Формирование основ ЗОЖ и ОБЖ
материал

Габдрахимова Инга Яновна

Конспект выступления на тему: "Формирование основ ЗОЖ и ОБЖ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Наравне с данной проблемой необходимо рассматривать и проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ведь уберечься от опасности может достаточно сильный и здоровый человек.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

 (Всемирная Организация Здравоохранения) 

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

  1. Коллективное обсуждение. Уважаемые коллеги, назовите основные компоненты ЗОЖ!

Основные компоненты здорового образа жизни

1.Рациональный режим. 

2.Правильное питание. 

3.Рациональная двигательная активность.

4.Закаливание организма  

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. 

6. Соблюдение правил личной гигиены

Основы безопасности жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

А сейчас я вам предлагаю сделать разминку. Вам, необходимо написать названия предметов, действий или признаков, которые начинаются на присутствующие буквы слова «здоровье» и ассоциируются с этим понятием.

2. Разминка. Игра - «Ассоциация к буквам слова «Здоровье»

ЗДОРОВЬЕ - это.

Закаливание, зарядка

Движение, деятельность, доброта, дружба

Опрятность, организованность

Развитие, разнообразное, рациональное питание

Отдых

Витамины

Ь (свой вариант)

Естественность

Работа по формированию основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности с детьми осуществляется через: 

образовательную деятельность, режимные моменты, игры, прогулки, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Методические приемы:

• Рассказы и беседы

Сказки.

Театрализованная деятельность.

Мультфильмы

• Заучивание стихотворений (отрывок с «Мой-до-дыра»).

• Загадывание загадок

• Моделирование различных ситуаций.

• Проведение опытов (чувствительность кожи к холоду, теплу, боли).

• Продуктивная деятельность

• Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов.

• Игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые); •Сдоровьесберегающие технологии (утренняя гимнастика, психогимнастика «Какое настроение сейчас у вас?», дыхательная гимнастика, самомассаж. (массаж носа, ушек), физкультминутки и т.д.)

Наблюдение

Экскурсии

Работу по формированию основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности детей можно разделить на 6 направлений:

1. «Здоровье ребенка»;

2.«Ребенок и незнакомые взрослые на улице и в доме»;

3. «Ребёнок и природа»;

4. «Ребёнок дома»;

5. «Ребёнок на улице»;

6. «Безопасность  собственной жизнедеятельности»;

7. «Ребенок в детском саду».

У каждого направления есть свои задачи:

1. «Здоровье ребенка»:

  • Формировать у детей представление о факторах
  • окружающей среды, влияющих на здоровье человека.
  • Рассказать детям о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; приучать к самообслуживанию.
  • Формировать привычку правильного поведения за столом.
  • Знакомить дошкольников с частями тела.
  • Формировать устойчивую привычку к двигательной активности.
  • Формировать способность устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием.
  • Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительной деятельности.
  • Формировать представления о том, что такое здоровье, красота, гармония и совершенство, сила.
  • Формировать умение систематизировать знания детей о полезной и вредной пище.

2. «Ребенок и незнакомые взрослые на улице и в доме»

1.О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой, грязный»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред, так же как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Для старшего дошкольного возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например,  Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей, но была доброй; Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).

2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.

Примеры:

•        Взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.

•        Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься.

•        Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры - драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.

3 . Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое либо  строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»

Цель педагога – научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

4.   Если, чужой, приходит в дом. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улицах, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых. Нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого  человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребёнок дома с взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации  могут подкрепляться, например «Волк и семеро козлят».

3. « Ребенок и природа»

•        В природе все взаимосвязано.

•        Бережное отношение к живой природе.

•        Ядовитые растения.

•        Контакты с животным.

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

 Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к "грязной" воде.

Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, наглядные материалы, детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

    4. «Ребёнок дома».

1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

•        Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

•        Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

•        Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Из объяснений педагога ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.

Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальное обучающие занятия по выработке соответствующих навыков.

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.

2.  Открытое окно, балкон как источник опасности.

Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

3. Экстремальные ситуации в быту.

Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких и родных взрослых. Знать о том, как вызвать службу спасения по сотовому телефону. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего- либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому  умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.

5. «Ребенок на улице».

1.  Устройство проезжей части. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего они предназначены.

 2. Светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом.

 3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Знакомят:

•        С предупреждающими знаками;

•        С запрещающими;

•        С информационно-указательными.

4.  Правила поведения в транспорте.  Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что:

•        Входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через переднюю дверь;

•        Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;

•        Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;

•        Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров;

•        нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;

•        принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

5. Если ребенок потерялся на улице. Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут,  номер телефона, свои имя и фамилию.

Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные.

 6. «Безопасность  собственной жизнедеятельности»

•        Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

•        Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.

•        Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)

•        Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)

•        Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.

•        Уточнить знания детей о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

•        Знакомить с работой службы спасения – МЧС.

•        Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

•        Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

3. Коллективное обсуждение

Уважаемые коллеги, назовите безопасные условия пребывания детей в детском саду?

Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)

Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)

Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели

Маркировка постельного белья и полотенец

Правильное освещение

4.Виктарина. А теперь, уважаемые коллеги, вам предстоит продемонстрировать свои знания и ответить на вопросы:

1. Номер телефона службы спасения? (112)

3. Кто самый внимательный на пляже? (спасатель)

4. Что нужно делать, если в воде свело ногу? (уколоть острым предметом или ущипнуть как можно сильнее)

5. Если в квартире начался пожар, что следует предпринять? (вызвать пожарных – попытаться тушить пожар с помощью воды, если не удается за короткое время это сделать, необходимо покинуть помещение - ждать приезда пожарных на улице)

6. Какой сигнал светофора включается со всех сторон перекрестка? (желтый)

7. Первое средство пожаротушения (огнетушитель)

8. К чему приводит несоблюдение правил пожарной безопасности(к пожару)

9. Как далеко можно заплывать в организованных местах купания? (до буйков)

10. Что должен обязательно на себя надеть человек, выходящий в лодке на водоем? (спасательный жилет)

11. Какие причины пожара вы знаете и как их избежать? (не баловаться со спичками, выключать электроприборы, не включать газ без взрослых

12. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нужно подождать, когда он уедет и дорога будет просматриваться лучше в обе стороны)

13. Придерживаясь какой стороны нужно идти по тротуару? (правой)

14. Чем тушат огонь? (вода, песок, пена)

15. Установите порядок действийчто надо делать сначала: тушить, звонить, спасать (звонить, спасать, тушить)

16. Вы отправились на прогулку в лес, началась гроза. Ваши действия (укрыться под низкорослыми деревьями, избавиться от металлических предметов)

17.Что должно храниться в аптечке в вашей группе? (бинт, лейкопластырь, зеленка, йод, активированный уголь, нашатырный спирт, вата)

18.Детский туризм это — … (прогулки и экскурсии)

19.Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание — (основные виды движения)

20.Утренняя, артикуляционная, логоритмика, пальчиковая, дыхательная, психогимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика пробуждения это — (Виды гимнастик).

 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ»

Ситуация № 1«Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой».

Ситуация № 2: Назовите правила поведения при встрече с незнакомцем?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3

с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район

Республики Башкортостан

Конспект выступления

для педагогического совета по теме:

«Формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель младшей группы №1

Габдрахимова Инга Яновна

с.Верхнеяркеево, 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"

Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:    ...