проект "Здоровое питание - залог крепкого здоровья"
методическая разработка (подготовительная группа)

Волкова Татьяна Александровна

Краткосрочный проект в подготовительной группе, продуктом которого является альбом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_proektu.pptx968.8 КБ
Microsoft Office document icon proekt_formir.osnov_kultury.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель МКДОУ АГО « Ачитский детский сад «Улыбка» – филиал «Уфимский детский сад «Радуга» Волкова Т.А. 1КК Проект: «Здоровое питание-залог крепкого здоровья»

Слайд 2

Вид проекта: Групповой. Участники проекта: Дети подготовительной группы №1 «Звездочки» родители, воспитатели, медсестра, повар, мл. воспитатель, библиотекарь. Возраст детей: 7 лет .

Слайд 3

Актуальность проекта. Невнимание родителей к проблеме культуры здорового образа жизни и правильного питания, в том числе, с одной стороны и агрессивная реклама ресторанов быстрого питания, различных вредных продуктов и напитков, с другой стороны, обостряют эту проблему в нашей стране. Мы учим наших детей правильно ходить и правильно говорить, правильно вести себя. Не менее важно научить ребенка правильно питаться. Возможностей развить плохие привычки питания у детей масса, а вот полюбить полезную пищу и научиться питаться правильно они могут только с нашей помощью.

Слайд 4

Цель проекта: Приобщить семьи воспитанников ДОУ к здоровому образу жизни через знакомство с правилами организации здорового питания.

Слайд 5

Задачи проекта: • Сформировать у детей представление о правильном питании (взаимосвязь здоровья и питания, гигиена, правила здорового питания и этикета). • Воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья, продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как его поддерживать, укреплять и сохранять • Познакомить детей с некоторыми компонентами, составляющими пищу (белки, жиры, углеводы, витамины), их значением для организма, пользой и вредом отдельных продуктов, • Закреплять и расширять знания об окружающем мире (профессии, связанные с приготовлением пищи, свойства и качества отдельных продуктов, способы приготовления некоторых продуктов, блюд, польза и вред разных продуктов)

Слайд 6

Этапы проекта : Подготовительный этап: 1.Подборка методического и дидактического материала. 2.Подборка художественной литературы. 3.Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта. 4.Оформление альбома «Как питаешься, так и улыбаешься». 5.Подбор пословиц, поговорок, загадок, сказок по теме проекта. 6.Участие детей совместно с родителями в фоторепортаже «Вкусное полезное блюдо готовим дома». 7. Игры – эксперименты с детьми: «Роль кальция», «Соль и сахар»

Слайд 7

Основной этап : НОД по образовательной области «Познание». «Могут ли овощи навредить здоровью?» «Секрет здоровой улыбке». Чтение стихотворений Е. А. Алябьевой «Хочу конфет», «Сладкоежка». НОД по образовательной области: «Социализация». Игры – исследование. Дидактические игры: «Растительная животная пища», «Кто чем питается? «Что из молока?» «Вредно - полезно». Игра-беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Настольная игра: «Полезные и вредные продукты». Словесные игры: «Четвёртый лишний», «Да или нет», «Загадки об овощах». НОД по образовательной области «Художественное творчество». Рисование «Овощи и фрукты». «Гости пришли».

Слайд 8

Формы работы с родителями : Консультации «Оздоровительное значение режима дня». Буклет «Организация правильного питания в семье». Папка – передвижка «Советы по преодолению вредных привычек». Совместно с родителями и детьми оформление альбома «Как питаешься, так и улыбаешься». Подбор пословиц, стихов и загадок по теме проекта.

Слайд 9

Заключительный этап : Анализ достижения целей и полученных результатов. Продукт: Альбом на основе фотографий «Вкусное полезное блюдо – готовим дома», с содержанием в нём пословиц, стихов, загадок.



Предварительный просмотр:

             МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»- филиал «Уфимский детский сад «Радуга»

Проект

 формирования основ культуры здорового питания

у детей старшего дошкольного возраста

«Здоровое питание-залог крепкого здоровья»

                                                                                    Воспитатель:  Волкова Т.А. 1КК

                                                                             

п. Уфимский 2022

Содержание:

Стр.

1

Актуальность проекта …………………………………………... 3

2

Основные положения……………………………………………..3

3

Механизм внедрения проекта:………………………...        …………4
  Беседы со специалистами
  Игры- исследования
  Образовательные ситуации
  Игры- экспериментирования
  Беседы с использованием интерактивных технологий
  Дидактические игры
  Досуги
  Взаимодействия с семьей

4

Заключительная часть. Презентация продукта. Подведение итогов………………………………………………………………16

5

Литература…………………………………………………………17


Актуальность темы проекта

    Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожидают штрафы.

 Невнимание родителей к проблеме культуры здорового образа жизни и правильного питания, в том числе, с одной стороны и агрессивная реклама ресторанов быстрого питания, различных вредных продуктов и напитков, с другой стороны, обостряют эту проблему и в нашей стране.

    Мы учим наших детей правильно ходить и правильно говорить, правильно вести себя. Не менее важно научить ребенка правильно питаться. Возможностей развить плохие привычки питания у детей масса, а вот полюбить полезную пищу и научиться питаться правильно они могут только с нашей помощью.

    Принимая во внимание реалии нашего времени, и на основании положений нормативных документов о необходимости создания в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды,  разработки таких программ, которые вовлекали бы родителей в оздоровительно-образовательную деятельность ДОУ, а также важности работы по воспитанию основ здорового образа жизни и вовлечения детей в исследовательскую деятельность, и был  создан этот проект.

     В ходе работы над проектом педагоги осваивают интерактивные технологии, имеют возможность отойти от традиционного занятия как формы работы, внедрить инновационный метод проектной деятельности, повышая таким образом уровень педагогической компетенции.

   Работа по проекту «Как питаешься, так и улыбаешься» создает необходимые условия для взаимодействия с родителями воспитанников, что способствует формированию единого пространства семьи и ДОУ, повышению авторитета ДОУ в глазах родительской общественности.

Основные положения проекта:

   Проект  формирования основ культуры здорового  питания «Здоровое питание – залог крепкого здоровья»  оперирует следующими понятиями:

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных (в дошкольном возрасте с небольшой помощью взрослого)  действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.  Работа над проектом включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных действий, творческих по самой своей сути.

Интеграция - (от лат. integratio - соединение; англ. integration; нем. Integration). Процесс, результатом которого является достижение  единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Исследовательская деятельность

Мотивация к здоровому образу жизни

Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении - должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими его образ жизни. По мнению академика В.П.Казначеева, образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью.

Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений.

Здоровьесозидающее образование

Современный подход к здоровью определяет его с системных и индивидуальных позиций, предполагает доминирующую роль педагогического направления его обеспечения. Доминирующими способами обеспечения здоровья становятся собственные усилия человека по его сохранению и укреплению. Поэтому среди многообразия терминов, характеризующих обеспечение здоровья человека в системе образования, наиболее адекватным является термин здоровьесозидающее образование, в основе которого находится понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов; признание определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни; понимание доминирующего влияния на здоровье участников образовательного процесса образовательной среды как совокупности внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов.

Цель проекта:

              Приобщить семьи  воспитанников ДОУ к  здоровому образу жизни через знакомство с правилами организации здорового питания.  

Задачи:

  • Сформировать у детей представление о правильном питании (взаимосвязь здоровья и   питания,  гигиена, правила здорового питания и этикета).
  • Воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья, продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как его поддерживать, укреплять и сохранять
  • Познакомить  детей с некоторыми компонентами, составляющими пищу (белки, жиры, углеводы, витамины), их значением  для организма,  пользой и вредом отдельных продуктов,
  • Закреплять и расширять знания об окружающем мире (профессии, связанные с приготовлением пищи, свойства и качества отдельных продуктов, способы приготовления некоторых продуктов, блюд, польза и вред разных продуктов)
  • Развивать у детей  любознательность, познавательную активность, стремление к исследованию и экспериментированию, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, делать выводы.
  • Развивать инициативу и самостоятельность детей в  деятельности общения, познания.
  • Развивать коммуникативные качества, умение строить общение с разными людьми: взрослыми, сверстниками, более младшими детьми, старшими братьями, сестрами, родителями.
  • Развивать самосознание детей, воспитывать в них уверенность в себе, стремление помочь,  поделиться знаниями с другими людьми.
  • Развивать связную речь, умение вести диалог, доказывать свое мнение.

Механизм внедрения проекта

   Исследовательско - творческий проект «Здоровое питание – залог крепкого здоровья» адресован педагогам ДОУ и  рассчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Проводится в сроки, которые определяет сам педагог (от двух недель до двух месяцев) в зависимости от степени готовности и активности всех участников проекта.

   В проекте принимают участие: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог. Скоординировать взаимодействие  педагогов поможет распределение материала по образовательным областям. Каждый из педагогов организовывает совместную деятельность с детьми в соответствии с той образовательной областью, которая входит в зону его компетенции (например, воспитатель реализует образовательные области  «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», музыкальный руководитель  - область «Музыка», инструктор по физическому воспитанию – «Физическая культура»). Таким образом, у ребенка накапливаются знания, умения, навыки, приобретенные в результате совместной деятельности со многими специалистами. Полученные детьми, таким образом, представления носят  целостный  характер. Закрепление новых  знаний происходит на интегрированном вечере досуга, в подготовке и проведении которого принимают участие все специалисты.

Проект состоит из основных частей:

  1. Целеполагание. Постановка проблемы.
  2. Поиск решений проблемы. Составление плана действий.
  3. Выполнение запланированных действий.
  4. Применение полученных знаний. Презентация продукта.

  1. Постановка проблемы.

    Чтобы проект был успешным, очень важно вызвать у детей на начальном этапе «вспышку интереса». От этого будет зависеть  активность детей, их заинтересованность в получении и применении знаний.

Воспитатель в ходе беседы предоставляет детям возможность проявить активность и самостоятельность. Помогает детям наводящими вопросами, ненавязчиво подводит их к нужным выводам, старается вызвать у детей эмоциональный отклик, желание  помочь.

Воспитатель задает детям вопросы:

  • Как вы думаете, почему у детей  болит  живот?
  • Что может случиться, если  и дальше также питаться?
  • Зачем нужно быть здоровым?
  • Что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
  • Хотите ли вы быть здоровыми?

Воспитатель помогает сделать детям вывод:

  • Если дети питаются неправильно, поэтому  у них болит живот и плохое настроение.
  •  Если  и дальше будут так питаться, то может серьезно  заболеть, будут плохо расти, очень слабыми, не смогут бегать, играть в интересные игры, хорошо учиться в школе, а потом работать.
  • Чтобы расти здоровыми, нужно правильно питаться.

Вопросы к детям:

  • Знаете ли вы, что такое «правильное питание»?
  • Хотите ли узнать об этом побольше?

Дети (с помощью воспитателя) формулируют вопросы, на которые им нужно будет найти ответы:

  • Какие существуют правила питания?
  • Какие продукты полезны и почему?
  • Какие продукты, блюда вредны и почему?
  • Как узнать рецепты полезных блюд и научиться их готовить?
  • Какие продукты можно есть часто, а какие редко.

2. Поиск решений проблемы. Составление плана действий.

Обсуждение и составление плана действий должно происходить в непринужденной обстановке, где каждый ребенок может высказаться, дать свои предложения; причем воспитателем положительно оцениваются все предложения, вместе с детьми отбираются наиболее полезные и осуществимые.

Когда вопросы, требующие изучения, сформулированы, воспитатель предлагает детям подумать, где можно найти ответы на эти вопросы.

 В случае затруднения детей, спрашивает у них:

  • Кто готовит еду в детском саду? (повар),
  •  Кто готовит еду дома? (мама, бабушка, может быть папа),
  • Кто кормит детей в группе? (помощник воспитателя)
  • Кто заботится о здоровье детей в детском саду? (врач, медсестра)
  • Откуда можно узнать обо всем на свете? (из книг, из Интернета)
  • Кто  дает новые знания детям об окружающем их в мире в детском саду? (воспитатели)

      Совместно с детьми составляется план действий, в результате которых дети будут знать все о правильном питании и смогут помочь  всем, кто об этом не знает, например, младшим по возрасту детям детского сада.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

  • Беседа с медсестрой или врачом в медицинском кабинете детского сада.
  • Беседа с поваром на кухне детского сада.
  • Беседа с мамой дома.
  • Беседа с помощником воспитателя группы в детском саду.
  • Посещение детской библиотеки, беседа с библиотекарем, который поможет выбрать книги.
  • Чтение книг, взятых в библиотеке
  • Совместная деятельность с воспитателем (экспериментирование, исследования, беседы, дидактические игры и т.д.)
  • Поиск нужных  знаний в книгах, энциклопедиях, Интернете дома вместе с мамой (папой, старшими братьями и сестрами)

Определение продукта проекта:

  • Составить альбом  (совместная работа с родителями) «Как питаешься – так и улыбаешься» (название может быть и другим)
  • Провести квест-игру «Путешествие в страну здорового и вкусного питания» (приложение 1)
  • Провести творческий конкурс в ДОУ «Здоровый образ жизни – мой выбор» (положение в приложении 2)

       Включение таких форм позволит детям закрепить получить полученные знания, использовать их еще раз, развить коммуникативные способности.

3. Выполнение запланированных действий.

  Начать осуществление  проекта необходимо сразу после составления плана действий, пока у детей не угас интерес, мотивация к работе, т.к. интересы дошкольника ситуативны,  у них не сформирована способность работать  долго и целенаправленно в одном направлении.

  Предложенные нами формы взаимодействия с детьми воспитатель проводит в порядке, определяемом им самим; можно использовать не все формы или изменить их, дополнить, заменить своими. Но важно соблюдать главное условие: предоставление возможной большей свободы, самостоятельности детям, активизация их любознательности, поддержка инициативы.

       Беседа с медсестрой или врачом

 Воспитатель договаривается о встрече с врачом заранее, обговаривает тему, содержание беседы.

Собираясь на встречу с врачом, воспитатель предлагает детям еще раз уточнить, какие знания они хотят получить, сформулировать вопросы, которые они могут задать врачу.

 В дальнейшем, в ходе беседы  предоставляет возможность детям задать свои вопросы, при необходимости, напоминая, что еще они хотели узнать у доктора.

        Дети входят в медицинский кабинет (они знакомы с его обстановкой и содержанием, бывали здесь раньше), здороваются с врачом. Доктор приветствует детей, говорит, что очень рад видеть их в своем кабинете, спрашивает о причине их визита.    

    Возможные вопросы детей: 

- почему нужно правильно питаться?

- какие существуют правила здорового питания?

- какие продукты полезны и почему?

- какие продукты вредны для здоровья и почему?

- зачем нужно мыть фрукты?

      Примерное содержание ответов врача:

Чтобы правильно питаться нужно выполнять  такие правила:

  • Умеренность. 

Плохо, если вы едите мало, но и переедать тоже не следует. Переедать очень вредно потому, что  желудок и кишечник не успевают  переварить слишком большое количество пищи, от этого могут начаться заболевания желудка или кишечника.

  • Разнообразие.

Ни один продукт не дает всех питательных веществ,  которые  необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи), а третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться.

  • Воздерживайтесь от жирной пищи.

Жиры очень трудно перевариваются, а кроме того, человек, который ест много жирного быстро набирает лишний вес, не может быстро бегать, мало двигается, а это очень вредно для организма.

  • Остерегайтесь очень острого и соленого.

Острая пища раздражает стенки желудка, кишечника, со временем это может привести к их заболеваниям.

  • Сладостей тысячи, а здоровье одно.

Сладкое любят все, особенно дети. Конечно, совсем отказываться от сладкого не надо, но необходимо соблюдать чувство меры. Если вы едите сладкое, не забывайте много двигаться и обязательно чистить зубы после еды.

  • Режим еды.

Еще одно необходимое условие для правильного питания: нужен строгий распорядок дня. Надо завтракать, обедать и ужинать в одни и те же часы. Тогда желудок привыкнет приниматься за работу в определенное время. Это значит, что пища будет перевариваться быстрее, приносить больше пользы. Утром завтрак необходим. Ведь впереди рабочий день. Обязательно завтракайте! Это поможет вам оставаться бодрыми и работоспособными. Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается. Вечером ужинайте за 2-3 часа до сна.

  • Гигиена еды

.Есть еще важное правило: во время игр и работы вы постоянно прикасаетесь руками к различным предметам. От этого руки становятся грязными, на них могут быть микробы – возбудители разных болезней. Перед едой обязательно мойте руки с мылом.

 Сырые овощи и фрукты очень полезны для здоровья. Но не забывайте, что они загрязняются землей и на них могут быть микробы. Сырые овощи и фрукты мойте кипяченой водой!

  • Тщательно пережевывайте пищу.

Только хорошо пережеванная пища быстро усваивается в желудке и приносит больше пользы, кроме того, если человек плохо пережевывает пищу, то со временем у него может развиться заболевание желудка.

Дети благодарят врача, прощаются и возвращаются в группу.

       Беседа с поваром

Воспитатель договаривается о встрече с поваром заранее, обговаривает тему, содержание беседы.

Собираясь на встречу с поваром, воспитатель предлагает детям еще раз уточнить, какие знания они хотят получить, сформулировать вопросы, которые они могут задать повару.

В дальнейшем, в ходе беседы  предоставляет возможность детям самим задать свои вопросы, при необходимости, напоминая , что еще они хотели узнать у повара.

        Дети входят в помещение пищеблока (они знакомы с его обстановкой и содержанием, бывали здесь раньше), здороваются с встречающим их поваром. Повар приветствует детей, говорит, что очень рад их  видеть, спрашивает о причине их визита. Дети сообщают, что хотят научиться правильно питаться.

       Возможные вопросы детей:

- Какие продукты полезны?

- Как нужно готовить блюдо, чтобы оно стало полезным?

- Может ли быть полезное блюдо еще и вкусным?

     Примерное содержание ответов повара:

- Место, где готовится пища должно содержаться в чистоте.

Повар предлагает детям посмотреть, как сверкает чистотой кухня. Посуда и все оборудование чисто вымыто и  стоит на своих местах. Для каждого вида продуктов, блюда используется своя специальная посуда.

Повар показывает кастрюлю для кипячения молока, ножи и доски для разделки мяса, овощей, хлеба и т.д.

Повар обращает внимание детей на то, что он и все работники пищеблока  одеты в  чистую, специальную  одежду.

Прежде, чем начать готовить еду, все  тщательно моют  руки.

- Чтобы блюдо получилось не только вкусным, но и полезным, продукты перед приготовлением блюд тщательно перемываются, перебираются.

 Курицу, рыбу, мясо нужно как следует проварить, пропечь или прожарить, молоко обязательно прокипятить. Свежие фрукты моются особенно тщательно.

Все это делается для того,  чтобы в пищу не попали вредные микробы.

- Питание должно быть разнообразным: мы готовим блюда из мяса, рыбы, овощей, разных круп, творога, молока, даем свежие фрукты, печем свежие булочки.

- Нельзя увлекаться жареным, это вредно. Гораздо полезнее будет блюдо (котлеты, пирожки, картофель, рыба), если его жарить на сковороде, а отварить в воде или запечь в духовке или приготовить на пару.

Конечно же, очень важно готовить любое, даже самое простое блюдо, с любовью, поэтому мы пользуемся вот таким рецептом:

       РЕЦЕПТ САМОГО ВКУСНОГО БЛЮДА

Когда готовишь пищу, нужно бросить в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище. И принесут здоровье.

Дети благодарят повара и возвращаются в группу.

По возвращении в группу, воспитатель уточняет, чем занимается помощник воспитателя, как она заботится о питании детей, о чем можно у нее узнать.

       Беседа с помощником воспитателя

       Возможные вопросы детей:

- когда нужно принимать пищу?

- как нужно есть, чтобы еда была полезной?

- зачем нужно красиво сервировать стол?

  Примерное содержание ответов:

  • Принимать пищу нужно в одно и тоже время. Я приношу с кухни свежую  еду, приготовленную поваром только что, строго в соответствии с режимом дня:

- Завтрак в 8.30

- Обед в 12.30

- Полдник в 15.30

- Ужинать дома нужно в 19.00

 Если нарушать режим питания, например,  пропускать прием пищи,  перекусывать между           едой или есть поздно вечером, то нарушится ритм работы вашего желудка, он не успеет     подготовиться к приему пищи, еда будет плохо перевариваться и усваиваться.

  • Очень важно соблюдать правила поведения за столом: не вертеться, не разговаривать с полным ртом, чтобы пища не попала в дыхательное горло.
  • Чтобы пища хорошо усваивалась, есть следует не спеша, тщательно прожевывая пищу.

Помощник воспитателя обращает внимание на то, как красиво накрыто на стол: салфетки, посуда, приборы. Просит детей рассказать, как должны быть расставлены приборы, просит назвать, чего не хватает на столах (салфетки -  определяют дети и приносят их)

  • Внешний вид накрытого стола, блюда вызывает аппетит, а еда, съеденная с удовольствием, приносит пользу.

   После бесед с поваром, врачом и помощником воспитателя, воспитатель помогает уточнить, закрепить полученную информацию и  подводит детей к  выводу, что об их питании позаботилось много людей, все они вложили в свой труд частичку своей души и за это их надо поблагодарить:

  • Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив тех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлены блюда и тех, кто для вас готовил.

   Следующим этапом может быть посещение библиотеки.

Данное посещение библиотеки  ограничилось  беседой с библиотекарем, в ходе которой дети подготовили и задали вопросы:

  •  могут ли книги рассказывать о еде?
  •  где можно прочитать о том, как люди растят хлеб, как делают разные продукты и т.д.?
  •  в каких книгах рассказывается о том, как готовить полезную еду?
  •  в каких  книгах можно прочитать о том, как правильно питаться, что бывает с  теми, кто питается неправильно?

       Дети участвовали в беседе с библиотекарем, рассматривают предложенные им книги, энциклопедии, журналы, затем вместе с воспитателем отобрали те книги, которые они прочитают в группе все вместе, библиотекарь выдал детям книги.

Далее в процессе реализации проекта воспитатель читает детям художественные произведения, организовывает обсуждении, помогает сделать выводы о взаимосвязь здоровья и питания, последствиях неправильного питания, уточнить и осознать правила здорового питания.

Детские энциклопедии рассматриваются совместно с воспитателем, родителями и  предлагаются детям для самостоятельного пользования.

               Образовательная ситуация  «У нас гости»

(интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Коммуникация»)

Проводится после чтения детям рекомендованных книг

Оборудование: Большой лист бумаги с изображенным на нем большим столом для коллективной работы, карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей на каждого ребенка.

Ход:

Воспитатель предлагает вспомнить, какие литературные произведения и каких авторов они прочитали.

- Какой лучший подарок для Винни – Пуха?

 - Правильно, Винни – Пух предпочитал мед, но и другие сказочные  герои любили поесть. Послушайте отрывки из сказок и отгадайте о герое какой сказки идет речь:

  • «- Дайте три корочки хлеба и к ним вон того чудно зажаренного барашка,-и еще того гусенка, да парочку голубей на вертеле, да, пожалуй, еще печеночки…

- А мне шесть штук самых жирных карасей и мелкой рыбы сырой на закуску» (Лиса Алиса и кот Базилио, Толстой А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

  • «Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться! Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова. Надо только поставить горшочек перед собой и сказать:  «Раз, два, три  горшочек, вари!» (Братья Гримм «Горшочек каши»)

  • «Малыш примчался на кухню. Мама в клетчатом переднике стояла у плиты и жарила превосходные тефтели. Время от времени она встряхивала сковородку, и плотно уложенные маленькие  мясные шарики подскакивали переворачивались на другую сторону» (Малыш и мама. Линдгрен А. «Карлсон, который живет на крыше»)

  • «- Ты что будешь с хлебом, мед или сгущенку?

- И то, и другое! – с восторгом отозвался Пух. Но чтобы Кролик не подумал, какая он жадина, скромно добавил: А хлеба, пожалуй, что и не надо совсем, не затрудняй себя»

(Винни – Пух и Кролик. Милн. А. «Винни-Пух и все, все,все»)

- Как вы считаете, правильно ли питались эти герои?

- Почему неправильно? (Винни – Пух ел  очень много, Карлсон ел только сладкое и т.д.)

- Что бы вы посоветовали этим литературным героям? (нельзя переедать, есть нужно разнообразную пищу, заменить сладости можно фруктами, соком и т д)

-  Давайте представим, что к нам в гости могут прийти любые литературные герои. Кого бы вы хотели пригласить?

Воспитатель предлагает нарисовать тех героев, которых дети хотят пригласить, сидящими за большим столом.

- Ну вот, наши гости пришли и сидят за столом. Давайте подумаем, чем  мы будем их угощать?

Наше угощение должно понравиться гостям, но оно должно быть не только вкусным, но и полезным.

Воспитатель выслушивает предложения детей, все вместе обсуждают, подойдет ли это для гостей, полезно ли оно понравится ли приглашенным (например, коту нужно предложить рыбу и молоко, а Винни – Пуха  можно угостить творожными сырниками с медом и т.д.)

Воспитатель предлагает детям отобранные угощения разместить на столе. Для этого их можно нарисовать или сделать аппликацию. Дети выполняют работу., затем представляют свое угощение, аргументируя свой выбор ( например, «Я угощу Карлсона салатом из фруктов и ягод – ананасы, персики, клубника, потому что он очень любит сладкое, а фрукты и ягоды – сладкие и еще полезные, в них много витаминов»)

          Игры - экспериментирования:

«Жир в пище»

Оборудование: лист белой бумаги, яблоко, огурец, хлеб, печенье, кусочек кондитерского изделия с кремом, шоколад, сыр, сало и т.д.

Ход:

Можно заранее провести опыт с водой: если на бумагу или  ткань капнуть капельку чистой воды, то после высыхания от нее не останется следа.

Воспитатель предлагает детям вспомнить правила здорового питания, о которых говорил врач. Когда дети называют правило «Воздерживайтесь от жирной пищи», воспитатель задает им вопрос:

- Как определить, жирная пища или нет?

Выслушивает ответы детей, поощряет  их ответы, в случае, если дети не найдут сами решения, она предлагает вспомнить, что бывает с их одеждой, когда на нее случайно падает кусочек торта с кремом? (Остается пятно) Это и есть пятно жира. Жир оставляет на ткани пятна. Это поможет нам определить, содержится жир в том или ином продукте или нет.

Далее воспитатель совместно с детьми проводит следующий опыт:

Берутся (заранее приготовленные) кусочек хлеба, яблока, жирной колбасы, кондитерского изделия с кремом, огурца и т.д. Срезанной частью дети  кладут продукты на чистый лист бумаги, рассматривают, остались ли на бумаге следы. Можно подписать каждый след, от какого продукта он оставлен.

 Через 10 минут дети проверяют, от каких продуктов остались пятна, с помощью воспитателя или самостоятельно делают вывод:

  • Если пятно исчезло, значит, это была вода (например, след от огурца, яблока) и этот продукт не содержит жира.
  • Если на бумаге осталось пятно – этот продукт жирный, есть его нужно крайне редко и в небольших количествах.

«Крахмал в продуктах»

  Оборудование: йод, кусочки продуктов – яблоко, картофель, морковь, банан, хлеб, колбаса, и т.д. по выбору.

   Ход:

Дети поочередно наносят капельку йода на свежий срез продукта, оставляют на несколько минут. Через несколько минут дети проверяют, изменился цвет йода или нет.

Вывод:

 В продуктах, на срезах которых йод изменил цвет на  (йод стал синий), содержится крахмал.

«Растворение сахара и соли в воде»

 Оборудование:  стаканы с водой, сахар, соль, чайная ложка.

Ход:

Дети помещают чайной ложкой сахар, соль в разные стаканы, размешивают, наблюдают растворение.

Вывод:

Сахар, соль растворяются в воде.

«Вырастим кристаллы»

Оборудование:  стакан с водой,  соль, чайная ложка.

Ход:

Дети совместно с воспитателем делают насыщенный солевой раствор и путем испарения воды (стакан с раствором оставляется до полного испарения воды)  получают кристаллы соли.

Вывод:

Соль растворяется в воде, а после удаления из раствора воды – снова кристаллизуется, возвращается в первоначальное состояние.

«Волшебная соль»

Оборудование:  широкий сосуд с водой,  соль, чайная ложка, веточки дерева.

Ход:

Дети совместно с воспитателем делают насыщенный солевой раствор, опускают в него веточки, оставляют до полного испарения воды. Через некоторое время наблюдают выращенные на веточках кристаллы соли.

          Беседа «Правила здорового питания»

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье»,»Безопасность», «Коммуникация»)

Проводится после проведения исследования жира и крахмала в продуктах с использованием компьютерной презентации.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами здорового питания.
  2. Помочь детям понять, что соблюдение правил здорового питания – важное средство сохранения здоровья человека.
  3.  Познакомить  детей с некоторыми компонентами,  входящими в состав пищи (белки,

            жиры, углеводы, витамины), их значением для организма.  

  1. Дать знания о том, что некоторые продукты вредны для здоровья человека, лучше отказаться от их употребления.
  2. Воспитывать устойчивый  интерес к здоровому образу жизни, желание заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового питания

Оснащение:

 Компьютер, мультимедийный проектор, эл. презентация «Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников»

          Игра – экспериментирование  

«Роль кальция»

Оборудование: куриное яйцо, стакан или баночка, уксусная кислота.

Ход:

Воспитатель предлагает обследовать куриное яйцо и убедиться, что скорлупа твердая, она защищает содержимое яйца.

 Твердость скорлупе яйца придает вещество, которое называется КАЛЬЦИЙ.

Детям предлагается подумать над вопросом:

- Что будет со скорлупой, если в ней исчезнет кальций?

Воспитатель помещает яйцо в емкость с уксусом, закрывает крышкой.

- Уксус будет вымывать кальций из скорлупы яйца. Мы будем наблюдать за изменениями, которые будут происходить со скорлупой.

По окончании эксперимента воспитатель извлекает яйцо из емкости.

Дети обследуют яйцо, убеждаются, что скорлупа стала мягкой, тонкой, она не может  как раньше защищать содержимое яйца.

Вывод: Кальций делает скорлупу яйца крепкой.

       

           Образовательная ситуация

«Пейте, дети, молоко – будете здоровы»

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация»)

Оснащение:

 Компьютер, мультимедийный проектор, эл. презентация «Как молоко в магазин приходит?»

Ход:

Воспитатель просит детей вспомнить, какое вещество входит в состав скорлупы и делает ее крепкой? (кальций)

- Какой стала скорлупа, когда уксус вымыл из нее кальций? (Мягкой, тонкой)

-Кальций входит в состав костей, мышц, зубов человека.

- Как вы думаете, для чего он нужен? (он делает кости, зубы крепкими).

- Что произойдет, если в организм человека не будет поступать кальций?

- Правильно, кальций необходим  человеку. Благодаря кальцию у нас крепкие кости, здоровые белые зубы, мы можем расти, двигаться, пережевывать пищу. Если в организме человека не хватает кальция – у него могут искривляться кости, позвоночник, он не сможет ходить, ребенок не растет, у него болят и выпадают зубы.

В таких случаях кальций принимают в виде таблеток.

- Что же делать, чтобы в наш организм все время поступал в наш организм и  наши кости и зубы были крепкими и здоровыми?

Нужно употреблять в пищу продукты, содержащие кальций.

- Молоко и молочные продукты содержат кальций, поэтому они очень полезны.

- Какие вы знаете продукты, сделанные их молока? (творог, кефир, сметана, сыр, сливочное масло, йогурт, мороженое и т.д.)

- Откуда же берутся и как  попадают полезные молочные продукты к нам на стол?

Просмотр презентации

      Игра – исследование «Овощи – кладовая здоровья»

(интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация»)

Оборудование: овощи, бумага, фломастеры или цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель просит вспомнить  детей, что они узнали о витаминах:

  • От какого слова образованно слово «витамин»?
  • Почему так назвали витамины?
  • Какие витамины вы знаете?
  • Для чего они необходимы?
  • Что происходит с организмом человека, если в него не поступают витамины?
  • Где содержится больше всего витаминов?
  • Как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья»
  • Какие овощи вы знаете?
  • Где растут овощи?

Детям предлагаются разные овощи для исследования: морковь, свекла, репа, капуста, огурец, помидор, лук и т.д..

  • Исследование на ощупь – дети с закрытыми глазами обследуют предложенный овощ, называют его качества (гладкий, пупырчатый, твердый и т.д.),  (круглый, овальный) затем называют овощ.
  • Исследование по запаху – дети с закрытыми глазами по запаху определяют предложенный овощ (помидор, огурец, лук, чеснок и т.д.)
  • Исследование  по вкусу – детям с закрытыми глазами воспитатель дает попробовать кусочек овоща, дети определяют и называют овощ.

Воспитатель обращает внимание, что у детей на столах есть бумага, карандаши, фломастеры и предлагает нарисовать отгадки к загадкам, которые она им загадает.

Загадки:

  • Красна, да не девица,

            С хвостом, да не мышь.

            Сидит в темнице,

            А хвост на улице (морковь)

  • Над землей – трав,

            Под землей –

            Малиновая голова (свекла)

  • Чтобы вырвать этот овощ,

            Не хватило деду сил.

            Но пришли ему на помощь

            Все, кого он попросил (репа)

  • Как на грядке под листок

            Закатился чурбачок –

            Зеленец удаленький,

            Вкусный овощ маленький  (огурец)

  • Бурая – не мишка,

            В норке, но не мышка (картошка)

  • Хоть чернил он не видал,

            Фиолетовым вдруг стал.

            Любят овощ Ваня, Жан…

            Так ведь это…..(баклажан)

  • Расселась барыня на грядке,

            Оделась в пышные шелка.

            Мы для нее готовим кадки

            И крупной соли полмешка  (капуста)

  • Заставит плакать всех вокруг,

            Хоть он и не драчун, а …(лук)

      Воспитатель вместе с детьми рассматривает, сколько разных и полезных овощей у них на рисунках, просит обвести те овощи, из которых можно приготовить винегрет, салат, щи, борщ и т.д.

       Воспитатель просит детей вспомнить и назвать, какие еще блюда из овощей они знают.

Выслушав ответы детей, она предлагает детям узнать дома у мамы, какие блюда из овощей она умеет готовить и записать рецепт, а завтра поделиться этими рецептами со всеми детьми.

Дидактические игры

Предлагаемые нами дидактические игры могут использоваться воспитателем  в разных вариантах, во время организованного взаимодействия с детьми или включаться в самостоятельную деятельность детей. Игры могут изменены, дополнены другими по желанию педагога, в зависимости от знаний, умений воспитанников данной группы.

Задачи:

  • Уточнить и закрепить полученные детьми знания в других видах деятельности;
  • Изучить уровень овладения детьми знаниями

     «Животная и растительная пища»

Оборудование: картинки с изображением волка и зайца, набор картинок с изображением разных продуктов (овощи, фрукты, ягоды, грибы, молочные продукты, мясные, рыбные продукты и т.д.

Ход игры:

Вопрос к детям:

- Кто из этих животных  питается животной, а кто растительной пищей?

Детям раздаются карточки с изображением продуктов животного и растительного происхождения, дается задание:

-выбрать и положить  карточки с изображением растительной пищи к изображению зайца, а картинки с изображением животной пищи  «отдать» волку.

      «Четвертый лишний»

Оборудование: карточки, на которых размещены по 4 картинки, например:

- капуста, лук, морковь, яблоко

- апельсин, лимон, помидор, яблоко

Кефир, творог, колбаса, сметана

Колбаса, сосиски, котлета, винегрет

Овощной салат, гречневая каша, рыба (приготовленная), томатный сок

Пирожок, хлеб, каша, блины и т.д.

Ход игры:

Ребенок  называет изображенные продукты и находит лишний продукт или блюдо.

Педагог просит объяснить, почему он считает, что это блюдо лишнее. Ребенок дает объяснение, например: «Колбаса, сосиски, котлеты приготовлены из мяса, а винегрет - из овощей»

      «Съедобные - несъедобные грибы»

Оборудование: картинки с изображением разных грибов, в  том числе и ядовитых

Ход игры:

1 вариант:

Ребенку предлагается разложить картинки на две части – съедобные и несъедобные грибы

2 вариант:

Педагог показывает картинки детям, они называют грибы и говорят, в какую группу их отложить – съедобных или несъедобных грибов.

3 вариант:

Педагог раскладывает картинки на полу. Дети отправляются собирать грибы: картинки с изображением съедобных грибов кладут в корзину, а несъедобные оставляют.

         «Растет на ветке, растет на грядке»

Оборудование: картинки с изображением фруктов, овощей, дерева, грядки.

Ход игры:

Детям дается задание выбрать картинки с изображением фруктов и разместить их на дереве, а картинки с изображением овощей поместить на грядку, затем пояснить свои действия.

      «Что из чего сделано»

Оборудование: картинки с изображением разных продуктов, блюд (кефир, сметана, творог, колбаса, сыр, хлеб, пирог, блины, каша, винегрет, салат, компот, сок, ит.д.) и 5 карточек с картинками: овощи, мясо, молоко, фрукты. Картинки можно заменить надписями «молоко», «мясо», «овощи», «фрукты» «мука», если дети в данной группе умеют читать.

Ход игры:

Детям предлагается разложить картинки с изображением блюд к той картинке, которая изображает то, из чего они приготовлены, например, кефир, йогурт, сыр, творог к карточке «Молоко»

          «От фермы до холодильника»

Оборудование: картинки (пасущаяся корова, доярка доит корову,  сенокосилка, машина с надписью «Молоко», молокозавод, молоковоз  магазин, холодильник).

 Ход игры:

1 вариант

Детям предлагается разложить картинки по порядку и рассказать о том, как молоко попало на стол к людям

2 вариант:

Детям предлагаются карточки, но одной не хватает.

Им нужно определить, какой карточки нет и рассказать, что произойдет, если из процесса исчезнет это звено. (например, что будет, если не будет машины, которая возит готовые молочные продукты в магазин или человек не подоит корову и т.д.)

         «Полезно – вредно»

Оборудование: картинки с изображением продуктов, напитков (овощи, фрукты, соки, молочные продукты, сладости, газированные напитки, рыбные и мясные блюда, конфеты, торты, чипсы, гамбургеры, яйца и т.д.) две схематично изображенные рожицы – грустная и веселая. Картинки можно заменить муляжами, в случае их наличия.

Ход игры:

К веселой рожице дети кладут полезные продукты и блюда, к грустной – вредные и те, которые есть нужно в минимальном количестве.

Взаимодействие с семьей

      Проект «Здоровое питание – залог крепкого здоровья» построен на взаимодействии педагогов с семьями воспитанников.  Для привлечения родителей к активному  участию в проекте используются разнообразные формы взаимодействия с семьей:

 – анкетирование родителей до и после проведения проекта с целью определения их  отношения к здоровому образу жизни, организации здорового питания семьи, выявления имеющихся проблем, а также семейных традиций, связанных с питанием.

    Все остальные формы взаимодействия  могут проводиться в различной последовательности, надо только иметь в виду, что на подготовку каждого задания потребуется определенное время и не давать несколько заданий одновременно.

  Задания для совместного выполнения дома даются  каждой семье.

       Из фоторепортажей  «Готовим полезное блюдо дома», оформляется альбом.

Дети могут по его материалам составить рассказ о том, как называется блюдо, из каких ингредиентов состоит, как его готовили, оформляли и ели всей семьей.

 Родители могут записать понравившиеся рецепты и опробовать их в своей семье. Таким образом, каждая семья получает возможность пополнить свое меню новыми полезными блюдами, а может быть, и одной традицией совместного приготовления и  дегустирования  полезных блюд станет больше.

Встреча  с родителями «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Участники встречи:

Воспитатель, старший воспитатель, врач или старшая медсестра ДОУ.

Задачи:

  • Показать родителям значение правильного питания для здоровья ребенка (врач).
  • Доказать, что сформировать основы здоровьесозидающего поведения ребенка и заложить основы культуры правильного питания возможно только объединив усилия семьи и ДОУ  (воспитатель).
  • Познакомить родителей с методом проектной деятельности и показать преимущества этого метода перед ранее использовавшимися в деятельности ДОУ для формирования здоровьесозидающего поведения ребенка и развития качеств его личности (старший воспитатель).
  • Познакомить родителей  с проектом «Здоровое питание – залог крепкого здоровья». Рассказать,  что продуктом  проекта  станет  альбом «Здоровое питание – залог крепкого здоровья», в создании которого будут принимать участие  родители, дети, педагоги

Результат встречи:

Желание родителей принять активное в проекте «Здоровое питание – залог крепкого здоровья».

   

     Анкетирование родителей (приложение 3)

Задачи:

  • Изучить отношение родителей к проблеме здорового питания.
  • Определить уровень культуры здорового образа жизни,
  • Выявить имеющиеся традиции здорового питания в семьях воспитанников

Задачи:

  • Способствовать формированию у  детей навыков  получения знаний из различных     источников;
  • Способствовать включению здоровых и полезных блюд в рацион семейного питания;
  • Обогатить семьи воспитанников новыми рецептами полезных блюд;
  • Развивать творческие и коммуникативные  способности детей;

      Родители совместно с детьми находят в Интернете, поваренных книгах или придумывают сами (если они не располагают уже  имеющимся в семейном арсенале рецептов) рецепт полезного блюда из овощей, фруктов или молока, вместе с ребенком готовят это блюдо.

  • Рекомендации родителям

Предлагаемые нами рекомендации для родителей могут быть использованы по-разному, в зависимости от выбора воспитателя: размещены в уголке для родителей на стенде, помещены в отдельную папку для просмотра родителями,  использованы для выступлений педагогов на встрече с родителями, индивидуальных и групповых консультациях.

 Заключительная часть. Презентация продукта. Подведение итогов.

     Воспитатель подводит детей к выводу (если они сами к нему приходят), что они узнали очень много нового о правильном питании и могут теперь поделиться своими знаниями с теми, кто этого не знает. Это могут быть дети параллельной старшей или подготовительной группы (если такая есть в детском саду) или младшие дети.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Андреева Е.  Без соли не проживешь. – Л., Детгиз, 1963
  • Новоженов Ю.М. Профессия – повар. – М.Экономика, 1989
  • Ольгин О.  Приглашение к столу. – М.Дет.лит., 1989
  • Я познаю мир. Кухни народов мира. – М.АСТ,1999
  • Читаем, учимся, играем . – М. «Либерея-библиопринт, 1/2008г.
  • Добротин Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек.-М. «Интеллект-центр», 2009

Приложение 1

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: Квест-игра «Путешествие в страну здорового и вкусного питания»

        Цель: формировать у детей представление о правильном питании, как основе здорового образа жизни.

        Задачи:

        Образовательные: расширять и уточнять знания детей о полезных продуктах; формировать умение детей принимать и выполнять правила игры, высказывать своё мнение, считаться с мнением сверстников, выслушивать мнения других, самостоятельно решать проблемные ситуации, справедливо оценивать свои результаты и радоваться за успехи других.

        Развивающие: развивать познавательный интерес, детскую инициативу и самостоятельность, умение анализировать, делать выводы, рассуждать; развивать умение взаимодействовать в командах: общаться, договариваться, обсуждать, находить общее решение, помогать другим, поддерживать диалог.

        Воспитательные: воспитывать интерес к здоровому образу жизни, бережное отношение к собственному здоровью.

        Оборудование и материалы: письмо от Деда мороза; мешочек с фишками двух цветов: синими и красными, карточки с изображениями продуктов; наборы полезных продуктов; две корзинки.

        Содержание:

        Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого оно может быть?

Дети озвучивают свои предположения.

        Воспитатель: Хорошо, хорошо. Вариантов у вас много. Давайте я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймёте, кто же всё-таки автор этого письма.

        Воспитатель зачитывает загадку:

Идёт он к нам из леса,
Идёт с большою свитой,
Идёт через сугробы,
Касаясь шапкой туч,
Шагает через реки,
Шагает через горы,
Несёт сюда волшебный
От нашей ёлки ключ…(Дед Мороз)

        Воспитатель: Действительно! Письмо прислал нам Дедушка мороз! Давайте узнаем о чем же о нам пишет.

Воспитатель зачитывает ребятам письмо, в котором Дед Мороз поздравляет их с наступающим новым годом и напоминает о том, что в праздники нельзя забывать о правильном и полезном питании и предлагает отправиться в путешествие по стране здорового и вкусного питания. К письму прилагаются 2 карты, и мешочек с фишками двух цветов: синими и красными.

Воспитатель: Ну что, ребята, хотите отправится в путешествие по стране здорового и вкусного питания?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда сначала давайте разделимся на две команды. Сейчас каждый из вас по очереди вытянет из мешочка фишку определенного цвета. Те, кому достанется фишка синего цвета, встают справа от меня, а те кому красная - слева.

Воспитатель: Теперь каждая команда должна выбрать своего капитана, затем рассмотреть карту, угадывая, что же означают значки на ней, продумать маршрут передвижения и за капитаном отправиться на первую станцию. На каждой станции вы будите выполнять определённые задания. За каждое прохождение станций ваши команды будут получать по одному полезному продукту. Победит та команда, которая наберет больше полезных продуктов. Ну что, ребята! Я желаю вам удачи! Вперед, на встречу приключениям!!!

Первая станция «ЗАГАДОЧНАЯ»

Задание - отгадать загадки.

1.Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? КАША

 

2.Догадайтесь, Кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас...СМЕТАНА

3. Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще - белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю. МОРОЖЕННОЕ

4. Бутербродов без него
Просто не бывает.
В каши разные его
Часто добавляют.
Мажется легко оно,
И, конечно, ясно,
Имя есть ему одно,
Это имя: …МАСЛО

5. Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко – и всрок

Получили мы …..(ТВОРОГ)
6. Он – продукт кисломолочный,

В нем полезные бактерии живут.

Бывает натуральный и фруктовый

Его в стаканчиках обычно продают (ЙОГУРТ)
7. Удивительный продукт

Разных вкусностей он друг

Фаршируем в блинчики

Сделаем и сырнички

Запеканка и сырок

Со сметанкою…..(ТВОРОГ)
8. Из него так много разных
Вкусных делают вещей!
Все им кормят малышей.
Нам даёт его корова,
И, конечно, ты легко
Угадаешь это слово:…МОЛОКО

9.Он содержит витамины,

Что нам всем необходимы.

Выпил я всего глоток,

Бодрым стал. Спасибо,...  СОК

10.Из зелёных листьев рад
Есть я на обед… САЛАТ

Вторая станция «МАГАЗИН ПРОДУКТОВ»

Задание – командам предлагается в магазине набрать набор полезных и вкусных продуктов для праздничного стола - кто быстрее и правильнее это сделает.

Атрибуты этого задания можно сделать своими руками или использовать иллюстрации, демонстрационные материалы из дидактических игр.

Третья станция «ВОПРОСЫ ИЗ БОЧОНКА»

Задание – командам предлагаются вопросы, на каждый вопрос есть 3 варианта ответа. Отвечать нужно быстро. За каждый правильный и быстрый ответ команда получает фишку, которая может быть в виде овощей или фруктов.В конце игры все фишки подсчитываются.

Что получается при скисании молока?

Простокваша

Йогурт

Масло

Первая еда родившегося ребенка

Каша

Молоко

Кефир

Для чего детям необходимо молоко?

Для счастья

Для настроения

Для роста

Какой холодный десерт, любимый детьми, делают из молока?

Творог

Мороженое

Пудинг

Какой овощ очень полезен для зрения?

Морковь

Капуста

Помидор

Какой витамин получает человек, загорая на солнышке?

Витамин Д

Витамин С

Витамин А

В каких продуктах содержится витамин С?

 Лимон

Огурец

Яблоко

Четвёртая станция «ДА НЕТКА»

Задание - команды отвечают на вопросы педагога «Да» и «Нет».За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.

ВОПРОСЫ:

- все ли продукты полезны? Нет

- должно быть питание человека однообразным? Нет

- витамин А полезен для глаз? Да

- целый день можно есть одни только конфеты? Нет

- витамин С содержится в свежих фруктах? Да

- можно есть немытые овощи, ягоды и фрукты? Нет

- каша полезный продукт? Да

- есть ли еда от которой толстеют? Нет

-надо мыть руки перед едой? Да

- пепси, чипсы, кока-кола, лимонад полезные продукты? Нет

- пища источник энергии, необходимый для роста и развития? Да

- сок, компот на обед, пить полезно детям? Да

- в молоке, яйцах, мясе есть витамины? Да

- торты, пирожные и булочки – самая полезная еда? Нет

- летучие вещества фитонциды, которые есть в луке, убивают болезнетворные бактерии? Да

- если человеку не хватает витаминов, он может себя плохо почувствовать? Да

Пятая станция «КУЛИНАРНАЯ»

Задание — к предложенным названиям блюд подобрать карточки с изображениями продуктов, подходящие к ним по составу.

Шестая станция «ИГРОВАЯ». "Вершки и корешки".

Ведущий: Я сейчас буду называть овощи, а вы будьте внимательны. Если мы едим у этого овоща подземные части, вам нужно присесть, если надземные встать во весь рост и вытянуть рукивверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, редис, тыква, баклажан, лук, капуста).

Седьмая станция «ВО САДУ ЛИ, ОГОРОДЕ»

Эстафета – сбор овощей и фруктов. Реквизит: муляжи фруктов и овощей по количеству детей в команде, обручи, корзины.

Задание собрать овощи и фрукты в корзину. Участники команд по одному человеку, друг за другом, бегут к обручам - «грядкам», берут овощ или фрукт и несут его в корзинку, которая стоит около команды. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт все овощи и фрукты.

Воспитатель: Спасибо вам большое, ребята. Вы все большие молодцы.А за то что вы справились с заданиями Дед Мороз оставил вам небольшое угощение.

        После прохождения командами всех станций, они вновь собираются все вместе для подведения итогов и награждения победителей. Можно так же наградить не только команду победительницу, а, например, самую быструю команду.

Приложение 2

МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» -

филиал «Уфимский детский сад «Радуга»

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ АГО

«Ачитский детский сад «Улыбка» -

филиал «Уфимский детский сад «Радуга»

____________/Юшкова Л. А./

___________________2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении творческого конкурса  «Здоровый образ жизни – мой выбор»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения в 2023 году творческого конкурса «Здоровый образ жизни – мой выбор».

1.2. Конкурс проводится в целях пропаганды  ЗОЖ на основании годового плана работ МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Уфимский детский сад «Радуга» на 2022-2023 учебный год, направленный на реализацию творческого потенциала детей, родителей и воспитателей.

1.3. Основные цели и задачи конкурса:

- Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни;

- Пропаганда ЗОЖ;

- Сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья;

-  Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости правильно питаться, закаляться, заниматься спортом, соблюдать режим дня;

- Объединение детей и взрослых для совместной деятельности.

2. Участники конкурса

В конкурсе принимают участие дети (допускаются коллективные работы), родители, педагогический коллектив.

3. Сроки проведения конкурса

Конкурс проводится с 16 по 03 февраля  2023 года.

4. Условия конкурса

4.1. Номинации:

«Творческая» - в этой номинации принимаются любые творческие работы (рисунки, поделки, аппликации и т.д.);

 «Мы выбираем здоровую жизнь!» - конкурс плакатов и стенгазет о здоровье и спорте;

 «Со здоровьем мы друзья!» - в этой номинации ребёнок (группа детей) рассказывает стихотворение (прозу), поёт песню, танцует или участвует в сценке по теме конкурса;

«Развивающие игры» - принимаются развивающие игры по теме конкурса (паспорт развивающего пособия (цель, задачи, общее описание, правила игры) обязателен;

«Это мой (наш) выбор» - конкурс видеороликов, флешмобов по теме конкурса (продолжительность - максимум 3 минуты).

4.2. Критерии оценки конкурсной работы

При оценивании работы учитывается следующее:

- Содержание, самостоятельность и выразительность работы;

- Оригинальность, нестандартность, новизна в подаче материала;

- Творческий подход;

- Уровень исполнительского мастерства (индивидуальность, эмоциональность, артистичность);

- Возрастное соответствие.

5. Порядок проведения конкурса

5.1. Прием работ осуществляется в один этап на основе представленных конкретных работ до 01 февраля 2023 года.

5.2. К участию в Конкурсе допускаются работы, представленные до 01  февраля  2023 года, с обязательным заполнением заявки.

5.3. Заполненные заявки принимает ответственный воспитатель - организатор конкурса Волкова Т.А. по электронной почте  tatianavolkova84@mail.ru  до 01 февраля  включительно.

5.4. С 01 февраля по 03 февраля 2023 года работа жюри, где дают оценку работам и выявляют победителей и призеров в возрастных категориях:

- до 4 лет (включительно);

- 5-7 лет;

- педагоги.

5.5. 03 февраля – проведение очной номинации  «Со здоровьем мы друзья!» в музыкальном зале детского сада.

5.5. Оценку работ проводит жюри в составе:

- Юшкова Л. А., заведующий филиала;

- Корякова А. М., старший воспитатель;

- Мурзинова О.С.

- Волкова Т.А.

Образец этикетки:

Название работы: «Я, за ЗОЖ»

Автор (возраст только для ребенка):

Иванов Иван, 5 лет

Руководитель:

Заявка:

Фамилия, имя участника,

И.О. родителя (если принимал участие), возраст ребёнка

Название работы

Руководитель

Приложение 3

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в опросе, позволяющем узнать ваше отношение к организации здорового питания в семье. Благодарим вас за помощь!

  • Вы считаете правильно питаться:

необходимо

желательно

невозможно

  • Знаете ли Вы, что такое здоровое питание?

да

нет.

  • Есть ли в Вашей семье традиции, связанные со здоровым питанием, какие?_________________________________________________________________________
  • Вы интересуетесь правилами и рецептами здорового питания?

 да

нет

  • Вы придерживаетесь правил здорового питания?

 да

нет

  • Если нет, то почему:

        нет времени

        ребенок это не ест

        вы сами не любите такие блюда

  • Из предложенных  блюд или продуктов Ваш ребенок выберет:

 вкусное

полезное

красивое

  • Ваш ребенок ест:

 все, что вы ему даете

       только то, что любит

  • Вы с ребенком посещаете рестораны быстрого питания:

      часто

      редко

     никогда

  • Вы беседуете с ребенком о пользе тех или иных блюд, продуктов:

      постоянно

      время от времени

      никогда

  • Нужна ли вам помощь ДОУ в организации здорового питания в семье?

да

нет

  • Оказывает ли наше  ДОУ помощь в приобщении вашей семьи к здоровому образу жизни?

 да

нет

недостаточно

  • Изменилось ли отношение вашего ребенка к питанию? Да. Нет. Если «Да», то как?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Интеграция образовательных областей

Напр.

развития

Образов.

область

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Познава

тельно-

речевое развитие

Познание

- Игры-экспериментирования:

«Жирная – нежирная пища»

«Наличие крахмала в продуктах»

«Узнай фрукты, овощи по вкусу, запаху, на ощупь»

Исследование разных круп

«Как сделать кашу полезнее?»

Растворение сахара, соли в воде

«Волшебные кристаллы»

«Выращивание кристаллов на ветке»

«Удаление  кальция из яичной скорлупы»

«Из чего мы строим организм?»

- Дидактические игры:

«Растительная – животная пища»

«Кто чем питается»

«Растет на ветке - растет на грядке»

«Что из молока?»

«От фермы до холодильника»

«От зернышка до каравая»

«Съедобные – несъедобные грибы»

«Повар, повар, расскажи»

- Беседы с использованием интерактивных технологий

«Где живут витамины?»

«Правила здорового питания»

- Рассматривание, изучение книг и из серии «Окружающий мир» («Собираем ягоды», «Идем за грибами» и т.д.)

- Изучение энциклопедической, справочной,

литературы,

 «Азбука здоровья»

Г.Зайцев «Твои первые уроки здоровья»

- Изучение детской энциклопедии «Здоровье»

- Дидактичесие игры:

«Съедобные-несъедобные грибы»

«Растет на ветке, растет на грядке»

«Что из чего сделано»

«Животная – растительная пища»

«Кто чем питается»

«От фермы до холодильника»

самостоятельная художественная деятельность (рисование, аппликация, лепка) на темы:

«Наш урожай»

«Угощение для друзей»

«Украсим торт» и т.д.

- Встреча с родителями «Растим здорового ребенка вместе»

- Анкетирование родителей до и после проведения проекта с целью определения отношения родителей к здоровому образу жизни, организации правильного питания, выявления имеющихся семейных традиций здорового питания, выяснения необходимости оказания помощи семьям .

- Конкурс  фоторепортажей

 «Полезное блюдо моей семьи» - Совместная деятельность детей и  родителей по созданию страницы для  КНИГИ ЗДОРОВЬЯ  (коллаж на заданную тему)

-Рекомендации для родителей по организации правильного питания в семье

Коммуни

кация

Беседы с поваром, врачом детского сада, помощником воспитателя своей группы,

Общение с родителями, совместное с ними выполнение поискового задания, оформления  страницы «Золотой книги здоровья»

Совместное с детьми и воспитателем обсуждение полученных знаний о правильном питании.

 - Дискуссия «Зачем нужно здоровье»

- Досуг  «Расскажем малышам о правильном питании»

- Презентация  своей страницы для «Золотой  книги здоровья»

Социально

-личностное

 развитие

Чтение

художеств.

литературы

С Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Сладкоежки

Сапгир Г. «Сладкая сказка»

С.Маршак «Баллада о королевском бутерброде», «Робин- Бобин», «3 маленькие феечки»,

Братья Гримм «Горшочек каши»

 Драгунский Денискины рассказы: «Хитрый способ», «Куриный бульон»

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»

М.Бородицкая «Убежало молоко»

Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке, овяной кашке и сером котишке Мурке»

Э Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

 А.И.Туричин  «Человек заболел»

Бобо Ходжи. «Честный хлеб».

Ю.Тувим. «Овощи»

Г.Зайцев «Приятного аппетита»

Социализа

ция

- Образовательные ситуации

«Научим Антошку  правильно питаться»

«Угощение для гостей»

- Досуг

«Научим детей младшего возраста правильно питаться»

- Совместное с родителями и старшими братьями или сестрами изготовление коллажа  страницы для «Золотой книги здоровья»

- Экскурсия в  детскую библиотеку.

- Совместное с мамой оформление фоторепортажа «Полезное блюдо из молока или овощей, фруктов»

- Презентация своей работы в группе «Поделись своими знаниями с другими»

- Обогащение знаний о с профессиях врача, повара, помощника воспитателя сельскохозяйственных  профессиях

- Составление рассказа о традициях здорового питания в своей семье

- Изготовление подарка для малышей «Добрая корова» (оригами)

Художест

вено-эсте

тическое развитие

Труд

- Коллективный труд:

 «Шапочки - овощи»

- Книга «Золотые правила питания»

- Дежурство по столовой, сервировка стола

- Уточнение и закрепление знаний о профессиях  врача, повара, помощника воспитателя сельскохозяйственных  профессиях

 

Безопас

ность

Дидактические игры:

 «Съедобные – несъедобные  грибы»

«Полезные – вредные  продукты»

Художеств.

творчество

Оригами «Добрая корова»

Лепка «Наш урожай»

Рисование «Дары осени»

 «Овощи – кладовая здоровья»

Коллаж «Вкусно и полезно»

«Угощение для литературных героев»

Музыка

Муз.Б.Можжевелова сл.А.Пассовой «Огородная -хороводная»

Муз.Шаинского песня «Антошка»

Муз.А.Пахмутовой песня-игра «На лугу пасутся…»

Игра-пляска «33 коровы»

Песня «Убежало молоко», А.Варламов.

Физичес

кое развитие

Физическая

культура

Игры-эстафеты:

 «Чья команда быстрее соберет урожай»

 «Донеси в ложке картошку»

Подвижные игры:

 «Собери съедобные грибы»

«Съедобное - несъедобное»

Здоровье

Беседы:

 «Правила здорового питания»

«Овощи - кладовая здоровья»

 «Где живут витамины?»

«Вкусная каша- - мать наша»

«Пейте, дети, молоко, будете здоровы».

«Для чего нужно здоровье?»

Игра-иследование:

«Из чего мы строим организм?»

Приложение 5

Вопросы к диагностической беседе с детьми

на тему «Правила здорового питания»

Цель: изучить уровень овладения детьми представлением о правилах здорового питания

  • Как ты понимаешь выражение « здоровый человек»?
  •  Кого мы называем здоровым?
  • Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
  • Почему нужно быть здоровым?
  • Ты заботишься о своем здоровье?
  • Как ты это делаешь?
  • Зависит ли здоровье человека от того, чем он питается?
  • Что такое « правильное питание»?
  • Какие правила здорового питания ты знаешь?
  • Какую пищу нельзя употреблять часто?
  • Почему нужно есть овощи и фрукты?
  • Какие еще продукты обязательно нужно есть каждый день?
  • Что ты скажешь малышу, который отказывается пить молоко?
  • Ты знаешь, какую пользу приносит молоко и молочные продукты?
  • Какие молочные продукты ты знаешь?
  • Какие продукты вредны для человека?
  •  Почему они вредны?
  • Какие продукты и блюда нужно есть, чтобы быть сильным?
  •  Какой витамин помогает человеку не болеть гриппом и простудными заболеваниями?
  • Где он находится?
  • Люди каких профессий заботятся о том, чтобы у нас на столе были вкусные и полезные продукты?
  • Чем ты угостишь Карлсона, если бы он прилетел к тебе в гости?
  • Какое полезное и вкусное блюдо готовит твоя мама?

  Уважаемые педагоги! При проведении беседы обратите внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего рода показателем отношения ребенка к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Критерии оценки уровня знаний

Высокий: ребенок владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы дает адекватные ответы. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.

Средний: ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий: ребенок слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. На большинство вопросов ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать на вопросы или не отвечает совсем. У ребенка не оформлена здоровьесберегающая компетентность, он не подготовлен в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни, не задумывается об этом

Вопросы к диагностической беседе с детьми

на тему «Правила здорового питания»

Цель: изучить уровень овладения детьми представлением о правилах здорового питания

  • Как ты понимаешь выражение « здоровый человек»?
  •  Кого мы называем здоровым?
  • Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
  • Почему нужно быть здоровым?
  • Ты заботишься о своем здоровье?
  • Как ты это делаешь?
  • Зависит ли здоровье человека от того, чем он питается?
  • Что такое « правильное питание»?
  • Какие правила здорового питания ты знаешь?
  • Какую пищу нельзя употреблять часто?
  • Почему нужно есть овощи и фрукты?
  • Какие еще продукты обязательно нужно есть каждый день?
  • Что ты скажешь малышу, который отказывается пить молоко?
  • Ты знаешь, какую пользу приносит молоко и молочные продукты?
  • Какие молочные продукты ты знаешь?
  • Какие продукты вредны для человека?
  •  Почему они вредны?
  • Какие продукты и блюда нужно есть, чтобы быть сильным?
  •  Какой витамин помогает человеку не болеть гриппом и простудными заболеваниями?
  • Где он находится?
  • Люди каких профессий заботятся о том, чтобы у нас на столе были вкусные и полезные продукты?
  • Чем ты угостишь Карлсона, если бы он прилетел к тебе в гости?
  • Какое полезное и вкусное блюдо готовит твоя мама?

                                 Уважаемые педагоги!

При проведении беседы обратите внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего рода показателем отношения ребенка к здоровью, переживаний, связанных с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - творческий проект «Здоровое питание – залог здоровья»

Совместный проект  для родителей с детьми  старшего дошкольного возраста...

Проект "Здоровое питание- залог здоровья".

Краткосрочный проект "здоровое питание-Залог здоровья" предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представления о важности правильного питания, как составной части ...

Познавательно – творческий проект «Здоровое питание — залог здоровья»

Цель проекта: Формирование у старших дошкольников представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Экологический проект:"Здоровое питание-залог здоровья !"

                                  Паспорт проекта.Тип проекта: информативно-воспитательный.Вид проекта: груп...

Проект «Здоровое питание, залог здоровья!», проект русская береза

Проект «Здоровое питание, залог                  здоровья!»...

Проект "Правильное питание - залог крепкого здоровья"

С экранов телевизоров, рекламных проспектов на нас смотрят яркие, красочные и очень вкусные продукты. Попробовав раз, мы иногда с трудом можем отказаться от шипучей холодной «Кока-колы»,ба...