Использование здоровьесберегающих технологии на прогулке.
материал

Коваленко Ольга Николаевна

Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологии на прогулке".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологии на прогулке.

Цель прогулки- укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Прогулка должна состоять из следующих структурных компонентов:

- наблюдение;

- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

-индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

-трудовые поручения;

- самостоятельная деятельность детей.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем-наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. В любом компоненте прогулки мы можем использовать здоровьесберегающие технологии.

Сегодня мы хотим поделиться опытом работы по использованию различных приемов для развития координации движений и развития пространственных отношении.

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Координационные способности не являются врождённым свойством. Координация поддаётся коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения его уровня. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные движения в беге, прыжках, лазанье, метании. Это приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах с неправильной работой рук. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система.

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях, в режимных моментах, в повседневной жизни. Кроме тога развивать пространственные отношения можно и на прогулке.

Для развития координации движении можно использовать следующие приемы и игры:

  • Ударь по бубну-бубен висит на стене веранды, причем его местоположение можно менять. На

бубне висит листик (достань до листика), снежинка, цветок, капелька, какой-то сказочный герой. С бубном можно проводить и подвижную игру «Дотянись до бубна», когда дети стоят в кругу, а воспитатель проносит над их головами бубен, прося достать его, причем бубен находиться выше головы ребенка, тот кто достал до бубна, может стать ведущим.

  • Цветные дорожки-могут быть самыми разными (из листьев, из сухого песка, нарисованы

палочкой на земле, мелом на асфальте, зимой это могут быть ледяные дорожки. Ходить по дорожкам можно разными способами-чтоб дорожка была между ног, прямо, боком, спиной вперед, по дорожке на одной ножке. Дорожки могут быть и на веранде: из шнуров, нарисованные мелками, из скакалки. Хождение по дорожкам способствует развитию не только координации движений, но и развитию пространственных отношений (вправо-влево).

 (В какую сторону надо идти, чтобы дойти до дерева? В какую сторону надо идти, чтобы дойти до заборчика с площадкой, где играют малыши7 Куда дойдешь, если пойдешь прямо?)

  • Развитию координации движений способствуют и подвижные игры, такие как «У медведя во

бору», «Кот и мыши», «Охотник и зайцы», «Совушка-сова», «Замри», «Удочка», в более старшем возрасте возможно проведение соревнований «Кто дальше проскачет на одной ноге», «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Ласточка».

  • Развитию координации движений, а так же развитию пространственных отношении

способствуют и различные игры с мячом. Причем мяч можно превратить и в колобка, и в ежика, и в ледяной комочек. Прокатывать мяч можно в воротики, по скамейке, по дорожкам. Можно использовать игры «Боулинг», игры с воздушными шарами. Возможно использование проблемной ситуации, когда воспитатель говорит, что в одной корзинке жили- были мячики большие и маленькие. Однажды они заспорили, кто дальше (выше) летает. Спорили они до тех пор, пока корзинка не перевернулась (воспитатель рассыпает мячики). Как узнать, какие мячи летают дальше (выше) большие или маленькие? Давайте проверим. И далее уже организуется деятельность, в процессе которой дети делают выводы.

Кроме того, можно использовать такие проблемные ситуации «какой рукой быстрее?» (собирать камушки, листочки, листики, игрушки и т.д.). «Какой рукой дальше?», «Какой рукой точнее?».

Развитию координации движений и развитию пространственных отношении способствует и выполнение таких заданий: Кати мяч влево к ….Кати мяч вправо к …. Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Роме?

  • Для развития пространственных отношений можно использовать игры со сказочными

персонажами. На прогулке можно использовать или фигурки настольного театра, или самодельные. Повесив их на стене веранды можно попросить детей рассказать о том, где какой персонаж находится. При этом важно, чтобы ребенок точно называл местоположение того или иного персонажа, используя в своей речи предлоги над, за, после, перед и т.д. Затем можно попросить поставить персонажей в определенной последовательности и объяснить свой выбор.

«Собери сказку» Перед ребенком – набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции и отвечает на вопросы по выполненным действиям: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь машинку между домиком и елочкой», «Поставь человечка справа от домика», «Расскажи, что ты сделал».

  • Можно предложить различные игры на развитие пространственных отношений, например

«Найди игрушку», когда воспитатель дает четкие инструкции, куда надо двигаться.

  • «Наводим порядок». Перед детьми в произвольном порядке разложены   варежки, перчатки,

расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

  • «Вот какие мы». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга

и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей

тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

  • «Игра в «солдатики» По приказу «командира» – взрослого «солдатики» – дети

 поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку. Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

  • «Обезьянки» Воспитатель поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками

 (вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс) и ногами (вперед, назад, в сторону, сгибание в колене). Дети повторяют движения.

  • «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

В данной игре можно использовать не только мячик, но и шишки, массажные мячики, т.е. игра будет как самомассаж

Конечно это совсем не полный перечень приемов и игр, которые мы с вами, уважаемые коллеги, можем использовать в своей работе. Но мы очень надеемся на то, что данный материал будет интересен и полезен при организации прогулок с детьми.

Хороших вам прогулок и спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада "Прогулка с колобком" с использованием здоровьесберегающей технологии.

Занятие по ФЭМП в младшей группеВ данном занятии закрепляется умение  детей сравнивать предметы по величине, закрепляется знание основных цветов....

Авторская разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимняя прогулка»

Тема: «Зимняя прогулка»Цель:  коррекция и профилактика имеющихся нарушений речи по средствамздоровьесберегающих технологий.Задачи:- расширить словарный запас детей, закрепить знания о...

Конспект организованной совместной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий (на прогулке) «Спорт – залог здоровья»

Данное мероприятие было проведено в форме открытой беседы с участием приглашенных гостей из спортивной юношеской школы футбола. К нам в детский сад пришел тренер спортивной школы с одним из учеников, ...

Конспект мероприятия "Использование здоровьесберегающих технологий на прогулке в младшей группе «По цветным дорожкам».

Конспект, использования  здоровьесберегающих технологий на прогулке в младшей группе «По цветным дорожкам». Программное содержание: ·        Развивать коор...

НОД в средней группе с ТНР ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий "Разноцветная прогулка"

Музыкальное занятие для детей средней группы. Занятие насыщено различными увлекательными играми....

План – конспект прогулки во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «На осеннюю прогулку за здоровьем мы пойдем».

План – конспект прогулки во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий«На осеннюю прогулку за здоровьем мы пойдем».Цель: Создание условий для укрепления зд...