«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)
консультация

На сегодняшний день статистика показывает снижение показателей здоровья, темпов развития детей дошкольников и увеличение количества детей с ОВЗ.

    В связи c этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо социализации и педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx52.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Курского района Курской области

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»

(из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель

Колпачёва Е.Л

    На сегодняшний день статистика показывает снижение показателей здоровья, темпов развития детей дошкольников и увеличение количества детей с ОВЗ.

    В связи c этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо социализации и педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей с ОВЗ.

Для этого я использую здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

         Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достичь максимальных успехов не только в речевых нарушениях, но и в общем оздоровлении детей. Кроме того, при использовании этих методов и приемов, занятия становятся более интересными и разнообразными.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «не навреди!»,
  • принцип сознательности,
  • принцип непрерывности процесса,
  • принцип систематичности и последовательности,
  • принцип доступности и индивидуальности,
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

         На занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых:

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз (зрительная гимнастика);

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутки;

- массаж и самомассаж;

- су-джок – терапия;

- кинезеологические упражнения;

- психогимнастика.

Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный и равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Параллельно с этим решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

• насыщение организма кислородом;

• улучшение обменных процессов;

• нормализация психоэмоционального состояния;

• повышение иммунитета.

Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Для развития дыхания я использую такие игры и упражнения:

- «Забей мяч в ворота»;

- «Сдуй пушинку, снежинку, бабочку, листочек, мячик»;

- «Накорми тигра, собачку, лисичку» и др.

Зрительная гимнастика

Специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

Упражнения зрительной гимнастики я использую и как компонент общей релаксации. Провожу гимнастику в течение 1-2 минут в середине занятия. Это могут быть упражнения проследить за предметом (яркой игрушкой, проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить движения глазами – упражнение «Послушные глазки») и др.

Пальчиковая гимнастика.

На развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.

Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Для развития мелкой моторики я использую различные формы работы:

• самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

• пальчиковые игры с речевым сопровождением;

• пальчиковую гимнастику за столом;

• графические упражнения: обводки по контуру картинок, штриховки, дорисовки картинок, графические диктанты, соединение по точкам;

• игры: мозаику, конструкторы;

• игры с пуговицами, с прищепками, ребристыми карандашами, шнуровки;

 • игры с крупой.

Физкультминутки.

 Физминутки я подбираю к изучаемым на занятии лексическим темам. Провожу в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Самомассаж лица, языка, губ - относится к нетрадиционным технологиям. Самомассаж лица, языка, губ – это массаж, проводимый самим ребёнком. Самомассаж выполняется сидя, приняв удобную, спокойную позу. Болевые ощущения во время самомассажа не допускаются. Кожный покров лица, ротовая полость, губы должны быть не травмированы.

Су - Джок терапия.

Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак ЧжеВу. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су – джок стимулирует высокоактивные точки соответствующие всем органам и системам, расположенных на стопах и кистях рук, параллельно развивает мелкую моторику. Су-Джок – это массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, стопе, а массажные колечки надеваются на пальчики. Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Таким образом, Су– Джок терапия является    одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей посредством двигательных упражнений.

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. 

С этой целью в работе с детьми использую комплекс кинезиологических упражнений: 

  1. «Бегающие человечки»;
  2. Смена упр. «Ушки-коза»
  3. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  4. «Разноимённые колечки». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) на правой руке и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке на левой руке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  5. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак— ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
  6. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  7. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Затем усложняем «Ухо-нос-хлопок».
  8. «Лягушки»- положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Отрывая руки от стола. Усложнение состоит в ускорении.

    Психогимнастика.

      Психогимнастика– это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.  

 Я использую игры с элементами психогимнастики.

Интересно наблюдать, как во время подобных упражнений дети сразу зажимают нос пальцами, если погружаются в море, или по-настоящему боятся наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам.

В ходе работы я составила ряд картотек:

- картотека пальчиковых игр по лексическим темам;

- картотека гимнастика для глаз;

- картотека физминуток по лексическим темам;

- картотека речевых игр с мячом;

- картотека игр с использованием шарика-массажера Су-Джок.

        Можно с уверенностью отметить, что эффективность использования здоровьесберегающих технологий состоит в том, что они:

- повышают работоспособность детей;

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения;

- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

     Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ является важной составляющей коррекционно-оздоровительной работы с дошкольниками. Но самое главное, что здоровьесберегающие технологии - помогают сохранить здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)...

Папка - передвижка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения»

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в нашей группе стала эффекти...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Из опыта работы)

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они до...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии -  совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....