Продолжить работу по взаимодействию с родителями и специалистами по вопросу формирования здорового образа жизни.
  • Способствовать воспитанию культуры общения и здоровьесбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубрика "Здоровье" "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (О двигательной активности дошкольников)

Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие. Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фо...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье!»

. Выполняя проект, дети познакомятся с правилами организации здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучат организм человека.  Кроме того, проект поможет детям сделат...