КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"
консультация

Светлана Фанилевна Мигранова

 

        Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной само актуализации вопреки экстремальным ситуациям.

Специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_pedagog.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Сказка» города Дюртюли муниципального района

Дюртюлинский район Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов на тему:

«Здоровый педагог – здоровые дети»

Подготовила и выступила:

Педагог-психолог Мигранова С.Ф.

2021г.

Цель  -  повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов ДОУ.

Задачи:

- Знакомство с понятиями «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие»,  «психогигиену», «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»;

- Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.

- Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.

- Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Текст выступления. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной само актуализации вопреки экстремальным ситуациям.

Специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

У педагога – разноплановая социальная ответственность: за обучение, воспитание и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения, за безопасность и здоровье ребенка. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, педагоги буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя». Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье  педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное,  негативное настроение, появляется бессонница.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога  не только снижают эффективность воспитания и обучения детей, но разрушают психическое здоровье. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится  негибким и стереотипным.

От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.

Факторы, отрицательно влияющие на психологическое здоровье педагогов

Внешние источники:

•        незнание способов саморегуляции;

•        снижение физической активности, сидячий образ жизни;

•        нерациональный режим труда и отдыха.

Социальные источники:

•        преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;

•        высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.

Внутренние источники:

•        личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.

•        интеллектуальные, психоэмоциональные и физические  перегрузки;

•        факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь,  перенесенные инфекции и длительные заболевания.

А теперь представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов», требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. «Запах горящей психологической проводки». Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. 

Что же такое психологическое здоровье?

В «Психологическом словаре» (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского)  психологическое здоровье  рассматривается как состояние (или характеристика) душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Митина Л.М.  рассматривает понятие «психологическое здоровье» как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности педагога.                                       

Психологическое здоровье – это баланс между внешней и внутренней гармонией человека.                                                                                

Проще говоря, «психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно. Жизнь их полна смысла, имеет цели. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большей самостоятельностью и независимостью.

Портрет психологически  и эмоционально здоровой личности  выглядит так

довольство

доволен своей судьбой

жажда жизни

жаждет жизни и хорошо себя чувствует

контроль эмоций

может контролировать свои мысли, чувства и поведение

уверенность в себе, хорошая самооценка

он обладает уверенностью в себе и правильной самооценкой

здоровые отношения

не составляет труда  строить и поддерживать здоровые отношения

баланс

держать баланс между работой и отдыхом

устойчивость к стрессу

способен справляться со стрессом и преодолевать жизненные трудности

гибкость и адаптивность

гибок в освоении новых навыков и хорошо адаптируется к внешним изменениям, не боится нового опыта

 

Чем больше пунктов у вас развиты, тем лучше вы себя чувствуете и крепче ваше психическое здоровье. Эмоциональное здоровье это навык, как любой навык можно прокачать. Люди мало заботятся о своем психическом здоровье, причин этому несколько:

1. Внимание только к своему физическому здоровью

Никого не удивляет то, что если вы заболели, вы пойдете к врачу, и будете принимать назначенное лечение. Совсем иначе в нашем обществе относятся к эмоциональным проблемам, это считается чем-то не серьезным и недостойным внимания. Их считают признаком слабости или тем, к чему человек пришел по своей вине. Из-за этого целые группы людей ошибочно считают, что психическое здоровье это то, что нужно игнорировать и скрывать от других.

2. Невнимание к своему психическому здоровью затрагивает каждого, кто задумывался о его улучшении. Получив некоторую информацию, человек приходит к выводу, что единственным решением является прием лекарств или длительная и дорогая психотерапия. В итоге он надеется, что ситуация  улучшится сама по себе или оправдывается тем что он такой какой  есть.

К счастью не все так сложно. Каждый может сделать шаг к улучшению и сохранению психического здоровья. Как и для поддержания физического здоровья, эмоциональное требует маленьких и ежедневных шагов к своей цели, усилий и усердия. Сначала вы не будете замечать результата, но спустя время, ваша жизнь станет гармоничнее и легче.

Общие рекомендации по сохранению здоровья

1. Общение в реальной жизни.

 Оглянитесь вокруг – на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вам, но и понимают вас.

           2. Здоровый сон. Баланс между активностью и отдыхом.

Здоровый сон – лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжёлые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думали днём.

3. Здоровое питание.  Еда должна быть легкой и полезной.

Включайте в рацион «антистрессовые» продукты. Лучшие антидепрессанты – фрукты, салаты из них, заправленные йогуртом. Хороши мёд, сухофрукты, шоколад. Тонизирующее действие на организм оказывает напиток из плодов боярышника, шиповника.

4. Занимайтесь любимым делом, что вас эмоционально заряжает.

5. Соблюдайте психогигиену (наше состояние, мысли, решения). Мы живем в информационном веке, где в наш мозг постоянно поступает много информации, в основном  бесполезную и негативную. За наше внимание борются, пытаются увлечь: реклама, ютубы, ролики, соцсети итд Наша задача - отсекать все входящие каналы, фильтровать информацию, которая может негативно оказывать на наше эмоциональное состояние и воздействовать на нас.

Рекомендуется 15 минут в день быть наедине с собой, со своими мыслями, направленными только на себя. Эти 15 минут не нужно думать о других людях, о проблемах. Это очень полезное упражнение (позволяет познать себя, свою внутреннюю  духовную реальность, а не социальную) и то же время сложное, потому что, мы отвыкли  или не умеем общаться со своим внутренним миром. Рекомендуется делать упражнение  на природе, рядом с камнем, деревом, водой, так как  они наполнены природной энергетикой, благоприятно воздействующую на человека. Проделав это упражнению неделю, результат будет очевиден.

6. Каждый день нужна физическая нагрузка. Если вы можете воздействовать на своё тело, то значит можете воздействовать на свои мысли, на мозг. Тело-это физиология, у нас всех есть кровь, гормоны. Гормоны очень сильно влияют на наше состояние, можно даже сказать, что 100% всех наших состояний наши гормоны, нейромедиаторы. Если мы находимся в состоянии стресса, тревоги выделяется кортизол. Балансировать это состояние можно физической нагрузкой, до уровня «нормально вспотеть». Таким образом, очищаем от гормонов стресса. Даже поможет 10 минутные  интенсивные прыжки.

5. Следите за своим дыханием.

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из  трёх  фаз  вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.

Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает  высокий  уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

То есть, изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…(практические упражнения)

Необходимо научиться дышать и мысленно представлять расслабление каждой мышцы. Очень полезно делать перед сном. Идеальная поза - сидя. Можно представить, что вдыхаете покой, выдыхаете суету и беспокойство.

Это медиативная техника очень продуктивна в плане прочистки своего сознания. Когда мы своё внимание переключаем на то, как мы дышим, наша концентрация помогает нам избавиться от всех мыслей.

Дышать можно под счёт. 1,2,3,4-вдох, 1,2 –выдох. Выдох должен быть в 2р быстрее, чем вдох. После тренировок, можно вдох увеличить на 8 вдох, на 4-выдох. Можно пробовать цифры 2,4,8,16

 Упражнение на расслабление «Путешествие на облаке» (звучит тихая музыка) 

Закройте, пожалуйста, глаза.

 Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь……..

 Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Оно спустилось с небес и ждет вас.

 Прыгните на него. Облако белое и нежное, похожее на мягкую гору из пушистых подушек.

Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо.

Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо?

 Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо.

 Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

 Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно.

Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо…

Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно доставляет вас назад, на ваше место.

 Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе. Сделайте глубокий вдох, выдох.

 Откройте глаза. Потянитесь.

«Звуковая гимнастика»

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение «Мышечная энергия»

Цель: выработка навыков мышечного контроля

Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

 

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.   Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Психолог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции, которые мы сегодня получили от встречи может помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов." Здоровый педагог-здоровый дошкольник".

Консультация, несет в себе комплекс упражнений для педагогов, который они  могут выполнять и дома, а не только на утренней зарядке с детьми....

Консультация-презентация для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"

У нездорового воспитателя: 1.ниже качество работы, 2.дети хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются.Не всем педагогам удается компенсировать это самоотверженностью,...

Консультация "Здоровый педагог-здоровые дети"

Что такое здоровье? Определение: Здоровье - это.......

Тренинг для педагогов Здоровый педагог-здоровые дети (предновогодний)

Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов через создание условий положительного эмоционального фона настроения. ...

Психологический тренинг для педагогов в ДОУ «Здоровый педагог – здоровые дети»

Цель: познакомить с понятием психологическое здоровье, сформировать адекватное отношение к собственному эмоциональному состоянию как к одной из важных здоровьесберегающих жизненных ценностей; научить ...

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровые дети»

Тренинг составлен так, что в него включены упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения....

Тренинг №2 для педагогов в ДОУ "Здоровый педагог - здоровые дети"

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчив...