Формы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и формированию физического, психического и духовно-нравственного здоровья дошкольников
статья

Косьяненко Ирина Михайловна

Здоровые дети - в здоровой семье

Здоровые семьи - в здоровой стране

Здоровые странв - планета здорова

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете растут здоровые дети!

Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в дошкольном возрасте формируется физическое и психическое здоровье детей, закладываются основы нравственной личности. Работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников является одной из главных задач работы детского сада.

Подготовила: воспитатель и педагог-психолог

Косьяненко И.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и формированию физического, психического и духовно-нравственного здоровья дошкольников»

Подготовила: педагог-психолог Косьяненко И.М.

Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в дошкольном возрасте формируется физическое и психическое здоровье детей, закладываются основы нравственной личности.

Интеллект у ребенка наиболее хорошо развивается с раннего возраста и до 6 лет. Поэтому нам надо успеть научить его различным компетенциям, заложить основы здорового образа жизни.

Работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников является одной из главных задач работы детского сада.

Важно помнить: дети делают не то, что мы им говорим, они делают то, что они видят, то есть личный пример взрослого является основой для формирования дальнейшей модели поведения детей во всех сферах жизни. Поэтому очень важно при формировании здорового образа жизни у детей, чтобы взрослые сами его придерживались в обязательном порядке. Но не каждый взрослый является примером для подражания. Главными людьми для ребенка являются его родители и остаются таковыми на протяжении всей жизни. Роль семьи и родителей в формировании всех жизненных процессов, в том числе и потребности в здоровом образе жизни очень важна и актуальна.

Поэтому одним из направлений работы детского сада по решению данной задачи является взаимодействие специалистов ДОУ с семьями воспитанников по формированию у детей мотивации к здоровому образу жизни.

Согласно ФГОС ДО программа обучения и воспитания включает в себя пять областей, в том числе и физическое развитие.

«Физическое развитие» можно разделить на 2 блока: «Здоровье» и «Физическая культура».

Блок «Здоровье» включает в себя непосредственно формирование основ здорового образа жизни. Но это не значит, что блок «Здоровье» реализуется только в области «Физическое развитие». Мы здесь говорим об его интеграции во все области развития ребенка.

В области «Физическое развитие» помимо формирования традиционных физических качеств таких как координация движений, гибкость, крупной и мелко моторики, ходьба, бег, прыжки и т.д. здесь также выделено «Становление здорового образа жизни», а также «Овладение детьми элементарными нормами и правилами, связанными с питанием, закаливанием, формированием полезных привычек, двигательном режиме».  

Существует 3 вида здоровья:

- физическое здоровье;

- психическое здоровье;

- духовно-нравственное здоровье.

что понимается под каждым из трех составляющих:

Физическое здоровье – это нормальное функционирование всех органов и систем человека, отсутствие болезней;

Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека когда у него сформирована адекватная регуляция и саморегуляция поведения, обусловленная его биологическими характеристиками.

Духовно-нравственное здоровье – характеризуется наличием у человека моральных принципов, которые позволяют ему в обычной социальной жизни вести экологический образ жизни; это мировоззрение оптимиста, когда человек делает опору на свой внутренний ресурс, уверенность в своих силах и т.д.

Это триединство, которое сочетается между собой и взаимосвязано: оценка – эмоциональный отклик – физическая реакция. Например, если мы оценили какое-то события в нашей жизни как негативное, отрицательное, через некоторое время, короткое, Вы начинаете испытывать определенные эмоции: гнев, разочарование, эмоциональную боль и т.д. наше физическое состояние также начинает реагировать эмоциональные негативные проявления: может разболеться голова, какой-то спазм в теле и тому подобное. Также это триединство работает и на плюс.

Вся работа по формированию основ ЗОЖ в ДОУ отражается во взаимодействии трех субъектов: дети, родители и специалисты ДОУ

В практической части моего сообщения я хочу уделить внимание таким формам взаимодействия с родителями как анкетирование, разработка рекомендаций и практические задания.

Очень важно помнить, что познавательный интерес у детей формируется не только из зоны ближайшего развития, но и из той информации, которую он получает из окружающей среды. Количество информации, которое ложится на ребенка, выбирается не только из детского сада – это просмотр телепередач, игра в компьютер и просмотр мультфильмов, которых сейчас огромное количество и не все они одинаково полезны для детского восприятия. К сожалению большой объем этой информации может препятствовать развитию познавательных процессов дошкольника. Поэтому из-за этого многие культурные нормы и социальные навыки могут не усваиваться.  

Взрослые также не всегда могут понять, как влияют те или иные мультфильмы на психическое, духовное и физическое здоровье ребёнка. Чтобы помочь родителям в решении этого вопроса, был разработан ряд мероприятий, которые мы провели с семьями наших воспитанников.

Для изучения познавательной мотивации детей мы провели опрос родителей, где предлагалось ответить на три простых вопроса:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!
 
Психологическая служба нашего детского сада проводит опрос с целью изучения познавательной мотивации детей дошкольного возраста.
 
Просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Какие мультфильмы любит смотреть Ваш ребёнок?
  2. Какие мультфильмы Вы запрещаете смотреть своему ребёнку?
  3. Как, по Вашему мнению, влияют те или иные мультфильмы на развитие ребёнка?

И вот что мы получили в результате опроса: в первых строках ответы, которые набрали наибольшее количество, дальше идут по убыванию ответов. Те мультфильмы, которые оказались в списке нежелательных, родители считают их влияние на развитие ребенка и его психическое здоровье негативным и опасным.

Предпочтения родителей и детей при выборе мультфильмов

Какие мультфильмы любит смотреть Ваш ребёнок?

1. мультфильмы студии «Союзмультфильм»;                                                                               2. «Маша иМедведь»;                                                                                                                                         3. мультфильмы студии Disney;                                                                                                             4. «Ми-ми-мишки», «Том и Джерри»;                                                                                                           5. «Три кота»;                                                                                                                                         6. «Винкс»;                                                                                                                                             7. смотрят все мультфильмы;                                                                                                                                 8. «Фиксики»;                                                                                                                                                          9. Не смотрят мультфильмы

Какие мультфильмы Вы запрещаете смотреть своему ребёнку?

1. агрессивные;                                                                                                                                           2. неподходящие повозрасту;                                                                                                             3. С изображением неестественных героев;                                                                                 4. японские мультфильмы;                                                                                                                              5. современные иностранные мультфильмы;                                                                                                         6. страшные;                                                                                                                                                                                                       7. незапрещаю ничего;                                                                                                                            8. «Симпсоны», «Губка Боб», «Маша и Медведь», «Смешарики»

Все родители ответили, что мультфильмы, которые они занесли в список «опасных» (ответ на предыдущий вопрос), вызывают «нежелательное» поведение, агрессию, гиперактивность, тревожность. К «безобидным» мультфильмам–чаще всего мультфильмам студии «Союзмультфильм»–они относятся положительно, считают, что такие мультфильмы формируют морально-нравственную основу, показывают правильные модели поведения и в целом позитивно влияют на развитие ребёнка

В дальнейшем для родителей были разработаны следующие рекомендации с подробной расшифровкой каждой из них.  

  1. Выбирайте реалистичных героев
  2. Защитите ребёнка от агрессии
  3. Исключите «быстрые» мультфильмы и спецэффекты
  4. Воспитывайте мораль
  5. Оцените мультфильм по схеме

Дальше предлагалось провести анализ мультфильма по схеме.

Сейчас я предлагаю вам также попробовать проанализировать какой-нибудь мультфильм, который Вы выберете по своему усмотрению. Или, например, пусть это будет всем нам известный современный мультсериал «Маша и Медведь». Это будет наше практическое упражнение.

Схема анализа мультипликационных фильмов для родителей дошкольников

Инструкция. Выберите подходящий вариант ответа. Название мультфильма: _____________________________________________

1. Скорость предъявления видеоряда:

а) плавная и медленная смена кадров;

б) скорость смены кадров зависит от сцены (от быстрой до плавной, медленной);

в) постоянная и быстрая смена кадра.

2. Количество и влияние спецэффектов:

а) спецэффектов нет либо малое количество, они не вызывают сильного проявления эмоций;

б) умеренное количество спецэффектов, некоторые вызывают сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и пр.);

в) большое количество спецэффектов, привлекающих внимание, вызывающих сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и пр.).

3. Изображение героев:

а) естественное изображение всех героев;

б) некоторые герои имеют неестественный вид, некоторые части тела искажены, но в мультфильме объяснены причины этих изменений;

в) изображение героев полностью не соответствует действительности, части тела искажены, причины данных изменений в мультфильме не уточнены.

4. Соответствие действий героев реальной жизнедеятельности и знаниям дошкольников:

а) полное соответствие–детям понятны действия героев, они не требуют дополнительного уточнения;

б) некоторые действия героев требуют дополнительного уточнения у взрослых;

в) полное несоответствие–действия героев непонятны, детям необходимы постоянные пояснения.

5. Характеристика речи героев:

а) темп речи не быстрый, есть интонационные паузы, голос героев приближен к реальным, разборчив;

б) у некоторых героев темп речи быстрый, голос искажен, сложно разборчив;

в) темп речи быстрый, голос героев искажен, непохож на реальный, иногда сбивчив, сложно разборчив.

6. Доступность содержания речи героев для дошкольников:

а) содержание речи доступно дошкольнику, не требует дополнительных пояснений;

б) некоторые слова или выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми;

в) содержание речи не доступно дошкольнику, требует постоянных пояснений взрослыми.

7. Проявления агрессивных действий:

а) герои не проявляют агрессивных действий по отношению к себе и друг к другу;

б) присутствуют единичные проявления агрессивного поведения;

в) частая демонстрация агрессивных действий героев.

8. Степень ответственности героев за совершенные ими негативные действия:

а) герои несут ответственность за совершенные негативные действия, наказываются, «добро побеждает зло»;

б) не все герои несут ответственность за совершенные негативные действия, условно «хорошие» герои при совершении негативных действий не наказываются;

в) герои при совершении негативных действий остаются безнаказанными, их поступки не объясняются.

9. Демонстрация откровенных сцен и сексуальность героев:

а) откровенных сцен нет, в изображении героев нет акцента на их сексуальности;

б) откровенные сцены отсутствуют, но внешность героев может быть подчеркнуто сексуальной;

в) демонстрация откровенных сцен, гипертрофированная сексуальность героев.

10. Образовательная функция:

а) при просмотре мультфильма ребенок приобретает знания и умения, которые в последствии могут быть применены на практике;

б) в мультфильме нет явного акцента на образовательной функции;

в) сюжет мультфильма не только не несет в себе образовательной функции, но и всячески высмеивает возможные способы приобретения знаний и умений.

11. Воспитательная функция (морально-нравственная основа):

а) герои транслируют принятые в обществе нормы морали, есть четкое разделение на «добро» и «зло»;

б) есть разделение на «добро» и «зло», но герои не всегда ведут себя в соответствии с моральными нормами;

в) поведение героев полностью противоречит моральным нормам, возможно, ведет к разрушению уже известных ребенку правил поведения, размыты границы «добра» и «зла».

Обработка результатов. Подсчитайте количество баллов:

На каждый вопрос предлагается 3 ответа: а – 1 балл; б- 2 балла; в – 3 балла. Итак отвечаем на вопрос и записываем баллы для последующего подсчета

11–16 баллов. Родители могут показывать мультфильм детям дошкольного возраста. Он оказывает положительное влия

ние на психическое развитие ребенка, выполняет социализирующую, воспитательную и образовательную функции, формирует правильные знания об окружающем мире. Герои мультфильма выглядят естественно, говорят понятно, неагрессивны. Сюжет мультфильма доступен дошкольникам. Ребенок может смотреть мультфильм самостоятельно или вместе со взрослым. После просмотра родители могут обсудить мультфильм с ребенком.

17–24 балла. Мультфильм рекомендуется к совместному просмотру дошкольниками с родителями. Сцены мультфильма могут вызвать у ребенка вопросы, на которые должны ответить родители. При просмотре мультфильма дети не обучаются, не усваивают новые формы поведения и нормы морали. Родители могут ограничить время просмотра такого мультфильма. После просмотра необходимо обсудить мультфильм с ребенком.

25–33 балла. Мультфильм не рекомендуется к просмотру дошкольниками. Он оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Сюжет неясен для детей-дошкольников, изображения героев неестественны, их речь быстра, непонятна. Мультфильм негативно влияет на эмоциональные процессы и мыслительные функции из-за быстрой смены кадров, обилия спецэффектов, агрессивных действий персонажей. Он не несет в себе воспитательной и образовательной нагрузки, разрушает правильные представления о моральных нормах. При просмотре такого мультфильма дошкольником в обязательном порядке необходимо присутствие рядом взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

Презентация "Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования, что в свою очередь, тр...

Методическая разработка на тему: «Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»

в методической разработке расскрываются теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, пси...

«Семейная художественная студия как форма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников при создании оптимальной развивающей предметно – пространственной среды познавательного развития дошкольников».

Создание условия для организации  семейной художественной студии как формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников для оптимальной развивающей предметно – пространственной среды ...

Статья на тему: " Роль физической культуры в духовно-нравственном воспитании личности дошкольника."

Здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души....

Педсовет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей»

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.Задачи:- расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменени...