Картотека пальчиковой гимнастики
картотека (старшая группа)

Шматова Екатерина Руслановна

СТАРШАЯ ГРУППА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx68.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели

Пальчиковая игра

Комплекс № 1

«Здравствуй, детский сад»

«Дружба»

Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики.в замок (несколько раз) 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать.(соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями) 


«Игрушки»

Есть у нас игрушки                       

Есть у нас игрушки:                          (Хлопки)

Пластмассовые погремушки,           (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,                   (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,                  (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,                        (Руки сложить в круг перед собой)

Шарик легкий надувной,                   (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.                   (Хлопают в ладоши)

Комплекс № 2

«Мой город», «Моя страна»

«Моя страна»

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (
поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия, (
крепко сжимают в «замок» )
Ты же Родина моя! (
прикладывают руки к груди)

«Край родной»

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (
Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую
! («Обнимашки»)

Комплекс № 3

«Урожай»

«Овощи»

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«Фрукты»

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз – 
Это самый вкусный груз!  
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Комплекс № 4

«Краски осени»

«Осень»

Осень, осень,                                             - трем ладошки друг о друга

Приходи!                                                    – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень,                                               - трем ладошки друг о друга

Погляди!                                                       – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся,                            - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся.                                – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет,                              - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее,    - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы,       - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится.          – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем                             – делаем вид

И ботинки обуваем                                        – постучать ногами

Знаем месяцы:                                          - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.                        - кулак, ребро, ладонь

   

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,              - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать.                    - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы,                                  - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем                – пальчики «шагают» по столу.

Комплекс № 5

«Животный мир»

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке  нашей  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                      (На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.)        

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                 (Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)

«Дикие животные»

 На лужок пришли зайчата,  (Сгибание пальцев в кулак в ритме  потешки.)

  Медвежата, барсучата,   (Считать пальцы на обеих руках  поочерёдно)

  Лягушата и енот:

  На зелёный, на лужок,

  Приходи и ты, дружок.

Комплекс № 6

«Я – человек»

«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (развести руки в стороны)

«Тело»

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

Комплекс № 7

«Транспорт»

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – («Пересчет» пальчиков)

О них ты на улице не забывай.      

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много.                  («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога!                              (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать                              (хлопки руками)

И всегда их выполнять.                  (показывают «класс!» большим пальцем)

Комплекс № 8

«Народная культура и традиции»

«Рисуем»

Держим кисточку вот так:   (большой и указательный пальцы вместе)

Это трудно?                           (указательный палец вверх)

Нет, пустяк!                           (встряхиваем руками)

Вправо-влево, вверх и вниз (движения рук в соответствии с текстом)

 Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.        ( руками очерчиваем круг)

             Закрутилась, как волчок

             За тычком идет тычок!        (Сделать несколько тычков)

Мы веселые матрешки

Мы веселые матрешки,           (Хлопают в ладоши) 
На ногах у нас сапожки,   (Указательным и средним пальцами идут по полу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) 
Мы похожи словно сестры.    (Руки в замок)

Комплекс № 9

«Дружба»

«Детский сад»

В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

«Девочки и мальчики»

Наши девочки и мальчики                               (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики                              (прыгают)

Головой слегка качают                                      (качают головой)

И красиво приседают                                         (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так                    (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так                     (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так.вот так                    (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так              (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем                                      (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим.                                 (Шевелят пальчиками)

Комплекс № 10

«Наш быт»

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы)

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидим за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.

«Наша квартира»

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу)

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

Комплекс № 11

«Мой город»

«Мой город»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

«Строим дом»

Туки-туки молотком, (стучат кулаками один по другому)

Строю, строю новый дом. (ладони располагаются под углом)

Будет он большой, как ель,

Будут окна, будет дверь. (делают из пальцев «окно» и «дверь»)

Всех в него я поселю: (хлопают в ладоши)

Мышку, зайчика, лису.

Комплекс № 12

«Здоровей-ка»

Как живёшь?

- Как живёшь? - Вот так!             (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»!                 («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь?  - Вот так!                (протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так!            (кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так!        (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так!            (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так!                (щёки надули и руками лопнули)

Маша варежку надела….

Маша варежку надела:                        (Сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,                    (Все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла:                      (Разогнуть большой палец).

«Поглядите – ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь,            ( Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Комплекс № 13

«Кто как готовится к зиме»

«Кто как готовиться к зиме»

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук. (Сжимают пальцы в кулачек, начиная с мизинца)

Только заиньке не спиться, убегает от лисицы. (Показывают большой палец, вращая им)

Мелькает он среди кустов,

Запетлял, и был таков.(соединяют большой палец правой руки  с указательным пальцем левой  и наоборот).


«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (сжимают и разжимают кулачки)

Комплекс № 14

«Здравствуй, зимушка-зима!»

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы на обеих руках)

Выпал снег, идем гулять. (волнообразные движения руками сверху вниз)

Ты нас, мама, не ищи, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)

Горку строить будем мы. (концы пальцев соединить под прямым углом)

Горку не простую, (соединить ладони вместе)

Горку ледяную, (соединить пальцы под углом)

Будем очень мы стараться, (сжать пальцы в кулаки, большие пальцы поднять вверх)

Чтоб потом на ней кататься. (правой рукой погладить тыльную сторону левой руки)

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

И…сломаем. (топают)

Комплекс № 15

«Город мастеров»

Наперсток

  Вышивает, шьет иголка,                          В правой руке воображаемая иголка

  Пальцу больно,                                            «шьет» и задевает указательный

  Пальцу колко.                                               пальчик на левой руке.

  А наперсток в тот же миг

  К девочке на пальчикпрыг!                                  Надевают наперсток.

  Говорит иголке:                                                «Шьют».

  -Шей,а колоться ты не смей!                                   Грозят пальчиком.

У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.)
По деревне небылиц (Ритмичные удары пальцами левой руки, на-чиная с указательного, по правой ладони.)
Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают)
В теплом полушубке, (пальцы на руках, начиная с больших.)
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и)
Корова в рогоже.(удары кулачками.)

Комплекс № 16

«Новогодний калейдоскоп»

«Зима»

Пришла зима,                                       трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                                  пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,                                      трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                                     ладошкой массажируем кончик носа 
Снег,                                                    плавные движения ладонями
Сугробы,                                             кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                   ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!                    обе руки протянуть вперед

«Пирог»

Падал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки («лепят» пирожок)

Не из снега – из муки.

Комплекс № 17

«Новогодний калейдоскоп»

«Новогодний праздник»

  Ждали праздника мы долго.           Трём ладошку о ладошку.

   Наконец пришла зима.                   Сжать кулаки, прижать их друг к  другу.

  Наконец пришла зима                      Пальцы «идут» по столу, по  коленкам.

   В гости ёлку привела.                    Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются

  К ёлке все мы подошли,

  Хороводы завели.                                       Круговые движения кистями рук.

  Покружились, поплясали,                     Кисти рук опустить, расслабить.

  Даже чуточку устали.

  Дед Мороз скорей приди,  Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.

  Нам подарки принеси.

«Подарки»

  Дед мороз принес подарки:    «Шагают» пальчиками по столу.

  Буквари, альбомы, марки,       На каждое название загибают

  Кукол мишек и машины,          по одному пальчику, сначала на

  Попугая и пингвина,               правой, потом на левой руке.

  Шоколадок пол мешка              Делают из пальчиков правой руки  

  И пушистого щенка!                мордочку щенка, согнуты

  Гав! Гав!                                    средний и указательный пальчики  – «ушки».

Комплекс № 18

«В гостях у сказки»

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать,                                Хлопают в ладоши

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,              Поочередно загибают пальчики на левой руке

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,    Поочередно загибают пальчики на правой руке

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.                                     Сжимают кулачки

Этим сказкам каждый рад.                              Хлопают в ладоши

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой,                Дети вытягивают большие пальцы.

Из земли большую репку.                         Указательные.

К ним пришла тут внучка,                        Средние.

Подбежала Жучка,                                     Безымянные.

Кошка тоже потянула.                               Мизинцы.

Хоть держалась крепко,                            Берут репку.

Вытянута репка!                                        Поднимают руки вместе с 

Комплекс № 19

«В гостях у сказки»

«Сказки»

Мышка быстренько бежала                         (бег пальцами по столу)

Мышка хвостиком виляла                           (имитация движения)

Ой, яичко уронила                                   (сжатьт ручки в кулачки  «яичко»)

Посмотрите-ка, разбила                 (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили                                      (наклониться)

И водой ее полили                                        (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка              (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем                                     (имитация движения)

И из репы кашу сварим                            ("держим ложку"  имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать                    (хлопаем в ладоши)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться    ( пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

«Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок.      (Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)

Он не низок не высок,   не высок.

(Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх на двери висит замок,  да замок » сомкнуты ми ладонями и пальцами.) 

Кто его открыть бы смог?                  (Поднимают плечи вверх, опус кают.)

Слева зайка, справа мышка,  (Дети занимают свои места около теремка.)

Отодвиньте-ка задвижку.      (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).

А лягушка, и медведь                      (Занимают свои места около теремка.)

Тоже терем хотят отпереть .                      (Сильно сжимают пальцы. )

А лисичка

И волчок открывают теремок!

Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и раз водят руки в стороны.

Комплекс № 20

«Этикет»

«Упрямцы»

Как-то раз к кому-то в гости              (На обеих ручках прижимаем

Шёл козлёнок через мостик,    большими пальцами средние и безымянные). 
А навстречу шёл другой,         
(Держим кисти рук горизонтально, сближаем руки). 
Возвращался он домой. 
Два рогатых глупых братца 
Стали на мосту бодаться, 
Не желая уступить 
И другого пропустить.                         
(На каждую строчку соединяем руки)
Долго козлики сражались,                      (Хлопаем в ладоши)
Разбегались и толкались. 
Вот с разбега лбами - бух!                             ( 
Роняем руки на колени). 
И с моста в водичку - плюх! 

«В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

Комплекс № 21

«Моя семья»

«Семья»

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

Два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

«Кто приехал?»

 Кто приехал?                            Пальцы обеих рук сложены вместе.

 Мы, мы, мы!                             Быстро хлопают кончики больших пальцев.

 Мама, мама, это ты?                   Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.

Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

Папа, папа, это ты?                    Хлопают кончики указательных.

Да, да, да!                                       Хлопают кончики больших пальцев.

Братец, братец, это ты?              Хлопают кончики средних пальцев.

Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

Ах, сестричка, это ты?               Хлопают кончики безымянных.

Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

 Все мы вместе, да, да, да!     Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.

Комплекс № 22

«Азбука безопасности»

«Постовой»

Постовой стоит упрямый                   (пальчики «шагают» по ладошке)

Людям машет: Не ходи!                     («грозят» пальчиками)

Здесь машины едут прямо                 (руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди!                          («грозят» пальчиками)

Посмотрите: улыбнулся                     (хлопают в ладоши)

Приглашает нас идти                          (пальчики «шагают» по ладошке)

Вы, машины, не спешите                    (хлопки руками)

Пешеходов пропустите!                      (прыжки на месте)

«Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много.                  («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога!                              (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать                              (хлопки руками)

И всегда их выполнять.                   (показывают «класс!» большим пальцем)

Комплекс № 23

«Маленькие исследователи»

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)

Второй в пластилине (большой со средним)

Третий в шоколаде (большой с безымянным)

Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)

Склеились пальчики!!! (сложить все пальчики в щепоть)

Расклеились!!! (раскрыть широко ладошку)

«Покормите птиц»

Покормите птиц зимой!                           (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов                                             (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой            (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо.   (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть                  (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть                               (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло.                                       (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз                         (Изображают как сыплют крошки)

К своему окну,                                    (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось              (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

Нам встречать весну.

Комплекс № 24

«Наши защитники»

«Сегодня праздник всех отцов»

Сегодня праздник всех отцов,                 Сжимают и разжимают пальцы

Всех сыновей, всех кто готов,                 Хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить,                     Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу

Всех нас от бед отгородить!                    Сжимают и разжимают пальцы

«Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы.                     Растопырить пальцы на обеих руках,

Удалые молодцы.                                               сжать их в кулак.

Два больших и крепких малых                  Приподнять два больших пальца, 

И солдат в боях бывалых.                             другие крепко прижать к столу.

Два гвардейца – храбреца!                        Приподнять указательные пальцы,

Два сметливых молодца!                             другие крепко прижать к столу.

Два героя безымянных,                                    Приподнять средние пальцы,   

Но в работе очень рьяных!                          другие крепко прижать к столу.

Два мизинца – коротышки                         Приподнять безымянные пальцы,

 – Очень славные мальчишки!                         Хлопнуть в ладоши.

Комплекс № 25

«Женский день»

«Мамин день»

Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)

Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)

Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)

Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)

Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)

Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) 
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Комплекс № 26

«Миром правит доброта»

«Доброта»

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.                  пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.         трясем кистями.

Наши пальцы пожалеем –       «моем» руки

Добротой своей согреем.         дышим на них

«Миримся мизинцами»

Больше ссориться не нужно (сцепляют мизинцы)

Мир и дружба, мир и дружба (обнимаются)

Будем мы с тобой дружить (пожимают руки)

Нашей дружбой дорожить (руки прикладывают к сердцу)

Комплекс № 27

«Быть здоровыми хотим»

«Спортсмены»

Чтоб болезней не боятьсяПоднимают руки к плечам, плечам, в стороны.             

Надо спортом занимать                                 Сжимаем и разжимаем кулаки.

Играет в теннис теннисист                     Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

«Лыжники»

Мы бежим с тобой на лыжах                      Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет                     “Скользят”, делая поочередно движения пальцами 

А потом – на коньках,                                 (“бегут” на коньках)

Но упали мы. Ах!                                        

А потом снежки лепили,                      Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)       

А потом снежки катили,                                 катят воображаемый комок

А потом без сил упали                                   "кидают друг в друга"

Комплекс № 28

«Весна шагает по планете»

Стучат всё громче дятлы,

 Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)

 Встаёт пораньше солнце,

 Чтоб землю нашу греть(растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

 Бегут ручьи под горку,

 Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

 А из под старой травки

 Уже глядит цветок.(ладони соединить и чуть раскрыть,  чтобы получилась чашечка цветка)

«Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула -  Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула            Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный,              Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник             Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Комплекс № 29

 «Цирк»

На арене цирка - вышка.(Поднять руки вверх)

А на вышке – две мартышки(сложить руки в кулачки)

И они взлетают ловко,                      

Верх под купол – на веревке.

Вниз скользят, как акробаты,

Очень ловкие ребята.(имитировать движения рук по веревке вверх,  затем вниз)

«Клоун»

Клоун рыжий, конопатый, - гладят себя по голове, показывают веснушки,
Очень нравится ребятам. - три хлопка в ладоши
Нос как красный помидор. - гладят нос поочередно руками
А в глазах его задор. – с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички- пальчики 
Слезы льются, как у крана - “собирают слезинки в ладошку».
В разноцветные карманы. – показывают карманы-ладони к бедрам.
А в карманах, там и тут, - кисти рук складывают в “бутон”, поднимают вверх, раскрывают “лепестки”.
Розы красные растут.
То он плачет, то смеется, - указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам.
То он добрый, то дерется, - гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед.
Ах, какой он неуклюжий, - руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево.
Но такой он всем и нужен. – руки скрещивают на груди, в стороны и на пояс.

Комплекс № 30

«Космос»

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять -    По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.        Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,              Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?        

Солнце, планеты, спутники, кометы,     Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну. 

«На Луне жил звездочет...»

На Луне жил звездочет.           Дети вытягивают перед собой указательные пальцы рук.

Он планетам вел отсчет.          "Грозят" указательным пальцем правой руки.

Меркурий – раз, Венера – два,         Загибают пальчики по очереди сначала на правой,

Три – Земля, четыре – Марс.                 затем на левой руке

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех Плутон…

Кто не видит – выйди вон!                    "Хлопают" ладонями по коленям.

Комплекс № 31

«Встречаем птиц»

«С юга птицы прилетели!»

Прилетел к нам скворушка-              Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-                        Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!                       Указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют».

«Птицы прилетают»

С наступлением весны,            Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

Птицы прилетают.                    Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.                      Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

А грачи у лужицы                       Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Шумной стайкой кружатся.       Круговые движения кистями рук.

Журавли летят торопятся,         Пальцы расставлены, ладони перекрещены. 

А малиновка и дрозд,                 Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Занялись устройством гнезд.     Пальцы рук в замок ладони открыты.

Комплекс № 32

«Волшебница вода»

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!(имитируем мытье рук)

Брызги – вправо, брызги – влево!(«стряхиваем» водичку с рук)

Мокрым стало наше тело!(потираем ладонями плечи  обеих рук)

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.(имитируем вытирание полотенцем)

«Море»

Море очень широко, (разводят руки в стороны)

Море очень глубоко. (движение ладоней вниз)

Рыбки там живут. Друзья, (ладони сложить вместе – «рыбка»)

А вот воду пить - нельзя. (грозят пальчиком)

Комплекс № 33

«Праздник весны и труда»

«Луч»

Солнца луч скользнул в окошко. (сжимают и разжимают пальцы)

Я зажму его в ладошке. (соединяют руки в «замочек»)

Аккуратно, чуть дыша, (смотрят в ладони, чуть приоткрыв их)

Спрячу в ларчик малыша. (закрывают ладони и убирают руки под стол)

И тихонько шаг за шагом («шагают» пальчиками по столу)

Маме отнесу бродягу. (сжимают руки и вытягивают их вперед)

«Солнышко»

Вот как солнышко встает, (Поднять руки вверх.)

Выше, выше, выше. (Потянуться)

К ночи солнышко зайдет (Присесть на корточки.)

Ниже, ниже, ниже. (Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо, (Хлопать в ладоши.)

Солнышко смеется. (Улыбаться покачивая головой)

А под солнышком нам помахать руками

Весело живется. (Прыжки на месте.)

Комплекс № 34

«День Победы»

Что такое день победы?(дети смотрят друг на друга, разводя руки в стороны)

Это праздник, ордена.(сжимают и разжимают кулачки)

И награды боевые,(прижать руку к груди)

И салюты золотые,(растопырить пальцы как салют)

И тюльпанчики цветные,(показать цветочек двумя ладонями)

Это мирная земля!(хлопки в ладони)

Аты — баты, аты — баты!(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) 
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –
Рота за ротой.

Комплекс № 35

«Мир природы»

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.(Сжимают и разжимают пальцы.)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!(Прячут руки за спину.)

«Птичек стайка»

Пой-ка, подпевай-ка, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей, (загибают поочередно пальцы)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, черненькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам! (сжимают пальцы в кулак)

Комплекс № 36

«Вот мы какие стали большие»

На пригорке вырос мак(Пальцы левой руки собрать в щепоть)

 Он склонил головку так(Бутон наклонить)

 Бабочка над ним порхает,(Перекрестить руки, помахать)

 Быстро крыльями мелькает.

 Облетели лепестки,(Правой рукой отогнуть пальцы левой)

 Высох домик от жары

 стал греметь как погремушка  (Пальцы сложить в щепоть)

 Вот так славная игрушка.(Пальцы левой руки сжать в кулак «погреметь», как погремушкой).

«Раз-два…»

Мы становимся все выше, (Дети поднимают руки вверх.)

Достаем руками крыши. (Встают на носочки.)

Раз-два — поднялись,(Тянут руки вверх)

Раз-два — руки вниз. (Опускают руки вниз.)

КАРТОТЕКА

ПАЛЬЧИКОВЫХ ГИМНАСТИК

Средняя группа





Разработала воспитатель: Шматова Е.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...